Репин С.А., Рычкова А.А. Формирование нравственно-эстетических качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе - файл n1.docx

Репин С.А., Рычкова А.А. Формирование нравственно-эстетических качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Скачать все файлы (42.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx43kb.16.02.2014 07:06скачать

n1.docx



Министерство образования и науки Челябинской области

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

С.А.Репин

А.А. Рычкова

Формирование нравственно-эстетических качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Методические рекомендации

для учителей начальных классов

г.Челябинск, 2013г.

Нравственно-эстетическое воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и эстетических ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственно-эстетических качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственно-эстетического воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Однако не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по развитию нравственно-эстетических качеств в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности должен использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности.

Предложенные методические рекомендации можно использовать при организации учебно-воспитательного процесса.

Рекомендации могут быть использованы педагогами начальных классов, заинтересованными в эффективном решении образовательно-развивающих задач учебно-воспитательного процесса.




Содержание
Введение

  1. Схема урока, направленного на нравственно-эстетическое развитие.

  2. Построение диалога «учитель–ученик».

  3. Методы, используемые на уроках, направленных на нравственно-эстетическое развитие учащихся.

  4. Воспитательные возможности предметов.

Список рекомендованной литературы


Введение
Вопросы нравственно-эстетического развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Изучением нравственности занимались такие великие мыслители античности как Платон, Сократ, Аристотель. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Ш.А.Амонашвили, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, В.Д.Шадрикова, Н.Е.Щурковой и др.

Воспитание нравственно-эстетических качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, оставляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – ответственность, вежливость, дисциплинированность, совесть, любовь, доброта, добродетельность – должны усваиваться детьми не только в семье, но и в школах, на практически всех уроках. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственно-эстетические представления и понятия.

Однако, не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по формированию нравственной воспитанности в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности доле использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности.

Методические рекомендации раскрывают не только основные понятия, цели и задачи нравственно-эстетического воспитания, но помогут учителю в организации уроков, которые будут способствовать развитию нравственно-эстетических качеств младшего школьника.

Авторами определена цель методических рекомендаций: в сжатом виде показать методические особенности работы над развитием нравственно-эстетических качеств на уроках в начальных классах.


  1. Схема урока, направленного на нравственно-эстетическое развитие.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Школьник включается в коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

Педагогу необходимо обращать серьезное внимание к ребенку, создавать условия для проявления им собственной активности. Успешному разрешению многих проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной концепции, которая несет в себе новый взгляд на педагогические процессы и такое отношение к организации деятельности детей, особенно внеурочной, которая позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.

Нравственно–эстетическое представление успешнее развивается при создании особой атмосферы урока, снимающей напряжение, успокаивающей, расслабляющей ребенка; в результате задействования органов чувств в процессе эмоционального переживания; в ходе отслеживания эмоционального состояния во время работы с образом; в процессе аналитико–синтетической обработки формируемого образа; при условии принятия и поддержки всех созданных образов; с учетом коррекции созданного образа с нравственно–эстетической точки зрения.

Основная схема занятия включает следующие этапы:

Конкретный урок может включать не все пункты. На каждом из занятий один из аспектов работы становится ведущим.

Заметим, что с такой организацией урока у детей повышается познавательная активность, учебная деятельность проходит без напряжения, что непосредственно создает положительную атмосферу в коллективе, формируя тем самым нравственную и эстетическую основу общения учащихся как между собой, так и общения с учителем.

  1. Построение диалога «учитель–ученик»


Научить детей думать можно, создавая специальные ситуации общения, стимулирующие, провоцирующие детское мышление. Лучше всего удается эта «провокация» через систему диалогов.

На первый взгляд кажется, что наиболее «простой» диалог – «учитель–ученик». Простота его заключается в том, что учитель является в этом коллективном диалоге ведущим: определяет, как будет развиваться тема, на чем сделать больший акцент, что нивелировать, сделать незаметным. Сложность заключается, во–первых, в хорошо продуманной, логически выверенной системе вопросов, которые предлагает учитель детям; во–вторых, в установлении во время диалога–разговора такого эмоционального контакта с детьми, который исключает авторитарность и диктат, в построении естественного отношения сотрудничества и сотворчества. Эти умения расширят и обогатят учителя тонкими и разнообразными «инструментами» воздействия на эмоционально–волевую и нравственно–эстетическую сферы ребенка, приведут к более чуткому постижению детской души и умению выбирать оптимальный принцип взаимодействия в каждой конкретной ситуации. Овладев методикой диалога «учитель–ученик», взрослый получает возможность направленного воспитания, которое может значительно помочь или навредить ребенку. В–третьих, сложность заключается в том, что прежде чем идти к детям, следует обратиться к своему внутреннему миру и заняться самовоспитанием.

Пойдем от простого к сложному: научимся сначала проводить урок–монолог с частичным применением диалога «учитель–ученик», а потом научимся проводить самостоятельно урок–диалог.

Рассмотрим один из первых уроков с использованием диалога «учитель–ученик» как метода.

Тема урока «Здравствуйте». Эпиграфом являются слова В.А. Сухомлинского: «Здравствовать – это не просто жить, видеть мир вокруг себя и относиться к нему определенным образом. Здравствовать – обладать радостями жизни, важнейшей из которых является общение с человеком»1. Значком обозначим те моменты занятия, которые заставляют ребенка задуматься.

Учитель. Здравствуйте. Давайте еще раз произнесем вслух это чудесное слово (произнести слово, грассируя).

Что вы чувствуете, когда повторите его несколько раз?

Что ощущает ваше тело, ваши руки, ноги, голова?

Вы сказали, что появляется бодрость, поднимается настроение, становится радостнее и веселее. Как вы думаете, почему это происходит?

Действительно, слово «здравствуйте» особенное. Когда мы его говорим, мы не только приветствуем кого–то, но и желаем ему здоровья.

Какие звуки особенно выделяются в этом слове?

Звуки [З], [Д], [Р], [А] дают нам заряд бодрости. Вот почему слово «здравствуйте» обладает особенной силой.

Сила эта устремленная. К кому же она обращена?

Вы правы, конечно, к другому человеку.

Послушайте мудрую сказку, которую написал В.А. Сухомлинский.

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где–то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Старые люди только для этого и выходят из дому. Когда встретимся с нею, мы скажем ей слово «здравствуйте», и ты узнаешь, куда она идет.

Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем не знакомы?

А вот встретимся, скажем ей здравствуйте, тогда увидишь, для чего.

Вот и бабушка.

Здравствуйте, – сказал сын.

Здравствуйте, – сказал отец.

Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

Почему это так? – спросил сын.

Потому, что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

(Пауза).

Какие мысли возникли у вас после слушания этой истории?

Давайте и мы поздороваемся друг с другом. Я буду здороваться с вами, те к кому я обращаюсь – улыбнитесь и ответьте на приветствие.
Здравствуйте, девочки. (Отвечают девочки).

Здравствуйте, мальчики. (Отвечают мальчики).

Здравствуйте, взрослые. (Отвечают взрослые).

Все вместе скажем: «Здравствуйте, здравствуйте все».
Если учитель играет на каком–либо музыкальном инструменте, можно спеть припев песни М. Лазарева «Музыка, здравствуй»:
Здравствуйте, девочки. – Здравствуйте.

Здравствуйте, мальчики. – Здравствуйте.

Здравствуйте, взрослые. – Здравствуйте.

Здравствуйте, здравствуйте все.
(На доске в столбик написаны слова из песни А. Биля «Здравствуй, мир»: мир, друг, песен щедрый круг, миг, век, добрый человек, дом, даль, радость и печаль, быль, новь, светлая любовь)
Учитель. Найдите на доске то слово, которое вы хотите прочитать. Прочитайте его. (Дети читают).

Учитель. А теперь поздороваемся с каждым словом.

Здравствуй, мир!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, песен щедрый круг!

Здравствуй, миг!

Здравствуй, век!

Здравствуй, добрый человек!

Здравствуй, дом! Здравствуй, даль!

Здравствуй, радость и печаль!

Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!

Здравствуй, светлая любовь!

Послушайте фрагмент из песни. (Слушание).
Нарисуйте мир, полный радости от всего встреченного на пути. Звучит музыка (например, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта или увертюра к опере «Сорока–воровка» Д. Россини).
(По мере завершения работы, учитель прикрепляет рисунки детей и составляет коллективное панно «Здравствуйте, здравствуйте все».)

Итог урока.

  1. Методы, используемые на уроках, направленных на нравственно-эстетическое развитие учащихся.

  1. Творческие методы (сочинения, рисунки, театрализованные представления, музыка).

  2. Методы создания воспитывающих ситуаций (модели ситуаций, ролевые игры, конкурсы).

  3. Информационно-развивающие методы (рассказ учителя, беседы, информация о событиях в мире, стране, школе).

  4. Психологические тренинги (Игра «Мы с тобой одной крови», игра «О ком я говорю?», игра «Кто нуждается в помощи?»)

  5. Практическая работа (благотворительные акции, поздравления ветеранов, воинов, помощь одноклассникам, родителям, учителю, школе).

Вся воспитательная работа по формированию нравственной личности организуется в трех областях: учебной деятельности, внеклассной работе по предметам, внеурочных мероприятиях.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника, воспитанию нравственно-эстетических качеств личности.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, эстетики, духовности, гуманизма .

Долг педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, эстетических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Чтобы внести позитивные изменения в эту структуру, нужно самому прекрасно освоить этот инструмент и понимать его воспитательные возможности.

В. А.Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». [12] «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы гуманности, взаимопонимания, терпимости;

— использования современных образовательных технологий;

— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время


  1. Воспитательные возможности предметов.


Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы. Это произведения о природе, жизни животных, об отношениях между детьми и взрослыми людьми, о войне.

Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. У младших школьников имеются представления об основных категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызвать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, вызывать эмоции осуждения, негодования.

При анализе рассказов, басен, пословиц, сказок раскрываются этические нормы жизни народа. Дети учатся сопереживать, сочувствовать, любить.
Воспитательные возможности уроков русского языка.
На уроках русского языка в качестве развития речи учащимся предлагаю творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: «Письмо родителям «Что такое детство?», «Моя семья».

Тексты диктантов включают в себя воспитательные моменты.

Работа с полной отдачей на уроках русского языка требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки русского языка воспитывают в  учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с  мнениями других, доводить дело до  конца.

Учащимся предлагается самостоятельно составлять предложения по  рисункам, и тексты о  бережном отношении к  животному и  растительному миру, о  труде, об отношениях между людьми. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с  жизнью.
Воспитательные возможности урока математики.
В  отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не  вещи и  явления реального мира, а  абстрагированные от  них количественные отношения и  пространственные формы.

Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

— уроки математики должны воспитывать у  учащихся логическую культуру мышления, строгость и  стройность в  умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять  их общий культурный уровень.

Занятия математикой дисциплинируют. У  учащихся вырабатывается привычка к  тому, что невнимательность при решении задачи приведет к  ошибке, а  любая неточность в  математике не  останется без последствий.

Математика учит давать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и  объективно оценить свои знания и  меру усилий, вложенных в  работу. На  уроках математики формируется уважение к  достижениям человеческого гения.

Содержание многих текстовых задач, включенных в  учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на  решение задач отводится большая часть учебного времени.
Воспитательные возможности урока «Окружающий мир».
На уроках изучения окружающего мира в 1 классе дети получают представление об основных принципах общения внутри семьи, что является основой культуры общения с окружающими людьми. Во 2 классе вместе с географическими понятиями школьники узнают о многообразии народов, национальностей и языков в мире, об общих особенностях их культуры и традиций. Главный урок этого курса – все мы разные, но нравственные ценности у всех людей одинаковые.

Воспитательные возможности уроков технологии.
Кроме знаний, умений и навыков дети получают и закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах. Учитель должен в беседах и комментариях по ходу урока сделать акценты на таких базовых ценностях нравственности и культуры мира, как:
• ознакомление с культурой разных народов; воспитание нравственного отношения к «отличающимся от меня» и интереса к «другой» культуре;
• развитие коммуникационных способностей, через понимание «другого»;
• получение опыта социализации через причастность к конкретному общему делу и другие.

В ряду школьных дисциплин предмет технология занимает значимое место в воспитании нравственной личности. Он давно уже вышел за рамки простых «уроков труда» и его воспитательные возможности неуклонно расширяются.

Интересны в плане воспитания нравственности коллективные или парные работы.

Уроки технологии также таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к труду, чувство коллективизма, стремление помочь другу, соседу по парте.
Воспитательные возможности внеклассной работы.
Внеклассная работа как никакая другая дает простор для формирования нравственных качеств личности у детей. Именно вне урока наиболее полно

проявляется характер школьника, именно вне урока учитель может наиболее глубоко увидеть отношения между детьми.
Список рекомендуемой литературы

  1. Мартьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы [Текст] / А. И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. - №7. – С.21-29.

  2. Моторин, А.В. Ключевые понятия духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.В Моторин // Педагогическое образование и наука.- 2008. - №5. – С.84-87.

  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов. – М: Азбуковик, 1999. – 944 с.

  4. Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся [Электронный ресурс] – Электрон, дан. (1 файл). – Режим доступа: www.shatohin@bsu.edu.ru

  5. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие [Текст] / В.Т. Чепиков. -Гродно: ГрГУ, 2001. - 189 с.

  6. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения [Текст] / О. В. Шарапова // Начальная школа. – 2008. – № 1 –С. 42-45.

  7. Шитякова, Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н. П. Шитякова // Начальная школа. – 2006. – №12. – С.16-21.

  8. Шитякова, Н. П. Подготовка педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников [Текст] / Н. П. Шитякова // Высшее образование сегодня. – 2006. -№1.- 40-44.

  9. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2003.- 79 с.

  10. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.–160 с.




1 В.А. Сухомлинский Т. 2, с. 207

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации