Концепция культуры: культурные ценности и функционирование культуры - файл n1.docx

Концепция культуры: культурные ценности и функционирование культуры
Скачать все файлы (211.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx212kb.01.02.2014 20:10скачать

n1.docx

Вариант 4

Концепция культуры: культурные ценности и функционирование культуры

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

1 Теоретическая часть

1.1 Концепция культуры ……………………………………………………………. …..5

1.2 Культурные ценности ………………………………………………………………..7

1.3 Функционирование культуры ………………………………………………………10

2 Практическая часть ……………………………………………………………………16

Заключение ………………………………………………………………………………18

Список использованных источников и литературы ………………………………….19

Введение

Для начала рассмотрим само понятие культура, что же это такое, что имеют в виду под эти словом.

Культура (лат. cultura -- земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

Если рассматривать культуру в широком смысле, то это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. С точки зрения содержания, культура делится на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.

Культура делится на определенные виды и роды, так как человеческая деятельность многообразна. Отсюда выделяют, конечно условно, материальную и духовную культуры. Но это деление условно, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Материальная культура - это культура труда и материального производства; культура «места жительства» (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально образующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая в какой мере, она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Рассмотрев, некоторые понятия культуры, приступим изучению концепции культуры.

Для достижения цели поставим перед собой задачи:

1 рассмотреть культурные ценности;

2 изучить функционирование культуры.

  1. Теоретическая часть

    1. Концепция культуры

Культура включает в себя основные ценности, желания, поведенческие особенности, которые человек усваивает, живя в обществе. Но само общество – непостоянная, а развивающаяся единица. Культура выражается через огромное множество осязаемых вещей, которые можно объединить в четыре основные категории: пища, жилище, одежда и искусство.

Хорошим примером влияния на потребительский спрос культуры является индустрия гостеприимства и туризма. Она определяет, что мы едим, куда и как мы ездим и где останавливаемся в пути. Культура динамична: она изменяется, адаптируясь к изменениям окружающей среды [4].

Специалисты постоянно пытаются определить тенденции изменений в культуре, чтобы разрабатывать новые товары и услуги, которые готов принять формирующийся рынок. Например, в последнее время у людей проявляется повышенная тяга к здоровому образу жизни, характерная для современной культуры. Поэтому, появляются множество спортклубов и спортзалов, SPA-салонов, так же в продаже появляется большое разнообразие диетических продуктов питания и т.п.

Но, в то же самое время значительное количество потребителей не прочь побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. В ресторанах и на прилавках магазина появляются вкусности, мимо которых нельзя пройти [1].

Понять поведение потребителя достаточно трудно даже для фирм, операции которых не выходят за пределы границ одного государства. Для фирм, имеющих отделения во многих странах, понимать своих клиентов значительно труднее. Даже если потребители, живущие в разных странах, не отличаются радикально по своим жизненным ценностям и установкам, их поведение во время покупки может разительно отличаться. Занимаясь международным маркетингом, надо знать об этих различиях. Вот несколько характерных культурных различий, незнание которых может отрицательно сказаться на престиже организации, которую вы представляете:

- покачивая головой, люди в большинстве стран говорят «Нет», а в Болгарии и Шри-Ланка — «Да»;

- в Южной Америке, Южной Европе и во многих арабских странах при-коснуться рукой к человеку, значит выразить ему свою любовь и дружбу. На Востоке же это делать считается неприличными таких примеров можно привести множество.

Внутри каждой культуры уживаются различные субкультуры, представители которых – группы людей, разделяющих общие системы ценностей, основанных на общности опыта и жизненных ситуаций. Национальные группы (например, армяне, грузины, молдоване, живущие в России) имеют отчетливо выраженные этнические черты и интересы. Религиозные группы (например, католики, мормоны, протестанты, мусульмане) тоже являются субкультурами, имеющими свои собственные предпочтения и табу. Группы, формирующиеся по признаку расы (например, американские негры и выходцы из Азии), тоже имеют свои собственные культурные установки и привычки. Люди, живущие в одном, несколько изолированном от других географическом районе (например, Крайний Север), тоже представляют собой субкультуры, отличающиеся своим характерным стилем жизни.

Вот несколько примеров того, как поведение потребителя зависит от культуры, в которой он вырос. Например, для россиян покажутся несъедобными тухлые яйца, мясо собак и крыс, насекомых, а в других культурах это нормальная еда.

    1. Культурные ценности

Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, «Десять заповедей», помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является [1].

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Например, в племени Яномаме жестокость считается ценностью. Ожидание, что мужчина защитит свою честь в схватке, является нормой, соответствующей данной ценности.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Например, во время сдачи экзамена школьник, боясь получить плохую оценку, мог бы списать ответ у соседа, но боится это сделать, что бы не навредить себе. Это пример одного из нескольких потенциально сдерживающих факторов.

Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. А негативными санкциями называются наказания, сдерживающие людей от определенных поступков. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др.

Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм. Предположим, ребенок спросил: «Почему наказали преступников?» В ответ мы можем обосновать правильность наказания с точки зрения нормы: «Потому, что они нарушили закон» [1].



Рисунок 1 «Взаимосвязь ценностей и санкций»

Санкции, нормы, ценности и реальные знания образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования (рисунок 1).

Рассмотрев общие понятия о культурных ценностях, попытаемся выяснить, что же является ценностью для нас покупателей.

Ценности - это фактор, объясняющий, почему потребители принимают разные решения. Ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, движущие человеком, и соответствующие способы их достижения.

Устойчивая природа ценностей и их центральная толь в структуре личности обусловила их значение для понимания многих ситуаций потребления. К числу последних относятся выбор продукта и марки, а также сегментирование рынка [3].

Важность культурных ценностей и норм для понимания психологии

покупателя представлена учеными Шетом, Ньюманом и Гросс в концепции

ценностей потребления. Согласно этой теории, на выбор потребителя влияет целый ряд ценностей: функциональная, условная, социальная, эмоциональная и эпистемическая. Все эти ценности не зависят друг от друга и воздействуют на выбор продукта, торговой марки и другие элементы принятия решения.

Культура наряду с другими элементами окружающей среды воздействует на

все стадии принятия решения потребителем. Например, американская культура

особое значение придает индивидуальности и конкурентоспособности, в то

время как для японской культуры важнее согласованность сфер производства и

потребления. Ценности такого рода влияют на выбор потребителя и могут

затрагивать как осознание потребности, так и поиск путей ее удовлетворения.

Во многом именно культура — через рекламу, моду, розничную торговлю и

другие области, не подвластные продавцам, но важные для потребителей на

стадиях осознания потребности или поиска, — определяет значимость продукта.

Отдельный потребитель владеет изделием, обменивает его, заботится о нем или лишается его, и тем самым развивает его значение [2].

1.3 Функционирование культуры

Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.

Действительно, культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа.

1.3.1 Познавательная функция

Культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом она раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайно сложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций.

1.3.2 Человекотворческая функция

Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура — это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому [5].

Маркетологи всегда стремились выявить культурные сдвиги, чтобы узнать, какие новые товары хотели бы приобрести потребители. Например, в результате сдвига в культуре в настоящее время люди стали больше внимания уделять собственному здоровью и физическому состоянию. Этот сдвиг вызвал резкий рост продаж спортивного оборудования, спортивной одежды, пищи с пониженным содержанием жиров [6].

1.3.3 Деятельностная функция

Изначально термин «культура» означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры — заложенное в ней человеческое начало — и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.

Согласно наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.

1.3.4 Информационная функция

Это передача социального опыта. Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложной знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, своеобразных языках искусства, в продуктах человеческого труда - орудиях производства, предметах потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях.

В обществе нет другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и между странами и народами [5].

Размер и тип информационного поиска различен для разных социальных классов. Низшие социальные классы имеют ограниченные информационные источники и поэтому ощущают недостаток в фильтровании дезинформации и обмана в сложном урбанизированном обществе. Для компенсации этого недостатка потребители рабочего класса часто полагаются на мнение или опыт родственников или близких друзей. Потребители среднего класса больше полагаются на СМИ и деятельность по внешнему поиску информации, на мнения ученых, специалистов.

Медиа и сообщения могут «подгоняться» для конкретных социальных классов. Социальный класс должен понимать язык и символику рекламы [6].

1.3.5 Коммуникативная функция

Эта функция неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники.

Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. В процессе общения люди используют и специфические языки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также языки науки (математические, физические, химические и другие символы и формулы). Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему чувства, настроения, взгляды[5].

1.3.6 Регулятивная функция

Культура выступая, как система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей (труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностных отношений). Регулятивная функция культуры поддерживается такими находящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право, сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая оценочной характеристикой степени соответствия поведения и деятельности той или иной общественной группы или личности определенным социально-нравственным нормам и принципам, культура регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни [5].

Культура связана с традициями, запретами и основными отношениями, существующими в общественной среде, в которой находятся определенные люди. Она дает направление развития для личности и ее образа жизни. Культурные нормы - это правила, которые определяют поведение и основываются на ценностях, представляющих собой убеждения о том, какие отношения и какое поведение были бы желательны.

Семья оказывает самое важное социальное или групповое влияние на индивидуальные решения о потреблении. Стадия жизненного цикла семьи определяет в некоторой степени характер покупок, совершаемых ее членами. Фундаментальные демографические факторы возраста, семейного положения и наличия детей в семье играют важную роль в формировании поведения в отношении индивидуальных и совместных покупок [6].

1.3.7 Ценностная функция

Она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека. Все многообразие материальной и духовной культуры может выступать в качестве материальных и духовных ценностей, которые оцениваются в плане истины или не истины, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций индивида образуют своего рода ось его сознания, обеспечивающую определенную преемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующие поступки человека. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры его социальности [5].

Процессы, влияющие на формирование у людей жизненных ценностей, побуждения, стиля жизнедеятельности, называются социализацией или процессом впитывания культуры. С того момента, когда младенец уже осмысленно смотрит и улыбается, у него начинают формироваться ценности. Социализация длится всю жизнь, а выработанные в ее ходе ценности - воля, честность, цельность, бережливость - влияют на потребление. Это жизненные установки, в свою очередь, также являются источниками определенных предпочтений - любимые цвета, упаковка товара, представления об удобстве, привычное время посещения магазинов, характерный стиль общения с продавцами и т.д.

Социализация потребителя - это приобретение связанных с потреблением познаний, убеждений, моделей поведения [6].

1.3.8 Эстетическая функция

Она проявляется в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера «эстетического». Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе[5].

1.3.9 Гедонистическая функция

Эта функция тесно связана с эстетической функцией. Гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т. п. Удовольствие способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей.

1.3.10 Гуманистическая функция

Является главной, синтезирующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл. Все названные выше функции так или иначе связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, с расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей.

Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме. Культура - особый общественный механизм, осуществляющий социализацию и обеспечивающий обретение индивидуальности личности [5].

Индивидуумы с различным социальным положением склонны вести различные образы жизни. Говорят, что у них - различный жизненный стиль, то есть характер использования жизненных ресурсов: временных, финансовых, материальных, интеллектуальных. Концепция социально-классовой системы значима для маркетологов тем, что декларирует существование набора уникальных способов/образцов поведения членов каждого социального класса. Для маркетологов важно понимать, когда социальный класс является значимым фактором потребительского поведения.

Таким образом, использование концепции социального класса является специфическим и часто зависит от ситуации.

  1. Практическая часть

Рассмотрим влияние культуры на конкретном примере, возьмем компанию ООО «Ресурс» торговая марка «Увелка» (рисунок 2).



Рисунок 2 «Торговая марка «Увелка»»

В 1993 году компания начала выпуск своей первой продукции — гречка ядрица в мешках по 50 кг. Культура торговли в 90-е годы подразумевала фасовку непосредственно уже в магазинах самими продавцами.

Крупы являются национальным продуктом россиян, не даром существует поговорка «Щи, да каша – пища наша». Но компания набирала обороты, следила за тенденциями времени и влиянием заграничной культуры. Люди стали ценить быстроту приготовления, да и что бы выйти на новый уровень предприятие разрабатывает крупы в варочных пакетиках для быстрой и удобной варки. Такой продукт был ориентирован на покупателей, которые ценили удобство и быстроту этого способа приготовления каш.

Время шло, тенденции моды менялись, одноразовые кулечки (которые в нашей стране были многоразовыми из-за менталитета россиян ), стали не в моде, люди стали задумываться о гигиеничности и своей безопасности при покупке продуктов питания. Поэтому в 1997 году ООО «Ресурс» начал выпуск продукции в цветной полипропиленовой пленке, которая сохраняла качество и безопасность круп.

Что бы иметь возможность влияния на вкусы потребителей и внедрить новую продукцию на рынок в рекламных роликах используется привычная внутренним потребителям символика и образы. С помощью национальных символов для потенциальных потребителей доводится информация, что пакетированные каши и каши быстрого приготовления являются такими же традиционными, как и каши приготовленные обычным способом из обычной крупы.

Так же в рекламных роликах делают акцент на полезность и качественность продукции ТМ «Увелка», тем самым рекомендуя себя родителям для использования в детском питании для своих детей, так как данные продукты являются источником полезных витаминов и микроэлиментов.

Большая часть населения нашей страны исповедует христианство, для которого характерны посты, во время которых каши становятся основным питанием. Компания ООО «Ресурс» на упаковках делает пометки, что данную продукцию можно употреблять в пост и тем самым разнообразить свой рацион с помощью пакетированных каш с добавками традиционными для нашего населения (например, гречневая каша с овощами и грибами, рис с с овощами и т.д.).

После грамотного завоевания местного рынка и рынка страны компания ООО «Ресурс» расширяет свои территории и поставляет свою продукцию в ближнее (Украина, Белоруссия, Казахстан), и дальнее зарубежья (Германия, Австралия, Израиль, США).

С выходом на рынок большого масштаба, завоевав свое доверие у покупателей ТМ «Увелка» стала социально значимой продукцией, т.к. покупать данную продукцию стало престижно, цена соответствует качеству. Таким образом, предприятие добилось успеха , представляя свою продукцию, как исконно и издревле русское, а на самом деле грамотно воспользовавшись культурными ценностями, традициями и привычками людей. Это говорит о том, что имея переполненный конкурентами рынок все равно возможно найти на нем нишу, для дальнейшего успешного прибыльного ведения дел [7].

Заключение

Культура оказывает внешнее влияние, она воздействует на покупательский процесс, обеспечивая информацию, накладывая ограничения и открывая возможности. К влияниям среды относятся физические (географические, климатические, экологические), технологические, экономические, политические, правовые и культурные факторы.

Специалисты, которые занимаются анализом поведения потребителей, должны в каждом конкретном случае решать, до какой степени они должны приспосабливать свои товары и услуги к уникальным потребностям различных рынков, на которых они работают. С одной стороны, они заинтересованы в стандартизации того, что предлагают. Это экономит их собственные силы и средства.

С другой стороны, модификация товаров и услуг, производимая в связи с конкретными условиями, способствует лучшему удовлетворению потребностей местного рынка. Вопрос о том, что надо делать с маркетинговыми мерами воздействия на рынок в международных условиях: стандартизировать или адаптировать – вызвал за последнее время множество оживленных дискуссий.

Список использованных источников и литературы

1 Научно – просветительский журнал «Скепсис» [Электронный ресурс]: статья «Культура» / Режим доступа http://scepsis.ru/library/id_584.html

2 Джеймс Ф. Энджел. Поведение потребителей [Текст]: учебник / Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. - Санкт-Петербург 1999 г. -–759 с.

3 Маркетинговые исследования товаров и потребителей [Текст]: учебник / Е.Г. Крылова. – М: 2002 - 290с.

4 Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме [Текст]: учебник / Д.К. Исмаев. – М.: Луч, 2004 – 330с.

5 Кузнецов П.Е. Культурология [Электронный ресурс]: Статья «Функции культуры» / Режим доступа http://www.eiir.ru/books/kulturologia.pdf

6 Денисова Е.С. Поведение потребителей [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.twirpx.com/file/80785/

7 История ООО «Ресурс» ТМ «Увелка» [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.uvelka.ru/About/Istoriya.html

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации