Юсупов К.Н. и др. Национальная экономика - файл n1.doc

Юсупов К.Н. и др. Национальная экономика
Скачать все файлы (3243.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc3244kb.16.02.2014 15:42скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Юсупов, К.Н. Национальная экономика [ Электронный ресурс] : электрон. учеб. курс /  К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. - Электрон. дан. и прогр. -  М. :  КноРус,  2009. -  1 электрон. опт. диск (CD-ROM) 


Глава 1. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК БАЗОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.
ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТЕМА 4. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕМА 5. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ТЕМА 6. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕМА 7. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕМА 8. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТКРЫТОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ТЕМА 9. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ И ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТЕМА 10. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ТЕМА 11. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.
ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В ЗАЩИТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ТЕМА 13. ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТЕМА 14. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГАНИЗАЦИЯХ
ТЕМА 15. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение

В плановой экономике превалировал затратный механизм. Соответственно экономический рост происходил в основном за счет использования экстенсивных факторов. В этом направлении осуществлялись приватизация государственной собственности и переход к многообразию форм собственности и управления. Однако как экономические, так и политико-организационные меры еще не полностью обеспечивают проведение рыночных мероприятий. По-прежнему наблюдается экстенсивное, нерациональное использование природных ресурсов, малый и средний бизнес не располагают реальной поддержкой чиновничьего аппарата. В результате осуществление рыночной стратегии затруднено, задача удвоения валового внутреннего продукта осуществляется не столько за счет внутренних резервов экономического роста, сколько за счет экспорта сырья и вооружений.

С учетом этого авторы электронного учебника поставили задачу комплексной характеристики узловых проблем национальной экономики  экономического роста, уровня безработицы, роста цен и доли чистого экспорта в валовом внутреннем продукте  в увязке с воспроизводственным потенциалом, теневым оборотом, экономической безопасностью, индикативным планированием социально-экономического развития, стабилизационной политикой, глобализацией мировой экономики, региональными проблемами и др.


Тема 1. Особенности национальной экономики как базовой экономической категории

1.1. Понятие национальной экономики

Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно-культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением.

Существенными элементами национальной экономики необходимо признать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и других ценностей. Национальная экономика обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, услуг, труда, недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, средств производства и др.

Понятие нации происходит от лат. natio  народ и трактуется в современных условиях следующим образом:

1) исторически сложившаяся форма общности людей;

2) страна, государство.

Что же касается экономики, то существуют три трактовки этого понятия:

1) совокупность производственных отношений;

2) хозяйство района, страны, группы стран или всего мира;

3) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Трактовки понятий «нация» и «национальная экономика» являются близкими друг другу для мононациональных стран, таких как Япония, Чехия, Польша, Италия. А для многонациональных экономик (Российской Федерации, Бельгии, Китая, Испании) данные понятия имеют существенные различия.

Ключевые элементы системы национальной экономики уподобляются источникам экономической выживаемости страны. Это прежде всего внутренние источники простого и расширенного воспроизводства, оптимальная структура экономики, распределение прав собственности, экономические финансовые механизмы, тип социально-трудовых отношений, формы связи с внешним миром, система управления экономикой в целом, экономические границы национальной экономики.

Национальная экономика оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. Она складывается в условиях, когда приоритеты отдаются удовлетворению постоянно растущих запросов потребителей. Подчиняясь рыночной концепции дохода и доходности (при условии осуществлении деятельности, не запрещенной законом), национальная экономика является атрибутом рынка. Этим объясняется положение, когда в плановой экономике (равно как и в обществе, где существовал дефицит) не могло быть ни специальности, ни дисциплины «Национальная экономика».

Как специальность и как дисциплина «Национальная экономика» воспринимается как единое целое. При этом специальность вбирает в себя десятки дисциплин, каждая из которых способствует раскрытию той или иной ее грани. Собственно дисциплина «Национальная экономика», образно выражаясь, располагается между экономической теорией и прикладными экономическими дисциплинами. Экономическая теория «питает» национальную экономику методологическими положениями, законами, наиболее общими категориями, понятиями, присущими рыночной экономике. В свою очередь национальная экономика вооружает конкретные экономики стратегией, методами достижения высоких темпов экономического развития, снижения уровня безработицы и цен, оптимального соотношения между производством валового внутреннего продукта (ВВП) и чистым экспортом.


1.2. Основные цели национальной экономики

Национальная экономика стремится к стабильности и достигает ее благодаря росту ВВП, увеличению занятости, поддержанию цен, внешнего баланса.

1. Стабильно высокие темпы роста национального объема производства и обеспечение нормального экономического роста. Это предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг данной страны без резких изменений, спада и кризисов.

2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательную способность потребителя. Если цены неизменны в течение длительного времени, это приводит к замедлению темпов роста ВВП, снижению занятости, что тоже плохо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе конкуренции, соответствия спроса и предложения. В плановой экономике преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как правило, приводит к снижению стимула производителей, несоответствию спроса предложению, падению жизненного уровня населения.

3. Обеспечение занятости, которая выражается через уровень безработицы. Показатели уровня безработицы, объема производства и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потенциального, то занятость приближается к полной, но инфляция растет. Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но заметно растет безработица на национальном рынке труда.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу. С другой стороны, импорт товаров усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, давая населению широкие возможности для выбора. Серьезное воздействие торгового баланса на сальдо, а, следовательно, и на объем производства внутри страны оказывает курс валюты.

5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств и т. д.

Названные цели достигаются путем применения определенных инструментов макроэкономического регулирования:

 фискальной политики (оперирования государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

 определенной кредитно-денежной политикой (контролем над денежным предложением);

 политикой регулирования доходов (от свободного установления цен до денежного контроля);

 особой внешнеэкономической политикой (торговой политикой, регулированием обменного курса).


1.3. Структура национальной экономики

В экономической теории структура национальной экономики рассматривается в воспроизводственном, правовом, отраслевом, социально-экономическом, территориальном аспектах.

В воспроизводственную структуру включаются домашние хозяйства. Здесь потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются средства, переходящие в другие сферы национальной экономики.

В правовом отношении национальная экономика  совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих статус юридического лица.

В отраслевом отношении при анализе национальной экономики используются такие понятия, как сфера (например, производственная и непроизводственная), сектор (например, сектор домашних хозяйств), отрасль (например, черная металлургия), вид экономической деятельности (например, индивидуальный предприниматель по производству кирпича).

Разделение национальной экономики на сферы осуществляется с точки зрения участия их в формировании ВВП и национального дохода (НД). Кроме того, деление на сферы позволяет проследить единую цепь экономической деятельности. В соответствии с этим вся национальная экономика делится на две сферы.

1. Сфера материального производства. Представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь в части обслуживания производственной сферы, лесное хозяйство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки сельхозпродуктов, прочие виды материального производства). Результатом деятельности в данной сфере является продукция производственно-технического назначения, товары и изделия широкого потребления, услуги транспорта, связи и др. В мировой практике используется также деление сферы материального производства на промежуточную продукцию (продукт, подвергающийся дальнейшей технологической обработке) и конечную (продукт, не подвергающийся дальнейшей технологической обработке).

Непроизводственная сфера объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения (образование, науку, здравоохранение и социальные услуги, культуру и искусство, физкультуру и спорт, управление, деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг и т. д.).

Для обобщающей характеристики экономических процессов национальная экономика подразделена на секторы. Сектором национальной экономики называется совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также поведения и методов финансирования затрат на производство. Таким образом, группировка по секторам позволяет выделить части национальной экономики, обладающие общими характеристиками, единством теоретических и практических целей.

В зависимости от формы собственности различают государственный и частный секторы экономики (государственный представлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами; частный  совокупность предприятий, организаций и учреждений, не контролируемых государством непосредственно).

В соответствии с системой национальных счетов (СНС) в отечественной экономике сформированы следующие секторы:

 нефинансовые предприятия (совокупность хозяйственных единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческих организаций, занятых нерыночным производством; сектор нефинансовых предприятий вносит наибольший вклад в производство ВВП);

 финансовые учреждения (совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, основными видами деятельности которых являются финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность в области финансового посредничества и страхования; в сектор финансовых учреждений включаются система Центрального банка Российской Федерации (Банк России), коммерческие банки, прочие финансовые посредники  инвестиционные и инновационные фонды, лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы, финансовые вспомогательные учреждения  фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды);

 государственные учреждения (совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций; сектор государственных учреждений имеет федеральный, региональный и местный уровни);

 домашние хозяйства (совокупность домашних хозяйств);

 некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (совокупность некоммерческих организаций, основной функцией которых является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам на нерыночной основе; этот сектор финансируется в основном за счет добровольных взносов, спонсорской помощи, доходов от собственности).

Отраслью (видом экономической деятельности) является совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли имеет целью решить многочисленные задачи, из которых основными являются следующие:

 идентификация экономической деятельности, заявляемой хозяйствующими субъектами при регистрации;

 разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

 обеспечение потребностей органов государственной власти и управление информацией о видах экономической деятельности при решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др.;

 осуществление государственного статистического наблюдения за развитием экономических процессов;

 подготовка статистической информации для работы с ней на международном уровне.

Социально-экономическая структура характеризует деление национальной экономики на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т. п.  в соответствии с формами собственности.

Территориальная структура означает деление национальной экономики на зоны (Западную и Восточную), укрупненные экономические районы (например, Урало-Поволжье), крупные экономические районы (всего 11 плюс Калининградская область), федеральные округа (всего семь), регионы  субъекты Российской Федерации (всего 89) и муниципальные образования.


1.4. Уровни в национальной хозяйственной системе

Речь идет о взаимодействующих в едином экономическом пространстве однотипных групп сфер, комплексов, отраслей, регионов и других элементов функционирования народного хозяйства страны: межстрановых, федеральных, региональных, внутрирегиональных комплексах, отдельных отраслях, внутриотраслевом уровне, уровне взаимосвязей предприятий, а также об отдельных организационно-правовых формах хозяйствования, внутрипроизводственном и личностном уровнях.


1.5. Экономические факторы и предпосылки функционировния национальной экономики

Речь идет об экономических основах национального хозяйствования, экономической базе, регулирующей отношения собственности в стране, формах хозяйствования в ней, процессах производства, распределения, обмена и потребления.

Формы собственности: частная, юридических лиц, общественных организаций, совместных организаций, государственная и муниципальная.

Объекты собственности: земельные участки, жилые дома, денежные средства, ценные бумаги, средства массовой информации, предприятия.

Национальный рынок и его сегменты: рынок труда, фондовый рынок, рынок недвижимости, рынок средств и предметов труда, рынок товаров и услуг и т. д.

Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике Российской Федерации стало коренное изменение отношений собственности. Оно охватывает приватизацию и разгосударствление собственности (самый главный урок приватизации в Российской Федерации: владельцами собственности стали не миллионы граждан, а ограниченный круг лиц, имевших доступ к беспроцентным кредитам в банках, получивших возможность приобрести фонды по остаточной, а не рыночной стоимости). Приватизация в Российской Федерации пример коррумпированности высшего чиновничьего аппарата и олигархов. С развитием рыночных принципов коррумпированность будет снижаться. Коррупция тем больше, чем меньше экономической свободы.

Основные уроки приватизации состоят в следующем:

1) она проводилась слишком быстрыми темпами, без соответствующей институциональной подготовки и даже без соответствующего законодательства;

2) привела к ослаблению государственной власти, эрозии общественного порядка, коррупции;

3) в результате приватизации не сформировался реальный собственник, а все (или почти все) приватизированное имущество было приобретено «воровским» способом.

Подобное развитие приватизационных процессов объясняется порочностью механизма ваучерной приватизации, субъективным желанием ускорить разрыв с коммунизмом, а то и нечистоплотностью реформаторов.

Приватизация в Российской Федерации также характеризовалась спонтанностью. Государственная собственность при приватизации в конечном счете оказалась в руках небольшого круга лиц, как правило тех, кто либо управлял указанной собственностью, либо имел неформальные связи с корпусом чиновников. Другими примерами экономических предпосылок национальной экономики являются:

 создание акционерных обществ всех типов;

 образование среднего класса (реальность такова, что представители средних слоев не смогли формировать класс);

 повышение степени открытости хозяйственной системы (открытость хозяйственной системы Российской Федерации достаточно высока, но достигнута за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов);

 создание предприятий прямого и смешанного владения (в балансе элементов ВВП Российская Федерация имеет отрицательное сальдо);

 создание особых экономических зон всех типов на территории страны;

 вхождение России в международные союзы и соглашения (проблемы при вхождении во Всемирную торговую организацию (ВТО).


1.6. Политические факторы и предпосылки функционирования национальной экономики

Вопросы о власти, системе политических условий, целях и задачах функционирования этой системы в целом и входящих в ее состав элементов. Обсуждение, в интересах каких слоев и групп населения осуществляется процесс функционирования национальной экономики, прогнозы и реальные последствия социально-экономической политики государства. Критический анализ программ партий, прогноз возможного прихода к управлению страной той или иной партии. Оценка демократических преобразований в стране.


1.7. Организационные факторы и предпосылки функционирования национальной экономики

Реальность, действенность национальной хозяйственной системы, функционирующей и развивающейся как сложный объект.

Состав и структура Правительства Российской Федерации (Правительство РФ): 14 министерств (Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России); Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России); Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России); Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России); Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России); Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России); Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России); Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России); Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России); Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России); Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России); кроме того, пять федеральных служб, два агентства. Критический анализ структуры министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров и иных органов исполнительной власти.

Раздутость аппарата. В начале 1997 года центральный аппарат Правительства Российской Федерации в 2,7 раза превосходил суммарную численность аппаратов СССР, РСФСР и ЦК КПСС.

Проблемы российских реформ, отсутствие системности в их проведении (множество реформ, непоследовательность их завершения).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации