Казаков В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация - файл n1.doc

Казаков В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация
Скачать все файлы (4829.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc4830kb.16.02.2014 05:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой
доцент___________В.П.Желтов
"___"__________________2010 г.


Лекционный материал для самостоятельной работы студентов
Дисциплина МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Направление 230100 – Информатика и вычислительная техника

Специальность 230102 – АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Форма обучения - заочная
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ (час.)

Семестр

Всего

Аудиторные занятия

Самост. работа, включая курсовое проектир.

Итоговый контроль

Всего аудит.

лк

лб

пр

экз

контр.

раб

кур. проект (работа)

5

110

12

8

4




98

+

+





Чебоксары - 2010




Часть 1. ОСНОВЫ стандартизации



Основы организации

и технологии стандартизации
Стандартизация

в различных сферах
Международная

и региональная

стандартизация

Раздел I. Основы организации

и технологии стандартизации




Глава I. Сущность стандартизации



Сущность и содержание стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Применение нормативных документов и характер их требований. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

1.1. Сущность и содержание стандартизации



В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов «Государственная система стан­дартизации Российской Федерации (ГСС)». Изменения и до­полнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая ка­тегория нормативного документа — технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных доку­ментах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие измене­ния внесены в терминологию, гармонизующие ее с рекоменда­циями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина «утверждение» стандарта официально установлен тер­мин «принятие» стандарта. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов.

Приближение правил отечественной стандартизации к меж­дународным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении га­рантии. Следуя международному опыту, их относят к коммер­ческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавли­вающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно «Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров» разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро-радиотехники и других товаров долговремен­ного пользования.

Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни обще­ства, прежде всего в экономической, должна стремиться успе­вать и даже опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию отечественного производства, а не сдерживали его.

Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартиза­ции и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаи­мопонимания между партнерами как в сфере техники и техно­логии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заин­тересованных сторон. Это реализуется законным правом изгото­вителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специа­листов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.

Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует раз­витию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.

Стандартизация — это деятельность, направленная на разра­ботку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обес­печивающая право потребителя на приобретение товаров над­лежащего качества за приемлемую цену, а также право на безо­пасность и комфортность труда. Цель стандартизации — дос­тижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения ре­ально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), про­цессов их функциональному назначению, устранение техниче­ских барьеров в международном товарообмене, содействие на­учно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных об­ластях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкре­тизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

Это определено Законом РФ «О стандартизации», приня­тым в 1993 г.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (пред­метом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требова­ния, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартиза­ция может касаться либо объекта в целом*, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации назы­вают совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартиза­ции, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

* Применительно, например, к мебели, конструкционные характеристики и тре­бования к безопасности могут быть изложены в двух стандартах.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического ре­гиона мира принимают стандарт. Если участие в стандартиза­ции открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация — деятельность, от­крытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осущест­вляется специалистами стран, представленных в соответствую­щих региональных и международных организациях, задачи кото­рых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандар­тизация также может осуществляться на разных уровнях: на го­сударственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ас­социаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, за­водов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.


1.2. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов



В процессе стандартизации вырабатываются нормы, прави­ла, требования, характеристики, касающиеся объекта стандар­тизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, которые рекомендуются руководством 2 ИСО/МЭК, а также принятые в государственной системе стандартизации РФ. Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на ос­нове консенсуса, утвержденный признанным органом, направ­ленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области*. В стандарте устанавливаются для все­общего и многократного использования общие принципы, пра­вила, характеристики, касающиеся различных видов деятельно­сти или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

* Определение термина дано согласно Guide 2 ISO/IES, 1991 (Руководство 2 ИСО/МЭК, 1991).
Предварительный стандарт — это временный документ, кото­рый принимается органом по стандартизации и доводится до ши­рокого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто мо­жет его применить. Информация, полученная в процессе ис­пользования предварительного стандарта, и отзывы об этом до­кументе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Стандарты бывают международными, региональными, на­циональными, административно-территориальными. Они при­нимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартиза­ции. Все эти категории стандартов предназначены для широ­кого круга потребителей. По существующим нормам стандартиза­ции стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой «признанные техниче­ские правила». Нормативный документ, в том числе и стан­дарт, считается признанным техническим правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

Указанные выше категории стандартов называют общедос­тупными. Другие же категории стандартов, такие, как фирмен­ные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, ис­пользоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

В учебнике стандарт рассматривается как одна из разновид­ностей нормативных документов. Однако в практике термин «стандарт» может употребляться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). По сущест­ву это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон пра­вильнее относить к области метрологии, а термин «стандарт» использовать применительно к нормативному документу.

Документ технических условий (technical specification)* уста­навливает технические требования к продукции, услуге, про­цессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного до­кумента в таких ситуациях, когда это необходимо.

* В русском варианте technical specification может соответствовать, кроме выше­указанного, одному из видов отечественных стандартов — «стандарту техниче­ских условий» либо «стандарту технических требований», а также может означать и часть стандарта, а именно раздел «технические требования».
Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятель­ным документом, а также частью стандарта. Свод правил обыч­но разрабатывается для процессов проектирования, монтажа обо­рудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические пра­вила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный ха­рактер.

Все указанные выше нормативные документы являются ре­комендательными. В отличие от них обязательный характер но­сит регламент. Регламент — это документ, в котором содержат­ся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других норма­тивных документов. Разновидность регламентов — технический регламент — содержит технические требования к объекту стан­дартизации. Они могут быть представлены непосредственно в самом этом документе либо путем ссылки на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод пра­вил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как прави­ло, указаниями по методам контроля или проверок соответст­вия продукта (услуги, процесса) требованиям регламента.

Руководство 2 ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт — нормативный документ, ко­торый содержит общие или руководящие положения для опре­деленной области. Обычно используется либо как стандарт, ли­бо как методический документ, на основе которого могут раз­рабатываться другие стандарты.

Терминологический стандарт, в котором объектом стандарти­зации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т. д. Неполный стандарт содер­жит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарт на процесс, стандарт на услугу, — это норматив­ные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслужи­вание и др.)

Стандарт на совместимость устанавливает требования, ка­сающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разра­ботан на систему в целом, например систему воздухоочистки, сигнализационную систему и т.п.

Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения — это методика, способ осуществ­ления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного до­кумента. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, «методическим стандартом».

Описательное положение обычно содержит описание конст­рукции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандарти­зации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других — потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договор­ных отношениях

Российская система стандартизации, конечно, опирается на международный опыт, приближена к международным прави­лам, нормам и практике стандартизации, но имеет и отечест­венный богатый опыт и свои особенности, не противоречащие, однако, изложенному выше. Поэтому целесообразно рассмот­реть разновидности нормативных документов, действующих в РФ.

Нормативные документы по стандартизации в РФ установле­ны Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся:

До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются так­же ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стандартизации и ТУ — технические условия. Особое требова­ние предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обя­зательной сертификации. В них должны быть указаны те требо­вания к продукции (услуге), которые подтверждаются посред­ством сертификации, а также методы контроля (испытаний), ко­торые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной доку­ментации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архи­тектуры, промышленности строительных материалов — Гос­строй России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущест­ва, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяе­мость изделий; единство методов контроля и единство марки­ровки. Особую актуальность приобретают требования безопас­ности, поскольку безопасность товара — основной аспект сер­тификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электро­безопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиа­ционную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средст­вам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограж­дения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допус­тимые уровни опасных и вредных факторов производства, воз­никающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опас­ности конкретного продукта или группы однородной продук­ции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор усло­вия о соответствии предмета договора обязательным требова­ниям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные по­требительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортирова­нию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, ка­сающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологические пра­вила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертифи­кации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям мо­жет подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережа­ют возможности традиционных технологий. Это, с одной сто­роны, не противоречит изложенному выше положению о пред­варительных стандартах, с другой — служит стимулом для внедрения новых, передовых технологических процессов на отече­ственных предприятиях.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установ­ленным для отрасли. Принимают такие стандарты государст­венные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продук­ция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, ка­сающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (ин­струменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологиче­ского обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отрас­левых стандартов ограничивается предприятиями, подведомст­венными государственному органу управления, принявшему дан­ный стандарт. На добровольной основе возможно использова­ние этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требо­ваний стандарта отрасли определяется тем предприятием, ко­торое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требо­ваний организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления про­изводством, совершенствование которых — главная цель стандар­тизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим' предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса произ­водства этой продукции. Стандарты предприятий могут содер­жать требования к различного рода услугам внутреннего харак­тера.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным кон­кретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требо­ваний к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предпри­ятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработ­ку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обяза­тельным для всех субъектов хозяйственной деятельности — участ­ников такого договора.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные доку­менты разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы ис­пытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, зани­мающиеся этими проблемами, преследуют цель распростране­ния через свои стандарты заслуживающих внимания и перспек­тивных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты об­щественных объединений служат важным источником инфор­мации о передовых достижениях, и по решению самого пред­приятия они принимаются на добровольной основе для ис­пользования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законода­тельству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с орга­нами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандар­тизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и дру­гих организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стан­дартизации на предприятии, правил проведения государствен­ного контроля за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и многих других вопросов организаци­онного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстан­дарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсужда­ется с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, ко­гда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми пар­тиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные доку­менты, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Тогда их согласование (принятие) осуществ­ляется по ПР 50.1.001-93.

Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответст­вии с их требованиями, происходит их окончательное согласо­вание с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предвари­тельная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых бу­дут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются оконча­тельно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца). Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о произ­водстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком.

Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ, которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка на соот­ветствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или замести­тель руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Виды стандартов. Перечисленные нормативные, документы, как показано выше, принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельностью. По этому признаку различают категории стандартов РФ.

Как и в мировой практике, в России действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содей­ствия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производ­ства. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации про­дукта (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или про­цесса для жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотрен­ным государственными стандартами на продукцию.

Примером основополагающих стандартов могут быть ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 - норма­тивные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

Этот пример говорит также о том, что еще одним норма­тивным документом может быть комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют об­щую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Так, комплекс основополагающих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов ме­тодического характера, содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управле­ния, не противоречили друг другу и законодательству, обеспе­чивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

Допускается также разработка стандартов на отдельные тре­бования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию, методы испытаний, правила хранения и/или транспортировки и т.п. Наиболее часто отдельным объ­ектом стандартизации являются параметры и нормы безопасно­сти и охраны окружающей среды.

Стандарт общих технических условий обычно включает сле­дующие разделы: классификацию, основные параметры (разме­ры), общие требования к параметрам качества*, упаковке, мар­кировке, требования безопасности; требования охраны окру­жающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

* Как правило, приводят только те требования, которые являются обязательными и подлежат проверке (характеристики надежности, назначения, эргономики, ресурсосбережения, технологичности).
Наличие в содержании стандарта тех или иных разделов за­висит от особенностей объекта стандартизации и характера предъявляемых к нему требований.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производст­ва, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий. Но стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; зна­ки соответствия, если изделия сертифицированы; особые тре­бования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, ком­плексность обслуживания).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных ста­диях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремон­та, утилизации. В частности, такие стандарты могут включать тре­бования к методам автоматизированного проектирования продук­ции, модульного конструирования, принципиальным схемам тех­нологического процесса изготовления продукта, технологическим режимам или нормам. Особое место занимают требования безо­пасности для жизни и здоровья людей при осуществлении техно­логических процессов, которые могут конкретизироваться по от­ношению к использованию определенного оборудования, инст­румента, приспособлений и вспомогательных материалов.

При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздей­ствий технологии на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микро­организмами) и механический (разрушение памятников архи­тектуры) характер, опасный в экологическом аспекте. Экологи­ческие требования могут касаться условий применения опреде­ленных материалов и сырья, потенциально вредных для окру­жающей природы; параметров эффективности работы очист­ного оборудования; правил аварийных выбросов, ликвидации их последствий, предельно допустимых норм сбросов загряз­няющих веществ со сточными водами.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, ана­лиза) рекомендуют применять методики контроля, в наиболь­шей степени обеспечивающие объективность оценки обяза­тельных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) — воспроизводимость и сопоставимость результатов. Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами контроля, испытаний, измере­ний и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый из методов имеет свою специфику, связанную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выделить и общие по­ложения, подлежащие стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; до­пустимую погрешность метода.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из методик была выбрана в качест­ве арбитражной, если возникает необходимость. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаме­няемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую реко­мендацию по условиям выбора того или иного метода, либо дан­ные по их отличительным характеристикам.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, следует пользоваться рекомендациями стандартов относительно спосо­ба и места отбора пробы от партии товара с ее количественны­ми характеристиками, схемами испытательных установок, пра­вилами, определяющими последовательность проводимых опе­раций и обработку полученных результатов.

В 1996 г. внесено изменение в основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.0-92, согласно которому к перечню нормативных до­кументов, применяемых в России, добавляется технический рег­ламент.

Полное соответствие международным правилам в данном вопросе может быть достигнуто тогда, когда в России появятся законы, устанавливающие обязательные к выполнению требо­вания и нормы, подобно действующим в Европейском Союзе Директивам. В ЕС технический регламент становится обяза­тельным документом, если на него есть ссылка в соответст­вующей Директиве.

Отличие российского подхода к техническим регламентам прослеживается и в самом тексте указанного выше изменения: «к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, со­держащие требования, нормы и правила технического характе­ра; государственные стандарты Российской Фе­дерации в части устанавливаемых в них обязательных требо­ваний; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований».

Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например, обязательные требования го­сударственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

1.3. Применение нормативных документов и характер их требований



Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует два основных спосо­ба применения нормативного документа:

Последнее предполагает включение полного текста или час­ти данного нормативного документа в другой нормативный до­кумент. Посредством этого второго документа он становится применимым в производстве, торговле и т.д. либо переносится в еще один нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандар­те, включаются в стандарт предприятия. Необходимо различать термины «принятие» и «применение». Изложенное выше каса­ется применения, в то время как принятие — это официальное опубликование нормативного документа уполномоченным на то государственным органом. Так, если говорить о принятии международного стандарта в национальной системе стандарти­зации (т.е. в национальном стандарте)*, то следует понимать это как «опубликование национального нормативного докумен­та, основанного на соответствующем международном стандар­те». Кроме того, может быть опубликовано официальное под­тверждение статуса международного стандарта в системе на­циональной стандартизации с указанием, что его статус ана­логичен национальному нормативному документу.

* Соответствие английскому понятию «Adoption” - Adoption of an International Standard in a National standard.
Применение международного стандарта может быть пря­мым и косвенным.

Прямое применение международного стандарта не связано с его принятием в нормативном документе, действующем в нацио­нальной системе стандартизации. В таком случае международ­ный стандарт применяется в том виде, как он издан соответст­вующей международной организацией на языке оригинала или в переводе (официальном) на соответствующий язык, либо он может быть принят «методом обложки», т.е. содержание стан­дарта полностью сохраняется, а обложка оформляется в соот­ветствии с национальными нормами, но на титульном листе обязательно указаны реквизиты международного нормативного документа наряду с номером и шифром национального стан­дарта.

Косвенное применение международного стандарта — использование его в соответствующей области посредством включения в национальный нормативный документ. Здесь мо­гут быть варианты полного и частичного применения, т.е. соот­ветственно внесение в другой нормативный документ полного содержания международного стандарта или отдельных его по­ложений (требований).

Применение нормативных документов в РФ. Вопросы приме­нения нормативных документов в России касаются:

Российские нормативные документы применяют государст­венные органы управления и субъекты хозяйственной деятель­ности. В зависимости от объекта стандартизации и вида дея­тельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов дея­тельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цик­ла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (от­раслевого) стандарта. Российское законодательство в таких слу­чаях допускает нераспространение новых нормативных доку­ментов на данную продукцию, если в них содержатся соответ­ствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрак­том, но возможны исключения, обусловленные законодательст­вом РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. до­пускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соот­ветствии с требованиями международных, региональных стан­дартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фикси­руется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую про­дукцию в отечественных действующих нормативных докумен­тах. Подтвердить это соответствие необходимо путем сертифи­кации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответст­вия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О сертифика­ции продукции и услуг".

Применение международных, региональных и националь­ных стандартов других стран в России возможно на основе ме­ждународных соглашений о сотрудничестве, а также по разре­шению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных доку­ментов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования указанных выше стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не ус­тупать нормам и требованиям отечественных стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими пред­приятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимаю­щихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специ­фики внутренних потребностей и др. Российское законодатель­ство допускает также применение международных, региональ­ных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечествен­ными отраслями, предприятиями и общественными объедине­ниями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в виду, что действующие стандарты лю­бого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных и других указанных выше стандартов на содержащиеся ссылки необходимо обратить особое внимание, чтобы они не ввели в заблуждение пользователей нормативного документа. Ссылки могут носить двоякий характер:

• в том стандарте, который решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже применяются в стране. Тогда нужно убедиться, аналогичны ли их требо­вания соответствующим государственным стандартам. Если это так, то в оформляемом нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

• ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стан­дарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вво­дятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ.

Применение российских стандартов другими странами преду­смотрено отечественным законодательством, что не противоре­чит правовым международным нормам в данной области. Юри­дические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими норма­тивными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, право­вой основой могут служить и официальные разрешения, полу­ченные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших норматив­ный документ.

Характер требований нормативных документов. Нормативные документы могут содержать: обязательные требования (Mandatory requirement), подлежащие обязательному выполнению в соответ­ствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), альтернативные требования (Optional requirement) и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации — в сослагательном, требования содержат крите­рии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выбо­рочных либо дополнительных норм. Альтернативные требова­ния могут рассматриваться как обязательные в договорных от­ношениях, а также при сертификации продукции на знак соот­ветствия национальному (или другой категории) стандарту, когда подтверждается полное соответствие всех характеристик испы­туемого изделия всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение — обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

1.4. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов



В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техниче­ском регламенте или в Директиве.

В регламентах (технических регламентах) ссылки могут но­сить разный характер:

Ответственность существует за нарушение стандарта, на ко­торый имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требо­ваниям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответ­ствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащих­ся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достиже­ния соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность но­сит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стан­дартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, кото­рые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реа­лизации, эксплуатации, транспортировке и хранении продук­ции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 мини­мальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявле­ния продукции, а также сведений о ней и соответствующей до­кументации органам государственного надзора*.

* Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст.170.
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товара­ми и предоставления услуг), а также за производство и реали­зацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасно­сти. Уголовная ответственность за нарушение требований стан­дартов по продукции производственного назначения не преду­смотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Граж­данско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского за­конодательства.
Тесты для самоконтроля*
1. Цели стандартизации:

а) установление обязательных норм и требований,

б) установление рекомендательных норм и требований,

в) устранение технических барьеров в международной торговле.
2. Обязательный для выполнения нормативный документ — это:

а) национальный (государственный) стандарт,

б) технический регламент,

в) стандарт предприятия.
3. Международные стандарты могут применяться в России:

а) после введения требований международного стандарта ГОСТ Р,

б) до принятия в качестве ГОСТ Р.

* Ответы см. в конце книги.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации