Создание Германской империи. Конституция 1871 года - файл n1.doc

Создание Германской империи. Конституция 1871 года
Скачать все файлы (163.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc164kb.09.01.2014 14:37скачать

n1.doc



План

1. Попытки объединения Германии 2

1.1 Рейнский союз 2

1.2 Германский союз 4

2. Объединение Германии 6

2.1 Создание Северогерманского союза 6

2.2 Провозглашение Германской империи 8

3. Конституция Германии 1871 года 9

Заключение 13

Библиография: 13



Введение

Как известно, во все времена процесс объединения разрозненных, относительно самостоятельных территорий в одно единое целое был всегда очень длительным и жёстким, поскольку более крупные государства хотели любой ценой увеличить свою территориальную площадь за счёт присоединенных государств, подчинить другие народы, естественно, вызывая недовольство со стороны более мелких территориальных единиц. Несмотря на то, что существовало, по крайней мере, два пути объединения: дипломатический и военный, чаще всего применялся последний.

В своей контрольной работе, посвящённой созданию Германской империи, я попытаюсь выяснить то, каким путём пошли инициаторы этого объединения и какой ценой досталось превращение Священной римской империи германской нации в Великую Германскую империю.

1. Попытки объединения Германии

1.1 Рейнский союз


К началу XIX века Германия все еще оставалась Священной римской империей германской нации. В ее составе числилось более 350 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению.

Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.

Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Дворянство было неоднородно по своему составу и находилось в зависимости либо от князей, либо от императора; городское население состояло из патрицианских семей, городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от мастеров. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой.

«Французская революция точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией, Наполеон не оставил камня на камне от так называемой «Священной римской империи Германской нации»» (Ф.Энгельс).

конецформыначалоформыНаполеоновские войны перекроили карту Германии таким образом, что из 51 вольного города Наполеон оставил всего пять, остальные же были переданы десятку крупнейших государств. Та же судьба постигла сотни мелких княжеств, церковные владения и земли имперских рыцарей.

При подписании договора о создании Рейнского союза 12 июля 1806 16 южно- и западногерманских княжеств официально объявили о своём выходе из рейха и объединении в конфедерации под патронажем Наполеона. Перед подписанием Наполеон поставил перед участниками 24-часовой ультиматум, при котором в случае неподписания французские войска должны были быть введены в южно- и западногерманские земли. Спустя несколько дней после заключения договора о Рейнском союзе Франц II, ставший в 1804 императором Австрийской империи, отрёкся от престола Священной Римской империи германской нации и объявил об её упразднении. Это было также выполнением ультиматума Наполеона.

До 1808 к Рейнскому союзу присоединились ещё 23 немецких государства. Уже вследствие поражения Пруссии против Франции в битве при Йене в его состав вошли многие центрально - и северонемецкие мелкие государства. В 1808 Рейнский союз достиг своих наибольших размеров. Он охватывал четыре королевства, пять великих герцогств, тринадцать герцогств, семнадцать княжеств, а также независимые ганзейские города Гамбург, Любек и Бремен. Последним к Рейнскому союзу присоединился князь Ангальт-Дессау и получил в ответ титул герцога. В стороне остались лишь Пруссия, Австрия, принадлежавшее Дании герцогство Гольдштейн и шведская Померания. В 1810 большие части северной Германии, включающие устья Эмса, Везера и Эльбы, были аннексированы непосредственно наполеоновской Францией, чтобы лучше контролировать континентальную блокаду Англии.

Рейнский союз был в значительной мере военным альянсом, а его члены были обязаны предоставлять Франции многочисленные военные контингенты. В ответ многие из них были подняты в статусе (Баден, Гессен-Дармштадт, герцогства Клеве и Берг стали великими герцогствами, а Вюртемберг и Бавария — королевствами), а также достигли порой крупного расширения своих владений. Дружественным себе Рейнским союзом Наполеон создал значительное буферное пространство на северо-востоке Франции. От решений Наполеона Рейнский союз зависел не только в военной сфере, но, в рамках континентальной блокады Англии, и в торговой политике.

По договору Рейнский союз должен был иметь общие конституционные органы, что, однако, вскоре было отброшено вследствие стремления более крупных членов союза к самостоятельности. Бундестаг, организованный председательствующим князем Карлом Теодором фон Дальбергом, так и не собрался, поскольку в нём отказывались участвовать, прежде всего, Вюртемберг и Бавария.

В 1813 году, после поражения Наполеона в Битве народов под Лейпцигом, Рейнский союз распался. На сегодняшний день единственным его членом, сохранившим независимость, является княжество Лихтенштейн.

Австрия и Пруссия в составе Шестой коалиции приняли участие в победе над Наполеоном, которая давала Германии новый шанс к объединению.

1.2 Германский союз


Поражение Франции не восстановило прежней Германской империи. Вместо нее 8 июня 1815 на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 Священной римской империи был основан Германский союз. В 1815 г. Германский союз включал 41 государство, а в 1866 г. (ко времени роспуска) – 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм. В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек). Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом – короля Англии (до 1837 г.), короля Дании (до 1866 г.), короля Голландии (до 1864 г.), великого герцогства Люксембургского. Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 г. составляла около 630 100 кмІ с населением 29,2 млн. человек.

После австро-прусской войны (17 июня — 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статус-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне. В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).

Дворянство смогло вернуть себе прежнюю власть над крестьянством, барщину, «кровавую десятину» (налог на забитый скот), феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области. В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

2. Объединение Германии


В Советском Энциклопедическом словаре сказано: «Объединение Германии Бисмарком было осуществлено сверху антидемократическим путем на прусско-милитаристской основе (без Австрии); его важнейшие этапы: создание (после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 г.) Северогерманского союза (1867 г.) и провозглашение после франко-прусской войны 1870 – 1871 Германской империи (1871)».1

2.1 Создание Северогерманского союза


Между двумя крупнейшими из германских государств – Пруссией (в ней правил король из династии Гогенцоллернов) и Австрией, находившейся под властью императора из династии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую роль в объединении Германии.

В 1861 г. королём Пруссии стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он видел только один путь к объединению Германии – войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).

Дания стала первой жертвой бисмарковской политики. В 1864 году Пруссия и Австрия отторгли от Дании две немецкие провинции – Шлезвиг и Гольдштейн – и стали управлять ими совместно.

Такое совместное управление стало источником постоянных трений между Пруссией и Австрией и таило в себе возможность военных столкновений. Это как раз и входило в расчеты Бисмарка.

Летом 1866 г. началась война между Австрией и Пруссией. Прусские войска, которые были лучше вооружены и подготовлены к войне, наголову разбили австрийцев в битве при Садовой.

Победа при Садовой открыла дорогу немецким войскам вглубь Австрии. Важнейшим итогом австро-прусской войны было присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в числе которых были Ганновер, Гессен - Кастель, Франкфурт-на-Майне, Нассау.

Под именем Северогерманского союза в Центральной Европе возникло по сути дела новое государство. Оно получило новую особую конституцию, датированную 1867 годом. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.

Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и др. Таким образом, объединение Германии не было завершено. Император Франции Наполеон III препятствовал объединению южных германских земель с Пруссией из-за боязни иметь опасного соседа на восточных границах.

Бисмарк стал готовить третью войну за объединение Германии «сверху», на этот раз против Франции.

2.2 Провозглашение Германской империи


Желая, во что бы то ни стало спровоцировать войну, Бисмарк подделал важный дипломатический документ. 13 июля 1870 г., получив из Эмса телеграмму с изложением беседы прусского короля с французским послом, Бисмарк сократил текст депеши, придав ему оскорбительный для Франции характер. Фальсифицированную таким образом «эмскую депешу» он приказал опубликовать в печати.

19 июля Франция объявила войну Пруссии. Прусская армия в августе отбросила одну часть французских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую окружила под Седаном. Здесь 82-тысячная французская армия сдалась в плен вместе с императором Наполеоном III. После седанской катастрофы дорога на Париж была открыта, и прусские войска двинулись на французскую столицу. Буржуазное правительство Франции вступило в переговоры с пруссаками о капитуляции.2

Итак, в этой войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северогерманским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи.

3. Конституция Германии 1871 года


Объединение Германии было закреплено Конституцией, принятой специальным Учредительным рейхстагом 16 апреля 1871 года. Конституция Германской империи, состоявшая из 78 статей, воспроизвела многие идеи Конституции Северогерманского союза 1867 года, дополнив их некоторыми положениями «оборонительных договоров», заключённых с южно-германскими государствами (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт) накануне франко-прусской войны.3

По форме правления Германия становилась конституционной монархией. Главой государства, которому присваивался титул императора (кайзера) мог быть только прусский король, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. Полномочиям императора как носителя верховной власти была посвящена глава IV Конституции. Кайзер являлся верховным главнокомандующим: «Император…от имени империи объявляет войну и заключает мир» (ст. 11), назначал и смещал всех имперских должностных лиц (включая главу правительства – рейхсканцлера): «Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении» (ст. 18). Император обладал законодательной инициативой; он обнародовал законы и наблюдал за их исполнением, издавая для этой цели соответствующие указы и распоряжения. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.

Парламент Германской империи состоял из двух палат: Союзного совета (Бундесрата) и Имперского собрания (Рейхстага). Союзный совет являлся верхней палатой. Члены верхней палаты назначались правительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом, что… (Пруссия получает 17 голосов из 58)».4 Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов. «Представительство в союзном совете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначается императором», - так гласила 15 статья Конституции Германии.

Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом: «Имперское законодательство осуществляется Союзным советом и Рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства» (ст. 5). Бундесрат имел свой аппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.

Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении Конституции требовалось всего 14 голосов: «Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете» (ст. 78), между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17-ю депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в Бундесрат.

Нижняя палата парламента сохранила название Рейхстага. Он избирался сначала на 3 года, затем (с 1887 г.) на пять: «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (ст. 20).5 Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.

Итак, статья 20 Конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.

Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».

Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

4) Общие определения в банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания … и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

8) Железные дороги … и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.

10) Почта и телеграф …

13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот в империи.

16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)» (ст. 4).6

На долю же местных правительств приходилось, главным образом, исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.

Итак, по своему социально-политическому содержанию Конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

Заключение


В целом, на мой взгляд, можно по-разному оценивать осуществление процесса объединения Германии. Безусловно, методы объединения были достаточно жесткими, однако, в сложившейся в 1860-70-е годы в Германии ситуации, они были необходимы. Сам факт объединения, несмотря на антидемократичность его пути, был прогрессивным, так как покончил с многовековой раздробленностью, устранил препятствия к экономическому развитию страны, кроме того, создал новые условия и возможности для развертывания социально-политической борьбы, для подъема немецкого рабочего движения. Также, по моему мнению, не следует преуменьшать роль канцлера Отто фон Бисмарка в процессе образования Германской империи. Конечно, существовали объективные политические и экономические предпосылки к объединению германских государств, но без активного влияния субъективного фактора, каковым и явилась политика Бисмарка, естественный процесс объединения германских земель мог осуществляться еще довольно долго. Так или иначе, по моему мнению, очевидно одно: явившееся следствием политики Бисмарка, образование Германской Империи качественным образом изменило политический баланс сил в Европе и оказало существенное влияние на дальнейшее развитие не только европейской, но и мировой истории.

Библиография:


  1. Кучма В.В. Государство и право Нового времени (XVII—XIX вв.): Курс лекций. - Волгоград: Издат-во Волгоградского государственного университета, 2003.

  2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. - М.: Пролог, 2004.

  3. Советский Энциклопедический словарь. - М.: Издат. Дом «Эра», 1989.

  4. Юрген Мюллер. Немецкий союз и немецкий народ в 1848-1866. – Геттинген: Фандехок & Рупрехт, 2005.

  5. Юрген Ангелов. Немецкий союз. – Дармштадт: Книжное общество, 2003.

  6. Эрнест Лависс, Альфред Рамбо, «История XIX века», т. 5, ч. 1, гл. 8: Объединение Германии. - Кёльн: Издат-во «Альберт», 2001.



1 См.: Советский Энциклопедический словарь. - М.: Издат. Дом «Эра», 1989. – С. 297

2 См.: Эрнест Лависс, Альфред Рамбо, «История XIX века», т. 5, ч. 1, гл. 8: Объединение Германии. - Кёльн: Издат-во «Альберт», 2001. – С. 234


3 См.: Кучма В.В. Государство и право Нового времени (XVII—XIX вв.): Курс лекций. - Волгоград: Издат-во Волгоградского государственного университета, 2003. – С. 309

4 См.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. - М.: Пролог, 2004. – С. 265


5 См.: Юрген Ангелов. Немецкий союз. – Дармштадт: Книжное общество, 2003. – С. 143


6 См.: Кучма В.В. Государство и право Нового времени (XVII—XIX вв.): Курс лекций. - Волгоград: Издат-во Волгоградского государственного университета, 2003. – С. 315-317


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации