Применение социологической диагностики для определения трудовой ориентации российской молодежи, выезжающей за рубеж - файл n1.docx

Применение социологической диагностики для определения трудовой ориентации российской молодежи, выезжающей за рубеж
Скачать все файлы (211.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx212kb.01.02.2014 18:32скачать

n1.docx

  1   2   3

Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Теоритические аспекты понятия социологической диагностики и миграционных процессов……………………………………………………….. 5

1.1. Понятие, структура, принципы и методы социологической диагностики………………………………………………………………………. 5

1.2. Миграция и миграционные процессы в России…………………...…...... 10
2. Анализ эмиграционных ориентаций студентов на страны зарубежья…....15
3. Исследование причин эмиграции молодежи за рубеж и разработка путей препятствования потери интеллектуального потенциала……………………26

3.1. Причины и последствия эмиграции российской молодежи за рубеж..... 26

3.2 Пути решения миграции молодежи из России в страны зарубежья……..31

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованной литературы…………………………………………..38

Приложение 1……………………………………………………………………42

Приложение 2……………………………………………………………………43

Приложение 3……………………………………………………………………44
Введение

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества XXI века.

Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам принимающим рабочую силу. Но также трудовая миграция порождает определенные проблемы для стран, являющихся странами-донорами. Для Росси это проблема потери трудоспособной молодежи, выезжающая в страны зарубежья.

Именно этой проблеме мы посвятили данную работу. Актуальность данного исследования заключается в том, что стремление молодёжи за границу – это обстоятельство нашей жизни. Многие выпускники ВУЗов уезжают за рубеж, поскольку не могут найти возможности достойного применения своих способностей в России. В России относительно пониженный уровень жизни по сравнению с развитыми западными странами, рост безработицы, «перегибы» в политике и обусловленные ими недостатки в воспитании молодёжи – вот основные причины, вызывающие миграцию в страны зарубежья. Вследствие этого в современном российском обществе возникают проблемы демографического, социального и экономического характера. Они имеют множество международных аспектов, вызывая, политические и экономические конфликты в отношениях между государствами.

Целью данного проекта является выявление причин миграции молодёжи за границу и разработка путей решений, ориентированной на сохранение интеллектуального потенциала России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты социологической диагностики;

  2. рассмотреть понятие трудовой миграции;

  3. провести анкетирование (соцопрос) среди учащихся ВУЗа на предмет их отношения к миграции за рубеж;

  4. проанализировать результаты проведённого анкетирования и выявить основные причины оттока молодёжи;

  5. на основе сделанных выводов разработать социальную программу, ориентированную на сохранение интеллектуального потенциала России.

Объектом данного исследования является анализ трудовой эмиграции молодежи. Предмет исследования – причины и мотивы побуждающие молодежь выезжать за границу, процессы эмиграции молодежи.

Методологической основой выполненной работы являются труды: Булатова А.С., Виханского О.С., Рязанцева С.В., Фролова С.Ф., материалы Госкомстата, Росстата и т.д.,

Исходными данными исследовательского проекта выбраны: социологический опрос студентов 3 курса специальности управления персоналом Курского Государственного Университета (N=19), статьи и литература по рассматриваемой проблеме.

Источниками получения информации являются учебная литература, газетные и журнальные статьи по данной проблеме, а также Интернет-ресурсы и молодёжная среда.

Методы исследования были самыми разнообразными: синтез, анализ и компаративный анализ прочитанной информации.

Структура курсовой работы состоит из содержания, трех глав, пяти рисунков, одной таблицы, одной схемы, заключения, списка литературы.


  1. Теоретические аспекты понятия социологической диагностики и миграционных процессов

1.1 Понятие, структура, принципы и методы социологической диагностики

Практика социальных обследований с применением статистики имеет корни еще в политической арифметике XVII века. В XIX веке социальные обследования проводились для получения достоверного материала об условиях и уровне жизни в городах, распространения бедности и т. д. Эти данные становились предметом общественного внимания, они использовались в аргументации позиций по актуальным проблемам, обсуждавшимся в обществе. К началу 30-х годов XX века социальные обследования стали вестись в тесной увязке с обоснованием социальных реформ [4, с. 146 - 147].

Хотя процесс становления социологии ещё только начался, но уже сейчас можно отметить некоторые положительные результаты изучения общества как социальной организации, как объективно развивающуюся реальность. Поэтому она приняла некоторые терминологические обозначения различных социальных явлений подобные техническим, химическим, медицинским и т.п. В том числе и диагностика, которая теперь как узкоспециализированный термин вошёл в жизнь многих наук и практику. [12, с. 3].

Особенности социальной диагностики. Социальная диагностика экономической ситуации, например, преследует цель «распознать» те социальные последствия или изменения, к которым закономерно приведет данный экономический порядок, либо система хозяйствования, выявить реальные и возможные перемены в структуре общественных отношений, настроений в общественном сознании и общественном мнении социальных групп, находящихся в данной экономической ситуации [36].

Социальная диагностика представляет собой деятельность по изучению и установлению состояния данного объекта исследования и управления посредством использования методов и средств социологического исследования [12, с. 4].

Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

В социальной диагностике объектом исследования выступает та реальность, которая изучается в процессе социального управления. Это совершенно конкретный коллектив предприятия, регион, отрасль промышленности.

Предметом в социальной диагностике становится то направление в исследовании социального управления, частью которого данное исследование и является.

Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру. Основные технологии социальной работы [7, с. 13].

Структура социальной диагностики - строение объекта исследования от незнания к показателям социального развития [12, с. 16]. Включает в себя следующие этапы:

Для того, чтобы понять, что такое социальная диагностика, методологически важно выделить каждую из трёх составляющих этого процесса. Анализ каждой из стадий социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них [7,с. 13].

Наряду с практическими предписаниями, рекомендациями социальный диагноз может содержать и теоретические выводы. Рекомендации, скорректированные с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других мер.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. К таким принципам диагностики обычно относят [32]:

1. Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

2. Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза.

3. Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и «чуждое его природе». Иначе говоря, реализация этого принципа заставляет субъектов социальной диагностики не только выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию.

4. Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение. В результате появляется возможность определить важные для постановки достоверного социального диагноза обстоятельства как носителей конкретной социальной проблемы, восприятие последней другими субъектами и распределение групповых или субъективных интересов, а так же степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы.

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности [7, с. 14].

Систему методов социальной диагностики можно условно разделить на две группы: методы сбора и методы анализа диагностической информации. В социальной работе для сбора данных о социальной ситуации субъекта диагностирования используются, в основном, социологические и психологические исследовательские методы.

Применение психодиагностических методов нацелено на получение информации о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. К основным методам психологического исследования, используемым в социальной диагностике, относятся следующие: тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий; наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях [5, с. 17-18]. Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения людей в определенной социальной среде и ситуации.

Целью применения в социальной диагностике методов социологического исследования является оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта, выявление отклонений от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития. Основным методом сбора первичной социологической информации выступает опрос. К опросным методам относят:

Д. Гудвин называет экспериментом процедуру исследования, при которой одни факторы остаются постоянными, другие изменяются, и фиксируется некий результат. [5, с. 19]. Социальный эксперимент как средство получения информации представляется трудоёмким процессом и применяется лишь в крайних случаях, в условиях значительной неопределённости выбранного для исследования объекта [12, с. 27].

Анализ документов, основой которого представляются материальные носители информации: письменные документы; литература; пресса; личные документы; косвенные документы. Статистические документы - отчёты на всех уровнях социальной организации. Иконографическая документация: кино- фото документация, исторические памятники, пирамиды, письмена древних народов. [12, с. 29].

В целом, элементарные процедуры упорядочения полученных данных, предваряющие их анализ – это группировка и классификация (типологизация) [1, с. 320]. Далее следует непосредственно сам анализ полученных данных: одномерный (описание одной характеристики объекта исследования в определенный момент времени), либо многомерный (установление причинно-следственной связи между несколькими переменными). Для постановки социального диагноза часто бывает недостаточно одномерного анализа, поэтому более распространен многомерный анализ диагностической информации.

Итак, социальная диагностика является важнейшей технологией и начальным этапом любого технологического процесса социальной работы. От правильной постановки социального диагноза зависит весь дальнейший процесс решения проблемы. Наличие знаний и умений проведения социальной диагностики является неотъемлемым для специалиста-профессионала по социальной работе. [11, с. 41].
1.2. Миграция и миграционные процессы в России

Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный социальный процесс, затрагивающий многие стороны жизнедеятельности общества [10, с. 5]. К началу XXI столетия международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы, что отражает общее возрастание международной мобильности факторов производства в современной мировой экономике Приложение 1. В мировой миграционный процесс трудящихся вовлечены практически все страны.

Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет себе наиболее эффективное применение не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики [20, c. 19-20].

Миграция населения - один из самых многоаспектных социальных процессов, стала одним из характерных признаков современного образа жизни, его необходимым элементом. Она выполняет громадной важности общественные функции: не только перераспределения трудовых ресурсов, но и трансляции культуры, преодоления существенных различий между городом и селом, сближения народов и т.д. Миграция может препятствовать развитию стран исхода. Таким образом, миграция способствует передаче из менее развитой страны в более развитую самого ценного ресурса – человеческого потенциала [10, с. 5].

Международная миграция — миграция населения между странами, связанная с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране въезда-выезда, имеющая долгосрочный, сезонный и маятниковый характер. Главным отличительным признаком международной миграции населения по сравнению с внутренней миграцией является факт пересечения людьми государственной границы [8, с. 22].

Выделяют следующие виды международной миграции населения:

Все виды международной миграции населения относительно условны и тесно переплетаются друг с другом [13, с. 127-128].

Международная миграция рабочей силы — перемещения трудоспособного населения между странами в поисках наиболее выгодного приложения своей рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы началась с Промышленной революции, когда тысячи крестьян потеряли собственность на землю и были вынуждены стать наемными работниками. В поисках работы люди перемещались не только внутри страны, но и выезжали за ее пределы, эмигрировали.

Научно-техническая революция усилила миграцию рабочей силы. Она привела к увеличению разрыва между странами экономического развития и, как следствие, использования рабочей силы [31].

Применение труда иммигрантов характерно всем развитым странам. Во многих из них целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы.

Сегодня Россия переживает сильнейшую с 1917 года волну эмиграции. Счетная палата опубликовала доклад, согласно которому за последнее десятилетие Россию покинуло свыше 1,25 млн. граждан. Для сравнения: после революции 1917 года из России уехало 2 миллиона. Причем сегодня люди бегут не от разрухи и смуты – эмигрируют молодые и образованные представители среднего класса с достаточно высоким уровнем дохода, то есть та прослойка населения, которая, по идее, должна стать движущей силой модернизации [40]. По подсчетам экспертов, каждый год Россию навсегда покидает от 100 до 150 тыс. человек. Социологи считают, что Россия сегодня переживает значительную «утечку мозгов» и если в ближайшее время власти не смогут кардинально изменить ситуацию, то российская наука скоро попросту перестанет развиваться. Ученые жалуются не только на низкие зарплаты, но и на устаревшее оборудование, которое последний раз обновлялось десятилетия назад. Социологические опросы показывают что, приблизительно 20% россиян каждый год отправляются за границу попытать счастья. Издание The Telegraph пишет, что за 10 лет Россию покинуло около 30 тысяч финансистов, предпринимателей и бизнесменов. Многие из них объясняет свой отъезд невозможностью легально вести дела, а сотрудничать с коррумпированными чиновниками или рисковать своей свободой многие не хотят. Бизнесмены также говорят об ухудшении экономической ситуации – экономический рост в России в последнее время снизился с 8% до 3% в год [41].

По данным Росстата, самым притягательным по-прежнему остается Запад. В 2010 году на страны ЕС пришлось почти 60% потока эмигрантов из России. Более скромный вариант уехать в Евросоюз — три Балтийские республики. Например, в 2010 году в Латвии были приняты поправки к законодательству, позволяющие получить вид на жительство в стране для иностранцев, купивших недвижимость на сумму свыше 100 тыс. латов (Ђ141 тыс.) в Риге или 50 тыс. латов (Ђ70,5 тыс.) за пределами столицы. За год, прошедший с момента принятия закона, за видом на жительство к властям Латвии обратились 633 россиян. Не менее популярным становится и переезд в страны, готовящиеся стать членами Евросоюза. Главный объект интереса россиян — Черногория. Многие не только рассматривают Черногорию как страну, где можно жить на пенсии, но и стараются уже сейчас переправить туда семью. В страны Северной Америки отправились 16% уехавших в прошлом году из России. Самый простой способ перебраться в США — получить вид на жительство (грин-карт). В кризисный год визы с правом долгосрочного пребывания и работы получили 3740 граждан РФ, в 2009 году — 3833, а в 2010 — сразу 4022.
Рисунок 1 - Страны, в которые Россияне чаще всего выезжают на ПМЖ в 2000-2010 годах.

Несмотря на привлекательность Запада, текущие экономические проблемы в Америке и Евросоюзе (безработица в США уже превышает 9%) заставляют молодых россиян все чаще смотреть в другую сторону — в Азию. Активные молодые профессионалы из Сибири и с Дальнего Востока, устремились в Китай. Достоверной статистики, показывающей, сколько русских сейчас живет в КНР, нет: официально на ПМЖ туда почти никто не выезжает. Однако в крупных китайских городах уже существуют большие диаспоры [15, с. 4-5].

Наши бывшие соотечественники на данный момент работают и проживают на всех континентах и практически во всех странах мира.

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики [2, c. 32].
2. Анализ эмиграционных ориентаций студентов на страны зарубежья

Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального развития общества. В России сегодня дорого учиться, дорого быть здоровым, дорого иметь детей, дорого, дорого жить. Среди молодежи особенно заметно социальное расслоение, каждый второй студент не уверен, что будет востребован в своей стране. Система государственного капитализма, которая образовалась в России, исключает социальный лифт для молодых образованных людей. Молодые не могут прогнозировать свою жизнь.

Из этого можно сделать вывод, что российской молодежи не выгодно работать и развиваться в своей стране, т.к. в ее сознании уже заложено то, что Россия - отсталая страна и в ней нет путей для реализации новых, принципиально отличающихся от устаревших идей [9, c. 32].

Современная молодежь ищет новые пути для того, чтобы обеспечить себе достойное будущее, успешное развитие. Главным образом этим путем становится эмиграция за границу. В сознании российской молодежи закладывается четкое представление, что страны зарубежья являются гарантом стабильности и процветания. Поэтому российская молодежь все чаще прибегает к этому пути. Выделяют несколько потоков трудовой миграции российской молодежи:

  1. выезд на постоянное место жительство с выходом на рынок труда;

  2. выезд на работу за рубеж на короткие периоды времени (например, поездки студентов на летних каникулах для работы за границей);

  3. выезд на учебу при одновременном устройстве на работу;

  4. выезд на стажировку с одновременной работой по найму [17, c. 36]

Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%). Об этом пишет газета «Ведомости» [33]. Например, среди городской молодежи (опрос 2006 г.) на вопрос: «Хотели бы вы уехать за границу?» — ответили «да» 48% (но навсегда из России — лишь 23%). На май 2011 г. соответствующие цифры выглядят следующим образом: «На время, поработать» подумывают 59% молодых респондентов, «уехать учиться» — те же 48%, «навсегда» — 28% [22].

Каковы же эмиграционные установки современной российской молодежи и насколько на них влияет работа за рубежом? Чтобы ответить на этот вопрос на базе Курского Государственного Университета в 2012 году был организован социологический опрос в форме анкетирования студентов 3 курса, которые попытались обозначить некоторые причины миграции молодежи. В общей сложности было опрошено 19 студентов группы управления персоналом. Анкета представляла собой список из 10 вопросов открытого типа. Форма анкеты представлена в Приложении 2.

Первый вопрос раскрывал те обстоятельства, по которым бы студенты уехали за границу. Это, прежде всего, стремление к экономическому благополучию. Данное обстоятельство было и остается главной причиной массовых устойчивых миграционных потоков молодежи. Эту причину назвало 57% респондентов. Значительная часть молодых людей готова эмигрировать, но только при условии наличия хорошо оплачиваемой работы, так ответило 36% опрашиваемых. Это высокие эмиграционные установки, которые носят взвешенный и осмысленный характер, т.е. у молодежи сложилось такое мнение, что эмигрировать нужно не любой ценой, а при наличии базы с которой можно начать. А 31% респондентов готовы покинуть страну, только если российская экономика придет в упадок, повысится безработица и резко понизится уровень жизни населения. При любом раскладе из России хотят эмигрировать 15 % анкетируемых. Опрошенные называли семейные обстоятельства – 15% и личные – 5% причины эмиграции за границу, связанные с переездом семьи, наличие за рубежом друзей и знание иностранного языка в совершенстве для переезда.

Таким образом, исследование показало, что эмиграционные установки, прежде всего, связаны с экономической ситуацией в России, но респонденты в большинстве своем настроены не покидать свою страну.
В следующем вопросе мы попытались выявить наиболее привлекательные страны для молодых людей. При всей широте географии, чаще других называют страны, показанные на диаграмме (рисунок 2).
Рисунок 2 - В какие страны вы предпочли бы выехать.

Проанализировав диаграмму, наиболее предпочтительной оказалась Англия, США среди студентов занимает второе место, третье делит Франция и Германия. Эти страны считаются наиболее развитыми. Германия сегодня – это экономически развитое государство, лидер в определенных отраслях производства. Там, где высокий уровень жизни, и зарплаты большие, поэтому многие люди пытаются иммигрировать в Германию, чтобы улучшить свое материальное состояние. Соединенные Штаты представляют собой сильное и большое государство, дающее для своих жителей ряд преимуществ: безвизовый въезд в другие страны, развитие бизнеса, обучение в самых престижных Вузах, множество социальных льгот и работу с высокой зарплатой [27] Этим и привлекательны развитые страны, которые в свою очередь создают ограничения для въезда эмигрантов. Сложность иммиграции во Францию – это легально получить рабочую или другую визу в эту страну. В Германии с 1973 года действует запрет на трудоустройство иностранных граждан [29]. Самый удачный вариант это отправиться за границу по образовательной программе и по окончанию есть возможность получить вид на жительство.

Анализируя следующие ответы на представленные в анкете вопросы, выясним какие же преимущества, по мнению студентов, имеет работа за границей и что больше всего привлекает российскую молодежь? Чем, по их мнению, отличаются люди за рубежом от таких же в России? В какой сфере молодежь желает работать? Сходятся ли представления об обеспеченной и стабильной зарубежной жизнью с реальной ситуацией за границей. Данные представлены в виде таблиц и диаграмм, для более удобного анализа результатов.

Работа за рубежом привлекает многочисленных студентов ищущих новых впечатлений, желающих получить опыт работы за границей и одновременно улучшить свое материальное положение. Высокая заработная плата наиболее всего привлекает опрошенных студентов в зарубежных компаниях это видно на диаграмме (Приложения 3). Далее по привлекательности следуют более благоприятные условия работы и хорошее отношения к работнику так ответило 11% опрошенных. Получение социальных гарантий за рубежом, по мнению респондентов, является немало важным фактором, так считает 8%. Также отмечалось преимуществом ознакомление с культурой и менталитетом стран зарубежья 5 % назвали этот аспект, 5% отвечающих отметили заманчивым быстрый карьерный рост. Развитие собственного бизнеса за рубежом привлекает всего 3% студентов.

Достаточно большой список плюсов работы за рубежом, но в России зарекомендовавшие себя фирмы тоже предлагают ряд преимуществ, которые удовлетворили бы потребности российской молодежи, в том числе высокая заработная плата, карьерный рост, удобный график работы, социальные гарантии, но не весь список преимуществ работы за рубежом, указанные респондентами, возможно осуществить в России. На вопрос что из того, что привлекает в работе за границей опрашиваемых студентов, они не смогли бы реализовать в России, были даны различные варианты ответов, представленные на диаграмме (рисунок 3).



Рисунок 3 – Какие из преимуществ работы за рубежом нельзя реализовать в России.

По мнению респондентов сложнее всего в России получать достойную заработную плату. На втором месте трудности в поиске достойной работы. Следующим пунктом анкетируемые называют быстрый карьерный рост за границей и изучение иностранного языка студенты считают недоступным в России. Проанализировав зарубежный рынок можно отметить, что в действительности заработная плата стран зарубежья на порядок выше. На диаграмме приведены данным исследования «Банк.ru»: заработная плата (рисунок 4).

Рисунок 4 - Средние заработные платы в мире, доллары

Отметим, что средняя ежемесячная заработная плата (до вычета налогов) в США самая высокая и составляет около 4 тыс. 384 долларов. В Германии в среднем получают около 3 тыс. 193 доллара (2406 евро) [24]. Карьерный рост в странах зарубежья, по мнению российских соискателей, является поэтапным и достаточно медленным (в то время как в отечественном бизнесе случаи быстрого подъема по карьерной лестнице не такая уж редкость) [35], но по большому счету карьерный успех зависит от навыков и личных качеств сотрудника: от амбиций, способности интеграции в другой стране и чужой культуре и знания иностранного языка для выстраивания коммуникаций в коллективе. Что же касается пенсий за границей в Германии средняя государственная пенсия составляет 950 евро (38 000 рублей), Канада 500 долларов (15 000 рублей) [18, c. 9]. Средний размер социальной пенсии в России после повышения составляет 5,9 тыс. рублей [34]. Очевидно, что пенсии в России намного ниже, чем в странах зарубежья и поэтому вполне справедливы ответы респондентов, что реализовать достойную старость в нашей стране достаточно проблематично. Приведенные ответы студентов на наш взгляд в некотором роде субъективны, так как частично ошибочно отражают ситуацию как в России, так и за рубежом. Реальную сложность реализации по ответам респондентов в России представляет получение зарубежного опыта и обеспечение достойной старости.

За рубежных странах не только зарплаты и пенсии отличаются от российских, но и люди отличаются от людей в нашей стране. Какие различия выделяют опрашиваемые студенты в работниках и руководителях стран зарубежья от таких же руководителей и работников в России представлены на рисунке 5.


Рисунок 5 – Отличия руководителей и работников за рубежом

Далее рассмотрим предпочтения по сферам деятельности. Студентам предложили ответить на вопрос, если бы вы искали работу за рубежом, какую сферу деятельности вы бы выбрали? Результаты отображены в таблице 1.

Таблица 1 - Сферы деятельности за рубежом

Сферы деятельности

Количество студентов

Количество студентов, %

Сфера управления

10

52%

IT-сфера

1

5%

Сфера обслуживания

2

10%

Экономика, бухгалтерский учет

1

5%

Торговля

2

10%

Предпринимательство

3

15%


Из таблицы видно, что большая часть студентов хотели бы работать в сфере управления, обосновывая это тем, что получают специальность в данной области и намерены искать работу по специальности и за рубежом в том числе. Всего 15 % хотели бы открыть за границей свое дело. Еще 10% процентов посвятили бы себя торговле и сфере обслуживания и 5% от опрошенных видят себя работниками IT - сферы и работниками сферы экономики и бухгалтерского учета. По данным Федеральной миграционной службы, из 37 тысяч уехавших за границу с начала этого года почти 7 тысяч трудоустроились в сфере услуг и отдыха. Почти 28 тысяч человек занимаются коммерческой деятельностью, которая почти в 60% случаев ограничивается мелкооптовой торговлей. Наши соотечественники в Соединенных Штатах заняты в основном в сфере услуг, как правило, работают барменами в недорогих заведениях. Средний заработок бармена – 1800 долларов. Большинство русских в Германии работают парикмахерами, продавцами. Люди со специальностью и легальными документами трудятся на заводах монтажниками, ремонтниками. Выручка, например, парикмахера – 1400 евро. Как ни странно, но в туманном Альбионе ценятся няни с российскими паспортами. Как правило, это молодые женщины с отличным знанием английского языка и дипломом престижного московского вуза, 3700 евро — на эту сумму может рассчитывать няня с опытом. Франция — одна из немногих стран Европы, в которой россияне очень часто встречаются на низовых позициях в офисах крупных компаний. Ценят их за работоспособность и лояльность компании-работодателю, 1500 -евро может получать начинающий клерк [16, c. 4-5].

Получить работу за рубежом затруднительно, для этого не достаточно иметь диплом об образовании, необходимо еще иметь определенные навыки. Департамент Труда США\Department of Labor составил список десяти навыков, которые пользуются повышенным спросом у работодателей:

  1. Способности к решению проблем.

  2. Профессионально-технические навыки.

  3. Умение общаться с людьми.

  4. Программирование.

  5. Педагогические навыки.

  6. Наука и математика.

  7. Управление деньгами.

  8. Информационный менеджмент.

  9. Знание иностранного языка.

  10. Деловое управление [21].

Из этого списка студенты считают обязательным навыком для работы за рубежом знание иностранного языка, хорошее знание языка поможет скорее найти работу и быстрее адаптироваться. Респонденты отмечали умение общаться с людьми как немало важный навык для работы за границей. Рабочая атмосфера в организации зависит от качества отношений, сложившихся между сотрудниками и их клиентами. Навыки в информационном менеджменте и профессионально – технические навыки в век информационных технологий являются незаменимыми.

Также в анкете стоял вопрос о личных качествах, которыми должен обладать студент, стремящийся устроиться работать за границей (схеме 1).
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации