Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью - файл n1.rtf

Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью
Скачать все файлы (197.1 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf198kb.16.02.2014 14:22скачать

n1.rtf


Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной

отсталостью.
Рейх Э. В.,

логопед отделения восстановительного лечения ФГБУЗ Центральной детской клинической больницы ФМБА РОССИИ

Контакты: 8 915 265-69-02; ellareich@mail.ru Summary

The article is dedicated to the questions of early differential detection of motor alalia and speech disturbances caused by intellectual deficiency. In this article is presented general information about alalia, mechanisms, symptomatology of motor alalia and features of speech disturbances of weak-minded children. Particular attention is paid to the comparative characteristic of speech manifestations of the motor alalia and intellectual deficiency.


Аннотация

В статье освещены актуальные вопросы дифференциации моторной алалии и нарушений речи, обусловленных интеллектуальной недостаточностью. Представлены общие сведения об алалии, описаны причины, механизмы, симптоматика моторной алалии, а также особенности нарушений речи у умственно отсталых детей. Особое внимание уделено сравнительной характеристике речевых проявлений при моторной алалии и интеллектуальной недостаточности.
Проблема ранней дифференциальной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе и детей с моторной алалией, является актуальной для современной теории и практики логопедии. Для более точного обоснования логопедического заключения, выбора методов и приёмов коррекционной работы, логопеду часто приходится решать вопрос о дифференциации моторной алалии от сходных нарушений речи. Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает дифференциальный диагноз между умственным и речевымнедоразвитием затруднительным. С одной стороны, умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, и, с другой -при выраженном общем речевом недоразвитии часто отмечается задержанное или неравномерное интеллектуальное развитие.

В настоящее время дефекты речевого развития отмечаются практически у всех категорий аномальных детей. Важная сторона данной проблемы - вопрос связи моторной алалии с интеллектуальным развитием ребёнка. Из-за тесной взаимосвязи мышления и речи вопрос дифференциации моторной алалии от нарушений речи, обусловленных интеллектуальной недостаточностью, является сложной логопедической, психологической, медицинской проблемой. Актуальность работы, направленной на изучение различий речевых проявлений при моторной алалии и интеллектуальной недостаточности, их систематизация, определяется большим значением речи в развитии ребёнка. В связи с этим значительную роль имеет своевременное выявление, предупреждение развития патологии, в том числе и речевой, своевременное комплексное обследование речи детей и других высших психических функций. Поэтому наиболее ранняя и качественная диагностика сложных и неоднородных по структуре речевых нарушений является актуальным направлением в логопедии, и имеет непосредственно практическое значение для определения правильного маршрута коррекционной работы.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка1.

Алалия - это отсутствие и системное недоразвитие речевой деятельности при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте, проявляющееся в языковых нарушениях (фонематических, морфологических, лексических, синтаксических) и обусловленное поражением или недоразвитием корковых речевых зон, наступивших до начала формирования речи.

Большинство авторов занимались изучением факторов, влияющих на возникновение алалии. Р. Коэн; М. Зееман; Р. Лухзингер, А. Салей и др. подчёркивали роль наследственности в этиологии алалии, а именно наследственно обусловленное замедленное созревание определённых корковых структур головного мозга и ассоциативных волокон. А. Либман связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. М. Зееман считал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи. В.А. Ковшиков, М. Бери, М.Б. Эйдинова и другие отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Причинами возникновения алалии могут быть также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врождённая отягощённость, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, микро кровоизлияния, болезни раннего детства сосложнением на мозг, инфекции, резус-конфликт, минимальная мозговая дисфункция и другие.

Алалию принято подразделять на следующие виды:

- смешанная.

Выделяют разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций2. Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей левого полушария коры головного мозга (центр Брока).

С учётом локализации места поражения выделяют эфферентную алалию (связанную с поражением постцентральной области коры головного мозга) и афферентную алалию (связанную с поражением примоторной области и Роландовой борозды).

Основным механизмом нарушения речи при афферентной алалии является кинестетическая апраксия, при эфферентной - кинетическая апраксия.

При моторной алалии может быть различной степени выраженности неврологическая симптоматика. У детей отмечается общая моторная неловкость, дискоординация движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются нарушения доминирования полушарий. Среди детей с моторной алалией много леворуких детей и большое количество амбидекстров.

Недоразвитие высших психических функций так же отмечается у детей с моторной алалией. Исследования памяти Е. М. Мастюковой показывают, что у моторных алаликов нарушается вербальная и невербальная память.

В структуре познавательной деятельности у детей с моторной алалией можно выделить следующие компоненты: наличие вторичного недоразвития вербального интеллекта; замедленный темп психического развития; избирательная недостаточность отдельных психических функций и большая сохранность других.

Речевая симптоматика моторной алалии разнообразна. Нарушение охватывает все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, связную речь. Учитывая сложность и разнообразие речевых проявлений при моторной алалии, попытаемся выделить основные группы речевых симптомов: 1. Нарушение речевого подражания.

  1. Недостаточное восприятие обращенной речи, затруднённость понимания грамматических конструкций.

  2. Особенности речевой коммуникации, речевого общения.

  3. Особенности использования паралингвистических средств общения.

  4. Нарушение фонетической стороны речи:







  1. Лексические нарушения:

  2. Нарушение грамматического строя речи, словоизменения, словообразования, синтаксиса.

  3. Несформированность внутренней речи, внутреннего программирования.

  4. Нарушение связной речи.

10. Расстройство письменной речи.

Системный характер носят нарушения речи умственно отсталых детей. Преобладающим в структуре речевого нарушения является семантический дефект. Характерными особенностями нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью являются полиморфное стойкое нарушение звукопроизношения, большое количество вариативных звуковых замен, искажение звуко-слоговой структуры слова (чаще пропуск согласных звуков при их стечении), аграмматизмы, парафазии, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи. Кроме этого у детей выявляется низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, а также слабость вербальной памяти.

Структура данных нарушений имеет сложных характер. Существование противоречивых мнений относительно интеллекта у детей с моторной алалией свидетельствуют о нерешённости данной проблемы.

Моторная алалия является тяжёлым речевым нарушением, которое важно правильно диагностировать, чтобы отделить от умственной отсталости, временной задержки речевого развития, тугоухости, дизартрическими нарушениями, аутизма и других нарушений.

Под олигофренией понимают в первую очередь недоразвитие абстрактно-логического мышления, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем периоде жизни ребёнка. При олигофрении первичным является нарушение познавательной деятельности, а нарушение речи носит вторичный характер. При моторной алалии в структуре речевого дефекта недоразвитие речи является первичным, а нарушение познавательной сферы - вторичным. У детей-олигофренов интеллектуальный дефект захватывает все виды мыслительной деятельности и в первую очередь словесно-логическое мышление. При моторной алалии наибольшие трудности вызывают задания, требующие прямого участия речи. Мышление детей с моторной алалией значительно отличается от мышления умственно отсталых детей. Логические задачи на классификацию и сходство дети с моторной алалией решают гораздо лучше, чем олигофрены. Понимание речи у детей с алалией намного лучше, чем у умственно отсталых.

При моторной алалии наблюдается резкое расхождение между достаточным пониманием значения слов и возможностью их называния. Это происходит вследствие неустойчивости звуковых образов слов, трудностей воспроизведения слогового ряда. Этим обстоятельством и объясняется в первую очередь бедность активного словаря. При олигофрении также отмечается ограниченность словаря, но у олигофренов отклонения в формировании словаря имеют другие проявления и объясняются недостаточностью значений слов.

Дети с моторной алалий во время речи могут доступными им языковыми средствами передавать причинно-следственные связи. Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них. Логически бедная речь умственно отсталых может быть относительно правильной в грамматическом отношении. Для речи детей с алалией в первую очередь характерны затруднения в поиске слов, в выборе фонем, установления порядка их следования. Часто дети с алалией обладая большим номинативным словарём, не могут актуализировать его в речи. У детей же с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен.

Таким образом, при обследовании детей необходимо обратить особое

внимание на следующие моменты:

определить качество понимания обращенной речи и познавательной деятельности, определить степень обучаемости, оценить уровень развития импрессивной речи, а также объём и качество экспрессивной речи. Кроме этого обратить внимание на поведение ребёнка во время обследования, контактность, фон настроения.
Для психолого-логопедического исследования детей с нарушениями речи и более точного обоснования заключения представим сравнительную характеристику моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью в таблице 1.

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Поведение

Ведёт себя адекватно ситуации, проявляет интерес к игрушкам, ярким предметам; игрушки использует по назначению

Ведёт неадекватно ситуации, неправильно оценивает ситуацию; не

может организовать игровую деятельность; не может включиться в игровую ситуацию; бесцельно манипулирует игрушками, часто теряет интерес к игрушкам; быстрый переход от одного вида деятельности к другому;

стереотипные и инертные действия, не связанные с заданием

Внимание

Достаточно устойчивое

Неустойчивое;трудности

произвольной концентрации внимания

Фон настроения

Ровный, адекватный

Может меняться (эйфоричный, дурашливый, депрессивный, ровный); негативное отношение к процессу обследования

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

Критичность

Критичны к своей собственной речи

Некритичны, отсутствие анализа собственных неудач










Реакция на поощрение и порицание

Адекватная

Может быть отказ от деятельности

Невербальное мышление

Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)

Нарушено невербальное мышление

Понимание речи

Удовлетворительное понимание доступной для определённого возраста обращенной речи. Чем старше становится моторный алалик, тем хуже становится понимание речи.

Понимание речи затруднено

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Диспропорция в

развитии импрессивной и экспрессивной речи

Большой разрыв между уровнем импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь относительно сохранна, может приближаться к норме, грубое нарушение экспрессивной речи.

Импрессивная речь грубо нарушена, значительно отстаёт от нормы как по объёму пассивного словаря, так и по различению грамматических форм.

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевает, нет скачков в темпе развития речи

На основе подражания овладевает простым

грамматическим стереотипом,по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется

Звукопроизношение

Полиморфное нарушение звукопроизношения, смешения, замены. Трудности выбора фонемы в процессе реализации слова.

В 6-8- лет полиморфное нарушение звукопроизношения, замены, искажения.

Звуко-слоговая структура слова

Грубо нарушена

Менее нарушена

Фонематическая сторона речи

Грубо нарушена

Грубо нарушена

Лексика

Большой разрыв между уровнем пассивного и активного словаря; вариативность вербальных парафазии, поиски слова.

Частое употребление диффузных слов, поиска слов нет.

Грамматический строй речи

Грубо нарушен. Нарушена в

большей степени морфологическая структура языка (морфологические аграмматизмы); синтаксическая структура у многих детей может не страдать.

Грубо нарушен. Грубо страдает синтаксическая структура предложений.

Часто в предложении пропущены главные или второстепенные члены предложения. Речь логически бедная,

алогичная. Морфологических аграмматизмов -меньше.

Связная речь

Грубо нарушена. Не умение построить программу высказывания.

Грубо нарушена. Нарушение содержания высказывания, логической последовательности.

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Запас знаний и представлений

С трудом актуализируется в речи

Ограничен


Проведённый нами сравнительный анализ речевого развития детей с моторной алалией и детей с первичной интеллектуальной недостаточностью свидетельствует о том, что рассмотренные нарушения имеют различную психолингвистическую структуру и в их основе лежат поражения различных звеньев речевой деятельности. Структура интеллектуальной недостаточности при алалии в отличие от олигофрении является неоднородной по своему происхождению, характеризуется целым комплексом взаимосвязанных между собой дефектов. Несмотря на многочисленные исследования, моторная алалия не является достаточно изученным речевым нарушением. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий. Важно, чтобы совместные усилия врачей (неврологов, сурдологов, психиатров, отоларингологов, врачей-реабилитологов и др.), логопедов, психологов, педагогов были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей.
Terms and conditions

Speech delay, also known as alalia, refers to a delay in the development or use of the mechanisms that produce speech.

Apraxia is a disorder caused by damage to specific areas of the cerebrum. Apraxia is characterized by loss of the ability to execute or carry out learned purposeful movements, despite having the desire and the physical ability to perform the movements.
Литература

  1. Соботович E. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) /Е. Ф. Соботович - М.: классика стиль, 2003. - 160с: - Коррекционная педагогика.

  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.- Раздел II.

  3. Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия. - М.: Просвещение: Владос, 1995 - 384 с.

  4. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - С.­Петербург, 1993г.

  5. Ковшиков В. А. экспрессивная алалия. - Л. 1985 г.

  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934

1 Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия. - М.: Просвещение: Владос, 1995 стр. 262

2 Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия. - М.: Просвещение: Владос, 1995 - стр.269

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации