Шпоры - Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов - файл n1.doc

Шпоры - Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов
Скачать все файлы (213 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc213kb.03.02.2014 12:52скачать

n1.doc

  1   2

1) Экономические основы прогнозирования и планирования. Прогнозирование: под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осущ-я. Соц.-эк-е пр-е - процесс разработки эк. и соц. прогнозов, основанный на научных методах познания эк.и соц. явлений и использования всей совокупности методов, способов и средств эк. прогностики. Пр-ние имеет 2 стороны: предсказательную (описательную - описание возможных или желательных перспектив, решений проблем будущего); предуказательную (предписательную- решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности). Т.о., в пр-и различают 2 аспекта: теоретико-познавательный и управленческий. Экон. пр-ние имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Его предметом явл. познание возможных состояний функционирующих эк.объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экон. прогнозов. В основе экон. пр-я лежит предположение о том, что будущее состояние эк-ки в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами: 1) наличием не одного, а множества вариантов возможного развития; 2) действие экон. законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний эк-ки, но и от управленческих решений, кот. еще только д/б приняты и реализованы; 3) дефицит и недостаточная надежность информации. Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего - решающая предпосылка экон. пр-ния. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в пр-нии. По масштабу эк. пр-ния выделяют: 1) макроэкономический прогноз; 2) структурный (межотраслевой и межрегиональный); 3) развития народнохозяйственных комплексов;

2) Методологические основы прогнозирования и планирования (ПП). Методология ПП определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. Методология - совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. ППСЭразвития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экон. теорией. Экон.я наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы. Закон отражает строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экон. явлениями. Закономерность выступает в виде тенденции, выявленных степени и тесноты взаимосвязей. Например, зависимости между результатами и факторами производства. Основу методологии ПП составляют как общие, так и специфич. экон. законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, т. е. исходных, основополагающих положений и правил. Сознательное применение закономерностей и принципов служит условием получения новых знаний. Принципы ПП- это основополагающие правила ПП, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, организации разработки. Это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов. Основными принципами ПП в настоящее время являются: • оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями; • сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом разрезах; • выделение приоритетов, ведущих звеньев; • непрерывность, т. е. сочетание перспективных и текущих планов, преемственность, корректировка показателей при изменении условий; • обоснование резервного варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

3) Методы ПП. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов ПП; на практике же используется лишь 15—20. Методы прогноз-ия можно разделить на 2 группы: эвристические, основанные на преобладании интуиции и экономико-математич. Эвристич. предполагают, что в подходах, используемых при разработке прогноза, доминируют интуиция, прежний опыт. К этой группе методов относятся методы соц. исследований и экспертные методы. Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения, как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов. Интуит. мет.: мет. экспертных оценок (Индивид. - основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля: 1) Мет."интервью" – беседа прогнозиста с экспертом по схеме "вопрос—ответ", в процессе кот. прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогн-го объекта. 2) Мет. сценариев - предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от сущ-ей ситуации к будущему состоянию объекта. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогн-го объекта. Он должен отражать генер. цель развития объекта, критерии оценки верхних уровней «дерева целей», приоритеты проблем и ресурсы для достижения осн. целей. 3) "Дерево целей" - выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения цели. Каждая вершина представляет собой цель для всех исходящих из нее ветвей). Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки (1) Мозговой штурм - заключается в стимулировании процесса генерации идей, возможного в условиях кол­лект. обсуждения. Участники аналитич. группы, производящие оценку изолированы от участников обсуждения. Участники вольны высказывать любые решения. Проведенная на заключит. этапе оцен­ка предваряет возможность создания комбинации вынесенных идей, явл. продуктом коллективной мыследеятельности. Гл. преимущ-вом явл. нацеленность на нахождение нестандартных решений. 2) Метод «черного ящика» - экспертам выдается информация о характере и струк­туре проблемной ситуации. Они самостоят-но разрабатывают способы решения данной ситуации и передают информацию в аналитич. центр «черный ящик», кот. на ос­нове анализа их отчетов вырабатывает предложения по ре­шению выявленных в ходе анализа проблем. 3) Мет.эвристич. прог-я - предполагает привлечение к работе экспертов узкой специализации, кот. на основе предварительно разработанных анкет и таблиц должны разработать общую модель исследуемого объекта. ) 4) Метод Дельфы - предполагает серию опросов экспертов, не имеющих возмож­ности вступать друг с другом в непосредственный контакт и получа­ющих инф-цию о

5) Содержание и формы планирования. Индикативное планирование. Программно-целевое планирование. План-е - целенаправленная деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осущ-и планов, опред. будущее состояние экон. объекта, путей и способов и средств его достижения. План-е - один из экон. методов управления. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок - взаимодополняющие элементы экон. системы. Управление соци.-экон. развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает. План-е осуществляется на разл. уровнях иерархии управления. На уровне народного хозяйства страны - макроэкономическое план-е; на региональном уровне - региональное (территориальное); на уровне предприятия - микроэкономическое планирование. Формы план-я различаются в зависимости от на­правленности, характера решаемых задач и планового периода: 1) стратегическое (определение гл. целей деятельности, новых возможностей фирмы, ориентиро­вочных значений конечных результатов, средств, способов и ресурсов для их достижения обычно на 10—15 лет); 2) среднесрочное (оперативное) - формулирование осн. обычно на 5-лет­ний период; 3) текущее (тактическое) - детальная разработка (обыч­но сроком на один год) оперативных планов. Индикативное план-е предст. собой наиболее распространенную во всем мире форму гос. план-я макроэкономического развития. В составе индикативного плана м/б обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами- это параметры, характеризующие состояние и направления развития эк-ки, выработанные органами гос-го управления в ходе формирования соц.-эконом. политики и устанавливающие меры гос. воздействия на хоз. процессы с целью достижения этих параметров. Осн. задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и в том, чтобы обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития эк-ки.

6) Организация гос. системы ПП. Прогноз-е гос. и регион. ур-ней тесно связано с общественно-политическим и соц-экон. состоянием страны, поэтому оно подразделяется на: макро, мезо (фед.и регион. ур-нь, отраслевой) и микро(хоз.субъекты гос.сектора эк-ки) уровни. Прогнозирование в РФ включает этапы: 1) Разработка сценарных условий функционирования эк-ки.; 2). Доведение сценарных условий и методических материалов субъектам РФ для разработки региональных и отраслевых прогнозов. 3) Представление феде. органами и субъектами РФ заявок в Минфин РФ на выделение финансирования из фед.бюджета. 4) Представление фед. органами и субъектами РФ предварительных прогнозов по отраслям и регионам по осн. показателям. 5) Уточнение фед. органами, субъектами РФ, гос. заказчиками потребности в средствах для финансирования: -фед. целевых программ; -поставок продукции для фед.гос. нужд; -поддержки отраслей эк-ки и регионов. 6) Представление фед. органами, субъектами РФ прогнозов соц.-эконом. развития, предложений к прогнозам по основным направлениям развития, прогноза платежного баланса, регион. бюджетов. 7) Представление прогнозных документов в Гос. Думу на утверждение. 8) Уточнение фед. органами и субъектами РФ прогнозов после рассмотрения Гос. Думой. 9) Представление фед.органами и субъектами РФ уточненных прогнозов в Правительство РФ. В основе разработки планов и прогнозов лежит ежегодное послание Президента Федеральному Собранию. Руководство по организации разработки гос. планов и прогнозов и контроль за их исполнением осущ. Совет Министров (Правительство). Планирующим и координирующим центром является Мин.экономики. Осн. задачи мин-ва: - разработка гос. экон. политики, - координация деятельности в сферах бюджетно-фин., налоговой, денежно-кредитной, инвестиц., ценовой и соц. политики в интересах решения общегосуд. задач; - создание условий для формирования экон.среды, способствующей инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.


7) Стратегическое ПП. Страт. прогн-е явл. достаточно сложным процессом в планировании действий организации из-за необходимости соотнесения факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, кот. в целом предст. собой внешнеэкономическую среду организации и подлежат измерению, оценке и анализу. Стратегия - набор правил для принятия решений, кот. экономич. орг-ция руководствуется в своей деятельности (Анософф). Стратегия – обобщенная модель действий, кот. нужны, чтобы достигнуть поставленных целей путем координации и распределения ресурсов соц-эк.системы. Страт. план-е – систематизированный логический процесс по разработке и реализации стратегич.развития соц-эк. систем. (Карлов). В условиях рыночной эк-ки роль страт. Прогноз-я явл. определяющей: во-первых, рыночная эк-ка отличается постоянными колебаниями конъюнктуры и чтобы не допускать крупных ошибок нужно оценивать возможные альтернативы рын. динамики, поведения конкурентов на рынке и т.д. Именно поэтому страт. Прогноз-е становится необходимым элементом формирования стратегии на любом уровне хозяйствования - от индивид. производителя, коммерч.организаций, до отраслей нар. хоз-ва, субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, в рын. хозяйстве важнейшие факторы воспроизводства (пр.процессы, продуктивность с/х, изменения в численности и структуре населения, спрос на товары и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому оценить их воздействие на соц.-экон. развитие можно лишь на основе прогноза, кот. выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ и планов. Т.о, прогноз-е - важнейшая процедура страт. планир-я, заключающаяся в предвидении состояния объекта прогноз-я в опред. момент в будущем. Эта процедура м/б основана либо на анализе тенденций развития объекта за соотв. период в прошлом и экстраполяции этих тенденций в будущее (генетический подход), либо на исп-нии


8) Информационные технологии в ПП.Успех ПП сегодня невозможен без современных информац. технологий. Процесс управления с использованием современных технологий строится на комплексном мониторинге факторных показателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений регуляторов, условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов. Современные информац. технологии позволяют формировать модели (образы) управляемых систем с учетом не только значений входных данных за прошлые периоды, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных (обозначенных ими элементов объекта управления) в конкретном экономич. процессе. При этом реализуются такие преимущества, как возможность вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса (объекта) при дополнении необходимой информации. Сравнение прогнозируемых моделью значений индикатора с отчетными данными позволяет считать ее достаточно объективным инструментом управленческого анализа и прогноз-я. При формировании модели рассчитывается вес каждого регулятора по степени его влияния на индикатор. Система позволяет решать как прямую, так и обратную задачу прогнозирования индикатора. По заданному значению индикатора с учетом его пороговых значений (коридора) определяются значения регуляторов. Среди технологий, обслуживающих процессы ПП, стали появляться специальные компьютерные технологии, основанные на принципе визуально-интуитивного извлечения полезной информации (ВИ-технологий), попытки реализовать кот. предпринимаются с начала 90-х годов. Традиционная пирамида принятия решений, когда информация по конкретному вопросу в максимальном объеме находится у основания пирамиды, а по мере


9) Прогнозирование развития научно-технического прогресса. НТП - непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хоз. жизни. НТП рассматривается как цикл "наука-производство", включающий ряд стадий: • фундаментальные исследования. • поисковые исследования. • прикладные исследования. • освоение и внедрение в производство. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Прогнозирование НТП осуществляется посредством системы след. прогнозных документов: -общегосуд. прогноза НТР на срок до 15 лет; - частных научно-технич. прогнозов на макроэкономич. и отраслевом уровнях на 5-10 лет; - гос. целевых научно-технических программ на 10-15 лет. Объединяет указанные документы гос. научно-техническая политика. В общегосуд. прогнозе НТР содержатся: 1) технико-экономич. оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники; 2) выводы об использовании научно-технических достижений в наро. Хоз-ве; 3) определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач; 4) варианты путей и средств решения этих задач; 5) оценка соц.-экон. последствий НТП. Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии НТР страны. При разработке частных научно-технич. прогнозов в качестве объектов прогноз-я могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технич. прогнозы играют важную роль в гос. регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (нар. хоз-во страны, республика, край, область, отрасль, предприятие). Гос. целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники,


10) Прогнозирование и планирования макроэкономических показателей (МП). Макроэкономич. показатели характеризуют масштабные явления и прогноз-ся на уровне гос-ва. Они используются как самостоятельные расчеты, а также применяются в бюджетном планировании. Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие производство, занятость, средний уровень цен и заработной платы, др. Центральное место в системе макроэкономичес­ких показателей отводится показателям, характеризующим развитие производства продукции и услуг. Макроэкон. показатели д/учитывать функцию времени, они отражают параметры функционирования эк-ки, структуру и потенциал отраслей, пропорцию взаимосвязи субъектов. Макроэкон. показатели должны отражать: 1) необходимость пропорции расширенного воспроизводства (ключ.сферы-развитие и решение соц.проблем); 2) отражать общегосуд.инвестиционную и технич.политику; 3) формирование межгосударственных и внешнеэкономич. связей; 4) резервы, создающиеся для реализации фед.целевых программ и программ на случай ч/с. К МП предъявляются определенные требования: 1) объективность; 2) д/рассматривать состояние эк-ки общ-ва в сопоставлении с мировыми тенденциями, коньюктурой и возможными перспективами развития; 3) д/отражать развитие соц-эк-х, научно-технич. и др. прогнозов, а также процесс размещения производительных сил; 4) д/находить отражение в ценовой, антиинфляционной, налоговой, антимонопольной, фин.-кредитной политике, чтобы скоординировать экономич. развитие в целом; 5) д/отражать потенциал отраслей, выявлять проблемные отрасли, соц.значимые сферы, с целью их дальнейшей поддержки; 6) д/находить отражение развитие рыночной инфраструктуры и информационных потоков в эк-ке. Объекты прогнозирования в масштабах страны: 1) объем и динамика ВВП (включает производство материальных благ и оказание материальных и нематериальных ус­луг на территории страны); 2) индекс изменения цен (процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода); 3) объем долгосрочных инвестиций; 4) расходы на оплату труда; 5) прибыль; 6) экспорт-импорт товаров; 7)курс рубля; 8) ставка рефинансирования ЦБ (размер процентов


12) ПП инвестиций. Инвестиц. политика - совокупность хоз. решений, определяющих источники, размеры, структуру, осн.направления инвестиций, меры по их концентрации на важнейших участках экон. развития и эффективному исп-ю. Объектом инвестиц. политики явл. весь комплекс отраслей нар. хозяйства, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие. Гос. инвестиц. политика - форма поведения властных структур, подчиненная достижению научно-обоснованных целей и рассчитанная на опред. период времени. Формализация целей происходит через стратегич. установки, а их реализация осущ. путем исп-я тактических приемов. Инвестиц. прогноз-е осущ-ся на долго-, средне – и краткосрочный периоды на уровне страны в целом, на уровне отд. регионов и отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Краткоср. прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные фин. инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковр. факторов, выявленных в процессе анализа краткоср. колебаний на рынке инвестиций. Среднеср. прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиц. деятельности и обоснования вложений в относит. небольшие по капиталоемкости проекты реального инвестирования и долгосрочные фин. инструменты. Долгосрочный прогноз связан с выработкой стратегии инвестиц.  деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие проекты. Инвестиц.  прогнозирование должно осущ-ся на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных компаний и фирм (микроуровень). Осн. этапами прогнозирования явл.: 1) изучение потребностей в инвестициях; 2) определение возможных объемов инвестиц. потоков по всем источникам финансир-я; 3) рациональное распределение инвестиций по направлениям их использования с первоочередным выделением в приоритетные направления; 4) оценка эффективности исп-я инвестиций. При прогноз-ии потребностей в инвестициях применяются как формализованные методы (экстраполяция, корреляционно-регрессионные модели, межотраслевой баланс и др.), так и методы экспертных оценок (анкетирование, метод «Дельфи», метод генерации идей и т.д.). Выбор метода прогноз-я потребностей в инвестициях

Мин. Финансов, Мин.эк-ки и ЦБ разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты фин. планов министерств и ведомств, кот.затем утверждается Правительством и доводится до органов исполнит власти. ГОСКОМСТАТ обеспечивает плановые и др. органы необходимой информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития соц.-экон. процессов. Отраслевое ПП обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. Регион. органы план-я и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом регион. особенностей. Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности. Гл. задачей план-я явл. определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятий, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов. В соответствии с Законом «О гос. прогнозировании и программах соц.-эконом. развития» Система гос. прогнозов соц.-экон. развития включает: 1) на долгосрочную перспективу - нац. стратегию соц.-экон. развития на 15 лет и осн. направления соц.-экон. развития на 10 лет; 2) на среднесрочную перспективу - программу соц.-экон. развития на 5 лет; 3) на краткосрочный период - годовой прогноз соц.-экон. развития.

Поэтому роль индикативного плана - выявить те параметры эк-ки, кот. м/б скорректированы гос-вом в случае, если экон. развитие будет осуществляться по неблагоприятному сценарию. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное (обязательное). В качестве индикаторов соц.-эк. развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность эк-ки; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д. Пр. - целевое план-е - один из видов планирования, в основе кот. лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства». Сначала определяются цели, кот. д/б достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода план-я явл. не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства др. методов. Особенностью пр. план-я явл. также способ влияния на планируемую систему. Во главу ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями. Т.е. ключевым понятием программно-целевого планирования является программа - комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экон. показатели.

заключениях других лишь по их письменным от­четам. Цель - в вынесении объективной и точной оцен­ки сущ-х альтернатив с целью принятия оптим. и со­ц. приемлемых решений. Методы матем. и прикладной статистики исп-ся при планир-и любых работ по пр-нию, при обработке данных. С их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретич. эк.-математ.моделей: (1) Мет.экстраполяции - изучение сложившихся в прошлом и нас­тоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. 2) Мет. эк. анализа – закл. в том, что эк. процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих час­тей др.на друга и на ход развития всего процесса. Анализ поз­воляет раскрыть сущность такого процесса, определить законо­мерности его изменения в прогнозируемом периоде, оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Эк. анализ на макроуровне предпол. ком­плексное изучение темпов развития эк-ки, сложивших­ся народнохоз-х пропорций, структуры общ. произв-ва. На микроуровне акцент д/делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эфф-ти исп-я произв. мощностей, фин. и труд. ресур­сов. 4) Балансовый метод – заключается в увязке потребностей страны в разл. видах продукции, мат., труд. и фин. ре­сурсов с возможностями производства продукции и источни­ками ресурсов. Предполагает разработку балансов, пред­ст. собой систему пок-лей, в кот. одна часть, характериз. ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение по всем направлениям их расхода. 5) Нормативный метод – явл. одним из основных мето­дов ПП. Сущность заключается в тех­нико-экон. обосновании прогнозов, планов с исп-ем норм и нормативов. Последние приме­няются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновывают­ся важнейшие пропорции, развитие мат. производства и непроизв. сферы, осущ. регулиро­вание эк-ки. 6) Программно-целевой метод (ПЦМ) – предполаг. разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития эк-ки при дальнейшем поиске и определении эфф-х путей и ср-в их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность заключается в отборе осн. целей соц., экон. и научно-технич. развития, разработке мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эфф-го их исп-я. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ (док-т, в кот.отражаются цель и комплекс научно-исследоват., произв-х, организац.-хоз-х, соц. и др. мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления).

Составной частью методологии является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика предст. собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов (методики Международного валютного фонда по пр-нию макроэкон. показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий). Среди общих подходов к ПП можно выделить след: 1) исторический, суть которого заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; 2) комплексный - включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости с др. процессами и явлениями; 3) системно-структурный - предполагает, с одной стороны, рассмотрение экон.системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой - расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии. В рамках комплексного подхода выделяются: генетический (позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без влияния на этот объект) и целевой (определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. исходит из опред. результата, кот. д/б достигнут в будущем). Научными основами методологии ПП служат законы развития общества и эк. теория: А) Кейнсианская теория - в состоянии равновесия совокупные расходы равны объему производства в стране. Спрос обеспечивает сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг. Б) Монетарная теория (М. Фридмен). Главный параметр стабилизационной политики - объем денежного предложения. Монетарная политика - один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и на ставку процента. В) Марксистская теория: деление общественного производства на сферу мат. производства, где производятся мат.блага и услуги, и непроизводственную сферу, оказывающую различные немат. услуги.

4) отраслевые и региональные; 5) развития отд. предприятий, производств и продуктов. Планирование: это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хоз. объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Проявление планомерности и организация планирования объективно необходимы в рыночной экономике. Эта необходимость обусловлена следующим: 1) увеличением вовлеченного в реальное производство ресурсного и производственного потенциала. Это ресурсы гос. и частного секторов экономики. При этом, правительственные доходы и расходы оказывают все возрастающее влияние на использование ресурсов частного секто­ра, вовлекая его во взаимосвязанный оборот; 2) государство через финансово-промышленные группы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособ­ленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредит­ной политики. 3) усиление взаимосвязи, зависимости и контроля достигается за счет использования информационных систем электронно-вычислительной техни­ки и т. д. Планомерность - это последовательность реализации отраслевых и межот­раслевых связей, рационального поведения и рационального использования ры­ночных регуляторов для достижения целей эк.роста. План фиксирует предполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэконо­мическое планирование предполагает организованную деятельность, осуществляе­мую как центральным планирующим органом, так и его локальными подразделе­ниями (регионами, муниципалитетами и т. д.).


предопределяется наличием информац. базы, состоянием эк-ки и целями экон.политики гос-ва. Прогноз-е инвестиций предполагает: • осущ-е количественного и качественного анализа тенденций инвестиц. процессов, существующих проблем и новых явлений; • альтернативное предвидение будущего развития отраслей нар. хоз-ва как возможных объектов вложения капитала; • оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу эк-ки. При планировании инвестиций необходимо соблюдать принципы целенаправленности и приоритетности, кот. требуют построения структуры обществ. потребностей и формирования приоритетных направлений инвестиц. политики. Процесс прогноз-я инвестиций можно условно подразделить на три этапа: 1) прогноз-е возможных инвестиц. потоков; 2) прогноз-е потребности в инвестициях; 3) оценка экон. эффективности исп-я инвестиций с учетом факторов инвестиц. риска. Прогнозирование инвестиций в России. Методология разработки инвестиц. прогнозов опирается на след. осн.положения: 1. Динамика инвестиций зависит от смены фаз экон. цикла. Например, за последние 8 лет в России инвестиции в основной капитал сократились в 4,5 раза при сокращении производства ВВП в 1,8 раза. В еще большей степени сократился ввод осн. фондов при значительном их физ. и моральном износе. 2. Осн. проблемой при инвестиц. прогноз-и явл. опред-е возможных источников фин-я инвестиций. В рыночной эк-ке гл. источником инвестиций явл. собственные средства фирм. Основной резерв увеличения инвестиций – рост объема продаж товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. 3. При прогноз-и инвестиций необх. учитывать изменение структуры инвестиций  за счет смещения приоритетов в воспроизводственную, технологич. и отраслевую структуру инвестиций. 4. Обеспечение инновационной направленности инвестиций. Особенно тех, кот. осущ-ся при поддержке гос-ва с целью преодоления деградации эк-ки.


в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям – 8, 25); 9) доходы и расходы фед.бюджета. Прогнозные обзоры состояния эк-ки страны делаются либо по заказам Правительства, Минфина, либо самостоятельно независимыми лицами и публикуются. Чем больше альтернатив, тем проще экспертам оценить перспективы развития страны. МП исп-ся при прогноз-ии отраслевыми министерствами, предприятиями и Правительством при своде всех прогнозов. Прогноз приближается по характеру к плану, когда дается оценка различных экономич. пок-лей. Тем не менее, прогноз-и и планир-е охватывают различные сферы. При прогноз-ии: цели - теоретически достижимые; пути и ср-ва их достижения - возможные; ресурсы- вероятностные. При планир-ии: цели- рекомендательные (обязательные); пути и ср-ва их достижения – строго определенные; ресурсы- ограниченные. Макропланирование связано с макропрогнозир-ем, включает бюджетное и налоговое планир-е, разработку гос.программ, заказов, поэтому прогнозы МП явл. базой для обоснования планов и гос-ва, и регионов. МП учитывают: бюджетные планы, расчеты гос.программ, расчет планов гос., регион., муницип.предприятий, кот. входят в предпринимательский секор страны. Методы макроэкономического ПП: 1) общенаучные ( метод опред-я сходства и различий, м.сопутствующих изменений, м.аналогии); 2) межнаучные (м.экспертных оценок, м.экстраполяции, м.моделирования, м.теории вероятности и математич.статистики); 3) частно-научные (балансовые, сетевые, программно-целевые, адаптивные и т.д.). Развитие эк-ки характеризуют след. МП: Совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность мат. благ и услуг, созданных в общ. производстве за опред. период времени- сумма валовой продукции по отраслям нар. хозяйства. Для оп­ределения конечных результатов функционирования эк-ки и конечных потребностей применялись НД и конечный продукт. НД — это вновь созданная стоимость, т.е. сум­ма необходимого и прибавочного продукта. Конечный продукт отражает конечные потребности общества. ВНП - характеризует результаты экономич. деятельности как мат. производства, так и непроизв. сферы. ВВП включает производство мат. благ и оказание мат. и немат.ус­луг на территории страны.


имеющим общегосуд. значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений. Выделяют фед., отраслевые, регион. и межгосуд. научно-технические программы. К показателям, на основе кот. можно определить уровень развития НТП на макроуровне, можно отнести: 1 )долю средств, выделяемых гос. на развитие науки и техники, в ВВП; 2) долю наукоемкой продукции в общем объеме промышл. производства страны; 3) долю наукоемкой продукции, производимой той или иной страной, в общем объеме наукоемкой продукции, выпускаемой всеми странами мира; 4) уровень производительности труда; 5) количество работников, занятых в сфере научных и прикладных исследований, на 1000 жителей страны; 6) уровень жизни населения; 7) уровень механизации и автоматизации производства при изготовлении продукции (работ, услуг); 8) долю готовой и особенно наукоемкой продукции в структуре экспорта; 9) долю продукции, производимой с использованием прогрессивных технологий; 10) количество лауреатов Нобелевской премии в стране; 11) среднегодовой объем выручки, полученной от продажи лицензий и патентов за последние годы; 12) долю прогрессивных отраслей промышленности (электро-энергетика, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность) в общем объеме промышленного производства; 13) Количество организаций, выполняющих ис­следования и число их сотрудников; 14) остепененнность в НТ сфере и т.д. Появление финансовых ресурсов в отрасли НТП невозможно без стабилизации экономики и обеспечения устойчивого эконо. роста. Кроме того, необходимо обеспечить сохранение и приумножение научно-технич. потенциала, своевременное обновление оборудования, развитие мат.-технич. базы машиностроения, определяющей качество оборудования и технологич. систем, а также приборостроения, электротехники и электроники и т.д. Только при реализации указанных условий прогнозные оценки развития НТП в нашей стране могут быть достаточно оптимистичными.


подъема вверх уменьшается, уступая место заготовленным сценариям (первое лицо лишь выбирает какой-то из них), запрограммированно страдает от субъективизма. ВИ-технологии позволяют проанализировать громадный объем информации, представить их в наглядном графическом виде и пронаблюдать динамику изменения параметров. Первое преимущество ВИ-технологии - быстрота восприятия данных при их визуальной интерпретации, что особенно важно для весьма загруженных топ-менеджеров, высших лиц гос. и мун. управления. Кроме того, в коллективной топ-менеджерской работе становится возможным вместо долгого изучения каждым членом группы многотомных исследований групповой анализ в режиме конференции, мозговой штурм. Информационные технологии выступают своего рода катализатором эволюции в мире. Поэтому применение ИТ в прогноз-ии приводит к развитию научно-технического прогресса и к использованию его результатов в хоз. практике. Приэтом становится залогом ускорения расчетов и повышения их точности, следовательно, средством адекватности плановых мер объективным явлениям жизни. В результате чего совершенствование ИТ в прогноз-и прослеживается в развитии соответствующих информационных технологий. Необходимость их применения обусловлена рядом причин, в числе которых: рост объемов информации; сложность алгоритмов расчета и интерпретации результатов; высокие требования к качеству прогнозов; необходимость использования результатов прогноз-я для решения задач планирования и управления.



нормативных расчетов (нормативный подход). Содержанием же страт. прогн-я явл. разработка долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся нац. Эк-ки в целом, ее составных подсистем и элементов. Характерные черты страт.планир-я: 1) ориентация на перспективу; 2) ориентации на решение ключевых для планируемой системы целей, от достижения кот. зависит дальнейшее выживание и прогресс системы; 3) увязка намечаемых целей с объемом и структурой ресурсов для их достижения; 4) адаптивный характер-способность предвидеть изменения внутр./внешней среды объекта и приспособить к ним процесс его функционирования. Страт. план-е характеризуется многовариантностью, т.е. стратегия не функция времени, а функция направления в развитии соц.-эк. системы. Страт. прогн-е вып. 2 важнейшие функции: предсказательную (описательную) – описание возможных или желательных состояний, перспектив развития объекта в будущем; предписательную (предуказательную) - способствует оформлению прогноза в план деятельности. Страт. план-е предст. собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Современное страт. план-е явл. инструментом упр-я, помогающим высшему управленческому персоналу принимать основополагающие решения. Гл. задача страт. план-я - обеспечить нововведения в орг-ции, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. В рамках страт.план-я решаются 4 осн. задачи: 1) Распределение ресурсов (ограниченных: дефицитные кадры; технологии; произв.фонды; фин. Ресурсы). 2) Адаптация к внешней среде - действия страт. характера, кот. улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности – альтернативы, и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окруж. условиям. 3) Внутренняя координация - должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия. Страт.планирование реализуется последовательно по этапам: формулировка миссии организации - постановка целей - анализ внешней среды - управленческое обследование организации - анализ страт. альтернатив - выбор стратегии - реализация стратегии - оценка результатов.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации