Система органов прокуратуры. УПК и его значение. Роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве - файл n1.doc

Система органов прокуратуры. УПК и его значение. Роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве
Скачать все файлы (107 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc107kb.15.02.2014 23:20скачать

n1.doc

Министерство образования РФ

НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Дисциплине «Прокурорский надзор»
По Теме Вариант № 5

1. Система органов прокуратуры.

2. Уголовно-процессуальный кодекс и его значение в области деятельности органов прокуратуры.

3. Роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Выполнил:

Студент заочного отделения

Юридического факультета

Кисловодск 2012 год
Содержание
Введение 3

Система органов прокуратуры 5

Уголовно-процессуальный кодекс и его значение в области деятельности органов прокуратуры 10

Роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве 14

Заключение 19

Список используемой литературы 20


Введение.
«Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ»1

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Деятельность прокуратуры заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками успешного осуществления деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления деятельности органов прокуратуры. Для этого необходимо хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний. Эти знания нужны не только для будущей профессиональной практики во всех сферах юридической деятельности после окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома. Ими должен владеть судья и прокурор, следователь и дознаватель, адвокат и юрист, работающий в законодательном или исполнительном учреждении, в государственной или частной коммерческой либо производственной организации2.

В последнее время значительно возросла роль прокуратуры, призванной осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение. При этом они содействуют суду в правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств, установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке правомерности требований и возражений сторон и т.д.

Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, они продолжают выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судом и всеми участниками судопроизводства.

Целью данной контрольной работы является составление четкого представления о системе органов прокуратуры РФ, значения УПК РФ в деятельности органов прокуратуры, выяснить роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Задачами будут рассмотрение принципов организации, цели и направления прокурорской деятельности, основ законодательной базы прокурорской деятельности, цели и формы участия прокурора в гражданском процессе.
Система органов прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации3. В федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» дано более подробное понятие о системе прокуратуры Российской Федерации.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры4.

Итак, согласно Конституции России и Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

- Генеральная прокуратура Российской Федерации;

- прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним - военные и другие специализированные прокуратуры;

- научные и образовательные учреждения;

- редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;

- прокуратуры городов и районов;

- другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном в системе органов прокуратуры. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками - старшими помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет советников и помощников по особым поручениям.5

Также в состав Генеральной прокуратуры РФ входит ряд подразделений обеспечивающего характера. К ним относятся: приемная (на правах самостоятельного отдела); секретариат; управление делами; центр информации и общественных связей, отдел безопасности и др. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Согласно ст. 20 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы. В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

В состав военной прокуратуры входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит отдельный раздел об особенностях организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры (ст. 46-50). В нем регламентируются построение военной прокуратуры, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности в Вооруженных Силах, войсках и других воинских структурах, требования к кадрам органов военной прокуратуры, материальное и социальное обеспечение работников военной прокуратуры.6

К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Нижеследующим звеном следуют прокуратуры субъектов РФ. Их состав и полномочия определены статьями 13, 15, 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратуры субъектов федерации возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Здесь образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых на должность прокурором субъекта.7 Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

В системе органов прокуратуры Российской Федерации имеются один научно - исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт - Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).8

Наконец, низовым звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов. Их состав и полномочия определяются статьями 16 и 19 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Указанные прокуратуры возглавляются прокурором, в них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ.9

Как видно из вышеперечисленного, в основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Законом не допускаются создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.10

Уголовно-процессуальный кодекс и его значение в области деятельности органов прокуратуры.
Наиболее систематизированная и детализированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Согласно действующему уголовно процессуальному кодексу прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили11.

С учетом введения в действие с 1 июля 2002 года УПК Российской Федерации, Генеральный прокурор 5 июля 2002 года подписал приказ № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства», хотя оставил в силе действие (в части, не противоречащей новому приказу) ранее изданного по данным вопросам приказа № 31 «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений» от 18 июня 1997 года. В этих документах конкретизируются задачи прокурорского надзора на современном этапе в рассматриваемой сфере: защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания. Предлагается организовать работу прокуратур таким образом, чтобы деятельность прокуроров максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности. При этом следует исходить из того, что в досудебном производстве прокурор выступает руководителем уголовного преследования.

Особенностью процессуального положения прокурора на стадии предварительного расследования является то, что его надзор включает право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие в ходе дознания и предварительного следствия, и распространяется практически на всех участников уголовно-процессуальных отношений.

Согласно ч.1 статьи 37 УПК Российской Федерации прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК Российской Федерации, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора, предусмотренные статьей 37 УПК Российской Федерации, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Кроме того, полномочия прокурора при осуществлении надзора за досудебным производством детализируются в иных нормах УПК Российской Федерации.

Что касается полномочий прокурора в отношении надзора за дознанием, то они сохранились в полном объеме, но появились и новые.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. … Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются не только к.с., но и некоторыми другими статьями УПК. Указания генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения12. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона. В связи с этим в досудебных стадиях уголовного процесса он координирует деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих возбуждение уголовных дел и предварительное расследование.

Письменные указания прокурора имеют обязательную силу не только для следователя, дознавателя, но и для других должностных лиц, в частности начальников следственных подразделений, органов дознания. Закон допускает возможность обжалования указаний прокурора, что не приостанавливает их исполнение.

Наряду с тем, что прокурор является органом надзора за законностью в Российской Федерации, необходимо помнить, что есть и обвинительная направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. …Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели - обеспечить законность предварительного расследования, то есть законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого.13 Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора.

Федеральным законом от 28.12.2010 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми изменен ряд полномочий прокурора.

В частности статья ст. 37 УПК Российской Федерации «Полномочия прокурора» - дополнена п. 5.1. и теперь прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК Российской Федерации.

Нужно отметить, что уголовно-процессуальная деятельность прокуратуры качественно отличается от такой же деятельности иных органов государства. Если, например, в соответствии с УПК Российской Федерации уголовно-процессуальная деятельность органов дознания и предварительного следствия исчерпывается функцией уголовного преследования (обвинения), то деятельность прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства значительно шире. Это и осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также в значительной мере надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания (при решении уголовно-процессуальных вопросов исполнения приговора), местами содержания под стражей, администрациями психиатрических стационаров (при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы, при решении уголовно-процессуальных вопросов применения принудительных мер медицинского характера).

Таким образом, уголовно-процессуальная деятельность прокуратуры относится одновременно к функциям (основным направлениям) деятельности прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора и к иным направлениям деятельности прокуратуры в виде уголовного преследования, а также в виде координации деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется также в виде еще одного иного направления деятельности прокуратуры - участия прокурора в рассмотрении дел судами. Указанные разнообразные направления уголовно-процессуальной деятельности прокуратуры, включая государственно-властные ее полномочия в сфере надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, позволяют считать прокуратуру Российской Федерации гарантом соблюдения и реализации принципов уголовного судопроизводства.

Роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие осуществлению правосудия являются одними из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

С введением в действие ГПК Российской Федерации, которым закреплен конституционный принцип состязательности и равноправия сторон в процессе, расширено действие принципа диспозитивности, гражданский процесс претерпел ряд существенных изменений14.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и охраняемых законом интересов как физических, так и юридических лиц, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства. При этом предъявление прокурором исков (заявлений) в суды является средством его реагирования на установленные нарушения закона, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Так, прокурор обращается в суды с заявлениями о признании правовых актов противоречащими закону, преследуя цель устранения нарушений законов. Прокурор, участвуя в рассмотрении судами гражданских дел, выполняет правозащитную функцию. Он защищает государственные и общественные интересы, права и свободы граждан.

Участвуя в судебном разбирательстве дел в первой апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, прокурор имеет право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, должен добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами.

Основания отвода участников гражданского процесса, предусмотренные статьями 16 и 18 ГПК Российской Федерации, распространяются и на прокурора.

Часть 2 статьи 45 ГПК Российской Федерации предусматривает что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. В силу специфического процессуального положения в гражданском процессе прокурору, принимающему участие в процессе, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в ГПК Российской Федерации нет прямого указания на это. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Предъявленный иск прокурор должен поддержать в суде. В силу принципа состязательности прокурор обязан доказать основания заявленных требований, сообщить суду имеющие существенное значение юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также выполнить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

Гражданско-процессуальный закон предусматривает категории дел, в рассмотрении которых прокурор принимает обязательное участие. Это дела особой значимости, существенно затрагивающие права и охраняемые законом интересы граждан.

Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

С обязательным участием прокурора рассматриваются также дела по заявлениям об усыновлении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, по заявлениям об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Семейный кодекс Российской Федерации также предусматривает обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав (статья 70), о восстановлении в родительских правах (статья 72), об ограничении в родительских правах (статья 73).

В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. На основании статьи 320 ГПК Российской Федерации на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурор может принести представление в районных судах в случаях, предусмотренных ГПК Российской Федерации, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со статьей 336 ГПК Российской Федерации на решения всех судов Российской Федерации, принятые в первой инстанции, за исключением решений мировых судей прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу действия статьи 45 ГПК Российской Федерации, то в соответствии со статьями 34 и 35 ГПК Российской Федерации, он является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебное постановление по этому делу путем принесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в главах 39 и 40 ГПК Российской Федерации.

Из смысла статьи 359 ГПК Российской Федерации следует, что в случае, если в суде кассационной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший кассационное представление. Если прокурор участвует в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе других лиц, а сам он кассационное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу.

В соответствии с ч. 3 статьи 376 ГПК Российской Федерации право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 337, а именно:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;

2) Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

На основании ч. 3 статьи 377 ГПК Российской Федерации представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

В статьи 378 ГПК Российской Федерации указаны требования, предъявляемые к надзорному представлению прокурора и надзорной жалобе. Участвовать в рассмотрении судами гражданских дел могут все прокурорские работники. Однако в целях оперативного руководства деятельностью прокуроров в этой сфере и более квалифицированного осуществления надзорных функций в Генеральной прокуратуре РФ образовано Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам, а в прокуратурах субъектов РФ - одноименные отделы (управления), прокуроры которых выполняют наибольший объем работы в этой области. В районных и городских прокуратурах эта работа возлагается на помощников прокуроров или (реже) на заместителей прокуроров. Работу по надзору за законностью судебных решений по гражданским делам организуют прокуроры - руководители соответствующих прокуратур.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским делам.
Заключение.
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.15

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Деятельность прокуратуры заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность. Прокуратура Российской Федерации представляет собой федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РФ.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор. Он представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. Таков правовой статус современной российской прокуратуры.
Список используемой литературы.


  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ в ред. от 07.03.2011 года.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года в ред. от 01.03.2012 года № 18-ФЗ.

  4. Уголовно-процессуальное право. Учебник. В.П Божьев. 2008 год.

  5. Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. – Тамбов. 2005 год.

  6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М. 2004 год.

  7. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М. 2005 год.

  8. Семенов В.М. Правоохранительные органы. Учебник. М. 2001 год.

  9. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. Под ред. В. П. Божьева. М. 2002 год.

  10. Прокурорский надзор: учебник. Под общ.ред. Ю.Е. Винокурова. – М. 2007 год.

  11. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1-ФЗ в ред. от 07.02.2011года.

  12. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 03.07.2006 года № 97-ФЗ.

  13. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 05.06.2007 года № 87-ФЗ в ред. от 28.12.2010 года.

  14. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 06.06.2007 года № 90-ФЗ в ред. от 18.05.2007 года.

  15. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» от 28.12.2010 N 404-ФЗ в ред. от 07.12.2011 года № 420-ФЗ.

  16. Башкатов, Л.Н. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу (постатейный) Л.Н Башкатов, М.В. Боровский, Г.Н. Ветрова. М. Проспект. 2010 год.

  17. Алексеев С. Н. Функции прокурора по новому УПК РФ. Государство и право. – 2007 год.

  18. Уголовный процесс. А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.А. Сереброва; науч. ред. В.Т. Томин. – М. 2007 год.

  19. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 2010 год.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года (с изменениями и дополнениями)

2 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М. 2004 год.

3 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

4 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года (с изменениями и дополнениями)

5 Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. пособие. – Тамбов. 2005 год.

6 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. М. 2000 год.

7 Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М. 2005 год.

8 Семенов В.М. Правоохранительные органы. Учебник. М. 2001 год.

9 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М. 2002 год.

10 Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. – М.: ИГ «Юрист», 2005 год.

11 Прокурорский надзор: учебник / Под общ.ред. Ю.Е. Винокурова. – М. 2007 год.

12 Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 2010 год.

13 Алексеев С. Н. Функции прокурора по новому УПК РФ. Государство и право. – 2007 год.

14 Прокурорский надзор: учебник / Под общ.ред. Ю.Е. Винокурова. – М. 2007 год.

15 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года (с изменениями и дополнениями)




Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации