Лабораторная работа №10 - файл n1.doc

Лабораторная работа №10
Скачать все файлы (534 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc654kb.07.11.2008 14:11скачать

n1.doc

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Кумертауский филиал
Кафедра «Промышленная автоматика»
Отчёт

по лабораторной работе №11

«Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных»

Выполнил:

студент гр. ТМ-108

Тимербаев Рафаэль

Проверил:

преподаватель

Голов А.Н.

2008 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.

Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных
Цель: научить технологии работы в среде системы управления базами данных Access 2003, что позволит профессионально создавать и редактировать базы данных реляционного типа, осуществлять к ним запросы, формировать отчеты и т.п.

Краткая справка

Слово "реляционная" происходит от английского relation отношение. Отношение математическое понятие, но в терминологии моделей данных отношения удобно изображать в
виде таблицы. При этом строки таблицы соответствуют кортежам отношения, а столбцы -
атрибутам. Ключом называют любую функцию от атрибутов кортежа, которая может быть
использована для идентификации кортежа. Такая функция может быть значением одного
из атрибутов (простой ключ), задаваться алгебраическим выражением, включающим значения нескольких атрибутов (составной ключ). Это означает, что данные в строках каждого
из столбцов составного ключа могут повторяться, но комбинация данных каждой строки
этих столбцов является уникальной. Например, в таблице Студенты есть столбцы Фамилия
и Год рождения. В каждом из столбцов есть некоторые повторяющиеся данные, т.е. одинаковые фамилии и одинаковые года рождения. Но если студенты, имеющие одинаковые фамилии, имеют разные года рождения, то эти столбцы можно использовать в качестве со-
ставного ключа. Как правило, ключ является уникальным, т.е. каждый кортеж определяется
значением ключа однозначно, но иногда используют и неуникальные ключи (ключи с повторениями). В локализованной (русифицированной) версии Ассеss 2003 вводится термин
ключевое поле, которое можно трактовать как первичный ключ.

В Ассеss 2003 можно выделить три типа ключевых полей: простой ключ, составной
ключ и внешний ключ.

Одно из важнейших достоинств реляционных баз данных состоит в том, что вы можете хранить логически сгруппированные данные в разных таблицах и задавать связи между
ними, объединяя их в единую базу. Для задания связи таблицы должны иметь поля с, одинаковыми именами или хотя бы с одинаковыми форматами данных. Связь между таблицами
устанавливает отношения между совпадающими значениями в этих полях. Такая организация данных позволяет уменьшить избыточность хранимых данных, упрощает их ввод и организацию запросов и отчетов. Поясним это на примере. Допустим, вам в базе надо хранить
данные о студентах (фамилия, изучаемая дисциплина) и преподавателях (фамилия, но-
мер кафедры, ученая степень, преподаваемая дисциплина). Если хранить данные в одной
таблице, то в строке с фамилией студента, изучающего конкретную дисциплину, будут
храниться все атрибуты преподавателя, читающего эту дисциплину. Это же огромная избы-
точность данных. А если хранить данные о студенте в одной таблице, о преподавателе — в
другой и установить связь между полями «Читаемая дисциплина>> — «Изучаемая дисциплина» (фактически это одинаковые поля), то избыточность хранимых данных много-
кратно уменьшится без ущерба для логической организации информации.

В Ассеss 2003 можно задать три вида связей между таблицами: Один-ко-многим, Мно-
гие-ко-многим и Один-к-одному.

Связь Один-ко-многим наиболее часто используемый тип связи между таблицами.
В такой связи каждой записи в таблице А может соответствовать несколько записей в таб-
лице В (поля с этими записями называют внешними ключами), а запись в таблице В не мо-
жет иметь более одной соответствующей ей записи в таблице А.

При связи Многие-ко-многим одной записи в таблице А может соответствовать не-
сколько записей в таблице В, а одной записи в таблице В — несколько записей в таблице
А. Такая схема реализуется только с помощью третьей (связующей) таблицы, ключ которой состоит по крайней мере из двух полей, одно из которых является общим с таблицей А,
а другое — общим с таблицей В.

При связе Один-к-одному запись в таблице. А может иметь не более одной связанной
записи в таблице В и наоборот. Этот тип связи используют не очень часто, поскольку такие
данные могут быть помещены в одну таблицу. Связь с отношением Один-к-одному приме-
няют для разделения очень широких таблиц, для отделения части таблицы в целях ее защи-
ты, а также для сохранения сведений, относящихся к подмножеству записей в главной
таблице.

Тип создаваемой связи зависит от полей, для которых определяется связь:


Целостность данных

Целостность данных означает систему правил, используемых в СУБД Ассеss для поддержания связей между записями в связанных таблицах (таблиц, объединенных с помощью
связи), а также обеспечивает защиту от случайного удаления или изменения связанных
данных. Контролировать целостность данных можно, если выполнены следующие условия:


ЗАДАНИЕ 1

Создание инфологической и логической моделей базы данных.

1. Разработайте информационно-логическую модель реляционной базы данных.

2. Разработайте логическую модель реляционной базы данных
Ход выполнения

1. Разработка информационно-логической модели реляционной базы данных.

1. Перед разработкой информационно-логической модели реляционной базы данных рассмотрим, из каких информационных объектов должна состоять эта база данных. Можно выделить три объекта, которые не будут обладать избыточностью, — Студен-
ты, Дисциплины и Преподаватели. Представим состав реквизитов этих объектов в
виде "название объекта (перечень реквизитов)": Студенты (код студента, фамилия,имя, отчество, номер группы, дата рождения, стипендия, оценки), Дисциплины (код
дисциплины, название дисциплины), Преподаватели (код преподавателя, фамилия,
имя, отчество, дата рождения, телефон, заработная плата).

Рассмотрим связь между объектами Студенты и Дисциплины. Студент изучает
несколько дисциплин, что соответствует многозначной связи и отражено на рис. 4.9
двойной стрелкой. Понятно, что каждая дисциплина изучается множеством студен-
тов. Это тоже многозначная связь, обозначаемая двойной стрелкой (связь "один" обозначена одинарной стрелкой). Таким образом, связь между объектами Студенты и
Дисциплины — Многие-ко-многим (М: N).




Рнс. 4.9. Типы связей между объектами Студенты, Дисциплины и Преподаватели

Множественные связи усложняют управление базой данных, например в СУБД
Ассеss 2003 при множественного связях нельзя использовать механизм каскадного об-
новления. Поэтому использовать такие связи нежелательно и нужно строить реляци-
онную модель, не содержащую связей типа Многие-ко-многим. В Ассеss 2003 для
контроля целостности данных с возможностью каскадного обновления и удаления
данных необходимо создать вспомогательный объект связи, который состоит из клю-
чевых реквизитов связываемых объектов и который может быть дополнен описатель-
ными реквизитами. В нашем случае таким новым объектом для связи служит объект
Оценки, реквизитами которого являются код студента, код дисциплины и оценки. Ка-
ждый студент имеет оценки по нескольким дисциплинам, поэтому связь между объек-
тами Студенты и Оценки будет Один-ко-многим (1: М). Каждую дисциплину сдает
множество студентов, поэтому связь между объектами Дисциплины и Оценки также
будет Один-ко-многим (1: М). В результате получаем информационно-логическую
модель базы данных, приведенную на рис. 4.10.



Рис. 4.10. Информационно-логическая модель реляционной базы данных

2. Разработка логической модели реляционной базы данных.

В реляционной базе данных в качестве объектов рассматриваются отношения, кото-
рые можно представить в виде таблиц. Таблицы между собой связываются посред-
ством общих полей, т.е. одинаковых по форматам и, как правило, по названию,
имеющихся в обеих таблицах. Рассмотрим, какие общие поля надо ввести в таблицы
для обеспечения связности данных. В таблицах Студенты и Оценки таким полем бу-
дет «Код студента», в таблицах Дисциплины и Оценки — «Код дисциплины», в
таблицах Преподаватели и Дисциплины — «Код дисциплины». Выбор цифровых
кодов вместо фамилий или названий дисциплин обусловлен меньшим объемом ин-
формации в таких полях: например, число ы2" по количеству символов значительно
меньше слова "математика". В соответствии с этим логическая модель базы данных
представлена на рис. 4.11, где жирными буквами выделены ключевые поля.



Рис. 4.11. Логическая модель базы данных
ЗАДАНИЕ 2

Создание реляционной базы данных.

  1. Создайте базу данных Деканат.

  2. Создайте структуру таблицы Студенты.

  3. Создайте структуру таблицы Дисциплины.

  4. Измените структуру таблицы Преподаватели.

  5. Создайте структуру таблицы Оценки.

  6. Разработайте схему данных, т.е. создайте связи между таблицами.

Ход выполнения.

Создание реляционной базы данных.

1. Создание базы данных.



2. Создание структуры таблицы Студенты.




3. Создание структуры таблицы Дисциплины.



4. Изменение структуры таблицы Преподаватели.


5. Создание таблицы Оценки.





6. Создание связи между таблицами.




ЗАДАНИЕ 3

Создание форм для ввода данных в таблицы.

1. Создайте форму Студенты

2. Заполните данными таблицу Студенты посредством формы Студенты.

3. Создайте форму Дисциплины.

4. Заполните данными таблицу Дисциплины посредством формы Дисциплины.

5. Создайте форму Оценки.

6. Заполните данными таблицу Оценки посредством формы Оценки.
Ход выполнения

1. Создание формы Студенты.


2. Заполнение данными таблицы Студенты.



3. Создание формы Дисциплины.



4. Заполнение данными таблицы Дисциплины.



5. Создание формы Оценки.



6. Заполнение данными таблицы Оценки.

ВЫВОД

На лабораторной работе мы ознакомились с такими приемами, как:

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации