Загрязнение атмосферы. Международные аспекты охраны окружающей среды - файл n1.doc

Загрязнение атмосферы. Международные аспекты охраны окружающей среды
Скачать все файлы (99.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc100kb.16.02.2014 07:49скачать

n1.doc


Орлова В.Н.,ф-т геоэкология


СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1. Загрязнение атмосферы.

2. Экологические последствия загрязнения атмосферы.

2.1. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.

3. Международные аспекты охраны окружающей среды.

3.1. Национальные программы и опыт решения экологических проблем.

3.2. Международное сотрудничество в области природопользования и

охраны окружающей среды.

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Атмосфера - механическая смесь различных газов, водяных паров и пылевых ( аэрозольных ) частиц.

Использование воздуха современными промышленными процессами можно охарактеризовать как повсеместное, многоцелевое и крупномасштабное. В настоящее время воздух стал важнейшим природным ресурсом, который всё более интенсивно используется в хозяйстве.

При таком широкомасштабном использовании, атмосфера подвергается различным изменениям: изъятию газовых элементов ( например, кислород ), пополнению и загрязнению газовыми элементами ( углекислый газ, оксид серы ) и взвешенными веществами, нагреванию, изменению влажности.

Эти изменения приводят к возникновению существенных затрат в экономике или ущерба от загрязнения окружающей среды.

Есть все основания полагать, что в XXI в. экология войдёт в разряд высших приоритетов глобальной системы международных отношений.

Всё это позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы: "Защита атмосферы от загрязнения: международные аспекты"

1. Загрязнение атмосферы.
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем.

Атмосфера испытывает загрязнение в основном от химических веществ, поступающих в неё на различных стадиях производства и утилизации продукции. Эти вещества находятся в газообразном, жидком и твёрдом (пыль, сажа и т.п.) состоянии. Ввиду большой опасности выделяют также радиоактивное загрязнение веществами (изотопы радона, стронция, плутония), находящимися в форме газов или взвешенных частиц. Кроме того существует тепловое загрязнение, образующееся в результате антропогенной деятельности и влияющее на температурный баланс, загрязнение шумом, образующееся в результате работы техники, транспорта, бытовых приборов и, наконец,- электромагнитное загрязнение из-за функционирования теле- и радиостанций, радиолокационных установок, линий электропередач высокого напряжения.

Основные вредные примеси атмосферы и их источники приведены в таблице 1.
Таблица 1

Загрязнения атмосферы и их источники




ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

СРЕДНЕГОДОВАЯ

КОНЦЕНТРАЦИЯ В

ВОЗДУХЕ, Мг/мі

естественные

антропогенные

Твёрдые частицы

(зола, пыль и др.)

Вулканические извержения, пылевые бури, лесные пожары и пр.

Сжигание топлива в промышленных и бытовых установках, промышленность строительных материалов

В городах 0,04-0,4

SO2

Вулканические извержения, окисление серы и сульфатов, рассеянных в море

Сжигание топлива в промышленных и бытовых установках, промышленность строительных материалов

В городах до 1,0

NO2

Лесные пожары

Промышленность, автотранспорт, тепло-электростанции

В районах с развитой промышленностью до 0,2

CO

Лесные пожары, выделение океанов. Окисление терпенов

Автотранспорт, промышленные энергоустановки, чёрная металлургия

В городах от 1,0 до 50

Летучие углеводороды, галогеноуглероды (фреоны)

Лесные пожары, природный метан, природные терпены

Автотранспорт, дожигание отходов, испарение нефтепродуктов, холодильная техника

В районах с развитой промышленностью до 3,0

Полициклические ароматические углеводороды


______

Автотранспорт, химические заводы, нефтеперерабатывающие заводы

В районах с развитой промышленностью до 0,01


Чёрная и цветная металлургия. При выплавке только одной тонны стали в атмосферу выбрасывается 0,04 т твёрдых частиц, 0,03 т оксида серы и до 0,05 т оксида углерода, а также в небольших количествах такие опасные загрязнители, как свинец, фосфор, марганец, мышьяк, пары ртути и др. В процессе сталеплавильного производства улетучиваются пара-газовые смеси из фенола, формальдегида, бензола, аммиака и других токсичных веществ.

Значительные выбросы отходящих газов и пыли, содержащих вредные вещества, отмечаются на заводах цветной металлургии при переработке свинцово-цинковых, медных, сульфидных руд, при производстве аллюминия и др.

Загрязнение атмосферы химическими веществами- наиболее существенный фактор общего загрязнения. Выбросы этой отросли ввиду своей весьма высокой токсичности, значительного разнообразия и концентрированности представляют значительную угрозу для человека и всей биоты: оксиды серы, соединения фтора, аммиак, нитрозные газы (смесь оксидов азота), хлористые соединения, сероводород, неорганическая пыль и т.п. На предприятиях химической и нефтехимической промышленности накопилось 12 млн т отходов, значительная часть из которых относится к категории опасных.

Выбросы автотранспорта. В мире несколько сот миллионов автомобилей, которые сжигают огромное количество нефтепродуктов, существенно загрязняя атмосферный воздух, особенно в крупных городах. В России суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта составил более 35% от общей суммы выбросов. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат огромное количество токсичных соединений: бенз(а)пирена, альдегидов, оксидов азота и углерода и особо опасных соединений свинца (из этилированного бензина). Ежегодно мировой парк автотранспорта выбрасывает в атмосферу свыше 0,4 млн т свинца.

Интенсивное загрязнение атмосферного воздуха отмечается также при добыче и переработке минерального сырья, на нефте- и газоперерабатывающих заводах, при выбросе пыли и газов из подземных горных выработок, при сжигании мусора и горении пород в отвалах и т.д. В сельских районах очагами загрязнения воздуха являются животноводческие фермы, промышленные комплексы по производству мяса, распыление пестицидов и т.д.

Передвижение загрязнителей в атмосфере "не соблюдает госграниц", то есть- трансгранично. Под трансграничными загрязнениями понимают загрязнения, перенесённые с территории одной страны на площадь другой.

2. Экологические последствия загрязнения атмосферы.
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами - от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нарушает компоненты экосистемы до такой степени, что регуляторные процессы не в состоянии вернуть их в первоначальное состояние, и в результате гомеостатические механизмы не срабатывают.

Физиологическое воздействие на человеческий организм главных загрязнителей (поллютантов) чревато самыми серьёзными последствиями. Так, диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает лёгочную ткань человека и животных.

Пыль, содержащая диоксид кремния, вызывает тяжёлое заболевание лёгких - силикоз. Оксиды азота раздражают и разъедают слизистые оболочки глаз и лёгких, участвуют в образовании ядовитых туманов. Если они содержатся в воздухе совместно с диоксидом серы, то возникает эффект синергизма, то есть усиление токсичности всей газообразной смеси.

Широко известно действие на человеческий организм оксида углерода (углеродного газа): при отравлении возможен летальный исход. Благодаря низкой концентрации СО в атмосферном воздухе он не вызывает массовых отравлений, хотя и опасен страдающим сердечно - сосудистыми заболеваниями.

Среди взвешенных твёрдых частиц наиболее опасны частицы с размером менее 5 мкм, которые способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах лёгких, засорять слизистые оболочки.

Весьма неблагоприятные последствия, которые могут сказаться на огромном интервале времени, связаны и с такими незначительными по объёму выбросами, как свинец, бенз(а)пирен, фосфор, кадмий, мышьяк, кобальт и др. Они угнетают кроветворную систему, вызывают онкологические заболевания, снижают сопротивление организма инфекциям и т.д.

Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в больших концентрациях и в течение длительного времени наносят большой вред не только человеку, но и остальной биоте. Известны случаи массового отравления диких животных, особенно птиц и насекомых, при выбросах вредных загрязняющих веществ большой концентрации (особенно залповых).

Что касается растений, то выбросы вредных веществ действуют как непосредственно на их зелёные части, попадая через устьица в ткани, разрушая хлорофилл и структуру клеток, так и через почву - на корневую систему. Особенно опасен для растений диоксид серы, под воздействием которого прекращается фотосинтез и гибнут многие деревья, особенно хвойные.

2.1. Экологические последствия глобального загрязнения

атмосферы.
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания экологов всего мира, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.

"Парниковый эффект", наряду с нарушением озонового слоя и кислотными дождями, вызван глобальным техногенным загрязнением атмосферы. Со второй половины ХIХ в. наблюдается постепенное повышение среднегодовой температуры, что связывают с накоплением в атмосфере так называемых "парниковых газов" - диоксида углерода, метана, фреонов, озона и др.

Парниковые газы препятствуют длинноволновому тепловому излучению с поверхности Земли, и атмосфера, насыщенная ими, действует как крыша теплицы. Она, пропуская внутрь большую часть солнечного излучения, почти не пропускает наружу тепло, переизлучаемое Землёй.

"Парниковый эффект" является причиной роста средней глобальной температуры воздуха у земной поверхности. В докладе Международной группы ООН по проблемам климатических изменений утверждается, что к 2100 г. температура на Земле увеличится на 2-4 градуса. Масштабы потепления за этот относительно короткий срок будут сопоставимы с потеплением, произошедшем на Земле после ледникового периода, а значит, экологические последствия могут быть катастрофическими. В первую очередь, это повышение уровня Мирового океана вследствие таяния полярных льдов, сокращения площадей горного оледенения и т.д. Повышение уровня океана всего лишь на 0,5-2,0 м к концу XXI в., приведёт к нарушению климатического равновесия, затоплению приморских равнин в более чем 30 странах, деградации многолетнемёрзлых пород, заболачиванию обширных территорий и т.п.

На Международной конференции в Торонто (Канада) в 1985 г. перед энергетикой всего мира была поставлена задача сократить к 2005 г. на 20% промышленные выбросы углерода в атмосферу. На конференции ООН в Киото (Япония) в 1997 г. подтверждён установленный ранее барьер для выбросов парниковых газов. Но очевидно, что ощутимый экологический эффект может быть получен лишь при сочетании этих мер с глобальным направлением экологической политики - максимально возможным сохранением сообществ организмов, природных экосистем и всей биосферы Земли.

"Озоновые дыры" - это значительные пространства в озоновом слое атмосферы на высоте 20-25 км с заметно пониженным (до 50% и более) содержанием озона.

Истощение озонового слоя признано всеми как серьёзная угроза глобальной экологической безопасности. Оно ослабляет способность атмосферы защищать всё живое от жёсткого ультрафиолетового излучения, энергии одного фотона которого достаточно, чтобы разрушить большинство органических молекул. Поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, увеличивается количество заболеваний раком кожи и т.д.

Предполагается как естественное, так и антропогенное происхождение "озоновых дыр".

"Кислотные дожди" образуются при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют разбавленную серную и азотную кислоты. В результате дождь и снег оказываются подкисленными (число рН ниже 5,6).

Закисление природной среды негативно отражается на состоянии экосистем. Под действием кислотных осадков из почвы выщелачиваются не только питательные вещества, но и токсичные металлы: свинец, кадмий, алюминий и др. Далее они сами или их токсичные соединения усваиваются растениями и почвенными организмами, что ведёт к весьма негативным последствиям.

Воздействие кислотных дождей снижает устойчивость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приводит к их деградации как природных экосистем. Пятьдесят млн гектаров леса в 25 европейских странах страдают от действия сложной смеси загрязняющих веществ.

Примером негативного воздействия кислотных осадков на природные экосистемы является закисление озёр.
3. Международные аспекты охраны окружающей среды.
Международные аспекты природоохраны включают в себя обмен опытом реализации национальных программ природопользования, создание и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов или организаций по контролю за состоянием природной среды и выполнению принятых соглашений.

3.1. Национальные программы и опыт решения экологических

проблем.
К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

В настоящее время практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Во многих странах приняты комплексные программы природопользования по всей природно - продуктовой цепочке и по всем средам, подкреплённые соответствующими законодательствами. В них закреплена сильная роль государства по регулированию природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Создана иерархические системы управления, в которых выделяются цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. Разработан инструментарий, включающий мониторинг окружающей среды, управление процессами, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности.

В основу проведения экологической политики и её финансирования в большинстве развитых стран был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путём установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы. К числу внеэкономических рычагов можно отнести прямые запреты на производство, административные решения по закрытию предприятий, а также привлечение к уголовной ответственности.

Переход к более активной политике охраны окружающей среды характерен в настоящее время для развивающихся стран, где деградация природных экосистем вызывается не столько ростом объёмов производства, сколько отсталостью техники и технологий, функционированием большого количества "грязных" производств в условиях перенаселения.

Во многих развивающихся странах разработано законодательство, утверждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения. Для стран "третьего мира" очень важен опыт развитых стран, в частности, для внедрения ресурсосберегающих, безотходных технологий, повышения продуктивности аграрной сферы и эффективности использования топливно - энергетических ресурсов. Этот опыт позволяет избежать ошибок индустриального общества, решить многие проблемы окружающей среды в увязке с задачами их общего социально - экономического развития, а иногда и выживания в прямом смысле этого слова.

В странах с переходной экономикой некоторый опыт в природоохранной деятельности был накоплен ещё в период планового, централизованного хозяйствования. В период 70 - 80 гг. был разработан и принят целый ряд природоохранных законов, создана система государственного управления природопользованием, осуществлён экологический мониторинг, стали создаваться инструменты экономического воздействия на природопользователей, экологические фонды. В целом ряде стран была хорошо поставлена работа по утилизации и рециклированию отходов бытового и промышленного характера.

В настоящее время важно сохранить всё положительное из этого опыта, имея ввиду то обстоятельство, что в течение ближайших лет страны с переходной экономикой будут испытывать серьёзные ограничения в средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально - экономического положения всегда будет существовать соблазн экономии на природозащитных затратах.

Вместе с тем перход к рыночной экономике может не только улучшить экономическое состояние стран, но и изменить к лучшему экологическую ситуацию. Во-первых, это связано с необходимостью структурной перестройки, ликвидацией целого ряда неэффективных производств в "тяжёлом" секторе хозяйства и прекращением растраты ресурсов, характерной для централизованной экономики.

Во-вторых,- с прекращением доступа предприятий к государственным финансам, прекращением субсидирования ресурсов, в первую очередь - энергетических. Это позволит снизить уровень ресурсопотребления, в частности, энергоёмкость.

В-третьих,- с признанием истинной стоимости капитала. Помимо прекращения расточительности в использовании сырьевых ресурсов, это приведёт к необходимости непрерывного процесса замены оборудования на действующих предприятиях в противовес новому строительству и консервации старых технологий.

В-четвёртых,- с приватизацией, позволяющей снять бремя экологических затрат с государства.

В последние годы объём вредных выбросов в странах с переходной экономикой сокращался. Однако связано это было в первую очередь с падением производства в условиях реформирования экономики. Поэтому важно в настоящее время принять такие меры в области природоохраны, которые смогли бы поддержать эту тенденцию после выхода из кризиса той или иной страны.
3.2. Международное сотрудничество в области

природопользования и охраны окружающей среды.
Международные объекты охраны окружающей среды - это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Они осваиваются и охраняются на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного общества.

Существует ещё одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учёт. К ним относятся: во-первых, природные объекты уникальной ценности и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие виды, занесённые в международную Красную книгу; в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Наиболее быстро международные отношения стали развиваться после окончания Второй мировой войны. Они охватили самые различные природные объекты и окружающую среду.

В настоящее время более ста международных организаций активно занимаются охраной окружающей среды. Они подразделяются на международные правительственные союзы и международные неправительственные объединения.

Наиболее авторитетной международной межправительственной организацией является ООН, рассматривающая экологические проблемы на Генеральной Ассамблее. В состав ООН входят следующие объединения:

В целях исследования значения океана для человечества в 1960 г. была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК).

В связи с широким применением атомной энергии в мирных целях возникла необходимость международного сотрудничества в этой области. Для изучения и использования атомной энергии в 1957 г. было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды".

Важную роль в решении экологических проблем играет международная неправительственная организация Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), которая включает правительственные и неправительственные организации, содействует сотрудничеству между национальными и международными объединениями, между гражданами.

Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внёс "Римский клуб" - международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 учёных более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей экологической катастрофы.

Самой известной международной общественной организацией является "Гринпис" - "Зелёный мир", главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Существуют региональные организации:

Активно развивающееся международное экологическое сотрудничество привело Россию к необходимости создания двусторонних организаций со своими соседями, иным формам двустороннего контактирования по проблемам озера Байкал ( с Монголией), подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США), строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов, удаления серы и внедрения экологически чистых технологий (с Финляндией), утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией), системы радиологического мониторинга (с Германией), комплексного управления качества воды (с Канадой), охраны вод и защиты от паводков (с Китаем), использования водоохранных зон Истринского района Московской области и очистки воздуха в Волгограде (с США).

В целях охраны фауны и флоры учреждена Международная Красная книга, в которую включаются редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в особой охране, такие книги заведены в России и во многих её субъектах.

Российская Федерация является одним из инициаторов и участников подписания договоров:

Результатом международного экологического сотрудничества является заключение международных договоров, соглашений, конвенций. Среди них такие важные, как:

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизации (1989 г., Базель, Швейцария).

Цели: обязательства сторон по сокращению трансграничного перемещения отходов, включенных в перечень Конвенции; максимальное снижение объёма и токсичности опасных отходов, обеспечение экологичного использования; оказание помощи развивающимся странам в утилизации опасных отходов;

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г., Вена, Австрия).

Цели: установление некоторых минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определённых видов мирного использования ядерной энергии, а также развитие дружеских отношений между нациями независимо от различий их конституционных и социальных систем;

Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г., Вена, Австрия).

Цели: защита и охрана здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздействий, связанных с изменениями в озоновом слое;

Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Цели: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов биологического разнообразия, справедливое распределение преимуществ от использования генетических ресурсов;

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

Цели: приостановка нарастающего освоения и утраты водно-болотных угодий; признание их экологической, экономической, культурной, научной и рекреационной ценности;

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г., Женева, Швейцария).

Цели: упрочение мира, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, устранение опасности для человечества военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду;

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США).

Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможенного контроля;

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г., Хельсинки, Финляндия).

Цели: защита людей и окружающей среды от промышленных аварий путём предотвращения таких аварий насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьёзности, смягчения и воздействия;

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г., Женева, Швейцария).

Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение;

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г., Берн, Швейцария).

Цели: сохранение дикой фауны и флоры и их природных сред обитания, особенно тех видов и местообитаний, охрана которых требует сотрудничества ряда государств; содействие такому сотрудничеству;

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г., Бонн, Германия).

Цели: охрана видов диких животных, мигрирующих через национальные границы;

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 г., Финляндия).

Цели: содействие устойчивому экономическому развитию; использование оценки воздействия на окружающую среду в качестве предупредительной меры против трансграничной деградации окружающей среды;

Конвенция ООН по морскому праву (1982 г., Монтего Бей, Ямайка).

Цели: создание нового правового режима в отношении окружающей среды морей и океанов, принятие правил природоохранных стандартов и положений, касающихся загрязнения морской среды;

Конвенция по борьбе с опустыниванием (1994 г., Париж, Франция).

Цели: борьба с опустыниванием и ликвидация последствий засухи в странах, которые подвергаются опустыниванию, использование засушливых земель;

Конвенция по защите Чёрного моря от загрязнения (1992 г., Бухарест, Румыния).

Цели: решение экологических и природоохранных проблем на международном уровне по предотвращению и уменьшению загрязнения морских вод Чёрного моря;

Межправительственное соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (1992 г., Москва, Россия).

Цели: принятие согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, а также согласованных стандартов и экологических нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность и благополучие каждого человека;

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г., Нью-Йорк, США).

Цели: стабилизация концентрации в атмосфере парниковых газов на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в систему формирования климата;

Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (1997 г., Москва, Россия).

Цели: развитие взаимодействия в экономической и научно-технической сферах, совершенствование механизма научных, производственных и экономических связей; эффективное решение проблем изучения, разведки и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, геоэкологии и охраны окружающей среды;

Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (1992 г., Хельсинки, Финляндия).

Цели: принятие национальных и международных мер по охране, рациональному использованию трансграничных вод;

Стратегия защиты окружающей среды Арктики (1991 г., Рованиеми, Финляндия).

Цели: сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и влияния на регион основных загрязнителей; осуществление и усиление мер контроля за загрязняющими веществами; оценка потенциального воздействия на окружающую среду региона, охрана арктической флоры и фауны, биоразнообразия и местообитаний, интегрирование арктических интересов в глобальный природоохранный процесс.

Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только учёных, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.

Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972), день открытия которой - 5 июня - был объявлен Всемирным днём окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в ХХI в.

Первым международным документом, использующим рыночный механизм для решения глобальных проблем изменения климата, был Протокол о сокращении выбросов парниковых газов, подписанный в 1997 г. в Киото главами 55 государств. На сегодня среди стран - участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России - 16,75%, стран ЕС - 23%, США - 33,6%.

В 2002 г. Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвящённый проблемам глобального развития планеты. Позиция России на нём включала три основных положения:

С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты широкомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведёт к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счёт сокращения выбросов Россия сможет сэкономить до 40% электроэнергии, а за счёт продаж квот модернизировать свою промышленность.

Важнейшим итогом всей этой деятельности должен стать переход на путь устойчивого развития, обеспечивающего коэволюцию, то есть совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счёт её ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в её сохранении.

Однако из-за того, что эволюция природы идёт очень медленно, а социальная эволюция человека - очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить своё воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.


Заключение
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого - экономических проблем, обостряющихся в современных условия, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями. Развитие международного сотрудничества в деле природоохраны облегчает универсальность многих аспектов природопользования и выработка общих принципов действия для достижения желаемых целей. Реализация стратегии выхода из экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию всего мирового сообщества возможна лишь на основе единства природоохранных действий всех государств.
Список использованной литературы




Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации