Дипломная работа - Система комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования - файл n1.doc

Дипломная работа - Система комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования
Скачать все файлы (1218.6 kb.)

Доступные файлы (2):
n1.doc384kb.17.07.2013 16:26скачать
n2.pptx1179kb.17.07.2013 16:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Академия последипломного образования»
Факультет руководящих работников и специалистов образования высшего звена

Кафедра управления в сфере образования

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующая кафедрой

___________ _________________

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ

СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Автор:

Научный руководитель:
Научный консультант:


Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................7
1.1 Организация социально активной деятельности – фактор влияния учреждения общего среднего образования на процессы регионального развития………………………………………………………………………………7

1.2 Условия организации социально активной деятельности учреждения общего среднего образования……………………………………………………..10

1.3.Комплексная поддержка педагогических инициатив как управленческий механизм организации социально активной деятельности участников школьного сообщества……………………………………………………………..13
Глава 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУО «НЕГОРЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»....................................................19
2.1. Опыт и проблемы организации социально активной деятельности в ГУО «Негорельская средняя школа № 1»………………………………………………19

2.2. Развитие обучающейся организации как ключевой механизм организации системы комплексной поддержки социально активной деятельности ГУО «Негорельская средняя школа № 1»………………………………………………27

2.3. Программа становления обучающейся организации в ГУО «Негорельская средняя школа № 1» на основе комплексной поддержки педагогических инициатив в интересах организации социально активной деятельности участников школьного сообщества……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..51


АННОТАЦИЯ
В данной дипломной работе теоретически обоснована и представлена модель, а также механизмы организации системы комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования.

Социально активная деятельность учреждения общего среднего образования рассматривается как фактор влияния участников школьного сообщества на процессы регионального развития, механизм обеспечения включенного участия большего количества образовательных субъектов в разработке инициатив, направленных на изменение существующих образовательных и региональных практик, выявление и разрешение комплекса экологических, экономических и социальных проблем в интересах устойчивого развития региона.

Использование комплексного подхода в управлении деятельностью школьного сообщества на основе комплексной поддержки педагогических инициатив представлено как основание для новой образовательной практики, предполагаемым результатом которой может стать образовательная инновация.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования, характерные для современного этапа развития общества, обуславливают новые требования к качествам личности выпускника школы. В ранг приоритетных сегодня возведены социальная активность, культурная компетентность, инновационность мышления, способность к преобразованию реальности на основе «модели будущего», готовность к непрерывному самообразованию, самостоятельность, креативность, коммуникативность, умение работать в команде, решать проблемы и нести ответственность за принятые решения [1. ст.2].

В связи с этим выбор темы дипломной работы «Система комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования» представляется достаточно актуальным.

В современных условиях именно социально активная деятельность учреждения образования должна рассматриваться как перспективная задача школы, стратегический приоритет её развития в виде собственных инициатив участников образовательной организации по созданию своей системы деятельности, направленной на устойчивое развитие как школы, так и региона [2, с. 47]. Через такую деятельность происходят углубление экологических, экономических, гуманитарных знаний школьников, расширение информированности в области существующих проблем жизни региона. Специально организованная социально активная деятельность школы позволяет усовершенствовать содер­жание её образовательных программ и форм организации обучения, способствует становлению школы в регионе как инициативного центра реализации идей образования в интересах устойчивого развития.

Система комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования (как непрерывная совместная деятельность образовательных субъектов) обеспечит включенное участие большего количества не только педагогов, но и учащихся, родителей, социальных партнеров в разработке инициатив, направленных на изменение существующих образовательных практик, которые связаны с переходом на государственно-общественный характер управления деятельностью учреждений общего среднего образования Республики Беларусь [1, ст. 105].

Теоретическую основу системы комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования составляют современные методологические подходы, идеи и принципы рефлексивного управления.

При написании дипломной работы были изучены современные подходы к решению проблем образования как фактора развития социально активных образовательных систем (работы Ю.В. Громыко [3], Г.Д. Дыляна [4], Н.Н. Кошель [5], С.Б.Савеловой [2], B.C. Лазарева [6], Г.И. Шатон [7]); исследование феномена инициатив (К.А. Альбульханова-Славская [8], С.Д. Бешелева [9], Г.И.Герасимова [10], И.В.Афонина [11], Т.Ф. Игнатенко [12], С.М. Качалова [13], Д. Майерс [14], Н.С. Степашов [15], Е.А. Погонина [16]), анализ управления инициативами (Н.А. Масюкова [17], А.В.Воронов [18]), основные виды инициатив (А.В.Воронов [19]); анализ социальных умений субъектов как система поведенческих компонентов инициативы, интегрирующих познавательный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный виды деятельности (Е.А. Погониной) [20].

В процессе изучения темы дипломной работы были рассмотрены и проанализированы исследования А.В.Воронова: «Инициативы педагогов как ресурс устойчивого развития региональной образовательной системы»[21], «Педагогические инициативы как основа управления развитием региональной образовательной системы»[22], «Содержание системы комплексной поддержки развития командной компетентности участников инициативных групп учреждений образования»[23], «Создание системы комплексной поддержки участников инициативных групп как стратегический ресурс развития учреждений образования»[24], «Организационно-деятельностная модель управления образовательными инициативами педагогов столицы в условиях перехода к профильной школе»[25].

В ходе работы применялись теоретические (изучение и анализ литературы и документов, беседа, обобщение и др.) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, изучение опыта работы менеджеров, образовательных субъектов и др.) деятельности.

Результаты исследований помогут автору дипломной работы профессионально, с учетом современных достижений в области менеджмента спроектировать и грамотно организовать в ГУО «Негорельская средняя школа № 1» системную непрерывную совместную деятельность участников школьного сообщества (объединения коллективных субъектов управления, заинтересованных в развитии деятельности школы [26, с. 64]), направленную на

расширение возможностей образовательных субъектов;

обеспечение гарантий удовлетворения их образовательных потребностей;

соз­дание системы стимулирования и поддержки социально активной деятельности учреждения образования;

развитие инициатив­ности образовательных субъектов и их участие в решении жизненно важных вопросов развития региона.

Результатом данного процесса станет

включение подрастающего поколения в социально активную деятельность, соответствующую идеям и принципам устойчивого развития; приращение нового профессионального опыта;

открытие новых образовательных практик;

формирование нового профессионального видения;

поиск новых путей субъектного развития, ведущих к изменению качества жизни каждого и всех.

Сегодня ГУО «Негорельская средняя школа № 1» – это творческая развивающаяся команда. Для нее характерны поиск нового педагогического знания, стремление к саморазвитию, генерированию идей, социальной мобильности. В процессе овладения методами научно-исследовательской работы, проектируя педагогические инициативы, мы обозначили ряд трудностей и противоречий. Проведенный анализ образовательной практики позволил сформировать данные противоречия по проблемам, которые связаны: с необходимостью упорядочения социально активной деятельности участников школьного сообщества;

необходимостью обеспечения управляемости социально активной деятельностью учреждения общего среднего образования;

осуществлением комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования.

В связи с этим процесс создания системы комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения образования является актуальной задачей менеджмента нашей образовательной организации, что требует проведения специального исследования.

Объект исследования – организация социально активной деятельности учреждения общего среднего образования.

Предмет – система комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования.

Цель: Теоретически обосновать и разработать модель и механизмы организации системы комплексной поддержки социально активной деятельности учреждения общего среднего образования.

Задачи:

  1. Сформировать теоретическое представление о социально активной деятельности учреждения общего среднего образования как факторе успешного регионального развития.

  2. Выявить условия организации социально активной деятельности учреждения общего среднего образования.

  3. Определить управленческие механизмы организации социально активной деятельности участников школьного сообщества.

  4. Разработать модель и механизмы организации системы комплексной поддержки социально активной деятельности в ГУО «Негорельская средняя школа № 1».

Таким образом, выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью проектирования данного вида деятельности с учетом современных достижений в области менеджмента. Именно социально активная деятельность учреждения образования в регионе способствует расширению инновационных процессов, направленных на устойчивое развитие региональной системы, становлению культурной компетентности образовательных субъектов, способности к преобразованию реальности на основе «модели будущего», готовности к непрерывному самообразованию, что, будет содействовать улучшению качества жизни как участников школьного сообщества, так и региона во всех аспектах ее проявления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Организация социально активной деятельности – фактор влияния учреждения общего среднего образования на процессы регионального развития

Основные надежды на преодоление глубокого комплекс­ного кризиса современности человечество связывает с образованием, которое в современном мире рассматривается как усло­вие, средство разрешения глобальных про­блем, противоречий в жизни человеческого сообщества. Обеспечивая формирование человеческих ресурсов развития, образова­ние становится важнейшей экономической составляющей процветания человека, мест­ного сообщества, региона, страны, планеты. Поэтому всё чаще применительно к образо­вательным практикам разных уровней и мас­штаба употребляется понятие «образование для устойчивого развития», реализация которого предполагает создание социально активной деятельностной среды для становления учреждения образования как агента перемен, организующего социально активную деятельность в регионе и влияющего на процессы регионального развития.

При этом под социально активной деятельностью учреждения образования понимается системная непрерывная совместная деятельность участников педагогических инициатив, направленная на расширение образовательных возможностей субъектов школьного сообщества и обеспечение гарантий удовлетворения их образовательных потребностей.

Педагогические инициативы представляют собой самомотивированную, самоорганизующуюся, самоуправляемую, саморазвивающуюся творческую деятельность образовательных субъектов, нацеленную на повышение качества образования в регионе путем создания и введения новшеств в существующую образовательную практику на основе кооперации активов педагогической общественности [21, с.8].

Сущность социально активной деятельности участников школьного сообщества – это состояние, при котором у образовательной системы появляются новые возможности развития как на уровне внутреннего, так и внешнего взаимодействия; перевод образовательной системы из одного состояния в другое; появление дополнительных возможностей изменять окружающую социальную среду, что ведет к формированию в обществе качественно новых образовательных потребностей и заказов в развитии деятельности школы как агента перемен.

Организовать социально активную деятельность учреждения общего среднего образования нереально без рас­ширения границ и сферы влияния данного учреждения на происходящие в регионе события и отсутствия в системе деятельно­сти школьного сообщества установки на раз­витие социума. Данный процесс предусматривает работу в двух встречных направлениях: введение социально активного субъекта образования во внешний по отношению к нему социум и включение внешнего социума, заинтересованного в устойчивом развитии региона, в образовательное пространство учреждения образования.

Результатом данного процесса станет включение подрастающего поколения в социально активную деятельность, соответствующую идеям и принципам устойчивого развития; приращение нового профессионального опыта на уровне региона; открытие новых образовательных практик; формирование нового профессионального видения; поиск новых путей субъектного развития, ведущих к изменению качества жизни каждого и всех.

Данные результаты уместно рассматривать как фактор влияния учреждения общего среднего образования на процессы регионального развития, а также условия формирования и развития коллективного субъекта управления - группы людей, включенных в коллективно распределенную деятельность, внешнее партнерство, обладающих ресурсами развития и влияния, способных самостоятельно выстраивать свою миссию, стратегию, обучение, управление ресурсами, образовательную траекторию, взаимодействие с социумом [27, с.21].

Совместный поиск новых путей разрешения экологических, экономических и социальных проблем региона, включение образовательных субъектов в про­цессы их преодоления есть важнейшие состав­ляющие организации эффективной практики социально активной деятельности участников школьного сообщества. Но для того чтобы данный процесс был организован с учетом современных достижений в области менеджмента, необходимо «выращивать» региональное сообщество, которое без внешнего вмешательства было бы способно управлять социально активной деятельностью образовательных субъектов и собственной жизнедеятельностью. В данном случае, основы идео­логии коллективного «обучения действием» направлены на «выращивание» запросов потребителя нового знания, новых способов действования, образа и качества жизни через расширение границ социальной активности школы, создание условий для становления и развития социально активной личности, понимающей новые процессы и явления общественной жизни, владеющей системой культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Данные основания социально активной деятельностной практики учреждения образования являются действенным механизмом влияния на про­цессы формирования человеческих ресурсов региона, развивающегося в соответствии с идеями устойчивого развития. Для этого образовательные субъекты должны рассматривать деятельность как механизм к изменению качества жизни региона, который сопряжен с принятием на себя ответственности за создание условий для улучшения этой жизни.

Эффективность этого влияния можно определить на основе ис­пользования следующих критериев:

становление субъектности участ­ников сообщества, проявляющееся в сформированности у них жизненной позиции «деятеля», связанной с самоопределением человека, его активностью, ответственностью и способностью приобретать и наращивать своё знание;

расширение области образованнос­ти - способности человека быть адекватным динамичной ситуации, т.е. адаптироваться и работать в открытом пространстве расширяю­щегося знания;

развитие толерантности участников сообщества — принятия ими ценностей чело­века, развития, свободы и мира, т.е. призна­ния инакомыслия, осознания прав другого и границ своей свободы, умения договариваться и согласованно работать с другим знанием;

обретение участниками сообщества функциональной грамотности знания об окружающем мире и языках современной цивилизации, минимального набора компетентностей, обеспечивающих человеку воз­можность быть успешным в жизни.

Таким образом, организация социально активной деятельности учреждения образования в регионе - это механизм обеспечения включенного участия большего количества не только педагогов, но и обучающихся, родителей, социальных партнеров в разработке инициатив, направленных на изменение существующих образовательных и региональных практик, выявление и разрешение комплекса экологических, экономических и социальных проблем. Как следствие – возникновение эффекта их комплексного участия в процессах управления развитием образования, который именуется «государственно-общественное управление».

Социально активная деятельность учреждения образования может рассматриваться как фактор влияния участников школьного сообщества на процессы регионального развития, если имеют место факты самостоятельного включения подрастающего поколения в деятельность, соответствующую идеям и принципам устойчивого развития, происходит приращение нового профессионального опыта на уровне региона, инициируется открытие новых образовательных практик, формирование нового профессионального видения, поиск новых путей субъектного роста; если образовательные субъекты рассматривают свою деятельность как действенный механизм к изменению качества жизни региона, который сопряжен с принятием на себя ответственности за создание условий для улучшения этой жизни.

Направленность на решение задач развития человеческих ресурсов региона, непрерывность, открытость, диалогичность, развивающийся характер и практическая направленность – объединяющее начало устойчивого развития региона. Ответственное отношение к существующим социальным, экологическим и экономическим проблемам региона – знаковая особенность данного процесса. Для того чтобы он был сопряжен с наименьшим количеством рисков, необходимо конкретизировать условия организации социально активной деятельности учреждения общего среднего образования. Этот материал будет представлен в следующем разделе данной главы.

1.2. Условия организации социально активной деятельности учреждения общего среднего образования

Социально активная деятельность учреждения общего среднего образования может быть организована при наличии открытой образовательной системы учреждения образования как «социально обусловленной целостности взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленной на формирование и развитие личности» [28, с.8]; взаимодействия внутришкольных структур, обеспечивающих связь со средой, и совокупность социальных структур, выполняющих общие с учреждением образования социально-педагогические функции и имеющих возможность взаимодействовать при выполнении этих функций [29, с.54].

Условиями, которые способствуют организации социально активной деятельности учреждения образования, определяют ее содержание и формируют образ школьного сообщества в регионе являются:

наличие общего образовательного и управленческого видения, принимаемого и разделяемого всеми участниками школьного сообщества, коллективным субъектом управления;

наличие внешней и внутренней коммуникации;

рефлексивный подход в управлении;

сочетание современного менеджмента с общественной самодеятельностью и самоуправлением при постановке общих целей;

осуществление образовательного процесса при соблюдении прав и свобод человека;

признание роли учащегося как субъекта процесса образования, способного выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с собственными желаниями и возможностями;

наличие ресурсов, позволяющих оптимально удовлетворять потребности и интересы субъектов образовательного процесса;

информационная обеспеченность процессов, ее доступность;

внутренняя мотивация и готовность педагогов к работе в инновационном режиме;

конкурентоспособность и способность к изменениям.

Данные условия организации социально активной деятельности учреждения образования в регионе обеспечивают наличие непрерывного обмена информацией между участниками школьного сообщества на уровне внутреннего и внешнего взаимодействия и последующий переход учреждения образования в особый статус «обучающаяся организация» - место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [30, с.18].

Новое добытое и освоенное знание в условиях обучающейся организации приводит к развитию механизмов самоорганизации в деятельности учреждения образования, что обеспечивает автономию коллективного субъекта управления, свободу принятия им управленческих решений с учетом общих задач и требований социума, поднимает уровень коллективной заинтересованности в реализации намеченных стратегий развития региона [31, с. 6].

Новое видение развития образовательных субъектов (на основе полученных знаний) открывает дополнительные возможности для привлечения внешних ресурсов региона (например, новых социальных партнеров) за счет расширения сети образовательных и социальных проектов, а также дополнительных образовательных услуг, что позволяет увеличивать диапазон сотрудничества (партнерства) участников школьного сообщества с учетом взаимных интересов и перспектив, а также обеспечивает для учреждения образования открытие новых образовательных и информационных потоков с целью трансляции цели, миссии и предполагаемого видения образа желаемого будущего региона.

Следовательно, как условия организации социально активной деятельности учреждения образования также могут рассматриваться:

переход к программированию деятельности открытой образовательной системы учреждения образования как «игрока на рынке образовательных услуг», способного нести ответственность за свои идеи, проекты, управленческие решения, инициативы;

обновление содержания образования (через развитие сети межшкольных факультативов, сотрудничество с ВУЗами, открытие дополнительных внеурочных занятий по запросам образовательных субъектов, формирование разновозрастных групп по интересам актуальной и перспективной направленности, расширение сферы коммуникативных возможностей посредством участия в Internet-проектах, открытие групп рефлексивного общения и т.д.);

внедрение современных технологий образования и управления (автоматизация и информатизация процессов управления и развития учреждения образования, организация общешкольного проекта «Наш сайт – это наше ЗАВТРА»; открытие регионального ресурсного центра на уровне учреждения; участие в областных, республиканских и международных Internet-конференциях и т.д.);

повышение информационной управленческой культуры менеджеров (освоение новых региональных и республиканских управленческих программ, создание собственных информационных продуктов (н-р, программа «Натуральные нормы», «Оздоровление» и т.д.); разработка индивидуальных сайтов и т.д.);

совершенствование системы управления (создание дежурных фокус-групп, Центра информационного развития, Центра анализа образовательной деятельности, Центра успешной коррекции и развития, Центра аналитического мышления, «Клуба думающих сердец» и т.д.);

включение ресурсов внешнего социума для создания в рамках открытого образовательного пространства учреждения условий, способствующих формированию у субъектов необходимых компетенций для решения возникающих проблем (реализация проекта «Профессиональные пробы», проведение «Уроков для взрослых», создание клуба «Открытая дискуссия»);

разработка системы мониторинга и экспертизы управленческой деятельности в ракурсе открытого образовательного пространства учреждения образования [5];

создание высокотехнологичной образовательной среды;

высокий уровень профессионализма членов организации (развитие командных компетенций; становление нового педагогического профессионализма – умения организовать дискуссию, создать условия для самостоятельной деятельности;

формирование коллективных ценностей организации, позитивного мотивационного поля;

открытость учреждения образования как социального института;

видение такой системы взглядов, в основе которой лежит представление об организации как об открытой системе, основная цель которой – эффективное взаимодействие с внешней средой;

деятельность, предусматривающая преодоление участниками школьного сообщества старых стереотипов и формирование ими новых стереотипов, социальных норм и ценностей в деловых взаимоотношениях;

деятельность участников школьного сообщества на основе современных технологий командной работы, включающих подготовку и проведение переговоров, стратегическое планирование, организацию маркетинговой деятельности, управление финансовыми потоками и инновациями;

минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ,

активность в поиске механизмов взаимодействия, взаиморазвития и взаимообогащения,

способность к совместному системному стратегическому управлению развитием региона.

Таким образом, непременным условием организации социально активной деятельности учреждения образования в регионе является наличие открытой образовательной системы данного учреждения образования, в условиях которой происходит развитие школьного сообщества, ориентированного на сотрудничество в интересах устойчивого развития региона.

Выше описанные вспомогательные условия организации социально активной деятельности учреждения образования способствуют гармонизации отношений участников школьного сообщества с окружающей средой и социумом, расширению практики управления развитием региона на основе идей совершенствования человеческих ресурсов.

Для того данные процессы развивались в соответствии с последними достижениями менеджмента в сфере образования, необходимо разработать управленческий механизм организации социально активной деятельности участников школьного сообщества - модель комплексной поддержки педагогических инициатив. Заявленный материал будет представлен в следующем разделе первой главы.

1.3. Комплексная поддержка педагогических инициатив как управленческий механизм организации социально активной деятельности участников школьного сообщества

С каждым днем образование становится более открытым, быстроменяющимся, генерирующим локальные и региональные педагогические инициативы как форму социальной активности личности, направленную на ее самоопределение и самореализацию в системе социальных отношений [40, с.9].

Основанием для типологизации инициатив (как социально-деятельностного института управления образованием в регионе) выступают типы общественности, осуществляющей разные виды инициативной деятельности. Коллективные субъекты по характеру общественности, их составляющей, могут быть разделены на три типа: образовательный, профессионально-педагогический, социально-педагогический [24, с.57].

Они оказывают разное влияние на развитие учреждения образования, в целом, и региона, в частности. По основанию выделения ведущего типа профессиональной деятельности в сфере образования инициативы можно объединить в одну общую группу – педагогические инициативы, а инициативы,

организованные в рамках открытого школьного сообщества, могут быть разделены на три группы: общественно-образовательные инициативы; профессионально-педагогические инициативы; социально-педагогические инициативы.

Общественно-образовательные инициативы направлены на создание условий для становления целостной образовательной практики участников школьного сообщества. Они способствуют изменению функций образования, способов и механизмов управления развитием образования в учреждении и регионе, наращиванию форм кооперации социально активного учреждения образования с другими сферами деятельности региона для обеспечения доступа к широкому спектру образовательных возможностей.

Профессионально-педагогические инициативы реализуются профессиональной педагогической общественностью и направлены на изменение традиционного содержания образования, методов и форм организации обучения и воспитания, социализации и т. д. Они не организуются специально, а возникают как следствие рефлексии индивидуальной профессиональной деятельности участников школьного сообщества. Чаще всего культурно не оформляются, что обусловливает необходимость их поддержки.

Социально-педагогические инициативы выдвигаются общественностью, не занимающейся образовательной деятельностью профессионально, но заинтересованной в изменении существующих в учреждении образования образцов воспитания, обучения и социализации подрастающего поколения. Основной недостаток инициатив этого типа – отсутствие связей с компетентной общественностью. В процессе управления развитием образования данный тип инициатив нуждается в поддержке представителей психолого-педагогической науки для обеспечения их кооперации с инициативами других групп [21, с.8].

В контексте управления социально активной деятельностью учреждения образования педагогические инициативы реализуют функции:

адресного обеспечения удовлетворения образовательных потребностей участников школьного сообщества;

расширения возможностей получения дополнительного образования в условиях учреждения образования и региональной образовательной системы;

повышения качества существующей образовательной практики в соответствии с актуальными тенденциями социального и регионального развития;

моделирования новых (альтернативных) образцов педагогической практики в условиях открытой образовательной системы учреждения образования.

Процесс восхождения и реализации педагогических инициатив способствует наращиванию человеческих ресурсов участников школьного сообщества. Это главный фактор создания новых открытых социально активных образовательных практик учреждения образования, способ расширения сферы влияния учреждения образования на развитие региональной системы.

Эффективным управленческим механизмом организации такой социально активной деятельностной практики участников школьного сообщества выступает комплексная поддержка педагогических инициатив – системная совместная деятельность участников инициатив, направленная на расширение образовательных возможностей образовательных субъектов и обеспечение гарантий удовлетворения их образовательных потребностей, развитие конкурентоспособности учреждения образования в прогнозируемом будущем и моделирование новых образцов образовательных практик в развитии учреждения образования в перспективном будущем [24, с.56].

Ведущими механизмами обеспечения комплексной поддержки педагогических инициатив являются:

организация процессов непрерывного образования (самообразования, взаимообразования) участников школьного сообщества;

проведение мероприятий с участием различных категорий жителей региона;

сопровождение процессов разработки и реализации региональных социально значимых проектов и программ;

деятельность детско-взрослой исследовательской общности по выявлению наиболее актуальных проблем развития социокультурной ситуации региона;

разработка и реализация стратегически ориентированных программ развития региональной образовательной системы.

Главная роль в обеспечении результативности комплексной поддержки педагогических инициатив отводится образовательной поддержке, а остальные виды поддержки выполняют вспомогательные функции по отношению к ведущей.

Образовательная поддержка педагогических инициатив – это системная непрерывная совместная деятельность представителей формального и неформального образования (участников инициатив), направленная на:

создание условий для освоения участниками всех типов педагогических инициатив механизмов самообразования, самоуправления и саморазвития;

создание механизмов управления развитием социально активных образовательных практик на основе кооперации и развития формального, неформального и информального образования;

расширение образовательных возможностей и обеспечение образовательных потребностей инициативных групп в прогнозируемом будущем.

Составляющими системы образовательной поддержки педагогических инициатив являются:

информационная поддержка (обеспечение доступа участников школьного сообщества к информации, адекватной типам и динамике развития педагогических инициатив путем создания развернутой информационной инфраструктуры учреждения образования);

методологическая поддержка (методологическое обеспечение процессов категоризации, концептуализации, программирования, реализации, мониторинга и экспертизы программ развития человеческих ресурсов инициативных групп школьного сообщества);

нормативная поддержка (оформление и легитимизация педагогических инициатив на основе результатов их экспертизы);

научная поддержка (теоретическое обеспечение программ развития человеческих ресурсов инициативных групп и их взаимообучение);

методическая поддержка (комплексное обеспечение методическими средствами деятельности инициативных групп: повышение квалификации, участие в методической работе);

организационно-деятельностная поддержка (создание условий для развития новых форм организации деятельности инициативных групп в учреждении образования – ресурсные центры, новые формы повышения квалификации и т.д.);

экспертная поддержка (оценка безопасности и перспективности использования педагогических инициатив в регионе на основе применения участниками инициативных групп методов экспертных оценок и гуманитарной экспертизы);

финансовая поддержка (стимулирование расширения спектра источников и методов привлечения финансовых средств участниками инициативных групп);

посредническая поддержка (обеспечение кооперации участников педагогических инициатив, создание сетевых сообществ) [24, с.58-59].

Принципы адресности, социокультурной обусловленности, системности, непрерывности, средовой обусловленности, инициативности, персональной активности и ответственности, включенного участия и самоуправления, кооперации и партнерства, рефлексивно-деятельностной организации являются ведущими принципами организации системы комплексной поддержки педагогических инициатив как управленческого механизма организации социально активной деятельности участников школьного сообщества.

Внедрение модели комплексной поддержки педагогических инициатив как управленческий механизм организации социально активной деятельности учреждения образования обеспечит активное сотрудничество участников школьного сообщества с родителями, педагогической общественностью и социальными партнерами по вопросам определения перспектив и путей развития образования в учреждении, а впоследствии – и в регионе, если развернуты программы, проекты, реализуются технологии, направленные:

на обеспечение условий становления и развития индивидуально-личностных качеств (социальных умений и социальной компетентности) участников педагогических инициатив;

создание условий для разворачивания клубной деятельности участников педагогических инициатив;

реализацию механизмов согласования инициативной социально активной деятельности с государственными стандартами образования;

обеспечение условий стимулирования и поддержки социально активной деятельности, развития инициатив (в соответствии с жизненным циклом их восхождения и реализации).

В связи с этим управленческий механизм организации социально активной деятельности участников школьного сообщества уместно выделять поэтапно в соответствии с приоритетным направлением обеспечения комплексной поддержки педагогических инициатив (алгоритмом):

1-й шаг – управленческая деятельность по упорядочению стихийных инициатив учреждения общего среднего образования (направленность комплексной поддержки - определение реестра совместных инициатив с педагогами, социальными партнерам; создание инициативных групп);

2-й шаг – работа с организованными педагогическими инициативами (направленность комплексной поддержки – обучение агентов перемен на базе АПО, ИРО; налаживание организованных связей между инициативными группами учреждений образования региона, группами социальных партнеров);

3-й шаг – проектное оформление педагогических инициатив (направленность комплексной поддержки - организация различных инициативных групп в рамках одного проекта учреждения образования, участие в конкурсе проектов);

4-й шаг – окультуривание педагогических инициатив (направленность комплексной поддержки - научное обеспечение и поддержка инициатив, получивших проектное оформление).

5-й шаг – создание клубных зон (направленность комплексной поддержки - выделение в системе деятельности социально активного школьного сообщества мест для реализации новых идей, их нормативное оформление, тиражирование опыта, PR-кампании, создание новых инициативных групп);

6-й шаг – внедрение окультуренных инициатив в региональную образовательную практику (направленность комплексной поддержки - распространение новшества, создание новых форм образовательной практики) [24, с.59].

Данный процесс позволит организовать открытый диалог по согласованию методологических подходов, принципов, целей, содержания и технологий социально активной деятельности учреждения образования, обеспечит государственно-общественный характер управления развитием открытой образовательной системы учреждения образования.

Комплексная поддержка педагогических инициатив как управленческий механизм предполагает создание организационных структур государственно-общественного управления развитием социально активной деятельности учреждения образования через:

создание вокруг учреждения образования специальных, «внешкольных» сред за счет координации деятельности учреждения образования и других социальных институтов (вузов, органов власти, предприятий, научных структур, бизнеса и т.д.);

осуществление инициаторами самостоятельных «деятельностных проб» собственного действия, что в рамках поддержки инициативы является необходимым образовательным и управленческим принципом;

создание информационного пространства, позволяющего взаимодействовать с отечественными и зарубежными инициативными группами, региональными структурами, формировать детско-взрослые проектные инициативные группы;

создание инфраструктуры комплексной поддержки педагогических инициатив как формы согласования интересов и активности образовательно-педагогической общественности и территориальной власти различного уровня.

Таким образом, комплексная поддержка педагогических инициатив как управленческий механизм организации социально активной деятельности участников школьного сообщества направлена на проявление участниками педагогических инициатив социальной активности, преобразующего отношения к образовательной практике. Их влияние на решение задач обеспечения и развития качества образования в регионе, озвучивание экологических, социальных и экономических проблем обусловливают изменение позиции педагогических инициатив в управлении социально активной деятельностью школьного сообщества и формируют устойчивые эффекты, способствующие развитию единой региональной социально активной образовательной системы.

К данным эффектам, возникающим под воздействием складывающейся открытой деятельностной среды учреждения образования в регионе, относятся:

трансформация образовательных ценностей и, как следствие, дифференциация образовательного заказа со стороны различных социальных групп региона, стимулирующие развитие его образовательной структуры, что содействует удовлетворению образовательного заказа различных категорий общественности; диверсификации образовательных услуг; гуманизации образования; повышению качества образования;

рост взаимопонимания представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур в социокультурном пространстве региона;

формирование гражданской идентичности представителей различных социальных групп в процессе достижения прогнозируемых результатов;

консолидация различных типов общественности в рамках совместной образовательной и социокультурной деятельности в регионе;

повышение роли образования как механизма устойчивого развития региона.

Следовательно, модель комплексной поддержки педагогических инициатив может рассматриваться как образ желаемого будущего участников школьного сообщества; способ анализа приобретенного совместного опыта; механизм выявления и решения проблем региона; образовательную инновацию.

Изучив теоретические аспекты организации системы управления социально активной деятельностью учреждения общего среднего образования, можно сделать следующие выводы:

социально активная деятельность учреждения образования может рассматриваться как фактор влияния участников школьного сообщества на процессы регионального развития, если имеют место факты самостоятельного включения подрастающего поколения в деятельность, соответствующую идеям и принципам устойчивого развития, происходит приращение нового профессионального опыта на уровне региона, инициируется открытие новых образовательных практик, формирование нового профессионального видения, поиск новых путей субъектного роста; если образовательные субъекты рассматривают свою деятельность как действенный механизм к изменению качества жизни региона, который сопряжен с принятием на себя ответственности за создание условий для улучшения этой жизни;

непременным условием организации социально активной деятельности учреждения образования в регионе является наличие открытой образовательной системы данного учреждения образования, в условиях которой происходит развитие школьного сообщества, ориентированного на сотрудничество в интересах устойчивого развития региона;

комплексная поддержка педагогических инициатив как управленческий механизм организации социально активной деятельности учреждения образования способствует его становлению в качестве коллективного субъекта управления. Использование комплексного подхода в управлении деятельностью школьного сообщества на основе комплексной поддержки педагогических инициатив является основанием для новой образовательной практики, предполагаемым результатом которой может стать образовательная инновация.

Для того чтобы данные теоретические положения были обоснованными, необходимо подтвердить их анализом конкретного материала, т.е. описать опыт и проблемы организации социально активной деятельности в ГУО «Негорельская средняя школа № 1», выявить ключевой механизм организации системы комплексной поддержки социально активной деятельности в данном учреждении образования, разработать программу реализации ключевого механизма. Заявленный материал будет представлен в следующей главе «Модель организации системы комплексной поддержки социально активной деятельности ГУО “Негорельская средняя школа № 1”».

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации