Лекции по основам научно-исследовательской работы (в библиотечной сфере) - файл n1.doc

Лекции по основам научно-исследовательской работы (в библиотечной сфере)
Скачать все файлы (380.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc381kb.16.02.2014 09:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


В.Е. Леончиков

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ)

Тексты лекций для студентов II курса ФИДК и ФЗН

Минск 2008

Содержание
Тема 1. Общее представление о науке 4
Тема 2. Методология научного познания 11
Тема 3. Научное исследование в

методологическом осмыслении 24
Тема 4. методическое обеспечение научного

исследования 37
Тема 5. особенности методического обеспечения

учебных и учебно-исследовательских работ 47
Тема 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(АРГУМЕНТАЦИЯ) 54

Тесты по курсу 61

ВВЕДЕНИЕ

Дидактический принцип единства учебной и научной работы в высших учебных заведениях означает, что в процессе подготовки кадров преподавателям необходимо научить студентов не только хорошо осуществлять практические процессы своей будущей деятельности, но осознавать ее недостатки, проводить научные исследования и укоренять их итоги (знания) в практику, это значит творчески подходить к своей работе. Обучение студентов научно-исследовательской работе ведется по двум направлениям: в процессе научно-учебной работы (когда студенты пишут рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы) и в рамках студенческого научного сообщества в свободное от занятий время (подготовка докладов на научные конференции, написание статей и т.д.).

В современной методологии научных исследований выделяются два вида знаний: предметные, связанные с профессиональной практической работой и регулятивно-нормативные (методологические), направленные на научное познание предметно-практической деятельности.

Цель курса «Основы научных исследований» – дать студентам основные теоретические, методические и организационные знания о проведении научно-учебных работ, научных исследований и оформлении их результатов в соответствии с общепринятыми нормами. Учебная программа предусматривает знакомство студентов со спецификой научного познания, принципами и методами научных исследований, а также методикой подготовки и оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.

В итоге освоения курса студент должен знать:

В итоге освоения курса студент должен уметь:


Тема 1. Общее представление о науке
Вопросы:

1. Какие существуют определения понятия «наука»?

2. В чем состоит специфика научной деятельности?

3. Какие цели, функции и результаты науки?

4. Какие сложились формы познания и виды научных исследований?
Цель — сформировать представление о том, что такое наука, ее специфика; или, функции, результат, уровни научного познания, формы чувственного и рационального познания, виды научно-исследовательских работ.

1. Какие существуют определения понятия «наука»?

В научной литературе существуют различные определения понятия наука. Большинство современных ученых рассматривают ее в трех ипостасях: как специфическая сфера (вид) человеческой деятельности; социальный институт; совокупность (система) научных знаний. Однако при определении понятия наука исходят из первой и третьей ее сущностей. Например, белорусский философ и методолог В.К. Лукашевич пишет, что "Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15). Второе определение науки как совокупности научных знаний звучит так "Наука как система знания — это совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15).

Всю совокупность познавательных действий людей принято подразделять на две группы: 1) деятельность, которая осуществляется в рамках конкретных видов деятельности человека (предметно-практической, коммуникативной, ценностно-ориентировочной) и 2) деятельность, которая ведется в рамках науки как особого вида деятельности человека, направленная на производство новых знаний об окружающей реальности. Следовательно, выделяется познание, накопленное вне науки, которое вырабатывается при создании определенной продукции, средств труда, художественных образов и т.д. и научное познание как система, в которой научная информация (знания) подчиняются общей структуре. Как система наука выступает в следующих формах: 1) в форме общественного сознания или осознания; 2) в форме общественной практики, включающей теории, методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение научных учреждений.

Давая определение понятия наука, П.Я. Панковская в курсе лекций "Методология научны исследований" (Мн., 2002) подчеркивает об необходимости при этом учитывать два обстоятельства: первое, наука представляет собой не просто сумму каких-либо знаний о реальном мире, а систему достоверно сформированных и проверенных положений о явлениях и их глубоких связях, это значит о законах природы и общества, сформулированных средствами особых понятий, суждений, умозаключений, которые носят название научные. Во-вторых, наука — это не клад любопытных людей, а итог деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной практики. Научное познание, подчеркнем еще раз, это система познавательных действий, направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке, технике. По этой причине и сложились, как известно, следующие комплексы наук: естественные, социальные (или общественные), гуманитарные и технические науки.

Наука зародилась, следовательно, в ответ на общественные потребности в знаниях, однако дальнейшее ее развитие продолжалось не только под воздействием социально-экономических факторов, но и под воздействием внутренних детерминантов (закономерностей, идей и т.д.). Поэтому среди ученых существовало и до сих пор имеется две точки зрения: один автор считает, что наука развивается по своим внутренним законам (так называемый интерналистский подход), другие отстаивают положение, что наука развивается под воздействием внешних социально-экономических факторов (так званый экстерналистский подход). Видимо более правильным следует считать, что это две закономерности развития науки. К такому выводу подошел и известный российский методолог науки Г.И. Рузавин (С.27-28).
2. В чем состоит специфика научной деятельности?

Теперь рассмотрим второй вопрос нашей темы — специфика научной деятельности (познания).

Научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий обладает рядом характеристик, которые отличают его от других видов человеческой деятельности. Ученые-методологи обычно выделяют шесть таких особенностей:

1. наука в идеале направлена на производство новых знаний;

2. в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

3. научное познание предполагает использование специализированного инструментария (методов, пробных объектов (приборов), экспериментальных установок и т.д.);

4. научное познание регламентируется определенными видами нормативного знания (законами, принципами, идеалами, нормами, стилем научного мышления и т.д.);

5. результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и должны соответствовать ряду требований (воспроизводимости, обоснованности, системности, объективности, контролируемости);

6. существенное отличие научного познания составляет наличие специализированного (научного) языка.

В рамках рефлексии организации научного познания не потеряла своего значения аристотелевская модель исследовательского процесса, которая включает следующие этапы: первый из них предусматривает изложение состояния изучаемой темы (проблемы) и критический анализ предшествующих точек зрения, подходов, решений; второй этап включает точную формулировку исследуемой темы (проблемы); третий этап связан с выделением (формулировкой) собственного решения проблемы; четвертый этап предусматривает обоснование (аргументацию) с помощью различного рода фактов и суждений (практических, научных) и логического доказательства, а также преимущество предложенного решения в сравнении с предыдущими.

Научное познание — это система познавательных действий, направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке и средствах производства, созданных им. Поэтому и сложились в обществе следующие большие комплексы наук: естественные науки, общественные или социальные, гуманитарные, технические.
3. Какие цели, функции и результаты науки?

Цели науки — познать, объяснить и предсказать развитие в будущем явлений природы, общества, человека, техники.

В соответствии с основными целями науки выделяются три основные ее функции как области деятельности: гносеологическая (гносес – знание, логия – учение), эвристическая (поиск истины) и прогностическая (предсказательная) – прогноз на будущее развитие. Наука как социальный институт, кроме того, выполняет следующие функции: мировоззренческую (содействие воспитанию научного мировоззрения), социальной силы (или содействие социализации личности), производительной силы (содействие научно-техническому прогрессу).

Результатом науки являются научные знания (значит есть и другие виды знаний). Что такое научное знание? Это результат исследовательской работы, подтвержденный общественно-исторической практикой и не противоречит (удостоверенный) логикой и адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Знания обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. Знания могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности) и научными (эмпирическими и теоретическими). Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эти формы знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научного знания. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Научное знание характеризуется осмыслением фактов в системе понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высокий уровень научного знания. Научное знание, являясь обобщением достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным – общее. На этой основе осуществляется прогнозирование. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущестному и всестороннему знанию, служащему необходимым условием преобразования деятельности человека и человечества.

Есть еще понятие «антинаучные знания» - знания, основным содержанием которого является сознательная фальсификация фактов (в политике и других сферах).
4. Какие сложились формы познания и виды научных исследований?

В науке принято подразделять познавательные действия людей на две формы познания: чувственное познание, рациональное познание. Рассмотрим специфику каждой из этих форм.

Чувственное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредствам человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. В философской литературе иногда чувственное познание называют понятием «живое созерцание». Чувственное познание в свою очередь включает четыре формы, которые Вам известны уже из психологии (они там так и называются — познавательные процессы), а именно: ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение — это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующие на органы чувств (зрительное ощущение, слуховое ощущение, обонятельное ощущение, вкусовое ощущение, осязательное ощущение, т.е. по типу анализаторов человека).

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие более сложная форма чувственного познания, которая характеризуется такими свойствами как целостность, предметность, обобщенность, контактность, осмысленность, изобретательность.

Представление — это высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Это представление человека о минувших событиях, запомнившихся предметах, контактировавших с человеком людей и т.д.

Воображение — это форма чувственного познания или процесс создания новых образцов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Воображение по степени активности подразделяют на активное и пассивное. Формой проявления активности воображения являются мечты. Мечты — отодвинутое во времени желание.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредствам мыслительной деятельности человека. Основное его отличие от чувственного познания состоит в том, что оно:

  1. строится на объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне;

  2. направлено на отражение общих свойств познаваемых предметов, т.е. отвлечение от их единичных свойств;

  3. непосредственная связь рационального познания с языком, ибо язык является материальной оболочкой мысли (В.К. Лукашевич).

Основными формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках или по-другому — это совокупность существенных признаков предмета. Например, понятие «библиотечный каталог» — перечень библиографических описаний документов, имеющихся в фонде библиотеки или группе библиотек, составленный по определенному плану и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

Суждение — Это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом или его признаком или отношение между предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Например, библиографическая продукция по признаку содержания документов подразделяется на виды: универсальная, отраслевая, тематическая и т.д.

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, в каждом регионе есть потребность в информации, не связанной с регионом (по общим вопросам развития науки и практики). В каждом регионе есть, естественно, потребность в информации о своем регионе. Два суждения.

Умозаключение. Информационные потребности региона имеют в своей структуре два уровня: общий и региональный. Значит, ИП региона и региональные ИП соотносятся между собой как целое и часть.

Процесс рационального познания регулируется законами и требованиями логики, а также правилами понятийно-логического рассуждения, т.е. выводами следствий из посылок в умозаключения.

Рациональное познание не исчерпывается рассмотренными процессами. Оно включает в себя и такое явление как интуицию или внезапное постижение искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому результату. В логике под интуицией понимается «сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы». Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории науки и техники. Однако интуитивно полученные знания не всегда включаются в систему знаний (отсутствие доказательств и проверка их на практике порой не позволяют их считать истинными).

Существуют различные виды или типы научных исследований, в основу которых положены те или иные методы исследования. В зависимости от критерия связи науки с запросами практики все исследования ученые делят на три вида: фундаментальные, прикладные и разработки. К фундаментальным исследованиям обычно относят изучение природы (естественные и точные науки). Здесь преобладают методы общелогические и общенаучные теоретические методы. Прикладные исследования выявляют способы включения уже познанных законов и закономерностей в практическую деятельность. Здесь обязателен непосредственный контакт с изучаемыми явлениями (практикой), информация о которых может быть получена только в результате определенных операций с ними.

Разработки направлены на внедрение новых технологий, методов в практическую деятельность (в библиотечном деле это деятельность методических служб).

В учебном пособии по методологии научных исследований В.К. Лукашевича (1) выделяется два вида научных исследований: теоретические и эмпирические. Эмпирическое исследование (от латинского experimentum – проба, испытание) означает научно поставленный опыт наблюдения вызначенного явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Теоретический уровень (или вид) исследования отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. В теоретических исследованиях ученый оперирует интеллектуально контролируемым (идеальным) объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — реальным объектом. Однако в действительности эти два вида исследований (эмпирический и теоретический) не исключают, а дополнят друг друга. Поэтому существует третий вид исследований: смешанный (одна глава или часть является эмпирической, а вторая теоретической или наоборот).

По другому признаку, например аспект науки, исследования могут подразделяться на теоретические, исторические, методологические, технологические, методические, организационно-управленческие.

Разновидностью исторических исследований является — историко-биографические исследования, посвященные изучению научного вклада определенной личности в развитие науки и практики. Например, монография Л.М. Равич «Г.Н. Геннадии (1826-1880)», вышедшая в серии «Деятели книги» и посвященная его библиографической деятельности.

Таким образом, научная деятельность, как по форме, так и по содержанию имеет свою специфику, которая позволяет ее рассматривать, по мнению доктора философских наук В.К. Лукашевича, в пяти ипостасях: 1) наука как специфический вид деятельности; 2) наука как система знаний; 3) наука как социальный институт; 4) наука как производительная сила; 5) наука как форма общественного сознания.

Науки, которые призваны сформировать у студентов ФИДК профессиональный когнитивный уровень: книговедение, документоведение, библиотековедение, библиографоведение относятся к общественным (или социальным) наукам, а если в них рассматриваются явления и факты на индивидуальном (личностном) уровне, то они связаны с гуманитарными науками.
Ключевые слова: наука, знание, научное знание, чувственное познание, рациональное познание, научный язык, ощущение, восприятие, представление, воображение, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, теоретическое исследование, эмпирическое исследование.
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации