Выпускная работа - Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа) - файл n1.docx

Выпускная работа - Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа)
Скачать все файлы (57.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx58kb.12.01.2014 13:45скачать

n1.docx

  1   2
ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж».

Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа).

Выпускная работа.

Дзержинск-2010.

СОДЕРЖАНИЕ

структурные элементы работы

страницы


Введение
Глава 1. Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей.
1.1. Анализ комплексной программы дошкольного образования в аспекте воспитания у детей безопасного поведения.
1.2. Парциальные программы, методики, технологии воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Глава 2. Воспитание безопасного поведения у детей старшей группы МДОУ «Детский сад №57».
2.1. Анализ условий воспитания безопасного поведения у детей МДОУ «Детский сад №57».
2.2. Система формирования навыков безопасного поведения у детей старшей группы МДОУ «Детский сад №57».
Заключение
Литература



3
4

4


9

17


17


19


22
23



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: по причине своей детской любознательности малыши играют со спичками, электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Ужасно, когда в огне погибают дети.

Так же впечатляют следующие цифры: количество ДТП с участием детей до 14 лет в России в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии. По статистике каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое транспортный поток, какова скорость реакции водителя, что такое тормозной путь. Дети страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Поэтому изучать правила поведения и меры безопасности в различных жизненных ситуациях целесообразно начинать еще в детском саду. Обучение необходимо проводить уже с младшей группы по принципу от простого к сложному.
Цель работы: создание перспективного плана работы по формированию навыков безопасного поведения у детей старшей группы детского сада.
Задачи:

  1. рассмотреть содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2005) в аспекте формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

  2. проанализировать современные методические пособия по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

  3. оценить условия формирования навыков безопасного поведения у детей в МДОУ «Детский сад №57»;

  4. разработать систему формирования навыков безопасного поведения у детей старшей группы.

Методические приемы:

  1. анализ литературы;

  2. обобщение имеющейся информации;

  3. диагностика детей на конец учебного года в средней группе;

  4. составление плана работы в старшей группе.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

1.1. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.А.ВАСИЛЬЕВОЙ В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
Ведущие цели обновленной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

Знакомство детей с правилами безопасного поведения, согласно программе, следует начинать уже со второй младшей группы. В этом возрасте стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора». [6;6]

В средней группе программой предусмотрена следующая задача: «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения». [6;8]

В старшей группе происходит дальнейшее усложнение программы и ставится задача: «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора. Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствии взрослых не пользоваться электроприборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03)». [6;9] К концу года, при правильно организованной работе воспитателя, дети могут: различать и называть виды транспорта; знать свой домашний адрес; знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

Задачи программы в аспекте воспитания безопасного поведения у детей подготовительной к школе группы: «Обогащать представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Учить свободно

ориентироваться в помещении детского сада и на участке, пользоваться планом

помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении». [6;11] К концу года дети могут: различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
В библиотеке «Программы воспитания и обучения в детском саду» выпущено пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, методистов по дошкольному воспитанию, а также родителей: «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет ».[17]

Автор пособия, Тамара Филипповна Саулина, также считает, что знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

«Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях».[17;3]

Далее автор указывает, какое оборудование должно быть на участке детского сада. Для прогулок детей каждой возрастной группы следует выделить свое постоянное место – групповой участок. Дорога вокруг здания детского сада должна использоваться как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Во время прогулки дети могут упражняться в соблюдении правил дорожного движения: ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу, ездить на велосипеде, самокате педальной машине по правой стороне «дороги с разделительной полосой».

Для развития сюжетно-ролевых игр целесообразно установить на площадке макеты разных видов транспорта, ширмы-макеты городского ландшафта (домики с окнами, разрисовать которые можно с помощью детей).

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

При обучении правилам дорожного движения нельзя допускать перегрузки детей излишней информацией, нужно учитывать состояние здоровья и настроение ребят. Обучение следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса:

В детском саду ребенок должен овладеть знаниями и умениями:

  1. Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый – предупреждение, зеленый – путь открыт. Даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности.

  2. Пешеходный переход – «зебра». Там, где его нет – необходимо посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить.

  3. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предпи-сывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, информационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств.

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредото-чен наглядный материал по данной тематике.

Пример родителей – один из основных факторов успешного воспита-ния у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предупреждения. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. В этих целях широко используются:

Далее Т.Ф. Саулина приводит примерные конспекты занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на улице для разных возрастных групп.
Параллельно с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в 2005 году вышли методические рекомендации «Ребенок и окружающий мир», автор О.В. Дыбина, содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. При работе с детьми старшей группы по обучению правилам безопасного поведения, по мнению Ольги Витальевны Дыбиной[6], воспитатель учит детей соблюдать правила уличного движения (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора), знакомит их с разными знаками – простыми (жесты, звуковые, стрелки) и универсальными (знаки дорожного движения); организует экскурсию: «Какие знаки есть на улицах, о чем они рассказывают» и беседы о правилах поведения и безопасности на улице: «Правила пешехода», «Катание на велосипеде», «Опасности на льду», «Прогулки по тротуару», «Игры во дворе» (необходимо обсудить с детьми возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города).

Нужно учить детей элементарным основам безопасности жизнедеятельности, познакомить с номером телефона «03», научить вызывать «Скорую медицинскую помощь». Побеседовать о том, к кому можно обратиться за помощью, если ребенок потерялся на улице. Дети должны знать номер милиции – «02». Объяснить, как опасно играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться; научить правильно вести себя с случае пожара, звонить «01».Рассказать о пожарных, их трудной профессии, смелости, их действиях на пожаре.

Можно провести серию занятий «Мои друзья», чтобы показать детям: все предметы полезны, но с некоторыми из них – колющими, режущими, горячими и т.д. – надо обращаться очень осторожно.
Таким образом, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предполагает формирование навыков безопасного поведения детей по следующим направлениям:

  1. Поведение ребенка на улице (ориентирование, знание правил дорожного движения).

  2. Опасные ситуации дома (осторожное обращение с огнем, острыми, колющими и режущими предметами).

1.2. ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанная авторским коллективом (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Основные разделы программы:

  1. Ребенок и другие люди.

  1. Ребенок и природа.

  1. Ребенок дома.

  1. Здоровье ребенка.

  1. Эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Ребенок на улице.


Данная программа не накладывает ограничения на выбор материала, оборудования, методических приемов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Нужно иметь в виду, что целесообразно объединять некоторые темы, если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного или неправильного поведения. В силу своего особого значения для жизни и здоровья ребенка программа требует соблюдения следующих принципов:

  1. Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

  2. Принцип системности. Работа должна проводиться в системе, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

  3. Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, раздел, предусматривающий знакомство со съедобными и несъедобными грибами и ягодами). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

  4. Принцип учета городской и сельской местности. Городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. У городских детей возникают проблемы в условиях сельской местности (как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Компенсировать их неосведомленность в правилах поведения в непривычных условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

  5. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

  6. Принцип интеграции. Данная программа может быть использована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а так же нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения.

  7. Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов (психолог, инструктор по физвоспитанию) должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные схемы.

  8. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут выступать активными участниками педагогического процесса, поскольку эффективность программы зависит от положительного примера взрослых.

Далее авторы программы приводят подробное содержание разделов и конспекты занятий по каждой теме.
Программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) соответствует методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.В. Куцакова и др.). Авторы – методисты лаборатории дошкольного образования Московского института повышения квалификации работников образования – предлагают конспекты занятий, записи игр и целевых прогулок, беседы, театрализованные представления, при помощи которых родители и воспитатели спокойно, без нравоучений и назиданий приведут ребенка в мир, который таит в себе столько неожиданностей.
Разделы пособия соответствуют разделам программы Р.Б. Стеркиной, а темы несколько отличаются:

  1. Ребенок дома.

  1. Ребенок и природа.

  1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Ребенок на улицах города.

  1. Ребенок в общении с людьми.

В этом пособии предложены только схемы занятий, а организовать работу с детьми воспитателю помогут стихи, загадки, поговорки, которые содержатся здесь в большом количестве. В пособии воспитатель встретится с рубрикой «Ключевые слова». Это значит, что именно эти слова должны стать стержнем разговора с детьми и постепенно войти в активный словарный запас ребенка.

Очень интересное пособие предлагает Т.А. Шорыгина: «Беседы о правилах пожарной безопасности». В нем представлены занятия, которые построены в доступной форме в виде рассказов-бесед. Каждое занятие сопровождается стихами, загадками, тестами, авторскими сказками и рассказами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал. Дети узнают о недопустимости шалостей с огнем, о поведении при пожаре в квартире, на лестничной площадке, в лесу. Материал пособия предназначен для старших дошкольников и младших школьников и может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения.

Т.А. Шорыгина предлагает свой перспективный план занятий по правилам пожарной безопасности:


Месяц

Тема занятия


Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Огонь – друг или враг?

Март

Осторожно – электроприборы!

Октябрь

Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой.

Апрель

Кухня – не место для игр!

Ноябрь

Пожар в квартире.


Май

Горючие вещества.

Декабрь

Чем опасен дым?


Июнь

Лесной пожар.

Январь

Пусть елка новогодняя нам радость принесет!

Июль

Повторение пройденного.

Февраль

Детские шалости с огнем.

Август

Знаете ли вы правила пожарной безопасности?


Программа Ирины Эдуардовны Куликовской «Мировидение» [10] построена в логике естественного развития ребенка, становления его мировидения, результатом которого является целостная картина мира. И.Э. Куликовская пишет: «Предлагаемая программа называется «Мировидение», т.к. для того, чтобы осознать значение мира в своей жизни, необходимо сначала увидеть, т.е. ощутить, разглядеть, обнаружить, и только потом – понять смысл и ценность этого мира. Первое впечатление от увиденного в раннем детстве всегда оставляет неизгладимый след в сознании. С этих впечатлений-переживаний начинается движение ребенка к пониманию себя как неотъемлемой части всемирной и национальной культуры. Это становится возможным благодаря умению воспитателя связывать реальное и художественное, представленное в богатейшем наследии искусства символами, знаками и образами».[10;3]

Особенности содержания программы состоит в том, что включает в себя натурфилософскую и универсально-символическую картину, которая соответствует образу восприятия и мышления ребенка. Программа «Мировидение» отвечает требованиям Государственных стандартов дошкольного образования в части критериев по развитию естественнонаучных представлений. «Подпрограмма «Стихии мира» (для детей 5 года жизни) содержит знания о таких стихиях мира, как Огонь, Вода, Воздух и Земля, являющихся первыми историческими категориями – интегральными образования – первоэлементами. Цель: становление картины мира природы в сознании ребенка 5 года жизни, развитие его способности познавать всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости Мира посредством стихий-первоэлементов».[10;6]
Содержание подпрограммы «Стихии мира»:


Месяц

Раздел

Тематический блок

сентябрь - октябрь

Стихия Огня.

Ценность огня в жизни человека.

Образ Огня.

Правила обращения с огнем.

ноябрь - декабрь

Стихия Воды.

Ценность воды в жизни человека.

Образ Воды.

Правила обращения с водой.

январь – март

Стихия Земли.

Ценность земли в жизни человека.

Образ Земли.

Правила жизни на земле.

апрель - май

Стихия Воздуха.


Взаимосвязь стихий мироздания.

Ценность воздуха в жизни человека.

Образ Воздуха.

Правила сохранения стихии воздуха.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации