Доклад - Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста - файл n1.doc

Доклад - Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
Скачать все файлы (251 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc251kb.01.02.2014 16:29скачать

n1.doc

  1   2   3
Лампман В.Е.

Старший воспитатель

МДОУ ЦРР

«Детский сад Рябинка»

г. Белокуриха


ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом «первоначального сложения личности». В этом возрасте начинают развиваться первые «механизмы» поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия

сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» (Д.С. Лихачев 4, с. 7).

Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И.Тихеева, А.Н. Усова, Е.А. Флерина и другие).

«Устное народное творчество (перевод со староанглийского – народная мудрость) – фольклор» (3, с. 201). Но в то же время устное народное творчество можно рассматривать как педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный каждым народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств. С этой точки зрения фольклор рассматривается как основа основ воспитания детей, как универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И непросто отобрали, как сумму неких методических приемов, а облекли их в художественную форму.

Отсюда следует, что «фольклор – эта та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца), которую еще только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии, и которая кажется порой нам недоступной для всех, элитарной» (8, с. 6). Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображая новое социальное изменение. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно, фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.

Программа «Приобщение детей к русской народной культуре» разработана в Нижнем Новгороде О.Князевой и М.Маханевой. Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Программа «Наследие» разработана М.Новицкой. Цель программы – введение ребенка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющим всех людей.

Программа «Русский дом» разработана и апробирована в городе Барнауле, руководитель программы Н.А. Яковлева. Работа с детьми по программе «Русский дом» должна вестись по нескольким направлениям: развитие речи и ознакомление с окружающим, «Отечество мое», изобразительная деятельность, музыка, основы народных ремесел, физическое совершенствование и оздоровительная работа.

Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы, положенные в основу программы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость и взаимообогащение тематике. Кроме этого постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Выше перечисленные программы помогают педагогам приобщить дошкольников к истокам народной культуры, ее духовным ценностям.

Исследователями и практикой доказано, что при благоприятных педагогических условиях к семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как важнейший показатель его нравственного развития (Леонтьев А. Н., Божович Л. И., Запорожец А. В.). Программность работы ДОУ создает благоприятные условия для приобщения дошкольника к современной общественной жизни. Но одного ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с нравственными нормами поведения и отношений людей путем наблюдений, бесед, конечно, недостаточно. Только сочетание этой работы с одновременной собственной практической деятельностью детей (игровой, трудовой, деятельности общения и других) позволяет успешно решать задачу воспитания нравственного поведения ребенка. Отсюда следует, что русские народные праздники не только вызывают радостные эмоции, закрепляют знания детей об окружающем мире, но и способствуют ознакомлению дошкольников с основами народной морали, нравственности, становлению личности ребенка, формированию нравственных ценностей и осуждению зла, эгоизма, равнодушия.
Ознакомление дошкольников с основами народной морали, нравственности посредством народных праздников.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе - и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых).

Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми, внимание и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений.

Все эти задачи, как эстетического, так и нравственного воспитания нашли свое отражение в одном из компонентов народной культуры - народном празднике.

Великий русский педагог К. Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это связано с тем, что лет 70 были они как бы под запретом, так как имели «связь» с церковью?

А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров...

Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек
наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
«Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры
данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая
демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен» (15, с. 16).

Земледельческий праздник давал к тому же ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия Христианства и дошедших до наших дней.

Все праздники делились у нас на государственные, церковные, народные. Государственные не были особо желанными, а отмечались по необходимости в связи с днем восшествия на престол, коронацией царя и днями рождения царствующих особ.

Церковные праздники устраивались в память важных событий из жизни Христа и святых. Наиболее значительными были Рождество и Пасха, которые сейчас, кстати, во многих странах отмечаются и как государственные.

В основе народных праздников лежат народные поверья и обычаи. В русских деревнях на первом месте стоял праздник в честь того святого, которому посвящена деревенская часовня или приходская церковь.

В настоящее время постепенно к нам возвращаются забытые, но бережно хранимые в народе исконно-русские праздники. Все уходит и возвращается вновь на... «круги своя».

С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. Да мы и сегодня говорим: «Круглый год». Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждения от зимней спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения.

У славян новый год начинался с весны, с марта. Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и выводится от римского бога войны - Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе продолжали бытовать исконно-русские названия первого месяца весны: протальник, солнцегрей, капельник, грачевник - и отражали они природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного Солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу. В этом магическом действии с первых дней весны принимали обязательное участие дети. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами-закличками, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу. В русской народной устной словесности сохранилось множество поэтичных строк, песенок-приговорок, посвященных весне, например: «Весна-красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Ржаном колесочке!

Весна-красна! Что ты нам принесла?

Красное летечко!» (2, с.61)

Основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия -22 марта, называли его Сороки. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков, ребята закликали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!» (12, с.305) С праздником птиц связаны многие обряды и традиции. Раньше специально покупали для этого праздника птиц на базарах и выпускали на волю. Это помогало детям, да и взрослым понять необходимость делать добро братьям нашим меньшим, дать птицам возможность обрести свободу, которую они имели, пока не попали в клетки.

Второй месяц весны апрель, в народе его называли березозолом. Он наполнен праздничным днями оживления природы. Преображение природы связывали с солнцем и дождем. В апреле русские ребятишки призывали на землю дождик, манили солнечный жар: «Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошко: Посыплю горошку» (26, с. 13).

Праздники и знаменательные дни апреля - березозола связано с основным событием - пробуждением природы от зимней спячки. Этот месяц представлялся нашим предкам красной горкой, с которой Ярило солнце вкатывается в лето. Последние дни апреля по всей Руси прокатывались буйные, веселые, Ярилины игры, на оттаявших полях водили хороводы, на высоких ярах устраивали состязания, зрелищные представления. Это были веселые праздничные деньки, смысл которых - забота о пашне, подготовке к земледельческим работам.

Весенний праздничный круг включает в себя один из самых длинных праздников Вербное воскресенье. Он связан с первыми признаками пробуждения природы - с цветением вербы. Праздник не имеет постоянной даты, ибо связан с праздником Пасхи и отмечается в последнее воскресенье перед ней. Светлое Христово Воскресенье, Пасха - таково название самого торжественного, самого радостного весеннего праздника обновления и спасения мира и человека, торжества жизни и бессмертия, торжества добра и света над злом и тьмою.

Народные гуляния (качели, хороводы, игры, пляски посвященные солнцу) сохранились с древних времен.

Магические свойства приписывались крашеному пасхальному яйцу. Считалось, что с его помощью можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот.

Одним из широко распространенных пасхальных развлечений было катание яиц. Среди дошедших до наших дней известны игры: ручеек, соседи, Прорываты, Бояре. Народные игры как часть традиционной культуры, каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представление о нормах поведения конкретных взаимоотношений, в которых протекает жизнь ребенка. Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.

В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.

Весенние народные праздники посвящены рождающемуся Солнцу и прославлению его матери - великой Лады. Весенние праздники отражают время первого движения природы к таянию, пробуждение от зимней спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. Они представляют единое праздничное действие и детей, и взрослых.

Издавна год (время, годное для жизни) образно представляли на Руси в виде круга - колеса, медленно и неумолимо совершающего движение по ходу солнца. Отсюда известное словосочетание «Круглый год». Круг этот делили на две половины - зиму и лето, восклицая при встрече: «Сколько лет! Сколько зим!»

Начало лета. Березки стоят, как невесты, в шелковых нарядах с длинными косами ожидая Троицу. Троицын день или «Пятидесятница» - праздник, посвященный православному представлению о троичности Бога: Бога Отца, Бога Сына «Иисуса Христа» и Святого Духа.

Троица, как и многие православные праздники, празднуется вместе с языческим славянским праздником, посвященным началу лета, полному расцвету природы, рождению лесных и водных сил - Семихом.

На Руси пели: «Благослови Троица,

Нам венки завить,

Венок сплести» (2, с.31).

Использование цветов и зеленых ветвей имеет символическое значение. Девочки, девушки и женщины украшают березки лентами, завивают кольцами, плетут венки из гибких березовых веточек, водят вокруг принаряженной березки хороводы, устраивают девичники с совместным угощением, гадают да поют Троицкие песни. На Троицу всегда водили хороводы вокруг украшенных деревьев, пели песни. Одной из наиболее любимых песен на этом празднике, конечно, была песня «Во поле березка стояла».

В дошкольном учреждении в этот праздник с детьми можно сплести красивый венок, подбирая цветок к цветку. Плетение венка является прекрасным средством для развития художественных способностей детей, их умения видеть и создавать прекрасное. Плетение венков преображает детей. Очевидно, такое преображение, особое состояние души в эти удивительные дни празднования в честь величия красоты и цветущей природы, ощущали люди всегда.

Наши предки считали лето волшебным, сказочным временем года. Гаданье на воде с цветочными венками - характерное явление русского лета. Любимая детская и молодежная игра лета, Ярилина игра - горелки. Играли в нее до самого Ивана Купала. Как и на Пасху, основной забавой молодежи на Троицу были хороводы или качания на качелях. Иванов день был последним праздником перед началом летней страды: сенокосом и уборкой урожая. Поэтому он всегда праздновался особенно весело и был связан с множеством народных поверий, чудесных легенд и интересных поверий. Основу праздника составляло поклонение огню. Добыв трением огонь, и исполняя особые песни, в это ночь зажигали костры, гадали. Парни и девушки в праздничных нарядах водили хороводы вокруг большого костра и, взявшись за руки, попарно прыгали через него. Это, как считалось в народе, избавляет от всех зол и горя. Народное поверье говорит: тот, кто выше прыгнет через такой костер, у того и колос хлеба уродится лучше.

Иванова ночь по народному поверью считается страшной ночью, полной волшебства. Баба-Яга, колдуны, ведьмы и черти верхом на помеле летят на Лысую гору, где думают, как бы причинить людям побольше зла.

Характерной приметой Ивана Купалы - многочисленные обычаи и придания, связанные с растительным миром. Иванов день - это праздник цветов. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав. Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Говорили в старину что, кто владеет этим цветком, тому откроются все клады земли. Иванов день хранит народные традиции и по сей день. В старину 7 июля - весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоску-кручину, освобождали от сглаза. Купальские праздники очень поэтичны. И до наших дней сохранился целый ряд прекрасных купальских песен.

Иванов день хранит народные традиции и по сей день. В старину 7 июля - весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоску-кручину, освобождали от сглаза. Купальские праздники очень поэтичны. И до наших дней сохранился целый ряд прекрасных купальских песен.

Самые яркие августовские праздники - три Спаса: Спас медовый, или Спас на воде, Спас яблочный, или Спас на горе, Спас ореховый, или Спас на полотне. Все Спасы народ связывал с завершением сельских трудов, и имели общее название - Спасовки.

Летние праздники на Руси сопровождались веселыми играми, забавами, в которых принимали участие и дети, и взрослые. На Семик, Троицу, заводили хороводы с плясками, устраивали качание на качелях. Весенне-летней обрядности взлеты на качелях обязательное ритуальное действие призванное ускорить рост посевов.

Однако игры и забавы являлись не только составной частью разнообразной обрядности, они функционировали при самых "различных обстоятельствах в повседневной жизни.

Детские летние народные игры отличаются большим разнообразием. Проводятся они, как правило, на реке, на улице, в лесу, в роще, в поле. Летние народные игры очень подвижны, требуют находчивости, смекалки, дают массу навыков и умений. Подвижные игры закаляют не только тело, но и душу, приучают переносить боль от возможных падений, ушибов. Нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, особенно летом.

В народе известны летние игры: игры-ловишки, игры-прятки, игры-соревнования, игры-загадки, хороводные игры.

Летние народные праздники отражают исторически складывающиеся образы, народные обычаи, сведения о духовных явлениях, народных героях, святых и великих людях, рожденных в летние месяцы, о природных и погодных условиях, приметах, суевериях, гаданиях. Знания традиционных обрядов, преданий, заговоров, гаданий может стать незаменимым материалов для подготовки народных праздников, развлечений с детьми дошкольного возраста.

Народное прозвище сентября - листопадник, хмурень, златоцвет, вересень. В поле и огороде еще много работы: молотьба, пахота зяби, уборка картофеля... Завершились первые две трудовые недели - наступило время встречать осень, праздновать всем миром Осенины.

14 сентября - день Семена Летопроводца. В этот праздничный день полагалось «вытереть» с помощью двух дощечек «новый» огонь и с этим чистым огнем начинать засиделки, или посиделки.

21 сентября - вторые Осенины. С 21 числа считалось, что «всякому лету - аминь». Осень вступала в свои права.

27 сентября третья встреча Осени. В этот день начинались «капустницы», девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дома рубить капусту («капустинские» вечеринки длились две недели). «Вейся ли, вейся, капустка, Вейся ли, вейся, белая! Во саду ли во зеленом Гуляй, душечка родная!» (15, с.354))

Октябрь - месяц - листопад. Наступает последний осенний праздник Покров. Покров считался днём русских прях. С незапамятной глубины от лучины до неонового освещения, проходили засидки прях, беседы-посиделки женщин и девушек. Называли эти посиделки капустниками. Обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты.

Игры и забавы естественно вписывались в праздничную и повседневную жизнь русского народа в осенний период. Так, с наступлением Бабьего лета начинались осенние хороводы, которые продолжались до Покрова, до времени осенних свадеб. К Покрову заканчивались полевые работы и начинались веселые осенние ярмарки. Издавна ярмарка была не просто выставкой и торговлей, а праздником общего веселья, особенно радостным для детей и молодежи.

На ярмарках устраивались катания на каруселях, веселые состязания. Многие из них сохранились в игровом репертуаре современных детей.

Хотя ноябрь и считается осенним месяцем «листогноем», «полузимником», он является воротами зимы.

14 ноября - Кузьминки - первый зимний праздник. «Кузьминки - об осени одни поминки», «Кузьма-Демьян - кузнец кует лед на земле и на водах» (15, с.400). С Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отставать в работе от тех, кто начал ее раньше.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Осенние праздники - прекрасная школа соборного единения, например, на традиционных русских посиделках, капустниках. Они способствуют созданию душевной атмосферы, чувству оживленности, раскрепощению внутренних сил каждого участника народного действа, обряда, праздника.

В народном представлении декабрь был переломным временем года, своеобразной его вершиной в дни зимнего солнцестояния (Солнцеворота), разделяющим его на темную и светлую половины. Декабрь богат народными замечательными датами и праздниками.

7 декабря - день Екатерины-санницы. Катеринин день стал одним из любимейших народных праздников с 18 века, когда он организовывался самой императрицей Екатериной Великой. Главное действие этого дня - катание на санях. Считалось, сто все заботы и тяготы слетят с души, если промчишься с горки на санках. В Катеринин день девушки начинали гадания о своем суженном, разгар которых приходился уже на следующий месяц, на Святки. С Екатерины мужики нередко уходили в извоз. «Не всегда кормит обоз, а иногда кормит и воз» (15, с.31).

14 декабря - день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью - в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Сам покровитель этого дня народными «языковедами» на прямую связан с учением (Наум - от слова «ум»).

К концу месяца начиналась подготовка к Колядам, к празднованию зимнего Солнцеворота - 25 декабря. «Спиридон — солнцеворот». «От Спиридона солнце на лето, зима на мороз» (15, с.47). Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали заклички Солнцу. «Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали в проруби, приговаривали при этом:

«Колесо, гори, катись,

С весной красною вернись!» (15, с.48)

Начиная со дня Спиридона дети с утра до вечера пропадали на горках - катались на салазках, ледышках, старых корытах и обледенелых рогожах. В промежутках между катаниями лепили из снега бабу, взявшись за руки, ходили вокруг нее и пели хороводы.

Из многих забытых и полузабытых праздников на Руси, пожалуй, самым шумным и веселым были Святки. В этом празднике причудливо переплелись и смешались языческая старина, и христианская обрядность, и мотивы евангельских легенд. На Святках по всей России «дым стоял коромыслом» от безудержного веселья, катания на тройках, песен, плясок, вкусных угощений. В это время устраивались маскарады, розыгрыши, колядования, гадания. А еще любили наши предки баловаться, шалить. Считалось, что «баловство в Святки давало выход накопленным за год отрицательным эмоциям...» (4, с.62) Любимым святочным развлечением были гадания.

Существует еще один полузимний-полувесенний праздник - масленица. Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети веселились катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках, и, конечно, объедались блинами. Масленица - праздник встречи Солнца и Весны. Праздник Масленица был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» (4, с.74) . Праздник масленицы отмечали с той целью, чтобы поблагодарить зиму за все хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая прихода весны.

Зимние праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. Известно много игр и развлечений на снегу, на льду, в которых принимали дети разного возраста. Одно из любимых зимних развлечений - катание на санках с естественных снежных гор. В старину во время Святок, в новогодний праздник, на Масленицу в этом развлечении участвовали все - от мала до велика. В лесистых губерниях России была когда-то распространена народная забава «катание по шестам». На склоне горы укладывались под уклон параллельно друг другу на расстоянии около одного метра два равных, гладко обструганных шеста длинной 15-20 метров. Шесты поливали в мороз водой, чтобы они стали скользкими. Заливали и хорошо раскатывали площадку, по которой катились съехавшие по шестам. И, конечно, одно из самых любимых развлечений детей - игры в снежки-колючки. Зимние дни очень коротки и времени прогулок не хватает для детских игр. Издавна повелось, что в морозные дни или в длинные зимние вечера дети играли дома, придумывая подходящие для этого игры. Как правило, это были игры-шутки, игры-загадки, игры-прядки, которые не требовали большого физического напряжения, но развивали память, внимание, сообразительность, быстроту реакции и в то же время веселили всех участников, создавали хорошее настроение. Эти игры широко использовались на посиделках.

Итак, праздничный круг замкнулся. «О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада» (26, с.4). Традиционно каждый годовой праздник - это соборная, то есть общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводства в символической форме тех реальных действий, которые исподволь подготавливают в игровой форме к взрослой жизни. «Праздник, являясь традиционным элементом традиционной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции» (2, с. 13). Он связан с трудовой деятельностью человека, сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Если говорить о детском народном празднике в настоящее время, то можно сделать следующее заключение, что праздник есть синтез искусств, соединяющий в себе развитие речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков. Нравственное воспитание является стержневым моментом народных праздников. Одной из целей нравственного воспитания будет знакомство ребенка с традиционными основами народной морали, нравственности, в том числе и с христианской, воспитание на силе положительных приемов, какими полна наша история. Перед педагогом стоит задача прививать ребенку понятия чести, долга, сотрудничества, любви.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации