Календарь природы в детском саду - файл n1.docx

Календарь природы в детском саду
Скачать все файлы (1475.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx1476kb.03.02.2014 14:09скачать

n1.docx



.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Заочное отделение

Контрольная работа

по Экологическому воспитанию.

студентки Иващенко Юлии

группы специальность 050704.52 Дошкольное образование

Тема: Календарь природы в детском саду.

Дата:

Оценка:

Преподаватель:

2012г.

Содержание.

Введение.

1 Глава. Теоретическая часть

    1. Значение календаря природы в развитии детей.

    2. Виды календарей природы и современные требования к их содержанию.

    3. Виды календарей природы и современные требования к их содержанию.

2.Глава. Практическая часть.

2.1. Анализ календаря природы в старшей группе детского сада.

2.2 Работа воспитателя по систематизации знаний о жизни растений и животных в процессе ведения современного календаря природы.

2.3 Педагогические выводы проделанной работы.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

Введение.

Календарь природы - один из факторов формирования естественных научных и экологических представлений детей дошкольного возраста.

Календари — это средство становления начал экологического сознания. Это способ освоения действительности, который отражает динамику и социокультурное развитие человека, это одно из условий экологического развития у детей.

Календари были известны еще в древности: на камне, кости, дереве, металле древний человек изображал точки, зигзаги, круги. Известен календарь сделанный на бивне мамонта (Черкасская область). В зависимости от местности и материала, на котором фиксировались знаки природы, в культуре родились различные виды календарей: календари - сосуды (Сибирь, Кавказ, народные вышивки - месяцев, город - обсерватория (Урал, лабиринты - календари на островах Белого, Балтийского и Баренцева морей. Так человек с давних времен решил проблему взаимодействия природы и общества, объединил внешний космос мироздания (макрокосмос, со своим внутренним космосом (микрокосмосом, в гармоническое целое - Календарь.

Календарь выступает своеобразной культурной памятью народа о сезонных изменениях, о самоощущениях человека в тот или иной сезонный период, о своих связях с природными ритмами.

Календарь является также определенной формой воспевания человеком великой силы природы, благодарения ее, заклинания и просьбы, обращение к образам стихий: Даждьбог- солнце, Перци - гром, небесные воды; Белее -дерево, скот; Марена - жизнь; Лага - дочь Даждьбога.

Несмотря на различные виды календарей - они имеют общий единый

язык, символизирующий ритм природы. Мы так привыкли пользоваться ка-

лендарем, что даже не отдаем себе отчет в том, что так велик в нашей жизни и во всем нашем мышлении ноль упорядоченного счета времени, а между тем никакая культура невозможна без него.

Календари фиксируют ритм природы и человеческой жизни. «Календари у римлян называли начальные дни месяца, и в эти дни выполнялись различные обряды, которые должны приносить людям благополучие.

Славяне — земледельцы, наши предки, заимствовали у римлян это поверье и тоже стали считать, что именно первые дни были самыми удачными для высказывания друг другу добрых пожеланий.

Анализируя слово «календарь», возникшее из двух слов «кален» - круг, образ солнца и «дар» - знак признательности, помощь кому либо, как дар наших предков. Иначе говоря, посредством календаря люди фиксировали дары солнца, получаемые ими в различные природные ритмы - весенние, летние, зимние, осенние.

Тема ведения календаря природы в детском саду актуальна на сегодняшний день, так как у ребёнка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. И отражает всё это в календаре природы.



  1. Глава. Теоретическая часть

1.1Значение календаря природы в развитии детей.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

1.2Виды календарей природы и современные требования к их содержанию.

Выделяют три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

1.Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.
2.Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие цыплят и их взаимоотношение с курицей в подготовительной группе. Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом лука. (Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Графическая модель роста и развития животного должна отражать изменения не только внешнего облика (строение), но и двигательную активность (поведение), меняющиеся условия внешней среды. Под двигательной активностью следует понимать, как перемещается животное в пространстве (ходьба, бег, прыжки), как добывает пищу, каковы действия, направленные на установление взаимоотношений с сородичами и с другими живыми существами. Таким образом, содержание графической модели этого типа более обширно. Поэтому запись поведения животных представляет некоторую сложность. Это связано с поиском адекватных и понятных значков-символов.

3.Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы.

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся. Календарь старшей и подготовительной группы, заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц - где кормятся, кого боятся).

Кроме того, работа с календарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксации наблюдений - это практическое средство формирования логической формы мышления. Отбирая карточки (в течение двух недель) с изображением виденных на участке птиц, расставляя их по соответствующим графам, а затем, переводя полученные ситуации в символическое изображение, дети обучаются одновременно умению последовательно соотносить образы и объекты.

1.3Методика обучения детей ведению календаря природы.

Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Методика работы с детьми соответвует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, как шуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинка или крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным, желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Например, наблюдая за первым снегом можно прочитать стихотворение Е. Тургенева «Первый снег» или И. Сурикова «Зима».

Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая с малышами березку в осеннем уборе воспитатель сообщает: «Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью».

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку «Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных    картинок, однотипных по оформлению.

Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа - большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).''

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.
И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это "срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно - Климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. 

Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа "Время" может состоять из одной недели, в графе "Живая природа" обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Например, в средней полосе России сентябрь - это зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где опавшая листва; в октябре все покрыто ковром листьев, они разной окраски, цветов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья превратились в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; апрель - это негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май - это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д.; летом каждый месяц имеет свои цветы - их обязательно надо нарисовать в календаре; зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается только толщиной снежного покрова. Поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.

Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность -сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста - это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3-4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают модели сезонных, изменений природы в том понимании и в том виде, как это делают старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию.

Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант - 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду.

Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, "выпускают ее на прогулку" (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления - степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком "Человечек"), Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования.


2.Глава. Практическая часть.

2.1. Анализ календаря природы в старшей группе детского сада.

В нашей группе уголок природы оформлен в виде модуля. Оформление уголка природы меняется в соответствии временем года так как все оформление на стене крепится с помощью липучей ленты: осенью, листья на деревьях-желтые, летом-зеленые, зимой- снежинки. Дерево, облака вырезаны из плотной бумаги, одно облачко веселое, другое грустное (эмоциональное развитие ребенка). На ветках деревьев размещены зимующие птицы, встречающиеся в нашем селе. А на кормушке помещены те, которых мы видели на прогулке.

К сожалению, санитарные нормы запрещают размещение в детском саду настоящих животных и аквариумов. В нашем детском саду аквариум сделан из картона и там поселились рыбки и растения вырезанные из бумаги.

Особое место в календаре природы занимает календарь погоды, в котором дети фиксируют систематические наблюдения  за одними и теми  же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а так же условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе к огороду на окне. Здесь мы знакомим детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дети в нашей группе являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, мы подчеркиваем, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень /петрушку, зеленый лук, укроп, любисток и т.д./ и угостит всех витаминным супом. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так мы воспитываем навыки экологической культуры.

2.2 Работа воспитателя по систематизации знаний о жизни растений и животных в процессе ведения современного календаря природы.

Я считаю, что современный календарь природы должен быть разделён на четыре времени года: осень, зима, весна и лето. Календарь природы для детей должен наглядно рассказывать о каждом времени и месяце года: чем они отличаются друг от друга; чем занимаемся в каждое время года; какие основные праздники бывают в каждом месяце. Также должны быть видеоролики или презентации, которые демонстрируют последовательность смены сезонов года с яркими картинками времён годы и приятным музыкальным сопровождением.

Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют существенные основные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения. Одному или нескольким детям поручается изобразить определенные явления природы, а затем выбирается вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.

Календарь заполняется после прогулки. Нужно поговорить с детьми, какая была погода, был ли ветер, как мы одеты?

Также я бы хотела иметь в нашей группе мини-лабораторию, для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения.В мини - лаборатории должно быть собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе /колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т.д./, разнообразные коллекции /минералов, почв, камней, насекомых  и т.д./, природный материал /кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т.п./.

2.3 Педагогические выводы проделанной работы.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. В процессе ведения календаря природы ( который обогащает ребёнка знаниями ,учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.), дети научились определять строение растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
- разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);
- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

У детей развилось представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро - вечер, день - ночь и т.д.), а также об объектах живой природы: комнатные и дикорастущие растения, дикие и домашние животные.

В процессе заполнения календаря природы дети научились находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения живой и неживой природы.

В результате я заметила изменения в развитии детей.

- дети стали более наблюдательны.
- дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
- у них развита высокая творческая активность;
- самостоятельность, инициативность;
- они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
- ухаживают за растениями ближайшего окружения
Заключение.

Использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.
Список использованных источников.

  1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми».Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». Воронеж 2007. С 190.

  2. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Нар. асвета, 1972. – 352 с.

  3. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. Книга для воспитателя детского сада. М «Просвещение» 1988 г. С 60.

  4. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 143 с.

5. Марковская М. «Уголок природы в детском саду». М, 1984 г.

6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»,2-е изд. М.-Академия, 2001 г. С184.

7. Дошкольное воспитание 11- 2001 «Методические рекомендации по познавательному развитию» с 25-31.

  1. Ребёнок в детском саду 3 – 2002 « Создание развивающей среды в детском саду» с 76-81.

Приложение.

Календарь наблюдений за природой.kalendar1kalendar2kalendar3letoosenzimavesnamesnedelyasym1 sym3sym4

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации