Лекции - Налоговый учет - файл n1.doc

Лекции - Налоговый учет
Скачать все файлы (308 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc308kb.03.02.2014 08:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
ЛЕКЦИЯ 1

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В ИНФОРМАЦИООНОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА
1. Возникновение и развитие налогового учета.

2. Налоговый учет как отдельная информационная система.

3. Порядок организации и ведения налогового учета.


1. Возникновение и развитие налогового учета.

До 1991 г. выполнение задач по правильному исчислению налогов и сборов всецело решалось на предприятиях и организациях посредствам бухгалтерского учета. Тогда бухгалтерия любого предприятия выполняла практически в полном объеме расчетно-налоговые функции. Это было предопределено действующими в то время нормативными актами: «Положение о бухгалтерском учете и отчетности» и инструктивными материалами, исходящими из Минфина СССР.

Однако непосредственное возложение на систему бухгалтерского учета функций, связанных с исчислением налогов и сборов, изначально не соответствовало целям и задачам бухгалтерского учета, как такового.

Возникновение налогового учета в РК связано с периодом реформирования экономики Казахстана. Введение с 1 июля 1995 г. Указа президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» внесло изменения в традиционные представления о налогообложении.

Налоговый учет в Казахстане получает все более динамичное развитие. Анализ нормативных актов по налогообложению, а также текущие изменения действующего налогового и учетного законодательства однозначно свидетельствует о том, что налоговый учет превращается в самостоятельный вид национальной системы бухгалтерского учета со своими правилами и принципами.

Однако до сих пор методологическая основа налогового учета не создана. И конечно, это приводит к тому, что бухгалтерий учет, осуществляемый на уровне хозяйствующих субъектов становления крайне сложным, запутанным и неоднозначным. Отсюда, неизбежные ошибки бухгалтеров в расчетах и информации, представляемых в разные органы и, как следствие, применение к ним серьезных финансовых санкций.

Налоговый учет в больших или меньших объемах как раньше, будет вестись и потом. Независимо от изменений в законодательстве. Пока существуют налоги, пока есть налоговые взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетом, будет существовать и налоговый учет.
2. Налоговый учет как отдельная информационная система.

Налоговый учет в полном объеме появляется тогда, когда бухгалтерский учет, представляющий собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия, перестает обеспечивать функциональную реализацию фискальных интересов государства. Таким образом, на современном этапе в РК параллельно другим видам бухгалтерского учета существует налоговый учет.

В экономической литературе определение налогового учета рассматривается с двух точек зрения:

-налоговый учет в широком смысле слова выступает в виде процесса фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых взносы в бюджет. С этих позиций налоговый учет можно рассматривать, как и любой учет, в том числе и статистический, и бухгалтерский, если они связаны с налогообложением.

- налоговый учет в узком смысле слова - это специализированная система, применяемая исключительно в случае, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета налогов, причитающихся взносу в бюджет.

Следовательно, налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика. Его возникновение связано с обособлением от бухгалтерского учета, который для него является первичным.

Ряд российских авторов рассматривают степень участия бухгалтерского учета в системе налогового, выделяя три его вида:

  1. Бухгалтерский налоговый учет- когда показатели налогового учета формируются исключительно на данных бухгалтерского учета. По большинству налогов и сборов действующая ныне система налогообложения в РК ориентирована на данные бухгалтерского учета.

  2. Смешанный налоговый учет, показатели которого формируются на основе данных бухгалтерского учета, но с использованием специальных методов для целей налогообложения. Сущность этого варианта в том, что налогоплательщик первоначально использует показатели своего финансового учета, а после этого производит корректировку полученных показателей по специальной методике, предусмотренной Налоговым кодексом.

  3. Абсолютный налоговый учет, показатели которого формируются без участия бухгалтерского учета, но с использованием различных методов налогообложения.

Рассмотрение налогового учета как одного из видов учета является не менее актуальным в совершенствовании системы налоговых отношений, эффективном управлении хозяйственной деятельностью, повышении налоговой дисциплины, достижении наиболее приближенной оптимизации налогообложения. Так, налоговый учет приобретает особую значимость для общества в целом.
3. Порядок организации и ведения налогового учета.

В целом налоговый учет - это комплексный учет налоговых платежей и поступлений всех налогоплательщиков, осуществляемый на уровне предприятий (организаций) и налоговых органов. Налоговый учет тесно связан с бюджетом страны и финансовым учетом.

Основное содержание налогового учета на предприятиях, в организациях составляет статистическое и бухгалтерское фиксирование налоговых платежей. Этому процессу предшествуют налоговые расчеты. Методика и формы расчетов , как правило, устанавливаются налоговым законодательством страны (Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»). По каждому виду налога кодекс предусматривает определенный порядок исчисления и уплаты. Несвоевременное представление и перечисление налоговых платежей, равно как и ошибки в расчетах, влекут за собой штрафные санкции.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Этот порядок должен быть утвержден соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.

Решение о внесении поправок в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начла нового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В учетной политике для целей налогообложения должны раскрываться основные методы, используемые предприятием при учете налогов; должны быть предусмотрены и утверждены формы налоговых регистров, а также должны определяться сроки уплаты налоговых платежей (т.е. необходимо предусмотреть налоговый календарь на финансовый год о видам уплачиваемых налогов, а также по срокам предоставления в налоговые службы специальных налоговых расчетов).
ЛЕКЦИЯ 2

ПРАВИЛА НАЛОГОВОГО УЧЕТА И НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.
1. Правила налогового учета.

2. Составление и хранение учетной документации.

3. Определение налоговой отчетности, порядок ее составления и представления.

1. Правила налогового учета.

1. Налогоплательщики определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, по методу начислений в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

2. Операция в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан - тенге с применением рыночного курса обмена валют на день совершения операции (платежа).

3. Учет товарно - материальных запасов для налоговых целей производится в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету.

4. Бартерные операции в отношении всех налогов рассматриваются как реализация товаров (работ, услуг) по применяемым ценам с обязательным оформлением этих операций счетами - фактурами.
2. Составление и хранение учетной документации.

Учетная документация представляет собой первичные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налоговых обязательств.

Учетная документация составляется на бумажных и (или) электронных носителях и хранится до истечения срока исковой давности, установленного Налоговым Кодексом для каждого вида налога или другого обязательного платежа, к которому относится такая документация, начиная с налогового периода, следующего за периодом, в котором составлена учетная документация, за исключением следующих случаев:

1.Учетная документация налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, хранится до истечения срока исковой давности, установленного Налоговым Кодексом для налогового периода, следующего за периодом, когда завершено действие контракта.

2.Учетная документация, подтверждающая стоимость фиксированных активов, в том числе переданных (полученных) по финансовому лизингу, хранится до истечения срока исковой давности, установленного Налоговым Кодексом для последнего налогового периода, в котором исчисляются амортизационные отчисления по такому активу.

3.Учетная документация, подтверждающая стоимость фиксированных активов, не подлежащих амортизации в целях налогообложения, хранится до истечения срока исковой давности, установленного настоящим Кодексом для налогового периода, в котором реализованы такие активы.

Первичные документы и регистры бухгалтерского учета составляются налогоплательщиком на государственном или русском языке. При наличии отдельных документов, составленных на иностранных языках, налоговый орган вправе потребовать их перевода на государственный или русский язык.

При составлении учетной документации на электронных носителях налогоплательщик обязан при мониторинге и в ходе проверки по требованию налоговых органов предоставить копии таких документов на бумажных носителях.

Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, для которых настоящим Кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, обязаны вести раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.

Раздельный учет ведется налогоплательщиками на основании данных бухгалтерского учета с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Раздельный учет ведется отдельно по каждому виду деятельности, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Недропользователь обязан вести раздельный учет для исчисления налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта, и по деятельности, выходящей за рамки контракта, если иное не предусмотрено контрактом на недропользование.

Все доходы и расходы, отнесенные к определенному виду деятельности, должны подтверждаться соответствующей учетной документацией.
3. Определение налоговой отчетности, порядок ее составления и представления.

Налоговая отчетность - это письменное заявление и (или) электронный документ налогоплательщика, налогового агента, представленное (ый) в налоговые органы в соответствии с порядком, установленным Налоговым Кодексом, которое (ый) должно (должен) содержать сведения об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В случае отсутствия определенных данных, подлежащих отражению в налоговой декларации и (или) расчетах, соответствующие приложения к ним, установленные уполномоченным государственным органом, не представляются.

Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, налоговым агентом либо их представителями самостоятельно в порядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговая отчетность составляется на бумажных и (или) электронных носителях на государственном или русском языке. При составлении налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщик, налоговый агент обязаны по требованию уполномоченного государственного органа представлять копии таких документов на бумажных носителях.

Налоговая отчетность на бумажном носителе должна быть подписана налогоплательщиком, налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером), а также заверена печатью налогоплательщика, налогового агента. При составлении налоговой отчетности в электронном виде электронный документ должен быть заверен электронной цифровой подписью налогоплательщика. В случае отсутствия либо недееспособности налогоплательщика - физического лица налоговая отчетность подписывается и заверяется его представителем.

При составлении налогоплательщиком, налоговым агентом налоговой отчетности, в том числе в случаях, когда такая отчетность составляется его представителем, ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, налогового агента.

Налоговая отчетность представляется налогоплательщиком, налоговым агентом в соответствующие налоговые органы в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (юридическое лицо) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации или ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу.

При реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или при ликвидации налогоплательщика (юридического лица) на каждого реорганизуемого или ликвидируемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации на основании передаточного акта, разделительного или ликвидационного баланса соответственно.

Отчетность, указанная в настоящем пункте, представляется в течение трех рабочих дней со дня утверждения передаточного акта, разделительного или ликвидационного баланса одновременно с заявлением о проведении документальной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица.

Налогоплательщики, налоговые агенты вправе представлять налоговую отчетность по выбору:

1) в явочном порядке;

2) по почте заказным письмом с уведомлением;

3) в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации в случаях, установленных уполномоченным государственным органом.

Датой представления налоговой отчетности в налоговый орган является дата приема документов налоговым органом или дата уведомления о доставке отправления отчетности по электронной почте. Налоговая отчетность, сданная в почтовую организацию или в иную организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, установленного настоящим Кодексом, считается представленной в срок при наличии отметки времени и даты приема почтовой или иной организации связи.

Налоговая отчетность принимается без предварительного камерального контроля.

Налоговая отчетность считается не представленной в налоговый орган, если в ней:

1) не указан либо неверно указан регистрационный номер налогоплательщика;

2) не указан налоговый период;

3) нарушены требования настоящей статьи относительно подписи и заверения налоговой отчетности;

4) нарушена структура электронного формата, установленного уполномоченным государственным органом

Представление налоговой отчетности при ведении раздельного учета производится отдельно по каждому виду деятельности, а для недропользователей - по каждому контракту на недропользование, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) контрактом на недропользование.

При получении письменного заявления от налогоплательщика до срока представления налоговой декларации, установленного настоящим Кодексом, уполномоченный государственный орган вправе продлить срок представления налоговой декларации на период не более трех месяцев.

Продление сроков представления налоговой декларации в соответствии с настоящей статьей не изменяет срок уплаты налога.

Внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию, расчет допускается в течение срока исковой давности, предусмотренного настоящим Кодексом.

Внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию и (или) расчет производится налогоплательщиком путем составления дополнительной налоговой декларации и (или) расчета за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

В дополнительных налоговой декларации и (или) расчете по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленными налоговой декларацией и (или) расчетом.

При представлении дополнительных декларации и (или) расчета до начала проверки выявленные налогоплательщиком суммы налогов и других обязательных платежей подлежат внесению в бюджет без начисления штрафов.

Налоговая отчетность хранится у налогоплательщиков, налоговых агентов и в налоговых органах в течение срока исковой давности, определенного настоящим Кодексом.

При реорганизации налогоплательщика, налогового агента - юридического лица обязательства по хранению налоговой отчетности за период деятельности реорганизованного лица возлагаются на его правопреемника.


ЛЕКЦИЯ 3

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОПЕРАЦИЙ
1. Особенности налогообложения при применении трансфертных цен.

2. Особенности налогообложения в других случаях:

1. Особенности налогообложения при применении трансфертных цен.

Трансфертная цена – цена, которая отличается от объективно формирующейся рыночной цены при совершении сделок, установленных Законом РК «О государственном контроле при применении трансфертных цен».

Государственный контроль при применении трансфертных цен в международных деловых операциях осуществляется с целью установления факта отклонения применяемых цен от рыночных и корректировки объектов налогообложения по следующим сделкам:

1) между взаимозависимыми или взаимосвязанными сторонами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при исполнении обязательств по сделкам, осуществляемым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования);

4) при совершении сделок с лицами, зарегистрированными (проживающими) или имеющими банковские счета в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при осуществлении финансовых операций, либо по месту регистрации (проживания) которых применяется льготный режим налогообложения, включая оффшорные зоны;

5) при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими льготы по налогам или для которых установлена ставка, отличная от ставки, установленной налоговым законодательством;

6) при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

По международным деловым операциям, не подпадающим под вышеназванные сделки, государственный контроль осуществляется в случае установления факта отклонения цены сделки более чем на 10 процентов в ту или иную сторону от рыночной цены товара (работы, услуги).

По сделкам, осуществляемым на территории Республики Казахстан и подпадающим под действие подпунктов 5) и 6), государственный контроль осуществляется в случае их взаимосвязи с международными деловыми операциями.

Государственный контроль осуществляют органы налоговой службы и таможенные органы Республики Казахстан.

Для осуществления государственного контроля уполномоченные органы проводят мониторинг сделок, по которым могут быть применены трансфертные цены.

Перечень товаров (работ, услуг), сделки по которым подлежат мониторингу, определяется уполномоченными органами, осуществляющими контроль при применении трансфертных цен.

Уполномоченные органы, осуществляющие государственный контроль, вправе запросить у участников сделки и третьих лиц, косвенно участвующих в этой сделке, государственных органов и международных организаций необходимую информацию для определения рыночной цены товара (работы, услуги).

По результатам мониторинга уполномоченными органами проводится проверка по вопросу отклонения цены сделки от рыночной цены товара (работы, услуги).

Контроль за применяемыми ценами при совершении сделок осуществляется также при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового и таможенного законодательства Республики Казахстан.

Участники сделок имеют право заблаговременно предоставить уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены и соответствующие документы, подтверждающие цену данной сделки, в целях определения рыночной цены и выбора метода определения цены в соответствии с настоящим Законом.

При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченные органы корректируют объекты налогообложения.

На основании корректировки объектов налогообложения производятся начисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акциза (в случае сделок с подакцизными товарами), роялти и налога на сверхприбыль у недропользователей, таможенные платежи, рассчитанные таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения были бы определены исходя из рыночной цены, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации