Исследование памяти - файл n1.docx

Исследование памяти
Скачать все файлы (24.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx25kb.01.02.2014 20:55скачать

n1.docx

Практическая работа. Память.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

5 испытуемых пройдут исследования памяти:

испытуемый 1: Е.Н., женщина, 30 лет, студентка

испытуемый 2: И.В., мужчина, 40 лет, водитель

испытуемый 3: А.С., девочка, 13 лет, ученица

испытуемый 4: С.С., мальчик, 12 лет, ученик

испытуемый 5: А.Ю., женщина, 26 лет, оператор на телефоне

1. Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования:

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор

5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207

Второй набор

7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897


Третий набор

1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716


Четвертый набор


7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

04.gif

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
A– наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n число серий опыта, в данном случае – 4.

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент
объема памяти /Пк/

Уровень
кратковременного запоминания

10
8-9
7
6-5
3-4

очень высокий
высокий
средний
низкий
очень низкий



2.Исследование опосредованного запоминания отвлеченных понятий методом пиктограмм.

Цель исследования: исследование рисуночных ассоциаций для опосредованного запоминания.

Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Испытуемым предъявляется ряд слов, они зарисовывают каждое слово. Затем по рисункам пытаются вспомнить слова.

Инструкция: « Сейчас я Вам буду называть слова, Вы должны зарисовывать каждое слово. На каждый рисунок у Вас будет 10-15 секунд. Качество рисунка значения не имеет, главное, чтобы он помог вспомнить слово. Запрещается рисовать буквы, цифры, слова. »

Слова для запоминания: эрудиция, восприятие, базис, абстракция, возможность, этика, констатация, авантюризм, равнодушие, раздумье, признание, ощущение, отражение, разрушение, невежество, отношение, ликование, склонность, аналогия, суждение.

Анализ результатов: Подсчитать коэффициент запоминания: К=(m:n)Ч100%, где m-кол-во правильно воспроизведенных слов, n- число элементов ряда. Критерии оценки:

70% и выше – очень высокий уровень;

51-69%- высокий уровень;

41-50%- хорошая средняя норма;

31-40%- ниже среднего;

15-30%- низкий уровень;

ниже 15%- очень низкий уровень.
3. Исследование преобладающего типа запоминания

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.

Процедура опыта : Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»

Опыт №2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ

Количество правильно
воспроизведенных слов

Слуховой

Зрительный

Моторно/слуховой

Комбинированный

 

 

 

 


Анализ результатов

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Сводная таблица

о

уровень

кратковременного

запоминания

уровень

опосредованного

запоминания

преобладающий

вид запоминания

испытуемый 1

средний

очень высокий

моторно-слуховой

испытуемый 2

средний

очень высокий

моторно-слуховой

испытуемый 3

выше среднего

очень высокий

моторно-слуховой

испытуемый 4

средний

высокий

слуховой

испытуемый 5

выше среднего

очень высокий

моторно-слуховой


Анализируя результаты исследования, можно отметить, что все испытуемые дали хорошие результаты.

Средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Используемая литература:

1. Методика определения кратковременной памяти / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.88.

2. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.- СПб.: Лидер, 2007.- 592с.: ил.

3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2000.-592с.:ил.

4. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В.(сост.) Психологические исследования/ 5.Практикум по общей психологии для студентов психологических вузов/ учебное пособие.- М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996

6. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979

7.Лурия А. Р. Внимание и память. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации