Сафонова Н.М. Психологическое консультирование - файл n1.doc

Сафонова Н.М. Психологическое консультирование
Скачать все файлы (343.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc344kb.15.02.2014 20:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Сафонова Н.М.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Набережные Челны

2009

УДК 159.9

ББК 88.492

Рецензенты: - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и профессиональной психологии ИЭУП Н.Г.Терещенко
- кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского сектора НГПИ О.К.Репина


Консультативная психология: Краткий курс лекций/ Н.М.Сафонова. – Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 2009. - 66 с.
Пособие адресовано студентам психологического факультета, как очного, так и заочного факультета.

Содержание соответствует требованиям действующего государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Пособие содержит, кроме теоретической части, практические задания, которые будут полезны для более глубокого освоения предмета.


Печатается по рекомендации кафедры социальной и профессиональной психологии психологического факультета Института Экономики Управления и Права от

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………….

I. Психологическое консультирование в системе практической психологии………..

1.1. Проблемы практической психологии………………………………………...

1.2. Профессиональная позиция практического психолога……………………..

1.3. Виды психологической помощи……………………………………………...

1.4. Направления практической психологической помощи……………………..

а) Поведенческий подход………………………………………………….

б) Деятельностный подход

в) Когнитивистский подход.

г) Психоаналитический подход.

д) Трансактный анализ

е) Экзистенционально – гуманистический подход.

ж) Гештальт-терапия

з) Нейролингвистическое программирование (НЛП)……………………

и) Телесно-ориентированный подход…………………………………….

к) Психосинтез……………………………………………………………..

л) Трансперсональный подход……………………………………………

II. Консультирование как вид психологической помощи………………………………

2.1. Направления психологического консультирования………………………...

2.2. Типы задач взаимодействия клиента с психологом…………………………

2.3. Результаты психологического консультирования…………………………..

2.4. Оценка эффективности психологического консультирования…………….

2.5. Методы психологического консультирования………………………………

2.6. Этапы психологического консультирования……………………………….

2.6.1. Контакт……………………………………………………………….

2.6.2. Выявление сути запроса…………………………………………….

2.6.3. Формирование образа желаемого результата – работа с целями...

2.6.4. Коррекция…………………………………………………………….

2.7. Схема уровней работы………………………………………………………...

III. Методы и техники коррекционной работы………………………………………….

3.1. Поведенческие методы………………………………………………………..

3.2. Арттерапия…………………………………………………………………….

3.3. Методы НЛП…………………………………………………………………..

3.3.1. Якоря………………………………………………………………….

3.3.2. Якорение ресурсных состояний……………………………...……..

3.3.3. Упражнение "Сведение рук". ………………………………………

3.3.4. Техника "Договор частей"…………………………………………..

3.3.5. Техника “Решение коммуникативной проблемы с помощью
3-х позиционного описания”……………………….……………………..

Заключение. Притчи для психолога………………………………………………………

Литература………………….………………………………………….......……………..

5

6

7

8

10

11

11

12

12

13

14

15

15

16

21

22

22

26

26

27

29

30

30

32

32

35

37

38

39

42

42

43

43

44

44

45

47
48

50

56




Пояснительная записка.
С формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей связана актуальность подготовки практических психологов. Курс «Консультативная психология» представляет собой одну из основных дисциплин практической психологии, где происходит введение в теоретическую и методологическую проблематику оказания психологической помощи; сообщение фактических знаний о существующих направлениях и способах оказания психологической помощи в форме психологического консультирования и коррекции.

В данном курсе рассматривается содержание психологической помощи, где целью взаимодействия предполагается организованное воздействие на клиента с целью развития культурно-продуктивной личности, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Методологические проблемы практической психологии, отношение к обобщенной теории, проблемы межличностного взаимодействия, ответственность за обоснованность и результативность коррекционной работы, критерии оценки результатов - данный перечень вопросов рассматривается прежде, чем студенты начинают знакомиться с различными подходами, конкретными методами и техниками консультирования. На практических занятиях студенты осваивают планирование и проведение различных этапов непосредственной работы, использование различных методов и техник консультирования.
Цель курса: формирование представлений о такой форме психологической помощи, как психологическое консультирование, о целях, задачах, теоретических основах и методических аспектах; формирование базовых навыков и умений, необходимых в практической работе психолога-консультанта.

Задачи: - становление профессиональной позиции, включающей понятия ответственности, ограничений и требований к компетентности будущих специалистов в области помогающей психологической деятельности;

- формирование умения анализа причинно-следственных связей между внутренними, психологическими факторами и внешними проявлениями трудностей;

- формирование базовых навыков психологического консультирования, освоение основных методов, техник и приемов воздействия.
Психологическое консультирование
в системе практической психологии

Профессия практического психолога стала встречаться в нашем Отечестве только в самом конце 20 века. С чем это связано? В жизни раньше было меньше проблем? Люди меньше переживали?

Появление в 80-х годах профессии практического психолога связано, как и другие изменения в социуме, с этапом перестройки социального устройства. Тоталитарное общество советского периода считало основной целью - счастье и благополучие государства, народ был средством для достижения этой цели. Практическая психология была не востребована В сложных индивидуальных ситуациях каждый знал, как НАДО поступать, действовать. А отличия осуждались.

Общественное осознание ценности человеческой индивидуальности еще только происходит сегодня на наших глазах. “Все люди разные”, “Каждому свое назначение в жизни” и т.п. – эти простые психологические реальности встречают огромное общественное сопротивление идей о равенстве всех членов общества, о необходимости общественного обеспечения этого равенства, понимаемого по сути как тождество способностей и возможностей людей.

В 1985 году была провозглашена демократия. Демократия подразумевает счастье отдельного гражданина. Государство становится средством достижения индивидуального счастья. Появившаяся в это же время гласность вызвала массу публикаций в средствах массовой информации о человеке, отличающемся от других, об индивидуальности, переживающей свои индивидуальные проблемы. Общество становится толерантным к различиям.

Итак, с одной стороны несчастливый отдельный человек, с другой государство, которое должно помогать в обретении этим человеком индивидуального счастья, если это государство считает себя демократическим. Социальный заказ на профессию практического психолога осознается и формулируется в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. Социальный заказ ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных людей способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Появилась практическая психология как достаточно массовой явление. Судить об этом процессе можно и с помощью подсчета вузов, где проходят подготовку практические психологи. До 80-х годов это четыре вуза в центральной России, сейчас в любом даже провинциальном городе это количество намного больше.

Возрастание общественного интереса к проблемам человека, его индивидуальности, к возможностям воздействия на человека привели к созданию практической психологии, предметом изучения которой является индивидуальность. При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека.
Проблемы практической психологии.

Проблема ответственности.

Практическая психология, зарождающаяся в массовом масштабе, обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого. В конечном счете, проблему жизни проживаемой как своей или чужой, жизни, проживаемой чужим умом, чужими средствами. Что для человека важнее? Каждый человек хотя бы мгновение в жизни переживали два полярных, а потому очень ярких чувства:

1) чувство полной собственной беспомощности перед жизненными проблемами, желание отдать кому-то все свои оставшиеся силы, только чтобы больше не мучиться неопределенностью, бессмысленностью, и

2) чувство ликующей радости от осуществленного – вдохновляющее чувство хозяина жизни.

Возможно ли через воздействие другого человека вернуть глубину и разнообразие жизни человеку, уже погруженному в апатию, уныние и прочих форм отказа от собственного Я? Это вопрос о том, идти ли психологу к тому, кто не зовет на помощь. Ответ на этот вопрос не прост.

Лезть в чужую душу без спроса не только не опасно, но и неэтично. А если она, чужая душа, погружается в мрак невроза, в болезнь, и ты, психолог это видишь?
Проблема границ.

Вопрос о границе профессиональных возможностей схож с принятием решения об оказании реанимационной мед. помощи. Когда уже очевидно, что усилия тщетны, стоит ли тратить силы на борьбу за жизнь, которая все равно погаснет?

Профессиональный долг требует от психолога действия, и профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. “Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, он не сможет принять моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого профессиональными средствами.”

В каждом конкретном случае специалист отвечает на этот вопросы сам.
Проблема подготовки

В стране не было практической психологии во всем многообразии видов психологической помощи. Отечественная психология развивала в русле психологии деятельности помощь детям в овладении той или иной деятельностью.

Готовить ставшую необычайно популярной профессию было не кому. В вузах преподают, в подавляющем большинстве теоретики. В настоящее время эта ниша преподавателей-практиков медленно заполняется.
Вышеизложенные проблемы не имеют готовых ответов, каждый психолог в каждом конкретном случае должен отвечать на них сам.
Профессиональная позиция практического психолога

1) Цели психологической помощи.

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения.

Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Ответственность за выбор несет клиент. Психолог помогает осознать максимальное количество вариантов, увидеть новые возможности.

Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей.

Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность. Или будет дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, которые направлены на обесценивание переживаний клиента.

Неквалифицированный психолог цели психологической помощи формирует на основе своей личной Я-концепции, поэтому игнорирует Я-концепцию клиента.

2) Отклики или реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности.

Квалифицированный психолог может найти множество реакций – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем.

Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не всегда типичные реакции могут быть адекватны ситуации .

Квалифицированный психолог способен к выработке множества моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. При встрече с клиентом психолог ориентируется на нормы и ценности данного человека. У психолога обязательны широкие границы принятия и высокая терпимость к разнообразным реакциям клиента.

Неквалифицированный психолог способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции. Себя он рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

3) Мировоззрение (концепция) практического психолога

Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.

Неквалифицированный психолог ограничивает свою работу рамками одной концепции.

Квалифицированный психолог постоянно осваивает новые теории и подходы. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия, альтернативных точек зрения.

4) Ограничения в деятельности практического психолога.

Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей.

Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами.

Для квалифицированного психолога ответ клиенту “Нет, я не работаю над этими вопросами” – не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование как для клиента, так и для себя является источником профессионального роста.

Неквалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему. Он не работает с другими профессионалами. Его позицию можно обозначить словами: “То, что я делаю как психолог, всегда правильно.”

5) Человеческое достоинство. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность

Человеческое достоинство – является самоценностью. Психологическая информация сообщается в адекватной для клиента форме, адекватным словарем.

Для непрофессионального психолога характерно неуважительное отношение, позиция сверху, перегруженность терминологией.

6) Безоценочность.

Квалифицированный психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента.

Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий.

Простое на первый взгляд качество, но так как оценивание сопровождает одну из ведущих операций мышления – сравнение, исключить оценивание чрезвычайно сложно. Считается, что профессионалам требуется не менее 17 лет для того, чтобы относиться к клиентам без оценивания. Счастье и переживания человека индивидуальны. Практическая психология работает с индивидуальностью, которую можно сравнивать саму с собой. Прочие оценки не имеют смысла. При этом любое оценивание вызывает напряжение у оцениваемого. Если человек поймет, что его не оценивают, он начинает открываться. А в этом и заключается мастерство консультанта дать человеку возможность говорить о себе правду.
Виды психологической помощи.


По времени действия

неотложная (при суициде, острых состояниях)

продолжительная (три трудных жизненных ситуациях)

По пространственной организации

контактная

дистанционная

По направленности

личностно – ориентированная, направленная непосредственно на клиента и расширение его возможностей.

проблемно – ориентированная направлена на решение типичных проблем, возникающих у разных людей

По выполнению функций психологом

психологическая диагностика.

психологическая коррекция – изменение конкретных характеристик, которые обуславливают (вызывают) отклонения.

психотерапия – процесс лечения психологическими средствами глубоких слоев личности.

консультативная функция.

По количеству участников

индивидуальная.

групповая

По позиции психолога

директивная.

недирективная

По теоретической концепции

бихевиоральная,

психоанализ,

гештальттерапия,

психосинтез,

нейро-лингвистическое программирование (НЛП),

клиент-центрированная,

экзистенциальная,

психодрама,

телесноориентированная и др..


Направления практической психологической помощи

а) Поведенческий подход.

В рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма, и психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования у обратившегося за помощью оптимальных поведенческих навыков. Психические расстройства различного типа, с точки зрения поведенческого подхода, обусловлены неадаптивным поведением.

В поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трём основным группам.

1. Методы классического обусловливания и контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией (S R) и (или) замену её новой. Практикуются такие приёмы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).

Отметим, что во многих случаях различными авторами, критикующими некоторые техники контробусловливания, высказываются сомнения в этичности причинения страданий, пусть даже с благой целью (например, удары электрическим током при избавлении от привычки курить).

Другим примером контробусловливания является парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной или неприятной ситуацией неконкретного воздействия и состояния (см. «метод систематической десенсибилизации»).

2. Наряду с контробусловливанием выделяют оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера вероятность такого поведения возрастает (см. «жетонный метод»).

Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград; в данном случае клиент сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных.

3. Наконец, к третьей группе методов в рамках поведенческого подхода относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов; согласно последним, человек научается, через наблюдение (наряду с другими формами научения). Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя её. Например, если ребёнок боится собак, то психолог демонстрирует ему общение с собаками - скажем, подходя к собаке и гладя её.

б) Деятельностный подход, формировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью.

Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация, переход во внутренний, идеальный план (Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин).Деятельностный подход альтернативен поведенческому (он, собственно, во многом и формировался как оппозиционный), ориентируясь не на избавление от симптома как такового, но на построение новых внутренних систем.

в) Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними и работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтов и др.

Так американский исследоваталь Дж. Келли в центр своей теории “личностных конструктов”, поставил представление о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий.

По Келли, человек строит образ реальности на основе особых и индивидуальных понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходства и различия между событиями (простейшие примеры: добрый - злой, сильный - слабый и т.д.). Эти шкалы (они и есть “личностные конструкты”), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире, неподтверждение гипотез влечёт отказ от конструкта либо перестройку отношений между конструкторами.

Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекватностью конструктов и трудностями в их перестройке; соответственно, на это и направляется коррекция. В психотерапии он предложил метод, называемый “терапия фиксированной роли”, в ходе которой клиенту предлагают – на основе соответствующих приёмов - смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

г) Психоаналитический подход.

В различных направлениях психоанализа при всех различиях общая направленность терапии - помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний. За счёт их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля и по крайней мере частичного овладения поведением и, как следствие, появляется возможность личностного роста.

Конкретные методы психоаналитической работы варьируется в зависимости от конкретного направления.

Так для З.Фрейда основным был катарсический метод; катарсис, т.е. “очищение”, он связывал с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись.

Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи оказываются возможными благодаря тому, что психоаналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки “сопротивления”, даёт соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении истинных “объектов”.

К стадиям классического психоанализа относятся: 1) поиск болезненного очага (его воспоминания; 2) вскрытие, вербализация очага, человек выговаривается; 3) переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, «переклеивание ярлыков», 4) эмоциональная окраска новой системы установок; 5) ликвидация очага, естественное забывание.

Для К.Г. Юнга основным выступал метод “активного воображения”, предполагавший возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.

В терапии К. Хорни одним из ведущих выступал метод “совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных проблем) и определения реалистических целей”.

Г.С. Салливен основное внимание уделял “общей эмоции”, возникающей в терапевтической ситуации между терапевтом и клиентом при использовании метода “психиатрического интервью”.

Примеры можно продолжать; при всех отличиях общая тенденция психоаналитического подхода такова, как обозначена выше

упражнение

Раннее детское воспоминание (А.Адлер).

Цель: выявить ошибочные установки, сформированные в детстве.

Вспомните и расскажите в группе о ярком воспоминании, относящемся к первым пяти годам жизни.

В анализе рассказа группой выделяется центральное чувство и устанавливаемое в тот момент суждение о мире: гиперобобщение, ошибочные цели, осознание собственной ценности или ее отрицание, ценности, восприятие жизненных требований.

д) Трансактный анализ.

Широко распространенным направлением психотерапии, также основанных на психоаналитических принципах, является “трансакционный анализ”(в русских переводах используется также термин “трансактный анализ”), основателем которого является Э. Берн. Согласно его представлениям, в каждом взрослом человеке “живёт” тот ребёнок, которым он был, тот взрослый, которым он сейчас является, и родительские образы. Соответственно, во взаимодействиях с другими людьми, мы ведём себя: то как ребёнок – свободный, творческий, раскованный (естественный ребёнок) или бунтующий против “давления сверху”, приспосабливающийся, отчуждающийся (“адаптированный ребёнок”); то как взрослый, способный к реалистической оценке событий, разумный, зрелый, независимый.

Цель терапии - освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя “играть в игры” т.е. вести себя во взаимодействиях с другими (они и называются трансакции) так, чтобы извлекать определённые психологические выгоды, подкрепляя позиции “ребёнка” и “родителя”, в результате чего возникает интеграция “эго – состояний”, т.е. “Ребёнка”, “Родителя” и “Взрослого”, за счёт ориентации на последнего.

д) Экзистенционально – гуманистический подход.

К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое становление. Это недирективные направления в психотерапии, в которых основным положением считается способность человека к развитию и самоактуализации на основе познания собственного мира.

Наиболее важные из них: клиент-центрированный подход Карла Роджерса и логотерапия Виктора Франкла.

упражнение

«Позитивное слушание».

Цель: осознание собственной оценочной позиции.

Расскажите собеседнику в паре гипертрофированную историю (правдивую или нет), в которой ваше поведение трудно одобрить; оно, скорее, заслуживает осуждения. Наблюдайте за действиями партнера – проскальзывает ли оценка в его поведении или речи?

Партнер, ведя беседу, про себя отмечайте моменты, когда хотелось судить, комментировать. Осознавайте собственное напряжение и при этом позитивно слушайте и принимайте собеседника таким, каков он есть.

Обсудите в паресвои ощущения, поменяйтесь ролями.

е) Гештальт-терапия

Создатель – германско-американский психолог Ф. Перлз.

Он наследовал ряд идей гештальт-психологии, психоанализа и некоторых других направлений.

Ф. Перлз был противником создания теорий, однако сформулировал некоторые положения, дабы не допустить превращения гештальт-терапии в набор приёмов. Принцип целостности им распространяется не проблему соотношения между психической и физической реальностью. Любой аспект поведения – проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего также среду.

Но в этом единстве обозначается контактная граница между индивидом и средой, и уход от неё.

Контакт – это формирование гештальта, уход – завершение. Проблема невротика состоит в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов – незаконченных, неотреагированных проблем, что заставляет его жить не “здесь-и-сейчас”, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное - это осознание того, “что” и “как” происходит, а не поиск причин происходящего.

Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого, а также – страх пустоты, возникающей, когда человек лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы быть. Эта пустота обозначается как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если он способен поддерживать сознавание в пустоте, это приводит к “внутреннему взрыву”, переживаемому как страх смерти, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдерживаемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жить настоящим.

упражнение

«Заброшенный дом».

Цель: Обнаружение отвергаемых аспектов личности через их проекции.

Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе, что вы идете вдоль заброшенных домов, окна мутные, но вы заглядываете в одно и видите разные предметы. Один из них привлекает ваше внимание. Рассмотрите его. Представьте себя эти предметом. Что вы чувствуете? Как вы здесь оказались? Чего ждете?

Обсудите в группе.

ж) Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Основоположники НЛП.

НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера – студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фридерика Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии, Вирджинии Сатир, необыкновенного семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.

Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить модели, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, очень отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные поведенческие детали. Бэндлер и Гриндер вскрыли эти действия (паттерны) и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении, бизнесе, рекламе, медицине и в получении большего удовольствия от жизни.

В названии “НЛП” часть “Нейро” указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

“Лингвистическое” подчеркивает значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.

“Программирование” определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: “программа” в переводе с греческого означает “четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата”.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) изучает структуру того, как человек воспринимает мир, как думает, как действует. Очевидно, что структуру чего-то столь субъективного нельзя описать точными математическими формулами, но тем не менее можно смоделировать то, как все это работает. На основе этих моделей и были разработаны техники, позволяющие быстро и эффективно изменять мысли, поведения и убеждения, которые могут ограничивать.

Основные понятия НЛП.

Карты и фильтры.

Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями.

Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы осмыслить. Составление географических карт – хороший пример того, как мы осмысливаем внешний мир. Карты имеют избирательный характер: они как несут в себе информацию, так и упускают ее, но они оказываются бесценными помощниками при исследовании территории. Какого рода карту человеком составляется, зависит от того, что он замечает и куда вы хочет идти.

Карта – это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем.

Разные люди, прогуливаясь по лесу, получат весьма отличающиеся друг от друга переживания и заметят самые разные вещи. Если идти по миру, отыскивая мастерство, то найдешь мастерство. Если пойти по миру, отыскивая проблемы, то найдешь проблемы. Арабская поговорка гласит: “Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты”.

Очень узкие убеждения и интересы сделают восприятие мира скучным, предсказуемым и безрадостным. Тот же мир может стать наполненным и возбуждающим. Различие лежит не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.

У нас есть множество естественных, полезных и необходимых фильтров. Язык – это фильтр. Наши убеждения тоже действуют как фильтры, вынуждая нас поступать определенным образом и обращать внимание на одни вещи в ущерб другим.

Итак, то, что мы видим, проходит сложную серию активных фильтров восприятия. То же самое верно и для других каналов восприятия. Мир, который мы воспринимаем, это не Реальный мир, это не реальная территория. Это карта, составленная нашей неврологией. То, на что мы обращаем внимание на этой карте, проходит дальнейшую фильтрации через наши убеждения, интересы и предпочтения.

В НЛП существует несколько основных идей, которые являются весьма полезными. Например, «изменяя свои фильтры. Вы можете изменить свой мир».

Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. В НЛП нечто считается сознательным, если это в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно. И тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, – и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем неосознанно.

Репрезентативные системы.

Если у замкнутого цикла коммуникации и есть какое-то начало, то это начало – наши органы чувств. Двери восприятия – это наши органы чувств: наши глаза, нос, уши, рот и кожа – это наша единственная точка контакта с внешним миром.

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что такое наши мысли? Сложно ответить кратко, но когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, – картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы.

Визуальная система, часто обозначаемая буквой В. может использоваться внешним способом, когда мы разглядываем внешний мир, или внутренним способом, когда мы визуализируем .

Точно так же аудиальная система (А) может подразделяться на прослушивание внешних звуков или внутренних звуков.

Ощущения относят к кинестетической системе (К). Внешняя кинестетика включает тактильные ощущения: прикосновения, температуру, влажность. Внутренняя кинестетика включает вспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущения баланса и осознание состояния тела, известные как проприоцептивные ощущения, которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не имея их, мы не смогли бы контролировать положение своего тела в пространстве с закрытыми глазами.

Якоря.

Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Другие примеры естественно действующих положительных якорей – это любимые фотографии, запахи, вызывающие воспоминания, слова любимого человека или тон голоса.

Якоря – это все, что вызывает эмоциональное состояние, и они являются настолько очевидными и широко распространенными, что мы вряд ли замечаем их. Как возникают якоря? Двумя способами. Во-первых, путем повторений. Если человек встречается с повторяющимися случаями, когда красное ассоциируется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во-вторых (и это значительно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Большинство ассоциаций являются очень полезными. Они формируют привычки, и мы не могли бы без них действовать. Иные ассоциации не очень полезны. Многие люди ассоциируют публичное выступление с возбуждением и с наступлением умеренной паники. Воспоминания об экзамене заставляет многих чувствовать себя взволнованными и неуверенными в себе. Слова могут действовать как якоря. Слово “тест” является для многих школьников якорем, они чувствуют себя взволнованными и теряют способность показывать лучшие результаты. В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное отрицательное состояние. Это фобии. Например, люди, страдающие клаустрофобией, усвоили очень сильную ассоциацию между пребыванием в замкнутом пространстве и состоянием паники, и они всегда воспроизводят эту ассоциацию. Жизнь многих людей оказывается излишне ограниченной прошлыми страхами, которые еще не прошли переоценку. Наш мозг не может не создавать ассоциаций, но можно управлять этим процессом. Использование ресурсных состояний с помощью якорей – это один из наиболее эффективных способов изменять свое собственное поведение и поведение других людей. Если человек попадает в ситуацию в более ресурсном состоянии, чем это было в прошлом, то, вероятно, его поведение изменится к лучшему. Ресурсные состояния – это ключи к высшему мастерству.

упражнение

«Якорение».

Цель: Апробация техники постановки якоря.

Объединиться в тройки: Психолог, Клиент и Наблюдатель.
1. Вызов состояния.
Психолог просит Клиента вспомнить ситуацию в которой у него было относительно сильное переживание (желательно "+") и калибрует внешние признаки этого состояния.
2. Установка якоря.
Когда внешние признаки состояния достигают максимума, Психолог устанавливает якорь.
* При чем в первом случае Психолог ставит этот визуальный якорь, во втором - аудиальный, в третьем - кинестетический.
Помните правила установления якорей:
* максимум переживания;
* нестандартность;
* точность.
3. Воспроизведение.
Психолог предлагает Клиенту вернуться в обычное состояние и пробует воспроизвести якорь максимально точно, калибруя при этом на сколько внешние изменения происходящие с Клиентом похожи на те, которые были при установке якоря. Если изменений в нужную сторону не наблюдается можно попробовать воспроизвести якорь еще раз.
4. Продолжение.
Пройдитесь еще несколько раз по шагам 1 - 3, но каждый раз ставьте другой якорь на различные состояния.
* Возможно изменение типа устанавливаемых якорей: аудиальный, кинестетический, визуальный.
5. Смена ролей.
Поменяйтесь ролями.  


з) Телесно-ориентированный подход.

Выделение телесно-ориентированного подхода в одном ряду с психоаналитическим, поведенческим и др., не вполне корректно, т.к. он не представляет единую теоретическую платформу; вместе с тем мы сочли важным сказать о нем специально, т.к. в последнее время принцип “лечения души” через воздействие на тело становится всё более распространенным.

Основателем этого подхода в психологии следует считать уже известного Вам В. Райха, предложившего систему “вегетотерапии”.

В его представлении, любое сдерживание энергии приводит к формированию “мышечных панцирей”; т.к. душа и тело едины, то можно, “распуская” эти панцири, помогать человеку в высвобождении энергии и тем облегчить душевные страдания.

Основные приемы при этом связаны с массажем и дыханием, а также двигательными упражнениями различного типа, голосовыми упражнениями.

Крупнейшим продолжателем идей Райха явился создатель направления, называемого “биоэнергетика” Александр Лоуэн. Основная цель терапии, по Лоуэну, -- возвращение человека к его “ первичной природе”, т.е. к состоянию истинного удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощенного тела, включению тела в жизнь. Главная проблема заключается в том, что в процессе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей, как бы отказываясь от них.

“Возвращение к телу” осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определённых мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

Из других методов телесно-ориентированной терапии (их достаточно много) отметим так называемую “первичную терапию” Артура Янова (США), которая, не смотря на свою спорность, пользуется широкой популярностью (например, её процедурам подвергался Джон Леннон).

В основе теории Янова – положение о том, что в результате неудовлетворения базовых потребностей (биогенных и связанных с взаимотношениями) у человека накапливается, “первичная боль”, воплощающаяся в напряжении – физическом и психическом.

Для разрядки напряжения, полагал Янов, человек с необходимостью должен в терапевтическом процессе вновь прожить события отдаленного прошлого, положившие начало “первичной боли”; именно в них – причина основных расстройств. Эти события отреагируются криками, позами, словами, телесными движениями.

и) Психосинтез.

Это направление связано с именем его основателя - Роберто Ассаджиоли.

Он начинал, как психоаналитик, став пионером психоанализа в Италии.

Представление о личности в психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится.

Асаджиоли рассматривает семь составляющих:

  1. низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.).

  2. среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут легко осознаваться – аналог Фрейдовского “предсознательного”).

  3. высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности – интуиция, вдохновение).

  4. поле сознания – анализируемые мысли, чувства, побуждения.

  5. сознательная самостоятельность –­­ “Я”- точка ясного осознавания.

  6. высшая самостоятельность – своего рода “внутренний бог”

  7. коллективное бессознательное.

Важную роль в психосинтезе играет понятие субличностей – как бы относительно независимых личностей внутри нас; например, субличности могут соответствовать ролям, которые мы играем в жизни.

В процессе терапии клиент узнаёт о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя (“моё, но не я”) при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объёма бессознательного и постепенное открытие своего объединяющего психологического центра.

Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра

к) Трансперсональный подход.

Трнсперсональная психология, обращается к изменённым состояниям сознания.

Ёё лидер Станислав Гроф (чех, позже американец) отмечает связь своих представлений с концепциями Юнга, Ассаджиоли и представлениями Маслоу относительно высших мотивов и “пиковых чувств” (особых переживаний типа вдохновения или мистических видений).В трансперсональной психологии используются понятия “коллективное бессознательное”, “сверхсознание” и т.д., в психотехнических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития.

Главной отличительной чертой трансперсонального подхода Грофф считает модель человеческой души, в которой признаются “значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания” и готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта.

Соответственно, особые переживания, возникающие в изменённом состоянии сознания (например, перинатальные воспоминания, т.е. воспоминания о процессе рождения), позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с названными измерениями.

Широко известен метод “холотропного дыхания”, реализуя который, можно пережить измененное состояние сознания.

Самостоятельная работа. Заполните таблицу по образцу.

Сравнительная таблица современных психологических направлений.

Направления

Причины возникновения проблем

Цели консультирования

Позиция психолога

Бихевиоризм

Проблема - результат плохого обучения, закрепления неадаптивного поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Психолог активен и директивен, исполняет роль учителя, тренера. Устанавливает рабочие отношения для выполнения процедур обучения.

Психоанализ

Поведение мотивировано агрессивными и сексуальными побуждениями. Проблемы возникают из-за вытесненных в раннем детстве конфликтов трех инстанций: ид, эго и суперэго

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты.

Личная анонимность для свободного проецирования чувств клиента. Психолог интерпретирует материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.

Экзистенционально-гуманистический подход

Проблемы возникают при вытеснен чувств из поля сознания и искажении оценки опыта.

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к спонтанности, к принятию ответственности за то, что происходит с ним, идентифицировать блокирующие свободу факторы

Отношения «индивидуальность-индивидуальность». Основная задача - аутентичная связь, эмпатия. Во время встреч меняется и клиент и психолог.

Гештальт-терапия










НЛП











В настоящее время в мире распространяется эклектичный подход, представляющий собой попытку интеграции различных школ. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологической помощи, часто создают собственную теоретическую, обычно эклектичную систему, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

упражнение

Цель: Определить, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. Свое решение обосновать.
Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они – психологи.

Мальчик (плаксиво). Не буду пить один. Буду пать башими, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.
Мать. Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то немного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.
Дядя Гена. Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.
Тетя Рая. О Гена, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от не-темноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения.
Дедушка. Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить. Что он сам думает по этому поводу.
Отец. Я согласен, печенье – это не выход… Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?

Мальчик. Тьюдовисся выезают из шкафа.

Отец. А мы закроем шкаф на ключ и они не будут вылезать. Хочешь?
Мальчик. Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Ену пьинести мне питенья, тетю Аю – посмотьеть мои газки, маму – сказать, как Коя был маленьким, а деду – пагаваить пья сто я думаю.
Консультирование как вид психологической помощи
Психологическое консультирование – это психологическая помощь клиенту, направленная на понимание психологических проблем, достижение поставленной цели на основе осознанного выбора и принятие на себя ответственности за последствия своих решений.

Консультирование как вид практической психологической помощи ориентировано на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Универсальные цели консультирования:

  1. Способствовать изменению поведения и ощущению удовлетворенности жизнью, несмотря на неизбежные социальные ограничения.

  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

  3. Обеспечить эффективное принятие решений.

  4. Развивать умение поддерживать межличностные отношения.

  5. Способствовать повышению потенциала индивидуальности, развивая способность контролировать свое окружение и собственные реакции, вызываемые окружением.

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации