Лекция - Особенности инженерного обеспечения служебно-боевого применения внутренних войск МВД России во внутреннем вооружённом конфликте - файл n1.docx

Лекция - Особенности инженерного обеспечения служебно-боевого применения внутренних войск МВД России во внутреннем вооружённом конфликте
Скачать все файлы (115 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx116kb.16.02.2014 12:19скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6

Лекция: «Особенности инженерного обеспечения служебно-боевого применения внутренних войск МВД России во внут-реннем вооружённом конфликте»

Время: 1 час

Содержание:

Введение.

1. Цели и основные задачи инженерного обеспечения боевых действий соединений и воинских частей внутренних войск во внутреннем вооруженном конфликте, их содержание и организация выполнения.

2. Особенности выполнения задач инженерного обеспечения служебно-боевого применения соединений и воинских частей в горной местности.

Заключение.
Введение.
Важность и значение инженерного обеспечения во внутренних вооруженных конфликтах повышается в силу ряда объективных факторов и условий, определяющих характер, масштабы и способы действий соединений и воинских частей внутренних войск при выполнении поставленных задач.

Во первых, важной особенностью внутренних вооруженных конфликтов является то, что они начинаются и ведутся обычно в условиях мирного времени, при отсутствии на угрожаемых направлениях достаточного количества инженерных воинских частей и подразделений, а боевой опыт личного состава, привлекаемого для выполнения инженерных задач в ходе конфликтов, как правило отсутствует.

Эти обстоятельства, с учетом хорошего знания и умелого использования незаконными вооруженными формированиями (далее по тексту противник ) противоборствующей стороны местности, ее заградительных и маскирующих свойств ( это прежде всего, наличие массивов горной местности; рек, имеющих высокие скорости течения и резко меняющийся режим, обрывистые берега; слабо развитой сети существующих дорог и мостовых переходов) требует значительного большего, в сравнении с обычными условиями, привлечения с нашей стороны инженерных сил и средств, нестандартных приемов и способов их боевого применения и организации инженерного обеспечения в целом.

Первостепенное значение в данных условиях приобретает тщательное планирование предстоящих боевых действий и их инженерное обеспечение с учетом физико-географической обстановки, состава, особенностей, уровня подготовки противника, своевременное создание группировки инженерных войск в зоне конфликта, а также целенаправленная подготовка личного состава и органов управления к выполнению предстоящих боевых задач.

Необходимо отметить, что в настоящее время нет четкого обоснованного ответа на такие вопросы, как осуществлять подготовку внутренних войск, в том числе инженерные воинские части и подразделения, к выполнению задач инженерного обеспечения сдерживания, предотвращения, локализации, разрешения военных конфликтов.

Решению этих проблем, рассмотрению наиболее важных вопросов организации инженерного обеспечения боевых действий соединений и воинских частей внутренних войск во внутреннем вооруженном конфликте, посвящена данная лекция.
1. Цели и основные задачи инженерного обеспечения боевых действий соединений и воинских частей внутренних войск во внутреннем вооруженном конфликте, их содержание и организация выполнения.

Анализ служебно-боевого применения внутренних войск в Чеченской Республике, а также боевых действий Сухопутных войск Минобороны Российской федерации в Абхазии и Югославии показывает, что в зависимости от целей конфликта, способов и условий ведения боевых действий основным содержанием инженерного обеспечения внутреннего вооруженного конфликта является обеспечение выдвижения соединений и воинских частей в районы предназначения, расположение войск в пунктах временной дислокации и их инженерное оборудование, обеспечение блокирования района конфликта и ликвидации незаконных вооруженных формирований, инженерное обеспечение прикрытия важных объектов, коммуникаций и сопровождения колонн, ликвидация последствий боевых действий.

.Цели инженерного обеспечения действий соединений и воинских частей во внутреннем вооруженном конфликте :

создание благоприятных условий для своевременного и организованного выдвижения войск в районы предназначения, повышения их защиты и скрытности на путях движения;

повышение боевой эффективности привлекаемых сил и средств при выполнении поставленных задач;

нанесение противнику потерь и затруднение его действий.

Инженерное обеспечение блокирования района вооруженного конфликта и ликвидации НВФ включает:

инженерную разведку незаконных вооруженных формирований, местности и объектов;

фортификационное оборудование районов, рубежей и позиций, занимаемых войсками, охраняемых объектов, мест несения службы и районов развертывания пунктов управления;

устройство и содержание инженерных заграждений и производство разрушений;

проделывание и содержание проходов в инженерных заграждениях и разрушениях;

устройство переходов через препятствия;

проверку на минирование участков местности и объектов, занимаемых войсками, уничтожение (обезвреживание) обнаруженных взрывоопасных предметов;

добыча, очистка воды и оборудование пунктов полевого водоснабжения;

полевое электроснабжение войск;

оборудование техническими средствами охраны мест несения службы войсковыми нарядами и караулами, объектов, охраняемых войсками, устройство рубежей обнаружения;

применение специальных средств для защиты личного состава и воздействия на правонарушителей;

инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов.
Инженерная разведка ведется в целях добывания сведений об инженерных мероприятиях, проводимых незаконными вооруженными формированиями и о местности, необходимых командиру и начальнику инженерной службы для принятия решения и организации инженерного обеспечения.

Основные усилия инженерной разведки сосредотачива-ются на своевременном вскрытии мероприятий противника, особенно на выявлении устраиваемых им заграждений и разрушений, определении состояния путей движения и районов расположения войск, дорожных сооружений (мостов, водопропускных труб, путепроводов и т.д.).

Задачи инженерной разведки выполняются силами и средствами штатных инженерных воинских частей и подразделений самостоятельно и в составе органов войсковой разведки, а также нештатными саперами-разведчиками полков оперативного назначения и специаль-ных моторизованных воинских частей.

По опыту ведения боевых действий в Чечне в 1995 – 1996 г.г. в группировке внутренних войск была создана 61 группа разведки и разминирования общей численностью до 230 человек (около 32 % всего состава сил инженерного обеспечения).

Группы имели 1-3 БТР (БМП), миноискатели ИМП (ИМП-2, ММП), комплекты разминирования (КР-Е), сумки минера-подрывника, при возможности действовали с приданными танками с тралом. В состав групп, как правило, включались расчеты инструкторов минно-розыскных собак.

Для ведения инженерной разведки ежедневно привлекалось до четырех инженерно-саперных рот. Силами войск ежедневно проверялось от 20 до 43 авто- и железнодорожных маршрутов. Общая протяженность разведанных участков дорог за весь период действий составила около 645240 км.

Только в Грозном задачи инженерной разведки выполняли 18 групп разведки и разминирования, которыми ежедневно проверялись 22 маршрута общей протяженностью более 150 км, объекты и местность общей площадью до 10 га.

Инженерные разведывательные данные о противнике и местности добываются наземным и воздушным наблюдением и фотографированием, непосредственным осмотром, поиском.

Для ведения инженерной разведки назначаются инженерные наблюдательные посты, инженерные посты фотографирования, инженерные разведывательные дозоры. Состав и оснащение органов разведки определяются объемом выполняемых задач и конкретными условиями обстановки.

Инженерная разведка дорог и колонных путей из ведется в основном визуально (осмотром с боевой техники в ходе движения, средняя скорость - до 10 км/ч). На въездах в населенные пункты, у мостов, на перекрестках и обочинах дорог, у колодцев, родников и в узких местах дорог, у естественных и искусственных препятствий на проезжей части (рвы, траншеи, крупногабаритные предметы, затрудняющие движение и т.д.) проводится тщательный осмотр.

Разведка районов расположения войск на минирование проводится визуально. При обнаружении мин или невзорвавшихся боеприпасов на прилегающем участке размером 300-350 на 150-180 м проводится разведка ячейковым способом: первоначально проводится разведка главного (4-6 м) и вспомогательных (2-2,5 м) проходов вручную (или с применением танка с тралом), затем - саперами, ведущими поиск визуально или с помощью миноискателя на участках (размер единичного участка составляет 50-60 на 150-180 м), границы главного, вспомогательных проходов и разведанных участков обозначаются вешками, устанавливаемыми через 30-40 м (слайд № ).

Разведка объектов проводится после получения необходимых сведений о них (план, схема, др. документы) в следующей последовательности:

дороги и подходы к зданиям и сооружениям (первоначально проверяется проезжая часть, особое внимание обращается на воронки, лужи, нарушения покрытия, в дальнейшем - тротуары, кюветы, подходы к зданиям);

здания и сооружения;

трубопроводы;

незастроенная территория.

Подготовка и содержание путей выдвижения, маневра, подвоза и эвакуации осуществляется с использованием существующих грунтовых, проселочных или полевых дорог. Наиболее сложной задачей при подготовке и содержании путей является непосредственное обеспечение передвижения по ним войск в районах ведения боевых действий. Широкие масштабы минирования и частые разрушения на дорогах, устраиваемые противником внезапно, а также применение им диверсионных групп требует комплексного подхода к решению этой задачи. При этом сущность подготовки и содержания путей в ходе ведения боевых действий по опыту выполнения задач в Афганистане, Абхазии и Северо-Кавказском регионе сводится к выполнению следующих организационных и инженерно-технических задач:

определению соответствующим приказом командующего группировкой войск маршрутов и порядка движения колонн войск, назначением зон ответственности воинских частей по участкам маршрутов;

многократной (не менее трех раз) проверке и разминированию проезжей части дорог и мест для разворота и стоянок техники;

расчистке завалов, разборке каменных обвалов;

устройству мостовых переходов и оборудованию бродов на горных реках и ручьях;

восстановлению разрушенных участков дорог.

Успешное преодоление войсками заминированных и разрушенных участков дорог зависит от тщательного прогнозирования возможных районов применения противником заграждений и разрушений на маршруте движения колонн, способности удерживать эти районы под контролем, непрерывной разведки маршрутов.

Сопровождение колонн по дорогам и колонным путям в условиях вооруженного конфликта является общевойсковой задачей.

В соответствии с содержанием задач и с учетом предстоящего характера действий войск для подготовки и содержания путей движения создаются отряды обеспечения движения (ООД), имеющие необходимые средства инженерного вооружения и которые включают в себя:

группы разведки и разминирования,

группы разграждения,

группы обеспечения.

В отряд обеспечения движения могут включаться подразделения оперативного назначения, основу отряда составляют инженерные подразделения и инженерная техника. Кроме того, в состав каждого ООД включаются расчеты МРС.

Так, по опыту выполнения задач в Чеченской Республике, при выдвижении группировки внутренних войск в район предназначения в декабре 1994 года состав ООД включал: инженерно-саперный взвод, ИМР-2, экскаватор, автокран, три бтр-80, электростанции и автомобили для перевозки имущества и три комплекта УР-83п.

С учетом партизанских методов, применяемых противником в вооруженных конфликтах, важнейшей задачей инженерных войск является разминирование дорог и колонных путей. О важности этой задачи говорит практика боевых действий в Чечне.

По опыту боевых действий в Чеченской республике на маршруте выдвижения протяженностью до 40 км может быть до 2 – 3 участков с установленными минно-взрывными заграждениями.

Для минирования автодорог боевики использовали самые разнообразные боеприпасы, в том числе управляемые и неуправляемые фугасы, противотанковые мины и разнообразные замыкатели. Однако основу заграждений составляли управляемые по проводам фугасы. Фугасы состояли из 3…10 артиллерийских снарядов, дополнительного детонатора, электродетонатора и проводов линии управления. Провода закапывались в грунт на расстоянии 10 -– 20 м от дороги и далее шли по поверхности грунта.

Минирование автодорог занимало важное место в плане захвата боевиками г.Грозного в августе 1996 года. Для блокирования воинских частей в пунктах временной дислокации и воспрещения их выхода для ведения боевых действий в г. Грозном, противник применил массированное минирование дорог.

Непосредственные мероприятия по разведке и обезвреживанию мин и фугасов выполняют инженерные подразделения, из которых создаются группы разведки и разминирования, входящие в состав ООД.

Состав и оснащение групп определяется объемом выполняемых задач и конкретными условиями обстановки. При возможности в состав группа разведки и разминирования включается расчет МРС слайд № ).

Таблица 1.

Состав и оснащение группы разминирования (вариант)

Состав и оснащение

Единицы измерения

Всего в группе

Личный состав

Техника:

БТР-80

Имущество:

ИМП-2

КР-Е

Подрывные заряды

Человек
Единиц
Единиц

Комплект

Комплект

5…6
1
2…3

1

3…4




С мотострелковыми подразделениями, выделяемыми для прикрытия действий групп разведки и разминирования, проводятся специальные занятия, на которых личный состав знакомится с тактикой групп и отрабатываются совместные действия саперов и мотострелков по отражению внезапного нападения.

Группы разминирования, и подготовленные к совместным действиям мотострелковые подразделения, закрепляются приказом за соответствующими маршрутами ( участками маршрутов). В условиях вооруженных конфликтов закрепленные группы разминирования за одним и тем же участком маршрута имеет крайне важное значение. Для обозначения мест минирования противник, как правило, устанавливает какой-либо отличительный знак (группы камней, надписи, сломанные деревья, ленты материи и т.п.). Ежедневно наблюдая за своим маршрутом группа разминирования изучает местность, появление на ней новых предметов вызывает подозрение и группа проверит тщательно такие места на минирование.

Действия групп разведки и разминирования разделяются на два этапа: разведка дорог механизированным способом и разведка в пешем строю.

При обнаружении следов минирования на дороге или при подходе к участку дороги, который предположительно мог быть заминирован, а также при взрыве мины ( фугаса) под тралом группа разведки и разминирования под прикрытием мотострелкового взвода спешивается, производит разведку участка дороги протяженностью 50 – 80 м, захватывая обочины, особое внимание обращая на нарушенное полотно дороги, выбоины, производит поиск линий управления фугасами. При обнаружении мин, фугасов производится их разминирование (обезвреживание) или отыскиваются пути обхода.

Успешное преодоление войсками заминированных участков путей движения зависит от правильного прогнозирования возможных районов установки фугасов и мин на маршрутах движения колонн способности удерживать эти районы под контролем, непрерывной разведки районов действий, дисциплины марша.

По опыту выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий в Чечне при организации движения войск приказом по тактической группе каждой части назначалась зона ответственности, где определялись 1-3 маршрута. Группы разминирования выдвигались на маршруты выдвижения войск, как правило, за 1,5-2 часа до начала движения колонны.

Маршрут движения разбивался на участки ответственности воинских частей - по районам действий.

В состав отрядов (групп) обеспечения движения, как правило, включались приданный танк с тралом, инженерно-саперное отделение на БТР со средствами разведки и разминирования (группа разведки и разминирования) и подразделение прикрытия до мотострелкового взвода на 2-3 БМП или БТР. Разведывательная группа проверяла закрепленный участок маршрута. С ходу, выстрелом из танковой пушки или очередями из БМП-2 расстреливались подозрительные предметы (кучи мусора, разбитая техника, бугры или места просадки грунта и т.д.). При приближении к участкам возможного применения управляемых фугасов саперы спешивались и проверяли местность. Завершив проверку на своем участке, командир воинской части докладывал в штаб тактической группы, после чего штабом ТГ готовилось донесение с подробными результатами инженерной разведки.

Основные маршруты передвижения войск в районах проведения специальных операций прокладываются по существующей дорожной сети. Вместе с тем, практика показывает необходимость подготовки дорог и колонных путей в обход населенных пунктов.
Разминирование местности и объектов осуществляется на всех этапах боевых действий войск и по их окончании и имеет ряд особенностей:

За весь период действий в Чечне группами разминирования обнаружено, обезврежено (уничтожено) более 21730 взрывоопасных предметов, в том числе: инженерных мин - 1378 шт.; артиллерийских и танковых снарядов - 1927; минометных мин - 2496; гранат - 1705; авиабомб - 46; ВОГ (17, 25, 30 мм)- 2962; фугасов - 1709; прочих взрывных устройств - более 10400 шт; ВВ - 182 кг.

Более сложным был 1996 год, в течение которого инженерно-саперными подразделениями войск обнаружено и обезврежено (уничтожено) около 14430 взрывных устройств и 102,4 кг ВВ (из них 25% в Грозном). Из общего числа взрывных устройств 1010 составили фугасы. 554 фугасов (55%) обнаружено в Грозном. Они состояли из 2-3 артиллерийских снарядов и мин различного калибра, управляемых по проводам с расстояния 50-100 и более метров. В двух случаях это были 250-килограммовые авиабомбы, установленные в водопропускных трубах под дорогой. В трех случаях фугасы ставились с радиоуправляемыми взрывателями.
Кроме того, для минирования автодорог, НВФ применяют противотанковые, противопехотные мины. При этом в основном используются те боеприпасы, которые в избытке имеются на местах прошедших боев. Поэтому своевременное разминирование и очистка местности от взрывоопасных предметов существенно сказывается на масштабах минирования автодорог.

Для минирования боевики выбирают наиболее труднопроходимую местность: горные перевалы, узкие входы в долины, дефиле и т.п. При этом участки дорог, проходящие по карнизу ( полке), на крутых поворотах и спусках (подъемах), дорожные сооружения (мосты, тоннели) разрушаются заранее или готовятся к подрыву. Подступы к ним, места, пригодные для стоянок или разворота техники, привалов и ночевок, посадки вертолетов, тропы, ведущие к источникам воды, минируются.

При минировании асфальтированных дорог используются места с разрушенным покрытием. Мины и фугасы устанавливаются в выбоины на дороге и маскируются щебнем или просто бросаются в лужи. Заполненные водой колеи. Становятся на обочинах и местах возможного объезда разбитого участка дороги.

Чаще всего одиночные противотанковые ( противотранспортные) мины и фугасы устанавливаются в таких местах, где подрыв техники вызывал бы длительную остановку движения, обеспечил поражение личного состава и техники из засад.

Мины и фугасы с замыкателем устанавливаются в полотно дороги, управляемые по радио и проводам фугасы устанавливаются на расстоянии 3…5 м. от обочины. При взрыве фугаса формируется мощный осколочный поток и воздушная ударная волна, наносящие поражение личному составу в радиусе до 70 метров. В ряде случаев взрыв полностью выводит из строя технику и экипаж. В следствии недостатка времени на маскировку, провода линий управления бандиты закапывают в землю только на протяжении 10…20 м от дороги, далее провода идут по поверхности земли. Это обстоятельство помогает саперам своевременно обнаруживать фугасы. Пункт управления взрывом может находиться на удалении до 250 м от дороги. Боевики часто устанавливают неуправляемые фугасы в кроны деревьев, при этом растяжка находится на высоте 2…3 м., это позволяет безопасно проезжать под ней легковым и грузовым автомобилям. Проходящий танк или БТР задевает растяжку антенной, что приводит к взрыву.

В ряде случаев противник применяет комбинированные фугасы, соединяя детонирующим шнуром фугас в корне дерева с фугасом, установленным в межколлейном пространстве. Иногда провода линии управления взрывом минируются фугасными противопехотными минами и гранатами на растяжке. В ряде случаев растяжка гранаты устанавливается так, что воздействие на нее происходит головой ( стальным шлемом). Как правило, фугас состотит из артиллерийских ( авиационных) боеприпасов, электродетонатора, дополнительного детонатора, линии управления.

На горных дорогах противник устанавливает фугасы в кроны растущих у дороги деревьев, или на каменистых склонах у дороги.

Разминирование местности и объектов проводится силами инженерно-саперных воинских частей и подразделений. По опыту выполнения задачи в Чечне, для выполнения этой задачи привлекалось около 85% всех сил инженерной разведки группировки войск (до 48 групп разведки и разминирования общей численностью до 185 человек).

В ряде случаев разминирование проводилось во взаимодействии и при участии инженерно-саперных подразделений Вооруженных сил. За весь период ведения боевых действий силами инженерно-саперных воинских частей и подразделений разминировано около 299 объектов, проверено более 620 объектов, 176 зданий, территории около 53 кв. км площади, протралено более 70 кв. км площади.

Оснащение групп разминирования включало: 2 –3 автомобиля, радиостанцию, миноискатели 4 – 5 шт., комплекты разминирования КР-Е 3 – 3, сумки минера- подрывника, шанцевый инструмент, взрывчатые вещества и средства взрывания. При возможности включается расчет минно-розыскной собаки.

Несмотря на принимаемые меры в группировке внутренних войск за 1994-1996 г.г. произошло 217 под-рывов на минно-взрывных заграждениях. Погибло 105 человек, ранения различной степени тяжести получили 478 человек, выведено из строя 93 ед. техники. Значительные потери были среди личного состава инженерной службы: погибло 48 чел. (офицеров - 12, прапорщиков - 1, сверхсрочнослужащих - 2, сержантов - 7, солдат - 28), ранено 83 специалиста (офицеров - 21, прапорщиков - 7, военнослужащих по контракту - 3, сержантов - 8, солдат - 44).

Количество подрывов в 1996 году по сравнению с 1995 годом возросло более чем в 2,5 раза. Всего в 1996 году произошло 156 подрывов техники и личного состава, из них в Грозном - 32 (21%) подрыва техники и 31 (20,0%) случай подрыва личного состава.

Анализ показал, что от подрыва на фугасах погибло 34 (43,0%) военнослужащих, на противопехотных минах - 26 (33 %), на гранатах, установленных с растяжкой - 8 (10%), на противотанковых минах - 11 (14%). 132 (41,1%) военнослужащих ранено в результате подрыва на фугасах, 80 (25,0%)- на противотанковых минах, 69 (21,5%) - на ППМ, 60 (18,7%)- на гранатах, установленных на растяжках (таблица 2).

Из общего числа пострадавших за весь период выполнения задач в Чечне в результате нарушения мер безопасности (в том числе на своих взрывных устройствах) погибло - 29 (36,7%), ранено - 96 (30%) личного состава (таблица 2). Количество подрывов в летнее время возрастало в 3-4 раза: с 3-4 подрывов в январе - феврале до 14-и в июне - июле. Анализ подрывов по дням недели и времени суток показал, что количество подрывов личного состава возрастало в ночное время и в выходные дни, когда ослаблялся контроль за военнослужащими со стороны командиров.

  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации