Понятие социального института. Основные функции науки как социального института - файл n1.doc

Понятие социального института. Основные функции науки как социального института
Скачать все файлы (46.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc47kb.16.02.2014 10:09скачать

n1.doc

Понятие социального института. Основные функции науки как социального института
Социальный институт – это относительно устойчивая форма социальной жизни, (исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей (2)), которая обеспечивает организованное удовлетворение некой общественной потребности.



Не вдаваясь в подробности о происхождение термина «институт», просто перечислим имена деятелей, которым мы обязаны популярностью этого термина. Джамбаттиста Вико (1668—1744) в 1693 г. написал несколько работ о гражданских институтах, в социологии этот термин использовался Огюстом Контом, Гербертом Спенсером и Эмилем Дюркгеймом; есть мнение, что введение термина «социальный институт» в научный оборот принадлежит К. Марксу. В политической экономии основоположником институционального направления считается Торстейн Веблен (1857-1929) (2).



Социальный институт представляет собой систему, в которой каждый компонент играет особую роль, и все компоненты в совокупности нацелены на достижение общественно полезной цели, удовлетворение некой общественной потребности.

Компонентами такой системы являются, во-первых, нормы поведения, регулирующие деятельность людей в форме обычаев, традиций, формальных норм, во-вторых, организации, учреждения, которые являются формами объединения людей со сходными целевыми установками и ценностями.



Наука – это социальный институт, целью которого является удовлетворение потребности общества в получении, сохранении и трансляции знания, в частности, в превращении этого знания в технологии.



Будучи нацеленной на получение и передачу новых знаний, наука выполняет следующие функции:

  1. Регулирует действия и в целом осуществляет контроль научного сообщества при выполнении этой цели, как со стороны членов этого общества, так и извне.

  2. Обеспечивает преемственность в практике получения знаний и превращения их в технологию.

  3. Осуществляет и регулирует свои взаимоотношения с другими социальными институтами – властью, ВПК, производством, бизнесом и т.д.

  4. Создает разветвленную сеть научных коммуникаций внутри себя.

  5. Создает систему норм поведения, включающей в себя как неформальные внутренние нормы и обычаи, так и нормы, формально определенные в правовых документах и документах договорного характера.

  6. Создает сложно организованную структуру научного сообщества, состоящую, во-первых, из отделов, лабораторий, институтов, управленческого блока и соответствующих им перечню должностных лиц, и, во-вторых, из неформально организуемых структурных единиц по причине общности интересов или иным причинам.



Наука как социальный институт в современном ее понимании, с присущими ему структурой и сетью коммуникаций, начала формироваться еще в начале Нового времени, а специальным предметом исследования науковедов стала только в середине 20 века.

Возникновение интереса к науке как к социальному институту связано, в частности, с тем, что:

- роль науки в жизни общества постоянно меняется,

- с развитием возможностей науки стала актуальной проблема ответственности ученых за результаты своих открытий.

К тому же наука постепенно становится все более активной в политической жизни развитых обществ.



Развитие науки как социального института можно отразить через рассмотрение институционального развития науки.

Институциональное развитие науки – «смена социальных форм, в которых осуществляется коллективная деятельность ученых по производству нового знания, его распространению и применению в обществе, а также ведется подготовка молодого поколения ученых» (с. 282).

То есть, можно сказать, что наука как институт – это социальная форма, внутри которой осуществляется коллективная деятельность людей по производству нового знания, его переработке, распространению и применению в обществе, подготовке молодого поколения будущих ученых.



Развитие институциональных форм научной деятельности началось с философско-научных школ Античности (напр., пифагорейская школа, школы Платона, Аристотеля, стоиков). Знанию, которое добывалось этими институтами, не придавался сакральный характер. Приветствовалась критика, велись дискуссии, обучалась молодежь. Знания, добываемые этими институтами, со временем стали «приобретать вид научных дисциплин, в рамках которых велись систематические исследования, накапливался корпус текстов, обучалась научная смена» (1, с. 283).

В раннем Средневековье центры знаний переместились в монастыри и школы при церквях. Только здесь уже складывается система религиозного образования, целью которой было распространение христианства и христианских ценностей.

Первые университеты возникли «в эпоху расцвета средневековой культуры, 12—13 вв.» (1, с. 283). Они носили функции обеспечения высшего образования и проведения научной работы, но не в современном понимании науки. К 1500 г. насчитывалось около 80-ти университетов, и они были созданы почти во всех европейских столицах. Такая образовательная среда во многом стирала границы государств и монархий тех времен, повышала интеллектуальный уровень населения, но главной целью университетов все же «было не получение нового знания, (а) сохранение и упорядочение имеющегося знания и передача его посредством обучения (молодежи для овладения ею той или иной профессией)» (1, с. 283).



Появление науки в современном понимании с начала Нового времени связано с эволюцией ее институциональных форм, которое происходит вплоть до настоящего времени. Эта эволюция направлена на получение доступа научного сообщества к финансовым и иным общественным ресурсам. Современная наука, будучи сначала в форме любительской и академической наук, со временем связывается с промышленностью, государственными программами и военными исследованиями.

«Новый тип науки возник вне или на периферии основных социальных институтов европейского общества конца 16 — начала 17 вв.» (государства, Церкви, университетской среды, сохранявшей каноны схоластики) (1, с. 283). В те времена наукой занимались как любимым занятием, для отвлечения от основной сферы деятельности, или в ответ на заказ от «крупного вельможи или магната» (1, с. 283).

Тогда же стали появляться «первые институты академической науки в современном смысле слова — Лондонское королевское общество (1660), Парижская академия наук (1666)» (1, с. 283). Они «возникли как самоуправляемые научные сообщества в результате подъема экспериментальных исследований и общего повышения социального статуса науки» (1, с. 283). Они были поддержаны государственной властью, а одной из функций их было формирование национальных научных сообществ, но «практическую пользу наука еще не приносила» (1, с. 283).



К началу 19 века наукой накопился такой объем знаний, для освоения которого в целях продолжения исследований требовалась длительная профессиональная подготовка специалистов. Поэтому наука перестала рассматриваться как любительское занятие и уже становится полностью профессиональной. В это же время начала расти потребность науки в специализации.

Все это потребовало обновления институциональной структуры общества, придания науке профессионального статуса, который требуюет солидных денежных и материальных ресурсов. Так появилась новая институциональная форма науки – университет, но уже отличный от университетов Средневековья и «эпохи Просвещения, готовивш(его)(университет) специалистов и чиновников для государственных нужд» (1, с. 283).

«В конце 19 в. наряду с университетской наукой стала формироваться промышленная наука» (1, с. 284), так как нововведения в промышленности стали более невозможны без участия науки. «Крупные компании, работающие в передовых отраслях…, стали привлекать ученых и открывать исследовательские лаборатории для разработки новых технологий. В этом отношении лидировали Германия и США» (1, с. 284).



В 20 веке возникли разнообразные типы (формальные, неформальные) объединения ученых, обладавшие собственной организационной структурой. Для них были характерны четкие финансирование, определение прав и обязанностей, санкции и нормы поведения для занятых в науке людей.

Вместе с «промышленной» наукой, «шел постоянный рост науки, связанной с государственными программами и военными исследованиями, особенно усилившийся после второй мировой войны» (1, с. 284).



Современная наука – это большая наука, то есть деятельность крупных коллективов, в которых функции членов коллектива четко предписаны.



Таким образом, наука как институт постоянно претерпевала изменения с течением времени, которые были вызваны как развитием науки как системы знаний, так и изменениями самого общества и его потребностями в использовании этих знаний.



Список источников:

  1. Касавин И.Т. – Энциклопедия эпистемологии и философии науки – М.: Канон-плюс, 2009. - 1248 с.

  2. Википедия.




Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации