Из опыта организации воспитательной работы - файл n1.doc

Из опыта организации воспитательной работы
Скачать все файлы (913.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc914kb.03.02.2014 15:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8




Библиотека воспитательной работы







В книге представлены основные направления деятельности классного руководителя (куратора группы) по воспитательной работе.

В рекомендациях раскрыта технология документального планирования и анализа воспитательной работы, дана диагностика студенческого коллектива.
Организация работы

классного руководителя


Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного образования характерно наличие проблем, связанных с их воспитательными функциями. Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Для средних профессиональных учебных заведений воспитание можно определить как целена­правленный процесс формирования социально ценных свойств личности, а цель воспитания - как формирование социально цен­ных свойств личности, необходимых для жизни в обществе. Качество учебно-воспитательного процесса является повседневной заботой педагогов всех уровней.

Наличие в образовательном учреждении воспитательной системы, выполняющей консолидирующую роль, дает возможность более качественно заниматься вопросами, связан­ными с подготовкой специалистов, и быть более конкурентоспо­собным в сфере образовательных услуг.

Методические рекомендации по организации

воспитательной работы в образовательном учреждении
Воспитательная система образовательного учреждения охватыва­ет учебный процесс, внеурочную жизнь студентов, их деятельность и обще­ние за пределами учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности, фор­мирования его самостоятельности и ответственности, гражданского ста­новления.

Мы рассматриваем воспитание как процесс:


Состав организаторов воспитательного процесса:

В практике современных образовательных учреждений сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный класс­ный руководитель, освобожденный классный руководи­тель, куратор параллели.

Функционально педагогическое руководство осуществ­ляется:

Воспитательные функции призва­ны выполнять все педагогические работники.

Непосредственно организация учебно-воспитательного процесса воз­лагается на классного руководителя (куратора).

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Он ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь, дос­тойную человека. Но основой его работы является индивидуальное фор­мирование каждого воспитанника как личности, способной строить свою жизнь. Классный руководитель, в отличие от всех педагогов, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности, другие педагоги имеют цели частные и тактические, так как все, что они делают как профессионалы, касается оснащения учащегося средствами жизни - умениями, знаниями, навыками, привычками, предметными способностями. Классное руководство слагается из работы по орга­низации жизнедеятельности студентов, наполненной постоянным реше­нием проблем жизни человека и личных проблем воспитанников.

Воспитательная работа классного руководителя - работа творче­ская. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспи­тательных и педагогических задач коллектива.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, пла­нируемая деятельность, строится на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, пози­тивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом актуальных задач, стоящих пе­ред педагогическим коллективом, и ситуации в кол­лективе группы, этнических, межконфессиональных отношений. Принимается во внимание уровень воспитанности обу­чающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика семейных обстоятельств. Классное руководство слагается из работы по орга­низации жизнедеятельности учащихся, наполненной постоянным реше­нием проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Классный руководитель необходим в сложном коллективе студентов или на ступенях 1 и 2 курсов. Кураторство целесообразно в выпуск­ных курсах или ситуации хорошо развитого и достаточно зрелого коллектива.


Принципы деятельности классного руководителя:


Основные задачи классного руководителя

  1. Изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;

  2. Осуществление непосредственного наблюдения за индивиду­альным развитием каждого обучающегося и необходимых педа­гогических корректив в системе его воспитания;

  3. Создание оптимальных условий для формирования каждой лич­ности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;

  4. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллек­тивной деятельности, вовлекающей студентов в общественно-ценностные отношения;

  5. Обеспечение соблюдения прав и свобод студентов, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;

  6. Координация усилий педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;

  7. Форми­рование коллектива группы как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого его участника:


Назначение классного руководителя оформляется приказом по образовательному учреждению и ознакомлением его с функциональ­ными обязанностями. Дифференцированный подход к обязанностям классного руководите­ля определяется:


Права и обязанности классного руководителя:

Классный руководитель имеет право:



Классный руководитель не имеет права:


Классный руководитель обязан:


Режим работы классного руководителя


  1. Общие правила организации работы педагогического коллекти­ва вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) РФ (ст. 130) и Устава образовательного учреждения;

  2. Рабочее время классного руководителя определяется ставкой классного руководителя;

  3. Час классного руководителя (классный час) может проводиться один раз в неделю в различной форме: тематический классный час, собрание группы, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии, подготовка к мероприятию в группе, мероприятие творческого характера и т.д.;

  4. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц;

  5. Количество родительских собраний - не менее двух в семестр.

  6. Организация консультации для родителей, дни открытых дверей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу – по воспитательному плану или по мере необходимости;

  7. В каникулярное время классный руководитель работает по спе­циальному плану и режиму, согласно его нагрузке.


Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для студентов, содействия их разностороннего развития, духовному становлению:

1.Аналитическая:

  1. Прогностическая:

  1. Организационно-координирующая:

    • организация и стимулирова­ние деятельности воспитанников;

    • помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности студентов, в органи­зации деятельности органов самоуправления;

    • установление связей семьи, образовательного учреждения, социума;

    • содействие воспитанникам в по­лучении дополнительного образования;

    • защита прав и свобод студентов;

    • индивидуальная работа с воспитанниками;

    • участие в работе педсоветов, административных и методических со­вещаниях;

    • ведение документации;

    • участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеучебной деятельности;

    • ответ­ственность за жизнь и здоровье студентов во время проводимых ме­роприятий;

    • формирование коллектива группы.

  2. Коммуникативная:

    • развитие и регулирование межличностных отношений между воспитанниками;

    • помощь в адаптации каждого члена группы в коллективе;

    • содействие общему благоприят­ному психологическому климату в коллективе в целом и для каждо­го отдельного воспитанника;

    • помощь учащимся в установлении от­ношений с социумом.

Классный руководитель взаимодействует со всеми специали­стами в образовательном учреждении.

Взаимодействие классного руководителя


Родительское собрание


  1. Собрание организуется 1 раз в семестр или в зависимо­сти от текущих проблем.

  2. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время собраний и огласить и согласовать примерную тематику.

  3. Для взаимодействия большое значение имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог на собрании должен быть реже, чем диалог с родителями.

  4. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, чтобы оно проходило при активном участии родителей.

  5. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе.

  6. Собрание должно носить как теоретический, так и практиче­ский характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.

  7. Классный руководитель и педагоги не должны заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся и их воспитанием в конкретных семьях.

  8. Вопросы, касающиеся личности отдельных учащихся на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе педагога с родителями.

  9. Собрание может проходить в виде лектория, тематической конференции, чте­ний, семинара, посвященных отдельным проблемам воспи­тания и обучения. На него могут быть приглашены специалисты: психологи, медики, социологи, работники правовых структур и другие.

  10. Необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с родителями.

  11. Педагоги должны рассказать, что было сделано в группе за прошедший период, что пройдено по каждому учебному и специальному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились учащиеся и чем ро­дители могут помочь своим детям.

  12. Классный руководитель и педагоги должны знать условия жизни студента, характер взаи­моотношений в его семье для правильного построения диалога с родителями.

  13. На собрании следует сообщить, что будет изучаться в ближайшее время, какие мероприятия наме­чены, и какое участие в их проведении могут принять обучающиеся.

  14. Особое корректное внимание уделять семьям неблагополучным и педагогически ослабленным.


Структура родительского собрания

(Продолжительность собрания 1-1,5 часа)

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гос­тей).

  2. Анализ анкет родителей или воспитанников.

  3. Выступление по теме: специалисты или классный руководитель.

  4. Обсуждение проблемы родителями.

  5. Анализ успеваемости (поведения) группы классным руководителем.

  6. Заключительная часть.

Индивидуальные консультации с родителями по проблемам в обучении, поведении, для выясне­ния причин и совместного решения в их преодолении.
Правила общения с родителями:


Формы работы классного руководителя:

От способов организации воспитательного дела зависит ре­зультат и взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

1. Классный час - форма организа­ции процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравствен­ные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, обще­ственно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая дея­тельность, ролевой тренинг и т.д.

Темы те­матических классных часов определяются потребностями духовного развития студентов, их ин­тересами, стремлениями. Выделяется классный час (си­туационный) и как час коррекции поведения учащихся.

2. Классное собрание - это форма организации кол­лективной жизни.
Собрание группы (классное собрание)

Цель: помочь в решении проблем, развивать у студентов способ­ность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи:

вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, фор­мировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

Правила организации и проведения собрания:

Структура собрания:

  1. представление обсуждаемой проблемы;

  2. изложение информации по проблеме;

  3. начало дискуссии;

  4. предложение решения проблемы;

  5. выбор решения;

  6. обсуждение предполагаемого результата решения;

  7. закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Решаемые вопросы:


3. Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, испол­нителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

4. Конференция - широко используется в учебно-воспи­тательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-кон­ференций, научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной под­готовки: определение темы; оповещение участников (за ме­сяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуж­дение. Подготовка участников конференции предполагает изу­чение различных источников, энциклопедий, справочни­ков; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

5. Клубы по интересам - объединение студентов посто­янного состава на длительный срок на основе совмест­ной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщени­ем участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения дол­жны принимать активное участие в его работе, иметь пра­ва и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, бе­седы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, кон­церты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает ру­ководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба,

6. Вечера - вечернее собрание для дру­жеской встречи, для развлечения. Могут быть: литературные, музыкаль­ные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмо­ра и др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, му­зыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

7. Викторина - познавательная игра, состоящая из во­просов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значе­ние для расширения образовательного кругозора учащихся.

8. Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; по­ощрение разных подходов в обсуждении; допускаются раз­личные несовпадения мнений и предложений; предостав­ление возможности критиковать и отвергать любое выс­казывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседа­ния группы экспертов, круглого стола, симпозиума, су­дебного заседания, форума.

9. Праздники - массовое мероприятие, посвященное да­там и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образователь­ного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:

10.Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или куль­турно-просветительного характера. Требуется предвари­тельная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

11. Игра - соревнование, состязание между студентами по за­ранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллекту­ального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

12. Дискотека - англ., слово значит - собрание пласти­нок. «Диск» - по-французски «пластинка», греческое окон­чание «тека» — «ящик».

Формы организации дискотек самые разнообразные:

Методика подготовки и прове­дения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, со­ответствующего оборудования и оформления зала.


Дела классного руководителя:

образования.

Работа классного руководителя с группой

  1. Знакомство классного руководителя с личными делами учащихся, журналом предыдущего года.

  2. Интервьюирование педагогов, технических работников, представи­телей администрации, которые работали или сталкивались с группой в предыдущий год и первичное составление индиви­дуальной карты учащихся.

  3. Беседы с медицинским работником, психологом, социальным педа­гогом, специалистами дополнительного образования.

  4. Начальная, срединная и конечная стадии мониторинга познава­тельных интересов, пристрастий, потребностей и особенностей обучающихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, собе­седование с учащимися и родителями, педагогами).

  5. Составление карты возможных и уже реализуемых интересов студентов.

  6. Индивидуальные беседы с каждым воспитанником. Определение тех, кто нуждается в учебной, психологической, финансовой помощи.

  7. Организация самообслуживания в группе (ведение документации, дежурство, работа в кабинетах).

  8. Ознакомление студентов с дополнительной внеучебной информацией.

  9. Организация системы мероприятий на уровне группы, позволяющих оценить уровень знаний и умений воспитанников.

  10. Привлечение студентов в клубы по профессиональным интересам.

  11. Утверждение морально-этических норм в коллективе группы.

  12. Организованное решение вопросов быта и отдыха.

  13. Контроль за соблюдением учебной и трудовой дисциплины.

  14. Организация совместных дел, основанных на их интересах, в соответствии с програм­мой воспитания.

  15. Участие группы в общих делах.

  16. Развитие культуры общения студентов через занятия клубов, занятий по этикету, тренингов по об­щению и личностному росту и т.п.

  17. Организация развивающих мероприятий, экскурсий, посещения театров, концертов, выставок, музеев.

  18. Развитие самоуправления в группе на основе систе­мы, выбранной совместно с учащимися.

  19. Организаторская помощь по участию представителей коллектива группы в совете образовательного учреждения, студенческом совете.


Организация повседневного учебного быта:


Индивидуальная работа со студентами:



  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации