Вестник Герценовского университета 2008 №05 - файл n1.doc

Вестник Герценовского университета 2008 №05
Скачать все файлы (319.9 kb.)

Доступные файлы (10):
n1.doc227kb.05.05.2008 17:13скачать
n2.doc222kb.05.05.2008 17:31скачать
n3.doc190kb.05.05.2008 17:42скачать
n4.doc126kb.25.03.2008 18:03скачать
n5.doc28kb.12.05.2008 17:16скачать
n6.doc136kb.08.05.2008 13:59скачать
n7.doc195kb.05.05.2008 17:16скачать
n8.doc234kb.08.05.2008 12:01скачать
n9.doc115kb.13.05.2008 12:47скачать
n10.doc148kb.08.05.2008 14:00скачать

n1.doc

  1   2   3



гуманитарные технологии




Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 320 Сергею Александровичу Гончарову, проректору по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена, присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» за большие заслуги в научной деятельности.

С. А. Гончаров — доктор филологических наук (1998), профессор по кафедре русской литературы (1998).

В ЛГУ окончил филологический факультет (1981) и аспирантуру по кафедре русской литературы (1985).

В РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена работает с 1985 г.: ассистент (1985–1989), доцент (1989–1998), профессор кафедры русской литературы (с 1998 г.). Проректор по учебной работе (с 1995 г.).

Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), нагрудным знаком Министерства образования РФ «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования (2004), почетным знаком Св. Татьяны за работу по воспитанию молодежи (2004), а также медалью Всероссийского выставочного центра «Лауреат ВВЦ» за проект филологического портала для высшей школы и виртуальный семинар по филологии (2003), нагрудным знаком Всероссийского выставочного центра «Участник ВВЦ» (2004), знаком отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть» (2005).

С. А. Гончаров,

проректор по учебной работе
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ1


Четкого определения и общего согласованного понимания, что такое «гуманитарные технологии», на сегодня не существует, и тем не менее они становятся реальным фактом как практических действий, так и современного теоретического сознания2. Более того, совершенно очевидно, что гуманитарные технологии (или то, что за них выдается) становятся не только рыночным инструментарием, но и сами выступают привлекательным объектом для инвестиций. О них говорят и пишут ученые и практики, многие из которых называют себя «гуманитарными технологами», существуют центры, НИИ и агентства «гуманитарных технологий». Методология этого инновационного вида деятельности складывается вокруг философа и методолога П. Щедровицкого (Школа культурной политики, разработка смысло-дея-тельностной методологии), группы Е. Островского, журнала «Со-Общение» (с 1999 г.) и целого ряда исследователей-практиков
(В. Грановский, В. Осипов и др.), которые с 90-х годов много сделали для актуализации этой проблемы в исключительно широком междисциплинарном контексте гуманитарного знания и социокультурных практик. Согласно этим концепциям, гуманитарные технологии становятся «одной из самых динамичных отраслей новой экономики» и «способны уже скоро стать привлекательными объектами вложений для самых серьезных инвесторов» («Со-Общение», 2004, 11). Таким образом, фигура «гуманитарного технолога» выдвигается в сильную позицию как «новая профессия», а сами гуманитарные технологии, выстраиваясь как концепция, становятся одновременно и инструментом построения в обществе новых коммуникативных стратегий, порождающих новые смыслы и рефлексии.

Сегодня имеются как узкое понимание гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологии и манипулятивные методики управления ресурсами), так и
широкое, размывающее понятийные границы, — это программы, ориентирующиеся на человека. Вот некоторые из них, сформулированные профессионалами.

С. Дацюк: «Мы представляем совокупность технологий влияния, которые называются гуманитарными технологиями. Это тех-нологии мягкого человечного влияния, технологии социальной инженерии. Эти техно-логии создают условия для конвенциональной социальной игры, которая занимает и охватывает все большее количество людей, благодаря ее открытости к прошлому, к будущему и открытости людей навстречу друг другу» (http://xyz.org.ua/index.html).

«Гуманитарные технологии — технологии недопущения войны на физическое уничтожение и убийства (это отрицательное содержание). Гуманитарные технологиманипуляторы и конвенционалисты. Почему манипуляции являются насилием? Почему отсутствие публичных действий является насилием? Может ли тайное быть добрым? Если оно доброе, почему оно скрывается? Управление ситуацией изнутри и извне. Должны ли технологии гуманитарного содержания разрабатываться открыто?

Гуманное и гуманитарное — два принципиально разных качества, два разных содержания, иногда ошибочно отождествляемые. Гуманитарное содержание предполагает тонкие (негрубые) инструменты, которые могут быть использованы как в целях войны и насилия, так и в целях мирных. Содержание гуманности происходит из представления о самоценности каждой человеческой жизни и каждого индивидуального смысла жизни, соотносимых друг с другом через конвенциональную коммуникацию. Только открытые для всех, находящиеся внутри конвенциональной коммуникации гуманитарные технологии являются гуманными. Утаиваемые технологии воздействия не являются гуманными, ибо их общее содержание, по определению, касается всех и должно вырабатываться отдельными специалистами, но обсуждаться публично.

Коммуникации являются частной проблемой для более общей проблемы — наличия семантических универсалий, то есть общих для всего человечества понятий. Точно также положительное содержание гуманитарных технологий связано с проблемой поиска семантических универсалий (Умберто Эко) — некоторого общего смысла, содержащегося в любой культуре. Внутри такого общего содержания можно находить условия для взаимодействия. Гуманитарные технологии не имеют ничего общего с морализаторством и противостоянием добра и зла» (Грановский В., Дацюк С. Гуманитарные технологии (проблемное пространство) // http://xyz.org.ua //discussion/humanitarity.hml).

При некоторых отличиях определений и трактовок сегодня под гуманитарными технологиями понимаются особые технологии «воздействия» и «управления» (социальным поведением и пр.), направленные на «создание, изменение и обработку рамок и правил поведения людей» (по П. Щедровицкому,
Е. Островскому, В. Осипову). Специфика гуманитарных технологий представляется как технологии «мягкого человеческого влияния, технологии социальной инженерии» (В. Грановский, В. Осипов). Поэтому предметом гуманитарных технологий «являются правила и рамки, задающие актуальные и потенциальные пространства для человеческого самоопределения и действия» (Щедровицкий П. Гуманитарные технологии и реальная политика). В конечном итоге, это все то, что помогает человеку «адаптироваться к среде обитания» (В. Осипов).

Разговор о гуманитарных технологиях — симптом социогуманитарного кризиса, который демонстрирует провал современных моделей коммуникаций, отсутствие новых идей и смыслов в сфере прикладных социо-культурных практик. Гуманитарные коммуникативные технологии востребованы актуальными проблемами развития современного полиэтнического и поликультурного общества, которое находится в ситуации изменений, вследствие чего человеческий ресурс испытывает проблемы постоянной адаптации к изменяющейся и агрессивной жизненной среде. Мощное развитие и использование манипулятивных технологий превращают человека в объект, который занимает неравноправную позицию в сложной коммуникативной структуре современного мира, так как лишен знания о применяемых технологиях и не обладает рефлексией инициативного субъекта, свободно владеющего различными видами социокультурных и аналитических практик.

Коммуникации развиваются глобально и преимущественно как манипулятивные монологичные структуры, непрозрачные по механизмам действия, имитирующие обратные связи и подчиняющие своим прагматичным интересам человека. В современных моделях коммуникации высок градус игры, конвенции которой учитываются всеми участниками уже как избыточная данность. Развитие гуманитарных технологий становится или может стать альтернативой действующим механизмам «социальной инженерии». Понимание значимости и перспективности развития гуманитарных технологий как одного из стратегических направлений социально-экономического развития и способов прозрачных гармонизирующих решений ставит вопрос о подготовке специалиста по гуманитарным технологиям, о новом гуманитарном образовании, формирующем и развивающем «качества личности человека» как условия «нового качества рабочей силы» и повышения качества жизни (Г. А. Бордовский), о реформировании «методов и способов подготовки людей» (А. Волков), о структуре новых отношений между образованием и рыночным потребителем, человеком и жизненной средой, о поиске, разработке и внедрении новых моделей коммуникаций. Конечно, в этих тонких процессах должны участвовать профессионалы, получившие специальное образование и сформировавшуюся в его процессе профессиональную этику как неотъемлемую часть своего гуманитарного инструментария, а не как факультативный «довесок».

Но сегодня еще не определен научно-образовательный фундамент «гуманитарных технологий» и, соответственно, нет системы обучения гуманитарным технологиям, не разработаны ни технология, ни образовательное поле подготовки «гуманитарного технолога». К решению этих вопросов приступил Герценовский университет в рамках решения задач инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», став победителем Националь-ного конкурса в 2007 г. В рамках выполнения этого проекта в течение двух лет будет разработана теоретико-методологическая, учебно-методическая и технологическая база подготовки «гуманитарных технологов». Это чрезвычайно важный и перспективный шаг в системной разработке профессионального поля деятельности гуманитарных технологов. В рамках проекта будут выполнены исследования рынка труда и выявлены компетентностные ожидания работодателей различных сфер, научно-методические разработки проблем гуманитарных технологий в междисциплинарном поле теории и практики коммуникации, будет подготовлено около 40 учебно-методических инновационных модулей, каждый из которых формирует компетентностное поле гуманитарного технолога в определенной сфере деятельности, и т. д.

Инновационная образовательная программа по подготовке специалистов по гуманитарным технологиям в социальной сфере является качественно новым шагом в разработке инновационных образовательных программ. Она ориентирована на решение вопросов качества профессионального образования на принципиально новой методолого-технологической основе, которая формирует профессиональные компетентности и новое качество профессиональной личности, способной решать задачи повышения качества человеческих ресурсов и их эффективной адаптивности в меняющейся социально-экономической, информационно-технологической, поликультурной и полиэтнической среде.

Разрабатываемая программа должна решать вопросы подготовки, переподготовки кадров по инновационному направлению деятельности, а также выступать самоорганизующей системой инновационного обновления методов, форм и технологии обучения в вузе на современной научно-методологи-ческой основе, учитывающей новейшие отечественные и зарубежные междисциплинарные исследования в сфере коммуникативных стратегий, философии, культурологии, семиотики, психологии. Она вырабатывает качественно новый аналитический алгоритм мыследеятельности на основе понимания принципов порождения, производства и потребления идей и смыслов, понимания человеческого фактора и контекста его пребывания в той или иной ситуации. Программа формирует методологию рефлексии изменяющегося сознания в изменяющейся жизненной среде по отношению к другому
человеку, социуму и властным структурам. Именно поэтому «ГТ проектируются на основе системного и деятельностного подхода, мышление становится основным и центральным звеном гуманитарных
технологий. Организация мышления как технической составляющей гуманитар-
ных технологий осуществляется по “особым” гуманитарным законам и методам» (Крупник C. А. Гуманитарные технологии).

Сфера применения специалистов чрезвычайно широкая, так как их профессиональные компетентности привязаны не только к конкретной сфере (политика, СМИ, развитие общественных связей, социальная работа, образование и т. д.), сколько к решению задач, которые могут возникать в любой сфере деятельности, социально-экономических отношений или коммуникаций (участие в гармонизации отношений между субъектами коммуникации определенного социотекста путем «создания, изменения и обработки рамок и правил поведения людей» (П. Щедровицкий). Программа имеет особое значение для развития образовательной практики, так как нацелена на формирование аналитико-интерпретационной (герменевтической) компетентности, обеспечивающей понимание человека и человеческого фактора в контексте ситуации (в социотексте) и т. д.

Образовательная программа должна иметь модульное построение. В ней важное место должна занимать инвариантная часть, обеспечивающая научно-образовательный фундамент «гуманитарных технологий», которая может достраиваться большим веером модулей, связанных с применением идеологии/методологии/мыслительного алгоритма гуманитарных технологий на материале той или иной практической сферы деятельности. Например, один из междисциплинарных компонентов — теория коммуникации, герменевтика, семиотика, культурология, философская антропология и социальная психология, задающие место и функции методологической подготовки. Инвариантный модуль должен формировать универсальные, транспрофессиональные3 способности, которые выражаются в аналитико-герменевти-ческих процедурах: а именно в процедурах анализа ? интерпретации и понимания социотекста и человека. В этой подготовке важное место должна занимать, помимо прочего, семиотическая составляющая, которая формирует уровень универсальных мыслительных способностей, позволяющих видеть мир как сложноорганизованную семиотическую систему, вычленять ее, анализировать, прогнозировать и участвовать в организации новых систем. Это одно из важнейших условий социально-личностного ориентирования, а также обязательное условие решения конкретных проблем или задач с учетом специфики поликультурного, полиэтнического и поликонфессионального социотекста конкретного времени и пространства, а также возможность конструировать новые средства по налаживанию толерантной коммуникации среди всех членов гражданского общества и профессионального сообщества. На теоретико-методологическую часть должны накладываться частные методики, связанные с различными «антропотехниками».

Большая алгоритмическая разрешающая способность методологии и ее практического алгоритма позволяет гуманитарному технологу быть транспрофессиональным специалистом, решающим аналитико-эксперт-ные, консалтинговые, проектировочные, моделирующие, управленческие и другие задачи с использованием инструментов стратегического и текущего планирования, логистики и проектного менеджмента, конвенционализации и концептуализации, вовлекающих технологий и т. д.

Программа состоит из модулей, которые ориентированы на решение профессиональных задач средствами гуманитарных технологий в различных сферах деятельности. Этими модулями можно достраивать уже действующие образовательные программы бакалавриата и магистратуры по принципу дополнительности, проводить обучающие семинары и программы повышения квалификации и переподготовки.

Но это только начало движения в перспективном направлении и для самого образования, и для рынка труда, и, конечно же, для развития социальной сферы и позиционирования в ней человека. Здесь большой перечень проблем, с которыми необходимо системно работать. Прежде всего необходимо разобраться в том, как предстают гуманитарные технологии в уже существующем достаточно широком интерпретационном поле. Необходимо понять, что отличает гуманитарного технолога, помимо этики профессионального действия, от любого другого «технолога-манипулятора», ведь и гуманитарный технолог опирается на манипулятивные техники и приемы. Да и с самой «профессиональной этикой» гуманитарного технолога не все так просто. Она должна основываться не на абстрактном лозунге «не навреди!», а на конкретном и адекватном современности понимании человека как ценностного сознания, которое формируется в системе многомерных коммуникаций с постоянно изменяющейся жизненной средой. А для этого необходимы исследования по социокультурологической антропологии и полипарадигмальным социотекстам. Подобные исследования требуют современной междисциплинарной методологии, которая должна сформулировать статус гуманитарной науки не как набора разрозненных предметных сфер, а единой междисциплинарной области человеческой деятельности, интегрированной теорией коммуникации, вне которой ни одна ценность, ни один смысл, ни одна антропологическая характеристика не могут быть историчными, то есть конкретными и современными.

Как мне представляется, под «гуманитарными технологиями» следует подразумевать в первую очередь технологии понимания (в культурфилософском и коммуникативном смыслах), примененные к решению проблем в сфере социальной практики и личностного самоопределения. Этим пониманием должен владеть не только технолог, как гуманитарный технолог он должен обеспечивать культуру понимания всех участников коммуникации. То есть не только тех, кто производит смыслы, но и тех, кто их потребляет. Только в таком случае «потребитель» из объекта может перейти в позицию субъекта и стать влиятельным участником интеракции. Это, в частности, подтверждает современная теория коммуникации, под воздействием которой происходят изменения во многих дисциплинарных сферах. В этой связи совершенно очевидно, что сегодня необходимо определение самого понятия «гуманитарное знание», «новое гуманитарное знание», как процесса порождения и производства новых идей и смыслов, которые должны выходить за пределы академической науки и проникать в повседневность, влияя на структуру и качество жизненной среды. Без нового гуманитарного междисциплинарного знания невозможно адекватно и эффективно стро-ить и осуществлять коммуникацию в современном обществе, основанную на принципах открытости и прозрачности технологий и средств, в ней участвующих.

Проблема создания и использования гуманитарных технологий связана с развитием гуманитарного знания, которое строится на междисциплинарной основе — общей философско-социологической теории — теории современного общества и теории коммуникаций, герменевтики и семиотики, культурологии и психологии. В западной философско-социологической традиции она находит свое адекватное выражение прежде всего
в трудах Н. Лумана и Ю. Хабермаса, в отечественной — в работах М. Бахтина, Ю. Лотмана, П. Щедровицкого, М. Мамардашвили. Гуманитарные технологии возникают из синтеза философского знания (философской антропологии), теории коммуникации, герменевтики и семиотики, психологии, знания частных социальных наук и методического набора антропотехник, социотехник и культуротехник, ориентированных на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющейся жизненной среды.

Отдельная тема — применение принципов гуманитарных технологий в самом процессе обучения этим технологиям и вообще в современном образовательном процессе. Здесь отмечу только два аспекта. Первый — превращение студента-объекта в субъекта совместного интерактивного процесса. Второй аспект — формирование компетентностей для гуманитарно-технологической деятельности независимо от профиля подготовки. Совершенно очевидно, что вся процедура перевода информации в знание и далее в практическое применение невозможна без развития зоны практической подготовки на основе смыслодеятельностного подхода (здесь важнейшее значение имеют теория и практика Школы культурной политики П. Щедровицкого и его коллег и последователей) и широкого спектра игровых технологий. Особо следует подчеркнуть принципиальную значимость в системе подготовки гуманитарного технолога интегрированной культургерменевтической компетентности, которая должна отражать профессиональное и этически ответственное понимание.

Разумеется, что постоянно изменяющиеся условия соотношения человека и среды приводят к столкновению интересов, конфликтов, что требует разработки и реализации различных открытых моделей коммуникации. Это относится и к образовательному процессу, к отношениям преподавателя и студента, администрации и всего состава университетского сообщества. Гуманитарным технологиям сложно обучить, если они сами не становятся организующим принципом и технологией самого образовательного процесса. А это требует перестройки сознания всех участников сложного процесса взаимодействия.

Полипарадигмальность современного об-щества отзывается множественностью идентичности, в которых «путешествует» человек, утрачивая целостность. Гуманитарные технологии должны гармонизировать отношения человека с жизненной средой, принимая участие в разрешении кризисных и конфликтных ситуаций, учитывая ценностные позиции Другого и руководствуясь антропоцентричной стратегией. Таким образом, гуманитарная технология решает коммуникативные задачи гармонизации отношений между различными участниками-субъектами многомерных коммуникаций и содействует их развитию. И в этом необходимо детально разбираться.


Примечания
1. Этой статье предшествовали два выступления и соответствующие публикации,
которые последовательно разворачивают одну большую герменевтическую тему понимания, опрокинутую в практическую плоскость образования, социального ориентирования, коммуникации и технологий (см.: Гончаров С. А. Герменевтика как культурфилософская и прикладная проблема современного университетского образования // Актуальные вопросы современного университетского образования. Modern concepts of University education: Материалы VIII Российско-Американской научно-практической конференции, 17–19 мая 2005 г. Санкт-Петербург, 2005. С. 30–36; Гончаров С. А. От теории коммуникации и герменевтики к гуманитарным технологиям // Актуальные вопросы современного университетского образования. Modern concepts of University education: Материалы IХ Российско-Американской научно-практической конференции, 17–19 мая 2006 г. Санкт-Петербург, 2006. С. 20–29). Очевидно, что следующей статьей в этой логической серии должна стать статья «Homo hermenevticus».

2. См., например, статьи: Крупник С. А. Гуманитарные технологии // Всемирная энциклопедия. Философия. М.; Минск, 2001; Курочкин А. В. Гуманитарные технологии: проблема выбора методологических оснований // http://politjournal.spb.ru; Елисеева С. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // http://politjournal.spb.ru и др.

3. См., например, одну из трактовок «транспрофессионализма»: «Транспрофессионализм — коллективно-распределенная способность рефлексивно связать и сорганизовать представителей различных профессий для решения комплексных проблем. Синергетический эффект, без которого немыслимо в наши дни конкурентоспособное предпринимательство, составляет главный признак транспрофессиональной деятельности (точнее, коллективной мыследеятельности). В связи с этим особые требования предъявляются к тем, кто реально будет включаться в эти процессы управления карьерными портфелями» (Малиновский П. В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом // http://prometa.ru/policy/apital/reports/3).


А. С. Роботова,

профессор кафедры педагогики
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации