Статья - Формирование информационной культуры учащихся в рамках проекта Здоровье ребенка на базе собственного образовательного интернет пространства при дистанционн - файл n1.docx

Статья - Формирование информационной культуры учащихся в рамках проекта Здоровье ребенка на базе собственного образовательного интернет пространства при дистанционн
Скачать все файлы (337.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx338kb.16.02.2014 06:34скачать

n1.docx

Формирование информационной культуры учащихся в рамках проекта «Здоровье ребенка» на базе собственного образовательного интернет пространства при дистанционном обучении английскому языку.

Алимпиева Е.В.,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

Очевидно, что в процессе формирования информационной культуры школьники должны получить представление о современном многообразии источников информации, как в традиционном, так и в электронном виде. Они должны овладеть знаниями и умениями, позволяющими им отыскивать в информационных лабиринтах необходимые сведения. Детей следует вооружить методами извлечения и обобщения информации и способами самостоятельной подготовки разнообразных информационных продуктов из «информационного сырья».

Как в рамках одного локального проекта – конкурса «Здоровье ребенка», который три года подряд проводится на неделе иностранных языков, можно развивать умения информационной культуры по всем этим направлениям?

Проект «KidsHealth» стартовал в собственном образовательном Интернет пространстве «Enjoy English» http://en45.ucoz.ru/?lIQa15 в декабре 2010 года. Одна из страниц этого ресурса называется «Useful links». Она предлагает ссылки на образовательные англоязычные сайты. Поскольку одной из задач формирования информационной культуры, является научить школьников оценивать качество источника информации, то все эти ссылки представляют собой образцы качественных информационных ресурсов.

На начальном этапе на «Странице учителя» было опубликовано задание: изучить навигацию сайта «KIDS' Health» http://www.cyh.com/SubDefault.aspx?p=255 . Ценность его в том, что он адресован подросткам и на очень доступном уровне английского языка предлагает большое количество материала по проблемам физического и психоэмоционального здоровья детей. Здесь даются не только советы как вести себя в той или иной сложной жизненной ситуации, но и комментарий психолога. Вот некоторые разделы, рассматриваемые в сайте: «Твоя семья», «Твое тело», «Твое здоровье», «Твоя еда», «Твои чувства», «Твоя безопасность», «Твоя школа». Примерная тематика в рамках этих разделов: «Ты - единственный ребенок в семье», «Что делать, если родители решили развестись», «Правила поведения в семейных конфликтах», «У тебя будет брат или сестра», «Как решить проблему карманных денег», «Как улучшить память», «Как решить проблемы зрения», «Что делать, если часто болит голова», «Как справится с гневом», «Язык телодвижений», «Если тебе одиноко», «Как преодолеть застенчивость», «Ник – это хорошо или плохо», «Как правильно ставить цели», «Как быть, если тебя задирают», «Проблемы с учителем», «Домашняя работа должна стать привычкой», «Школьная форма. Быть или не быть», «Как стать спортивным», «Мобильный телефон: плюсы и минусы» и. т.д.

Изучив содержание сайта, каждый участник проекта выбрал себе тему в соответствии со своим информационным мировоззрением и учетом потребностей и интересов. На странице сайта «Форум» они сообщили ее и объяснили мотивацию своего выбора. «Я – старший ребенок в семье» («У меня есть младшая сестра, и мы не ладим. Надеюсь как-то себе помочь и найти ответы на волнующие меня вопросы» Вампирчик), «Астма. Как помочь» («Близкий человек страдает от этой болезни. Хочу знать, что делать в случае приступа. А может, буду поступать в медицинский» Fortunate.), «Компьютерные игры. За и против», «Люди с Синдромом Дауна», «Мы против наркотиков», «Я не выбираю фаст-фуд», «Осторожно! Плохая компания», «Чтение – лучшее учение», «Я влюбилась», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как победить застенчивость», «Как правильно отдохнуть» и т.д.

Дальнейшая самостоятельная деятельность проектантов была связана с такими технологическими процессами и операциями по подготовке информационного продукта как аналитико - синтетическая переработка и творческая интерпретация полученной информации, построение учебного текста, его редактирование и оформление электронной презентации.

Так как на заключительном этапе эти информационные продукты выходили на конкурс, дети познакомились с картой, по которой они сами оценивали как свои наработки, так и презентации одноклассников. Оценочный лист содержал следующие параметры: информативность; социальная значимость, актуальность; присутствие рекомендаций, советов; медийность презентации, соблюдение правил подачи информации, оформление, единство стиля, подбор шрифта, фона, цвета; уместность анимации; баланс вербальной и пикториальной информации; и.т.д.. Выступление авторов оценивалось по тому, насколько языковая составляющая была доступна аудитории, как уверенно авторы владели материалом, как пользовались опорой и т.д. Peйтинговая оценка по сумме баллов, которую подсчитывало специальное жюри, позволила выбрать победителя.

Заключительный этап любого проекта предполагает рефлексию. Она была организована следующим образом. Во - первых, на сайте в режиме on-line было проведено голосование. Возможности интернет ресурса позволяют выяснить общественное мнение по любому поводу, это задается специальными настройками сайта. Результаты перед вами.


1.

Great

3 ]

http://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_left.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_right.gif

[25.00%]

2.

Interesting

5 ]

http://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_left.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_right.gif

[41.67%]

3.

Useful

4 ]

http://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_left.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_right.gif

[33.33%]

4.

Necessary

0 ]

http://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_left.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_right.gif

[0.00%]

5.

Boring

0 ]

http://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_left.gifhttp://s103.ucoz.net/img/fr/ic/4/bar_right.gif

[0.00%]




Answers total: 12

Все участники проекта оценили его как интересный (41,67%), полезный (33,33%) и «классный» (25%). Никто не назвал работу скучной и ненужной.

Далее все информационные продукты были опубликованы в собственном образовательном пространстве на странице «Каталог файлов». Каждый участник проекта оставил письменный комментарий. Какая-то оценка выражала только личное мнение, как о процессе, так и о результате, что является атрибутом отзыва, а кто-то предлагал критический разбор информационного явления, что является атрибутом рецензии. Это важно, т.к. умение грамотно подготовить отзыв или рецензию характеризует уровень информационной культуры человека. Вот некоторые комментарии участников проекта.

«Сегодня был необычный урок. Представленные работы просто уникальные. Все заслуживают первого места». An@konda

«Мои одноклассники выбрали очень интересные и актуальные темы. Многое пригодится в будущей жизни». Pac-man

«Я сегодня выступала. Руки дрожали. Голос дрожал. Слова путались. Слайды переставила. Но я пыталась скрыть это волнение». Grizzli

«Состязаться не боюсь. Для меня победа не главное. Самое важное это рассказать людям о том, что меня интересует». Kelly

«Ребята – молодцы! Такое дело сделали! Столько нового, полезного, интересного и неожиданного! Так уверенно они выступали, что и не знаю, кто победит. Все достойны». Slash

«Презентация про компьютерные игры могла бы быть лучше. Неудачно оформлена, да и рассказ оставляет желать лучшего». Pozitive

«Работа была трудной, но я получила настоящее удовольствие. Спасибо всем. Столько нужных советов! Этот опыт надо повторить. Наши работы могут помочь людям». Angel

«Тема презентации актуальная, но фон подобран неудачно, он снизил эффект восприятия». Dark Elf

«Получил удовольствие от работы. Понравилось, как искал материал, картинки, подбирал фон и т.д. Надеюсь занять первое место». Fortunate

«Оценочные карты помогли критически рассмотреть плюсы и минусы презентаций. Кто-то перебрал с анимацией, кто-то слайды перегрузил текстом, кто-то не справился с английским. Мне очень понравилось участвовать в выборе победителя и быть членом жюри». Amanda

Итак, развивая умения проектно-исследовательской деятельности учащихся и способствуя сохранению их здоровья, проект «Kids’ Health» развивал следующие компоненты, характеризующие информационную подготовку личности: способность выражать свою информационную потребность и формулировать свои информационные запросы; умение пользоваться информационной системой и самостоятельно вести информационный поиск; способность критически оценивать и творчески использовать информацию; умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации