Ответы на вопросы к государственному экзамену (МФЮА) - файл n1.docx

Ответы на вопросы к государственному экзамену (МФЮА)
Скачать все файлы (139.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx140kb.03.02.2014 08:15скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Бюджетная система страны: понятие и принципы формирования

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетная система страны состоит из 3-х уровней:

1. федеральный бюджет

и бюджеты госуд. внебюджетных фондов (1)

2. бюджеты субъектов РФ (89)

3. местные бюджеты (около 24,5тыс. городских, районный, поселковых, сельских бюджетов)

Совокупность бюджетов всех уровней образуют консолидированный бюджет

Принципы построения бюджетной системы РФ:

- единство бюджетной системы РФ (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации и т.д.)

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (предполагает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами госуд. власти, субъектами Федерации, местного самоуправления.

- самостоятельность бюджетов (самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, законодательное закрепление регулирующих источников дохода)

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов Гос. внебюджетных фондов

- сбалансированность (объем расходов должен соответствовать объему доходов)

- эффективности и экономности использования бюджетных ср-в (достижение наилучшего результата использования средств)

- гласности (обязательное опубликование в печати полноту информации о ходе исполнения бюджетов)

- достоверности (надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета)

- адресности и целевого использования бюджетных средств (финансирование конкретных получателей и целей)

- равенство бюджетных прав субъектов РФ перед федеральным бюджетом.

- прозрачность

- подведомственности расходов

- единство кассы (зачисление и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета)
2.Бюджетный процесс в РФ, его задачи и особенности

Государственный бюджет представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти. В этих целях осуществляется бюджетное планирование, которое является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненной требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность данного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости обществ. продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюдж. фондов. В процессе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования всех видов ресурсов.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов и внебюдж. фондов и контроль за их исполнением.

Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетный процесс регулируется Бюджетным кодексом, решениями государственных правительственных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения, издаваемые Министерством финансов на основе бюджетного законодательства.

Включает в себя 5 стадий бюджетного процесса:

1.разработка проекта

2.рассмотрение и утверждение;

3.исполнение бюджета;

4. составление отчета об исполнении и его утверждении;

5.контроль за его исполнением. (собрать предусмотренные доходы; распределить собранные доходы по распределителям бюджетных средств; осуществить финансирование на счета распорядителей; осуществить учет доходов и расходов бюджетных средств; контроль за доходами и расходами; отчетность о доходах и расходах за истекший год.)

Все стадии БП взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической и политической жизни общества.

Особенности 1) с 3-х летнего периода сократили до 1 года; 2) рассмотрение осуществляется в 3 этапа (составление проекта, рассмотрение и утверждение; контроль за исполнением); 3) использование федеральных целевых программ и национальных проектов (образование; здравоохранение; с/х; жилищное строительство); 4) использование методов оценки эффективности затрат бюджетных средств.
3.Бюджетная классификация в РФ и ее виды

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации-группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Согласно БК РФ (гл.4)бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ (ст. 20 б.к)

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (ст. 21 б.к)

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета

- классификация операционного сектора государственного управления.

Бюджетная классификация по доходом делится на: группы, подгруппы, статьи, подстатьи, подпрограммы.

Бюджетная классификация по расходам делится на разделы, подразделы, целевые статьи, виды расходов.
4. Бюджетный федерализм: понятие, модели. Межбюджетные отношения: понятие, принципы

Бюджетный федерализм- это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере при формирование доходов и расходов бюджетов. Бюдж. федерализм – форма организации бюджетных отношений, позволяющая органично сочетать фискальные интересы федерации, субъекты федераций и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов с оказанием вышестоящими бюджетами в помощи нижестоящим.

Базируется на:

- сочетание интересов всех уровней при сохранение ведущей роли федерального бюджета;

- равенстве прав бюджетов одного звена в трёхзвенной бюджетной системе;

- применение единых критериев при расчётах финансовой помощи субъектам федерации, направляемой из федерального бюджета для выравнивания уровня их развития.

Модели:

  1. централизованная (фискальные интересы (деньги вверху)

  2. децентрализованная или американская (примерно 60% денег в штате и местных бюджетах, а центр дефицитный (деньги внизу)

  3. компромиссная или германская (50% на 50%).

Методы: С 1993 года существует понятие минимального бюджета, т.е. объёма доходов бюджета местного уровня, покрывающего гарантируемые вышестоящими органами минимально необходимые расходы. Последние рассчитываются на основе минимальных социальных и финансовых норм. С 1994 года введена специальная форма передачи средств из федерального бюджета путём формирования фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) на основе особой методики расчётов.

Принцип бюджетного федерализма требует дальнейшего совершенствования, поскольку отклонения в сторону усиления прав центра или регионов могут повлечь за собой снижение стимулов и иждивенство со стороны регионов.

Межбюджетные отношения -это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления., связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Доходы территориальных бюджетов состоят из двух видов – собственных и регулирующих.

Собственные доходы-доходы, закрепленные на постоянной основе. Это налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления. Составляют меньшую часть доходов территориального бюджета.

Регулирующие доходы- федеральные и региональные налоги и иные платежи установленных нормативов, отчислений в %. К ним относятся ТРАНСФЕРТЫ - поступающие из фед. и регион. фондов. ДОТАЦИИ-средства, другого уровня на безвозмездной основе на текущие расходы, СУБВЕНЦИЯ- такие же средства для осуществления целевых расходов. СУБСИДИЯ - средства передаваемые на условиях долевого финансирования.
5.Сущность и функции финансов, их роль в рыночном хозяйстве

Финансы – это экономические отношения, возникающее в процессе формирования, распределения и использования денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а так же отдельных субъектов хозяйства. Финансы – это стоимостная категория, но ее отличия от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений. Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования. Это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между различными субъектами экономических отношений в обществе. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Функции финансов - внутренние свойства финансов, проявляющиеся в процессе их использования в ходе финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от концепции сущности финансов в теории финансов различаются количество и набор функций, которые характеризуют категорию финансов.

А) по распределительной концепции сущности финансов:

- распределительная функция - выражается через процесс использования ранее мобилиз-ных ден. средств, для удовлетворения соответ-щих целевых потребностей хоз-ной системы в фин. ресурсах.

- контрольная функция - выражается через целевой фин. контроль за колич-ми, качественными параметрами процессов как мобилизации, так и использовании финансовых ресурсов.

Б) воспроизводственная концепция сущности финансов:

- обеспечивающая (для начала производства нужны деньги)

- фондообразования

- использования фондов

- регулирующая.

Аккумулирующая (накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления) денежных средств необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда. На уровне государственных финансов эта функция реализуется при исполнении доходной части бюджета, на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Рыночное хозяйство – способ хозяйствования, основанный на использовании законов стоимости, а так же спроса и предложения. При этом рыночную экономику формируют 3 рынка: 1) Рынок товаров; 2) Рынок труда; 3) Финансовый рынок.

Роль финансов – результат воздействия с помощью финансов на составляющие рынка.

С помощью финансов:

- распределяется ВВП для возмещения затраченных ресурсов, осуществляется социально-экономическое развитие за счет накоплений ВВП.

- формируются фонды денежных средств на осуществление задач социально-экономической и финансовой политики.

- оказывается воздействие на рынок товаров через регулирование цен, регулирования объемов и др.

- воздействие на рынок труда через формирование общего объема фонда оплаты труда и установления индивидуальных размеров з/п, премий.
6. Финансовый рынок: понятие и его структура

Финансовый рынок представляет собой механизм перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений. У одних субъектов потребность в деньгах в течении какого-то периода оказывается больше имеющейся суммы денежных средств, у других-наоборот. Такое несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них объективно способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к пользователям на определенных взаимовыгодных условиях.

Финансовый рынок как составная часть рыночной экономики - это рынок, на котором предметом купли-продажи являются финансовые ресурсы. Финансовый рынок образуют следующие компоненты:

  1. Рынок золота

  2. Денежный рынок (денежные средства со сроком до 180 дней)

  3. Кредитный рынок (кредитные ресурсы)

  4. Валютный рынок (вал. ценности – ин.валюта+внешние ценные бумаги)

  5. РЦБ.

Временно свободные деньги хозяйствующих субъектов аккумулируются посредством ценных бумаг, которые выпускаются и продаются на фондовом рынке. Временно свободные деньги аккумулируются и в кредитной системе, формируя ссудный капитал для предоставления нуждающимся пользователям - хозяйствующим субъектам, населению, государству.

Функциональное назначение финансового рынка – осуществление аккумуляции и перераспределения денежных средств целях обеспечения финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического прогресса. Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит государственного бюджета, для чего государство выпускает ЦБ и продает их.

Экономические факторы – наличие в экономике реальных собственников, обладающих реальной самостоятельностью, которые способны заключать сделки, предлагая спрос на денежные средства, а также инвестировать их (это реальный спрос на денежные средства).
7. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование на макроуровне.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Реализация фин.политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений- доходов, налогов, процентов и др. – составляющих объект управления. Субъектами управления финансами в каждой из подсистем финансовой системы выступают:

1) Органы госуд. власти и управления – государственными финансами, органы местного самоуправления- муниципальными финансами.

2)Хозяйствующие субъекты – финансами предприятий и организаций

3)Домохозяйства (неюридические лица) – денежными доходами работающих членов.

В первых двух организационно оформленных подсистем управление осуществляется соответствующим финансовым аппаратом, функции которого сводятся к планированию, оперативному управлению и контролю.

Управ. финансами – сознательное, целеноправленное воздействие субъектов управления на объект с помощью определенных методов в интересах поставленных задач субъектом управления.

Субъекты: государство, хоз. субъекты, домохозяйства, ИП.

Объекты: результат, образование, использование фондов денежных средств; финансовое состояние объекта, коллектив финансовых работников.

Экономические методы управления: финансовое планирование, прогнозирование, финансовый анализ, финансовы учет, финансовое стимулирование.

Финансовое прогнозирование - это обработка имеющейся финансовой информации с помощью тех или иных методов, выработка вариантов развития на долгосрочную перспективу и обоснованное принятие одного из вариантов.

Планирование – процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, связанной с процессом составления финансовых планов, контроля за их исполнением, выявление причин отклонений от запланированного. Центральное место в системе финансового планирования принадлежит бюджету, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Финансовое планирование охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование на их основе различных денежных фондов.

В процессе финансового планирования определяются источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период: объемы денежных фондов, создаваемых на их основе; рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов.

Наравне с финпланами в условиях рыночной экономики широко используются финансовые прогнозы. Финансовый прогноз - оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых показателей в будущем.

Финансовые прогнозы и финпланы тесно связаны между собой (финансовые прогнозы составляются, как правило, перед тем, как составить финплан).

Этапы составления финплана:

1.Анализ исполнения финансового плана за текущий период (надо рассчитать ожидаемое исполнение плана). Как правило, оно рассчитывается за полгода, затем по окончанию 3-х кварталов.

2.Расчет по конкретным видам доходов и расходов финплана.

3.Сведение и выведение итоговых показателей и составление баланса.(доходы = расходы). На этом же этапе ведется пересчет показателей, оценка источников дохода.

В процессе планирования на всех 3 этапах применяются различные методы, наиболее существенными из которых являются:

1. Коэффициентный метод: планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текущего года, измененного на величину коэффициента. Этот коэффициент рассчитывается либо на основе динамики предыдущих лет, либо спускается планирующим финансовым органом, как задание.

2.Нормативный метод: финансовый показатель определяется на основе нормы или норматива и величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы. "+" - более точное определение финансового показателя по отношению к потребностям.

3.Балансовый метод: фин.план должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны быть разработаны источники покрытия этого дефицита.

В РФ составляются разнообразные финансовые планы, которые можно сгруппировать. Прежде всего выделяется система бюджетов Каждый бюджет принимается как закон и обязателен к исполнению. Кроме того в системе госфинансов утверждается и разрабатывается план по каждому внебюджетному фонду.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации