Планирование и использование финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий - файл n1.docx

Планирование и использование финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
Скачать все файлы (24.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx25kb.16.02.2014 14:23скачать

n1.docx

Планирование и использование финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий

Принцип планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий реализуется на практике путем принятия финансовых планов предприятия, основанных на финансовой стратегии. Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением1, потребный размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу.

Финансовое планирование является основой финансовой деятельности. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы2.

Объектом финансового планирования выступают кругооборот финансовых ресурсов всей финансовой системы государства, совокупность имущественных отношений, лежащих в ее основе. Главенствующая роль в процессе планирования отводится планированию на макроуровне - бюджетному планированию, основные параметры которого находят непосредственное отражение в деятельности субъектов планирования более низшего звена, так как все звенья и институты финансовой системы государства взаимосвязаны и, более того, взаимообусловлены.

Финансово-хозяйственная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий является как объектом государственного управленческого воздействия, так и самостоятельной управленческой системой, одной из элементов которой является "предвидение", т.е. планирование деятельности. Планирование (англ. - planning) - одна из основных функций управления, посредством которой определяются и достигаются цели деятельности предприятия3.

В силу вовлеченности в орбиту финансовой деятельности государства планирование деятельности изучаемых предприятий является и формой финансовой деятельности государства, урегулированной нормами, прежде всего, финансового права4.

Юридическая значимость финансового планирования заключается в том, что, во-первых, с правовой точки зрения баланс доходов и расходов представляет собой индивидуальный акт независимо от того, чью финансовую деятельность он отражает: предприятия, объединения или министерства или ведомства. Во-вторых, планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий является частью государственного бюджетного планирования. Этот вывод уже подтверждается вовлеченностью их финансовой деятельности в сферу финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовые ресурсы федеральных государственных предприятий являются источником не только налоговых поступлений бюджета РФ, но и неналоговых доходов федерального бюджета.

Параметры плана развития государственного и муниципального сектора экономики отражены в прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по РФ, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам, отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

Идеальным вариантом можно признать то, что проект бюджета соответствующей территории будет основываться на проектах развития государственного и муниципального сектора экономики, в основе которых лежат консолидированные планы деятельности государственных и муниципальных предприятий. Это приведет к повышению эффективности аккумулирования и использования средств как бюджетов бюджетной системы РФ, так и финансовых ресурсов самих предприятий - источников неналоговых доходов бюджетов.

Правовую основу финансового планирования финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий составляют нормы Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ и подзаконные нормативные акты, в частности Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" и Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий".

В настоящее время унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на основе программы деятельности, а казенные предприятия - на основе программы деятельности и сметы доходов и расходов. Рассмотрим механизм разработки программы деятельности федеральных государственных предприятий.

Ключевую роль в утверждении программы деятельности предприятия, определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, а также утверждении сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия играют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия. Для организации работы по финансовому планированию деятельности предприятий немалый вклад вносят комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с п. 1 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий руководитель унитарного предприятия представляет ежегодно, до 1 августа, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, представляющий собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия включает сведения о предприятии, руководителе предприятия и содержит четыре раздела:

1) краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года;

2) мероприятия по развитию предприятия по четырем сферам: снабженческо-сбытовой, производственной, финансово-инвестиционной, социальной;

3) бюджет предприятия на планируемый период (финансовое обеспечение программы);

4) показатели деятельности предприятия на планируемый период.

Следует отметить, что в соответствии с отмеченным Постановлением Правительства РФ N 739 программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия направляется в 3-дневный срок со дня ее утверждения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Постановлением Правительства РФ N 228 также предусмотрено, что показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности. В примечании к пункту прогноз показателей экономической эффективности деятельности предприятия отмечается, что они на два года, следующие за планируемым, определяются исходя из ожидаемого эффекта реализации мероприятий программы, а также прогнозов социально-экономического развития страны, т.е. речь ведется о долгосрочном планировании отмеченных показателей, хотя в самих Правилах ни слова не говорится о таковом. Примечательно, но уже в Постановлении Правительства РФ N 872 говорится о программе деятельности предприятия на очередной год и плановый период.

Естественно, основой повышения эффективности деятельности государственных предприятий должно стать планирование финансово-хозяйственной деятельности, более того, долгосрочное планирование, если учитывать переход на трехлетний бюджет. Поэтому целесообразно закрепить долгосрочное планирование финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.

Следует отметить, что планирование и использование финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий имеет важное значение не только для финансово-хозяйственной деятельности самих предприятий, но и для соответствующего публично-территориального образования, в нашем контексте - РФ. В процессе планирования и использования осуществляется не только рациональное распределение финансовых ресурсов, но и выявляются дополнительные средства, которые направляются на расширение производства и реализацию общественно полезных целей. Для достижения максимальной эффективности планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий целесообразно на законодательном уровне решить следующие вопросы:

1) необходимо возвратить в БК РФ нормы, устанавливающие, что проект бюджета соответствующей территории должен основываться на проектах развития государственного и муниципального сектора экономики, в основе которых лежат консолидированные планы деятельности государственных и муниципальных предприятий. В конечном итоге это приведет к повышению эффективности аккумулирования и использования средств как бюджетов бюджетной системы РФ, так и финансовых ресурсов самих предприятий - источников неналоговых доходов бюджетов;

2) закрепить в законодательстве долгосрочное планирование финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий и его механизм, так как при утверждении программ деятельности и определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий федеральный орган исполнительной власти руководствуется планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемых за счет части прибыли всех подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год;

3) выработать систему информационной обеспеченности процесса планирования, в рамках которого необходимо создать механизм обмена информацией между органами исполнительной власти, осуществляющими правомочия собственника, развитие координационной деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

4) установить более жесткий контроль со стороны уполномоченных органов, осуществляющих правомочия собственника за процессом планирования и использования финансовых ресурсов предприятий. По действующему законодательству одним из ключевых фигур в данном процессе остается руководитель унитарного предприятия, с которым в соответствии с нормами Закона о государственных предприятиях собственник заключает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами (ст. 20 Закона). Невыполнение возложенных на него функций, как правило, приводит к расторжению трудового договора5, т.е. ответственность руководителя унитарного предприятия, который является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, ограничивается ответственностью лишь по трудовому законодательству, что не может стимулировать должный уровень ответственности. Необходимо непосредственное вовлечение уполномоченного органа в процесс планирования и использования финансовых ресурсов предприятия.


Библиография

  1. Ревенко А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы. 2005. N 3. С. 12

  2. Ковалев В.В., Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2004. С. 41.

  3. Большой энциклопедический экономико-юридический словарь / Под ред. В.Г. Тимирясова. Казань: Таглимат, 2006. С. 625.

  4. Подробнее о финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий см.: Гараев И.Г. Категория "финансовая деятельность предприятий" в науке финансового права // Юридический мир. 2009. N 8.

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" // СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.




1 Ревенко А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы. 2005. N 3. С. 12

2 Ковалев В.В., Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2004. С. 41.

3 Большой энциклопедический экономико-юридический словарь / Под ред. В.Г. Тимирясова. Казань: Таглимат, 2006. С. 625.

4 Подробнее о финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий см.: Гараев И.Г. Категория "финансовая деятельность предприятий" в науке финансового права // Юридический мир. 2009. N 8.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" // СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации