Ответы на вопросы по предмету Социальная работа - файл n1.docx

Ответы на вопросы по предмету Социальная работа
Скачать все файлы (75 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx75kb.01.02.2014 18:12скачать

n1.docx

  1   2   3   4
Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование):

- метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении вычленении) глубинной сущности процесса;

- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

- метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений;

- генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;

- конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

- системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.) и др.
Термин «диагностика» пришёл в социальную работу из медицины в результате развития социальных наук. Социальная диагностика – это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные специальные программы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

Общая схема осуществления диагностики включает ряд этапов:

· предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменений и совершенствования;

· проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, выявление нормативных параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

· проведение социальной диагностики по каждой из взятых для углублённого изучения проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

· построение выводов, на которых строится заключение.

Цели социальной диагностики определяются в соответствии с уровнем, на котором она осуществляется, и спецификой ситуации. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы выбираются методы исследования – как общенаучные, так и частные. В практике работы используются три основные группы методов:

· методы сбора информации (интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.);

· методы обработки и анализа информации (анализ проблем, факторов, вызывающих проблемы, анализ взаимного влияния факторов, сравнение и др.);

· методы определения приоритетов проблемы (ранжирование альтернатив, метод дерева целей и др.).

При организации социальной диагностики выделяются 3 этапа ее проведения:

Первый этап: - с результатами деятельности других.

- с прежними результатами нашей деятельности;

- с поставленными целями.

Второй этап: делается анализ полученных измерений.

Третий этап: интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Цель: выявить и обосновать особенности развития трудной жизненной ситуации клиента.
Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.


Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объектов социального воздействия. К важнейшим технологиям социальной работы относятся социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальное консультирование, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учёт его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удаётся осуществить адресную социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо социально защищённым группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Технология социальной работы — это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. В совокупности содержание такого цикла от возникновения задачи до ее полного решения составляет технологический процесс.
Демография и социальная работа

Демография занимается достаточно важными и интересными вопросами. Она исследует одну из самых значительных и существенных сторон жизни общества – воспроизводства поколений людей, без чего, собственно, невозможно существование самого общества. И потому демографические знания чрезвычайно важны как для понимания законов, по которым общество живёт и изменяется, так и для предвидения и планирования будущего, прежде всего того, что и в каких количествах может потребоваться людям в ближайшем или более отдалённом будущем, что и в каких количествах общество сможет произвести для того, чтобы эти потребности удовлетворить. Но не только это, разумеется; многие социальные, этнические, политические и другие проблемы напрямую связаны с населением, его численностью, структурой и их изменениями во времени.

Социологическая демография (социальная демография) – научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов. Изучение взаимосвязи между демографическими явлениями и социальными явлениями является разделом демографии. В этом случае и употребляется термин социальная демография. От собственно демографии социальная демография отличается главным образом аспектом исследований: первая изучает воспроизводство населения преимущественно на макроуровне для населения в целом или крупных его групп, вторая – в основном на микроуровне, рассматривая структуру семьи, родственные отношения, личность. Соответственно в социальной демографии основное внимание уделяется исследованию социальных норм, демографических установок, демографического поведения и его факторов.

Особый интерес представляет взаимосвязь демографии и социологии.

Социологическая демография подразделяется на социологию смертности и продолжительности жизни, социологию брака и развода и социологию рождаемости. Предмет социологии смертности и продолжительности жизни – воздействие социальных, социокультурных и социально-психологических факторов на динамику смертности и продолжительности жизни, их дифференциация в различных обществах, социальных слоях и группах, этнических и конфессиональных общностях.

Предмет социологии брака и развода – брачное (матримониальное) поведение, т. е. поведение, связанное с формированием и распадом брачных союзов. В центре внимания этого раздела социологической демографии - со-

циальные, социокультурные и социально-психологические факторы динамики брачности и разводимости, система действий и отношений индивидов или брачных пар, обусловливающих образование брачных союзов или их прекращение, механизмы брачного выбора, сохранения или разрушения брака.

Предмет социологии рождаемости – репродуктивное поведение как система действий и отношений, обусловливающих рождение определённого числа детей в семье или отказ от такового. В центре её внимания – социальные, социокультурные и социально-психологические факторы динамики рождаемости, её интенсивности.

В рамках демографии миграция выступает как экзогенная переменная, как внешний по отношению к воспроизводству населения фактор, во-первых, изменяющий численность и состав населения, и, во-вторых, влияющий на уровень и динамику рождаемости, смертности, брачности и разводимости на той или иной территории. Миграцию как социальное явление изучает особая наука – миграциология.


Социальное консультирование – это технология оказания социальной помощи путём преимущественно психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм поведения и общения. Исходя из того, что основной целью социального консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и налаживание межличностных отношений с окружающими, социальное консультирование ближе всего к социально-психологическому консультированию.

Особенность технологии консультирования заключается в том, что в результате её проведения должны быть мобилизованы внутренние ресурсы клиента, он должен взять на себя ответственность за принятое решение и его

реализацию.

В практике проведения консультационной работы используются многие психологические и педагогические приёмы и методы: наблюдение, инструктаж, информирование, убеждение, беседа, тестирование, мини-тренинги и

др.

Наиболее рапространённым методом является беседа с проведением консультационного интервью.

Пространственная организация консультирования предполагает два вида консультирования:

1. контактное;

2. дистантное.

Контактное консультирование осуществляется при личной встрече консультанта и клиента, дистантное консультирование – с помощью телефона или переписки. В рамках социальной работы можно выделить следующие виды консультирования: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, косультирование по вопросам занятости населенеия, корректирующее консультирование специалистов (супервизорство) и др.

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество как вид деятельности широко и с успехом используется во всех сферах жизнедеятельности человека: экономике, политике, при разрешении социальных конфликтов. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем — задача посреднической деятельности.

Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.

В настоящее время особенно велика потребность в услугах социального работника, что обусловлено отсутствием стабильности в обществе, причем по многим направлениям. Люди нуждаются в самых разных услугах специалистов социальной работы, и они обращаются к ним за посреднической помощью по экономическим, административным, трудовым, юридическим, бытовым и другим вопросам.

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество.

Методика посреднической деятельности

Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.


Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений.

Региональная (социально-экономическая) политика – сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием - изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

В региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования.
Любая социальная политика призвана выполнять следующие функции:

Выражение и защита интересов социальных слоев и групп общества;

Оптимальное разрешение противоречий, существующих в социальной сфере;

Управление и руководство социальными процессами, к примеру миграционными.

Социализация личности, содействие ее развитию как самостоятельного и социально активного субъекта;

Прогнозирование развития социальных процессов. В этой области возникает необходимость создания и использования социальных технологий. Поэтому необходимо развивать технологическое звено - социальных технологов (социальных работников).


В отечественном праве и социальных науках опека и попечительство понимаются в трёх смыслах:

1. способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов малолетних, несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц;

2. органы и лица, на которые возложена забота, попечительство и наблюдение;

3. забота, попечение. Этим опека отличается от обслуживания.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет

общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации