Лекция. Древневосточные религии - файл n1.docx

Лекция. Древневосточные религии
Скачать все файлы (40.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx41kb.03.02.2014 15:43скачать

n1.docx

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ

Возникновение первых цивилизаций в IV тыс. до н.э. способствовало ускорению общественного прогресса. Формирование первых государств вызвало подчинение человека власти и закону, привело к господству социальных сил вместо природных, хотя и наряду с ними. В связи с этим происходит изменение содержания и функций религиозных верований: интересы личности и общества стали расходиться или перестали отождествляться. Социальное расслоение привело к появлению разных систем ценностей у разных социальных групп. Силам разъединения, взаимного отрицания людьми друг друга должна была быть противопоставлена общая, всеми признаваемая и для всех обязательная система ценностей и стандартов поведения. Для этого групповые интересы и взгляды должны были получить форму всеобщности, всечеловеческий или надчеловеческий облик.

В религиях Древнего Востока очень долго держались глубоко архаические черты, сочетающиеся с теми сложными формами, которые порождались социальными и политическими условиями жизни.

1. Религия Древнего Египта.

Религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни Египта. Религия отражала как природные условия (Нил, пустыня, звери и т.п.), так и социальные (фараон, государство). Египетская религия прошла длительный путь развития и к концу II тыс. до н.э. превратилась в законченную систему.

Самый древний пласт египетской религии - тотемизм. В каждой области Египта (номе) чтили свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом, которого изображали или в виде этого животного или в смешанном, зооморфном образе. Так, в Дендере почитали корову, в Элефантине - барана, в Сиуте - шакала, в Гермоиоле - павиана и ибиса, в Файюме - крокодила, в Бубатисе - кошку и т.д. Культ животных в Египте был локальным, а не родовым, тем не менее исследователи считают его остатком древнего тотемизма.

В почитании местных богов постепенно происходит процесс антропоморфизации священных животных: изображается человеческая фигура с головой животного (Бастет - кошка, Тот - ибис, Хатор - корова, Анубис - собака и т.д.). Таким образом зооантропоморфные образы ведут происхождение от священных животных.

Наряду с этим встречаются следы матриархата - большое число женских божеств среди местных покровителей (Хатор, Сохмет, Нефтида и др.).

Объединение Египта привело к централизации культа и появлению общеегипетских богов. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Древнейшим из общеегипетских богов был Гор, которого первые объединители Египта в конце IV тыс. до н.э. превратили из племенного божества в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах. Затем, при 5-й династии, верховным божеством становится гелиопольский Атум (Ра). Возвышение Фив привело к тому, что бог Амон стал во главе общеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра).

Другие местные божества приобретали общеегипетское значение в роли покровителей того или иного вида человеческой деятельности: Тот стал покровителем писцов и ученых, Анубис - богом загробного царства, Сохмет - богиней войны и т.д. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, некоторые связывались с солнцем (Амон, Гор, Осирис и др.), с луной (Тот, Исида, Хонсу), с небом (Хатор, Нут), с землей (Геб, Нут).

Создание общеегипетского пантеона способствовало установлению мифологических связей между отдельными божествами. Так появились триады и эннеады (девятибожия) божеств. Сближение богов иногда вело к их отождествлению (Амон-Ра). Также вводится и общеегипетское почитание священных животных. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил.

Земледельческие культы были связаны с мифом об Осирисе и Исиде. Осирис - олицетворение хлеба, а миф о нем - образный рассказ о превращениях посеянного и проросшего хлебного зерна. Исида - богиня плодородия.

Обожествление царя - характерная черта египетской религии. Сначала цари находились под покровительством бога Гора, затем царь стал рассматриваться как сын бога Ра и сам предстает как живое божество. Царь был во главе важнейших религиозных обрядов, а жрецы действовали от его имени. Для почитания фараона существовал особый священный церемониал.

Погребальный культ.

Мумификация первоначально использовалась египтянами для предохранения тела от гниения, затем ей стал придаваться религиозный смысл. Вера в посмертную судьбу души - самая развитая среди древних народов.

По египетским верованиям, со смертью человека умирает только тело, а другие составные части существа остаются жить: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобразная душа, невидимый двойник, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. Существовало поверье, что покойник или его ка попадает на поля Иалу на западе и продолжает вести там ту жизнь, которую вел в этом мире.

Счастливая загробная жизнь обеспечивалась магическими средствами - изображениями ее сцен на стенах гробниц и волшебными формулами. Божества выступают в качестве покровителей умерших. Вокруг них складывался погребальный культ. Центральная фигура культа Осирис - повелитель загробного мира и посмертный судья душ. Суд ОзирисаВ обрядах происходило магическое отождествление покойника с Осирисом. Идея - магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Важная часть заупокойного культа - идея суда над душами умерших. В роли судьи выступает Осирис, которого сопровождают боги-помощники. Путеводителем для погребальных обрядов служила Книга мертвых - сборник магических заупокойных формул.

Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т.н. "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125-й главе "Книги мёртвых" (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист",- утверждает умерший на суде).

У египтян существовала идея нравственной ответственности человека, которая была связана с верой в загробную жизнь. Но идея загробного воздаяния не доминировала. Преобладало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами.

Мифология. В древнем Египте существовало много космогонических (отделение неба от земли) и антропогонических мифов (бог лепит человека из глины на гончарном круге). Часть мифов направлена на олицетворение природы (луна, воздух, земля, Нил, пустыня). Большое место занимают солярные мифы. Есть мифы о культурных героях (Тот, Осирис) и мифы о наказании людей богами (Ра посылает Сохмет для наказания людей за злые дела).

Магия. Магическая практика играла большую роль в Египте. Лечебно-предохранительная магия была тесно связана с медициной, а лечебная практика находилась в руках жрецов. Для лечебных целей применялись заговоры, амулеты, магические изображения. Практиковалась и магия погоды. Известны и различные приемы вредоносной магии, например, колдовали над восковой фигуркой врага. Широко известна египетская заупокойная магия для обеспечения покойнику благополучия в загробном мире.

Жречество и храмы играли огромную роль в жизни Древнего Египта. Они осуществили монополизацию знаний, установили господство в идеологии, обладали экономическим могуществом, предъявляли претензии на политическую власть. Культовые функции сводились к обрядам и жертвоприношениям, а также к участию в погребальном ритуале.

Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Общая линия развития состояла в следующем:

во-1-х, постепенное слияние местных культов и объединение их в общегосударственные;

во-2-х, превращение жречества в замкнутую касту;

в-3-х, слабая тенденция к преодолению национальной замкнутости привела к синкретизму в эллинистическую эпоху.

2. Религия Древней Месопотамии.

Бык с головой человека В религии народов Месопотамии прослеживается много сходных черт с Древним Египтом.

Общегосударственные боги возникли путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях. Особенно выделялась великая троица: Ану (небо) - непостижим и далек, Эа (культурный герой, защитник людей) - мудр и свят, Энлиль (ветер) - могуч и царственен. Между ними и местными богами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. Боги антропоморфны (единственный зооморфный бог Эа - человек-рыба). Следы тотемизма мало заметны, хотя были священные животные - быки (изображали с головой человека) и змеи.

Возвышение Вавилона вывело на первое место бога Мардука. Жрецы сочиняют мифы о его первенстве и пытаются создать подобие монотеистического учения: Мардук - один, а остальные боги - его проявления.

Культ царей

В Древнем Вавилоне персона царя не обожествлялась, но царь считался ставленником богов и правил от их имени. Имя царя обычно писалось со словом "бог".

культы в основном связаны с мифом об Иштар и Думмузи. Иштар - богиня плодородия, эротическая богиня, отличающаяся сладострастной жестокостью к любовникам. При храмах практиковалась культовая проституция, оргиастические культы и представления жрецов-евнухов в женских одеждах.

Жрецы составляли особую касту. Культ был строго регламентирован. Храмы строились в виде ступенчатых башен (зиккураты). У жрецов была монополия на знания. Особо жрецы занимались астрономией и астрологией. В связи с этим наблюдалась астрализация божеств в мифологии. Слово "бог" в клинописи обозначалось знаком звезды.

Мифология связана с космогоническими мифами. Так, в одном из мифов рассказывается о начале мира, который возник из хаоса, о богах и их борьбе за мироустройство. В другом мифе говорится о создании первого человека по имени Адапа, о потере им бессмертия и о происхождении смерти. Интересные мифологические мотивы содержатся в эпосе о Гильгамеше.

Демонология.

Большую роль в религии играли верования о многочисленных низших духах, злых и губительных, которые считались олицетворением болезней и несчастий людей. Для борьбы с ними использовались заклинания жрецов, а также амулеты-обереги. Обычно они содержали изображение самого духа, который должен был испугаться и убежать.

Магия.

Существовала лечебно-предохранительная, вредоносная, военная магия. Хорошо была развита мантика: толкование снов, гадание по животным, птицам, форме масляных пятен на воде и т.д., особенно гепатоскопия (гадание по печени).

Погребальный культ был развит слабо. О загробной жизни имелись смутные представления. Считали, что души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала. Вся религия ориентирована на земную жизнь.

3. Религии народов Малой Азии, Сирии и Финикии.

В Малой Азии особую популярность имел культ Великой матери - Кибелы, Реи - богини плодородия. Почитался и ее супруг - Аттис. Культ носил оргиастический характер:практиковалась храмовая проституция и изуверское самооскопление жрецов, связанное с мифом об оскоплении Аттиса, чтобы избежать любовных преследований богини-матери, которая его потом воскресила.

Аналогичным был культ Астраты в Сирии, где практиковались человеческие жертвоприношения. У финикийцев наиболее почитаем был Молох - свирепый бог, пожиратель человеческих жизней. Ему приносили в жертву новорожденный детей-первенцев.

Культ у финикийцев был сосредоточен в храмах и отличался большой пышностью.

4. Религия Ирана.

Религия Ирана развивалась своеобразными путями. Названия: маздаизм, зороастризм, авестизм, огнепоклонство. Позже митраизм, парсизм. В настоящее время маздаизм - религия парсов.

Первоисточником является Авеста - древняя священная книга. Составление ее приписывается пророку Заратуштре (VI в. до н.э.). Основная идея Авесты - резкий дуализм светлого и темного начал в мире, которым управляют светлые силы - агуры и темные - дэвы. Во главе светлых сил находится Агура-Мазда, темных - Ангра-Майнью. Оба великих духа признаются равноправными творцами всего сущего. Между светлыми и темными началами идет постоянная борьба. Одно из объяснений корней дуализма - антагонизм между оседлыми земледельческими племенами и кочевниками-скотоводами.

Законченный вид религия приобретает в правление Ахеменидов (V-IV вв. до н.э.). Окончательное превращение дэвов - древних арийских племенных богов в злых духов произошло под влиянием политических причин. Религиозная политика Ахеменидов была ловкой и осторожной. Они не трогали культы в завоеванных странах, а в иранских странах ввели строго централизованный культ Агура-Мазды. При Сасанидах эта религия стала национальной религией иранцев.

Дух-охранитель Фраваши, который есть у каждого человека и держит сторону добраКульт сводится к принесению жертв, обрядовым очищениям, поддержанию священного огня и т.п. Все это состоит в обязанности жрецов-атраванов, которые монополизировали культ. Особо интересна специфика погребения. Иранцы хоронили умерших в специальных круглых башнях - дакмах и оставляли трупы на съедение коршунов. Маздаисты не интересовались телом умершего, но считали, что душа имеет разную участь (рай или ад) в зависимости от земной жизни.

В религии разработана своя этика: главная добродетель - пахать землю и сажать растения. К грехам относят нарушения ритуальной чистоты, из которых выделяют 3 главных: сожжение трупа, употребление в пищу падали и противоестественные половые пороки. Моральные предписания: быть праведным, делать добрые дела, говорить правду, соблюдать договоры и т. п. Религиозные убеждения определяют посмертную судьбу души.

В ходе последующего развития релгии было развито эсхатологическое учение о конце света и страшном суде. Популярен был также культ Митры - древне-иранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Известен вклад образа М. и в формирование некоторых аспектов раннехристианского учения и ряда предшествовавших ему концепций.

5. Религии Китая.

Свидетельства древнейшей религии Китая - гадательные кости (найдено св.100 тыс.), многие с надписями, в которых обычно формулируется вопрос, на который гадающий хотел ответ. Кость бросали в огонь и по трещинам жрец давал ответ. Были тотемистические верования, которые отразились в названиях племен.

Даосизм.

Около VI в. до н.э. возникло учение Лао Цзы. Центральная идея - дао. Буквально дао означает "путь", но в это понятие вкладывают более широкое метафизическое и религиозное содержание: образ жизни, метод, принцип. Некоторые толкуют материалистически: дао - природа, объективный мир. В учениии о дао присутствует диалектика: "Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию; предшествующее подчиняет себе последующее." Диалектика понимается как примирение, отсюда - принцип бездействия и квиетизма. Осуждается всякое стремление сделать что-либо или изменить в природе или жизни. Практический вывод: "Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным." Зло и всякое знание. Главная добродетель - воздержание, которое рассматривается как первая ступень нравственного совершенства. На основе учения Лао Цзы - даосская религия.

У даосов есть свои храмы и жрецы, которые разделяются на монашествующих и семейных. Во главе культа находится верховный жрец ("небесный учитель"). Он господствует не только над жрецами, но и над духами. Даосский жрец - гадатель, предсказатель, исполнитель магических обрядов. Среди обрядов выделяется шаманизм с экстатическими плясками. Особую роль играют гадания о свойстве местности: каждая местность находится под влиянием добрых или злых сил, связанных с особенностями рельефа (например, холм определенного очертания влияет на все, что поблизости, включая умерших, погребенных около него, поэтому иногда мертвецов откапывали и переносили на новое место). Сложилась особая профессия из даосских жрецов-специалистов по таким гаданиям. Существовали и гадания другого рода: вопрос пишется на бумаге, которую сжигают на алтаре, а жрец пишет ответ на песке.

Существовали у даосов поверья о непорочном зачатии: от горного духа, от молнии, от дракона, падающей звезды и т.д. Есть представления о загробной жизни. У каждого человека сосуществуют две души: ци - жизнь, неотделимая от тела, и лин - душа, отделимая от тела. По смерти лин превращается либо в гуй (черта), если человек был ничем не выдающейся личностью, либо в шэнь (божество), если человек значительный и уважаемый. Душам выдающихся людей, как и душам предков приносили жертвы.

Конфуций Конфуцианство.

Почти одновременно с даосизмом возникло и развивалось другое учение - Кун Цзы (Конфуция). Основное содержание - учение о правилах поведения и правильной жизни, система политической и частной этики, учение об управлении государством, о правильном порядке в семейном быту. Сам Конфуций был обожествлен после смерти, и в честь него было построено около 1500 храмов. Однако в конфуцианстве отсутствует профессиональное жречество. Исполнение обрядов осуществляют государственные чиновники, главы семей и родов. По содержанию культ представляет собой узаконение традиционных семейно-родовых обрядов.

По конфуцианству, главнейшая обязанность человека - сыновья почтительность и почитание предков. Государственный культ обращен к предкам императора. Главное правило жизни в конфуцианстве - соблюдение обрядов. Традиционный уклад жизни сводится к 5 отношениям: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями.

Третьей религией Китая является буддизм. Также есть сторонники ислама и христианства. Китайцы обычно выполняют обряды всех трех религий, поэтому борьба между ними ведется не за верующих, а политическая.

Пантеон.

Китайский пантеон богов весьма обилен: есть местные божества и боги, заимствованные из других религий. Главный бог в древности - шан-ди - "небесный император" (олицетворение неба), затем - Тянь (небо). Культ неба мог осуществлять только император, остальные люди могли приносить жертвы только второстепенным богам. Конфуцианские и даосские божества не разграничены между собой. Из второстепенных богов выделяются бог богатства, боги покровители профессий, покровители отдельных местностей, умершие выдающиеся лица, у крестьян - земледельческие божества. Видное место в пантеоне занимают драконы; главный из них - Лун-ван ("князь драконов").

Культ предков.

Важнейший из культов - культ предков, который стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Китайцы верят, что после смерти душа предка проживает в трех местах. Одна ее часть отправляется на небо, другая остается в могиле, чтобы принимать приношения, а третья поселяется в семейном святилище.

На пути к небу душе требуется помощь. Поэтому китайские похоронные обряды проводятся с тщательным соблюдением сложных процедур, обеспечивающих душу всем необходимым снаряжением в дальний путь. С помощью даосских жрецов члены семьи произносят молитвы, делают подношения еды, жгут бумажные деньги - а в некоторых случаях даже бумажные автомобили, самолеты и слуг - чтобы душа ни в чем не нуждалась по дороге. Противостоящих усопшему злых духов задабривают жертвами и громкими причитаниями. Очень важно правильно выбрать место для могилы. По этому поводу консультируются у гадателя-геоманта. Могила должна содержаться в полном порядке, и проживающей в ней душе следует периодически приносить еду. Потомки должны посещать могилу, особенно в дни весеннего праздника (цзинь-мень).

Положив приношения на алтарь предков, китаец просит их о защите и о помощиНа протяжении ста дней в доме старшего наследника мужского пола проводятся поминальные службы. Буддийский или даосский жрец освящает памятную дощечку предков, в которую обычно вписывают имя усопшего, его послужной список и наклеивают фотографию. Над дощечкой жгут благовонные палочки и в определенные праздничные дни ставится еда. Молодожены, проходя мимо, обязаны каждый раз перед ней кланятся. Ее присутствие сплачивает семью и обеспечивает покровительство и благословение всем родственникам.

У каждой семьи есть свой семейный храм или молельня, где в определенное время совершаются обряды семейного культа. Храмы предков (мяо) обустраиваются в зависимости от социального положения. В храме первоначально помещается статуя или кукла, изображавшая умершего, впоследствии - табличка с красными иероглифами на черном фоне. В табличке содержится душа умершего и для внедрения ее туда существует специальный обряд. Таблички хранятся в определенных шкафчиках, откуда их вынимают в определенное время (часто семейные события) и расставляют перед ними кушанья.

Земледельческий культ.

Ввиду значения земледелия в Китае важную роль играет земледельческий культ. Этот культ официальный и государственный, но массовые формы остались крестьянскими: весенние и осенние обряды с жертвоприношениями. Особенно чтили местных покровителей-духов. В жертвоприношениях превалирует символизм (фигурки из бумаги).

Общая черты религии.

Китайцы мало склонны к мистицизму и аскетизму. Главное - обряды и их соблюдение. Обряды лишены экзальтации. Мистическое общение с божеством занимает малое место (только у даосов). Индивидуальное начало в религии несвойственно китайцам.

6. Религии Индии.

История религий Индии делится на 3 периода: ведический, брахманский и индуистский.

Ведический период.

По названию древнейших религиозных текстов - Вед (веда - знание). Веды представляют собой разновременные собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника: книга гимнов - Ригведа (содержит 1028 гимнов), древние сборники молитвенных заклинаний и обрядов Самаведа (извлечение из тех же гимнов), книга поклонения - Яджурведа, книга песнопений и магических заклинаний - Атхарваведа.

В религии арийцев Индии в тот период господствовал политеизм (многобожие). Количество богов трудно подсчитать. Полагают, что их было 33, но в Ведах есть упоминания о гораздо большем количестве: в одном месте говорится о 3399 богах. Из богов выдвигался обычно на первое место тот, к кому в данный момент обращались (так называемый генотеизм). В Ведах это самый популярный бог - Индра: ему одному посвящено до 250 гимнов, да и в других он упоминается часто. Характерна его двойственная природа: с одной стороны, это бог-воитель, с другой - бог грома и молнии. Другой бог с чисто натурмифологическими чертами - Варуна - олицетворение ночного неба, небесных и земных вод. Имя его происходит от корня "вар" - покрывать: это - "покрывающее" божество. Небо олицетворялось и в образе другого бога - Дьяуса (олицетворение дневного неба). В виде олицетворений солнца выступает целая вереница божеств: Сурья, Савитар, Пушан, Митра и даже Вишну. Олицетворение зари - богиня Ушас - одно из очень немногих женских божеств ведического пантеона.

Некоторые из образов богов связаны с самой культовой практикой и выступают как посредники между людьми и небесными богами. Таков прежде всего Агни - олицетворение огня (ему посвящено до 200 гимнов), божество Сома - священный опьяняющий напиток, изготовленный из особого растения, который употреблялся при культовых действиях и служил жертвой богам, наиболее им приятной.

Ведические боги группируются в две противостоящие и отчасти враждебные друг другу категории: асуров и дэвов. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар; ко вторым - большинство остальных. Возможно, что асуры были более древними предметами почитания. Они соответствуют иранским благодетельным существам-агурам. В позднейшее время асурии у индийцев стали злыми духами, дэвы - добрыми, тогда как у иранцев распределение было как раз обратным. Злыми духами считались также ракшасы. С ними ведут борьбу Индра и другие добрые божества.

Наряду с богами у арийцев почитались и предки - питрис, питары (отцы). Их культ был отражением патриархально-родового уклада.

Центральную роль в культе ведического периода играло жертвоприношение. Оно было главным способом общения людей с богами. Преобладали бескровные жертвы: священный напиток сома, коровье молоко, масло, мед, лепешки. Приносители жертв обозначаются в Ведах по рангам и по специальностям (один совершает возлияние, другой зажигает священный огонь и пр.); но, видимо, особого профессионального жречества еще не существовало. Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практично; оно представляло своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. Молитвы, связанные с жертвой, обладают принудительной силой. Боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой.

Таким образом, ведическая религия представляет собой наряду с сильным развитием мифологии и олицетворений все же в значительной мере магию: молитвы являются в сущности заклинаниями, принудительно действующими на богов. Представления ведической религии о загробном мире были очень смутны. Идея души, отдельной от тела, видимо, еще не сложилась. Ведическая религия ориентирована целиком на этот, а не на потусторонний мир. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их - олицетворения явлений природы. В Ведах не упоминаются ни святилища, ни храмы. Жертвы приносятся или в доме, или на открытом воздухе, на особом жертвеннике. Не было, очевидно, и изображений богов. Эта сравнительно простая религия отражала переходный, родо-племенной общественный строй.

Брахманский период.

Изменения в религии Индии были связаны с изменениями общественного строя и социальным расслоением. В первой половине I тыс. до н.э. сложились основы кастового строя Индии, который почти до наших дней являлся специфической чертой общественной жизни этой страны. В древности были известны четыре варны (по-санскритски варна дословно цвет): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама, или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу, сложенному в этот период, сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног - шудры. Каждой касте сам Брахма предназначил род деятельности. Господствующее место заняли брахманы - наследственное кастово обособленное жречество, приносители жертв, знатоки священных Вед. Наряду с ними важное место занимает другая из господствующих каст - каста воинов - кшатриев. Из их среды выходили князья и цари. Третью касту - вайшьев - земледельцев, скотоводов и торговцев - составляло свободное население, принадлежавшее в основном к племенам арийцев - завоевателей. Три перечисленные касты считались благородными и арийскими; они назывались также дважды рожденными. Четвертая, бесправная каста рабов, включавшая потомков покоренных аборигенов Индии, - шудры (слуги).

Сообразно возвышению социальной роли профессионального кастового жречества - брахманов сильно усложняется культ. Он отражает строго аристократический кастовый строй общества Индии. Усложняется пантеон древних богов. На первый план выдвигаются кастовые божества. Одним из главных, а впоследствии главным богом становится Брахма. Из других божеств главное значение получают Бог Вишну, лежащий в кольце священной кобры. Из живота его вырастает лотос, а на нем - Брахма с четырьмя лицами и четырьмя руками.Вишну и Шива. Последний связывается с ведическим богом бури Рудрой. Имя Вишну совпадает с одним из ведических олицетворений солнца, но по своему облику и функциям это новый бог. Видное место занимают женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии. Каждое мужское божество получило свою женскую пару. С Вишну связывается богиня Лакшми, с Шивой - богиня Парвати, которую также называют Дурга, Кали. Появляется и множество других богов. Все вместе они совершенно оттесняют ведические божества. Индра превратился в бога кшатриев. У вайшьев - земледельцев - одним из главных богов стал древний Рудра, отождествлявшийся позднее с Шивой. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Культ в брахманский период стал строго аристократическим. Публичных обрядов и жертвоприношений не было. Принесение жертвы, считавшееся главным культовым действием, составляло частное дело. Руководить жертвоприношением, произносить гимны мог только брахман. Он делал это по приглашению. Принесение жертвы требовало больших затрат, поэтому оно было доступно только богатым, знати. Простой народ совершенно не участвовал в культе: общественных жертвоприношений не было, частные же жертвоприношения беднякам были недоступны. Общественных храмов не было.

В эту эпоху выдвинулась одна из важных религиозных теорий, которая позже сделалась краеугольным камнем индусской религии: идея перевоплощения. Согласно брахманским представлениям, душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил. Главное и основное правило - соблюдать законы касты. Шудра, если он покорно и смиренно служит остальным кастам, исполняя все правила поведения своей касты, получает возможность в посмертном перерождении воплотиться в человека более высокой касты. Напротив, человек, который нарушает законы своей касты, в следующем воплощении не только может быть понижен в касте, но может обратиться в низшее животное. Брахманы устанавливали даже категории грехов, за которые человек получает определенное возмездие. За мысленный грех человек должен будет воплотиться в представителя низшей касты, за словесный грех - в животное, а за греховный поступок - в неодушевленный предмет.

В индийской религиозной философии того времени было выработано и теоретическое обоснование учения о перерождении - идея кармы. Понятие кармы сложное, и оно по-разному толковалось разными течениями индийской философии. В русском языке ему приблизительно соответствуют два понятия - причинность и судьба. Каждый хороший поступок влечет за собой награду для человека, каждый дурной - наказание; но, как правило, не в этой жизни, а в будущем воплощении. Сама судьба человека или любого другого существа в этой жизни есть результат его поступков в прежнем существовании. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущем воплощении. Так философская идея кармы легла в основу брахманского учения о перерождении.

Одна из философских систем, сложившаяся в ту же эпоху, получила особое значение в дальнейшем развитии религии Индии - это Йога, аскетическое учение, практическое применение религиозных и философских принципов для целей самоусовершенствования. В учении и практике йогов на первое место выдвинулась система сложно разработанных приемов дыхания и других специальных правил поведения, цель которых - сохранение чистоты тела и самоусовершенствование души. На этой почве вырос впоследствии известный индийский аскетизм.

В целом религия Индии брахманского периода едва ли может рассматриваться, как это обычно делают, всего лишь в качестве дальнейшего развития ведической религии. От этой последней в брахманизме осталось довольно мало: только вера в священный авторитет Вед, имена немногих богов и ритуал жертвоприношений. По своему же духу, по чисто кастовому характеру религия брахманизма резко отличается от ведической.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации