Методика расследования дорожно-транспортных происшествий - файл n1.doc

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий
Скачать все файлы (213 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc213kb.01.02.2014 16:14скачать

n1.doc

  1   2   3



МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЙ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Общие положения
В Республике Беларусь обеспечение безопасности дорожного движения – одна из острых и актуальных проблем, связанных с интенсивным развитием автомобильного транспорта, недостаточно усовершенствованными дорожными условиями, на фоне которых ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гибнут и получают различные телесные повреждения тысячи людей, наносится большой экономический ущерб.

В системе мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, существенное значение имеют меры уголовно-правового характера – быстрое и квалифицированное расследование ДТП, справедливое наказание виновных в их совершении лиц.

Для успешного решения указанных задач необходимо широко внедрять в следственную практику достижения науки и техники, эффективно использовать возможности различного рода экспертных исследований и накопленный за последние годы опыт следователей и дознавателей, специализирующихся на расследовании уголовных дел данной категории.

Производство предварительного расследования и дознания по делам о ДТП требует определенных навыков, глубокого анализа собранных доказательств в силу специфичности этого вида расследования, вызванной особыми условиями, в которых устанавливаются все элементы развития механизма дорожно-транспортных происшествий.

Своеобразие и сложность расследования дел о ДТП обусловлена скоротечностью и внезапностью события происшествия, неукоснительным соблюдением наработанной и апробированной практикой методики проведения различных следственных действий. Одно из основных требований, предъявляемых к следователю, дознавателю - это умение в совершенстве владеть методикой определения исходных данных, необходимых для успешного и качественного расследования и принятия законного решения по делу.

Важным инструментом в руках органов дознания, следствия и суда является автотехническая экспертиза. Она способствует установлению состояния причастных к дорожно-транспортному происшествию элементов системы «среда-дорога-автомобиль-водитель», связей в системе между ними, нарушение которых послужило причиной ДТП или способствовало его совершению.

К числу наиболее распространенных недостатков в практике назначения автотехнической экспертизы следует отнести неполноту и недоброкачественность материалов, представляемых для экспертного исследования. В большинстве случаев это объясняется неквалифицированным осмотром мест ДТП и транспортных средств работниками соответствующих служб ОВД, упрощенным составлением первичных документов о дорожном происшествии (без должного внимания к следам и вещественным доказательствам), а также методически неправильным определением данных, устанавливаемых следственными экспериментами.
Осмотр места дтп
Задачи осмотра места ДТП – первостепенного процессуального действия имеют свои особенности, которые вытекают из самого характера ДТП и специфичности его объектов.

Результаты осмотра дают возможность наметить ряд версий о причинах происшествия, дальнейшая разработка которых приводит к установлению истины по делу.

Как отмечалось выше, дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена от транспортных средств, а следы на месте происшествия быстро уничтожаются либо проходящим транспортом, либо в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. В этой связи результаты и качество расследования во многом зависят от своевременного выезда следователя, дознавателя на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

Практика показывает, что преобладающее количество информации, использование которой в конечном итоге позволяет принять законное решение по делу, содержится на месте ДТП и утрата какой-либо ее части, как правило, приводит к необходимости проведения дополнительных следственных действий, к увеличению сроков расследования, а в некоторых случаях и к невозможности установить виновного.

Спустя непродолжительное время участники осмотра, даже те, кто непосредственно производили фиксацию расположения объектов путем соответствующих измерений, не могут достаточно точно указать первоначальные места, которые те занимали во время осмотра (транспортные средства, следы, осыпи и т.д.). А неизбежные ошибки при повторных выездах на место происшествия могут привести к неправильным выводам о степени виновности участников ДТП.

Следует также учитывать специфичность осмотра места дорожно-транспортного происшествия, для которого характерны скоротечность изменения обстановки места ДТП, необходимость проведения его в любых, зачастую неблагоприятных условиях (атмосферные осадки сильной интенсивности, темное время суток
и т.д.), поэтому лицо, производящее осмотр, должно быть наделено организаторскими способностями, обладать высокой психологической стойкостью не только к событию происшествия, но и резко меняющейся ситуации.

При проведении осмотра не следует поддаваться обманчивому впечатлению, будто случившееся и его причины, в связи с их кажущейся очевидностью, ясны и поэтому нет необходимости в подробной фиксации всех объектов на месте ДТП, что достаточно обозначить некоторые узловые моменты для подтверждения очевидности случившегося.

Практика исследования многочисленных обстоятельств ДТП показывает, что поспешный вывод производившего осмотр лица об очевидности виновности одного из участников происшествия после экспертного анализа с учетом мест расположения иных объектов, не принятых во внимание этим лицом, может быть существенно скорректирован либо вообще измениться на противоположный.

Поэтому следует принимать за аксиому то, что на месте ДТП нет объектов главных и второстепенных, все объекты необходимо расценивать как главные, а истинная значимость их определяется при окончательном рассмотрении дела.

И наконец, непременным условием, определяющим качество осмотра, является возможность полного моделирования (восстановления) обстановки места ДТП, зафиксированной в протоколе осмотра и схемах к нему.

Специфика места дорожно-транспортного происшествия определяет и тактику проведения его осмотра.

Первоначально следует фиксировать те объекты, которые необходимо убрать с дороги для того, чтобы обеспечить движение транспорта (транспортное средство, выпавший груз, отделившиеся детали транспортных средств и т.д.), объекты, положение которых может видоизмениться после возобновления движения (осыпь грунта, стекла, потеки жидкостей и т.д.), а также следы перемещения транспортных средств и иных объектов (следы колес, царапин и т.д.). После этого фиксируются объекты обстановки, сохраняющиеся длительное время (элементы дороги и их размеры, конфигурация перекрестков, расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и т.д.).

Прежде чем приступить к осмотру, следователь, дознаватель, как лицо, руководящее следственно-оперативной группой, должен:

- выяснить у оперативного дежурного ОВД обстоятельства и вид происшествия (наезд на пешехода или иное препятствие, столкновение транспортных средств, выезд на пределы проезжей части) с тем, чтобы определить состав СОГ, специалистов каких областей специальных познаний следует привлечь к осмотру (судебный медик, автотехник и т.д.);

- выяснить, всем ли пострадавшим оказана помощь, приняты ли меры по сохранению следовой обстановки места происшествия и по установлению очевидцев;

- по прибытии на место ДТП необходимо убедиться, всем ли пострадавшим оказана помощь, и принять меры по обеспечению безопасности участников осмотра. В каждом конкретном случае эти меры могут быть различными (установка ограждений, знаков и т.п.). Все участники осмотра должны быть четко организованы перед началом осмотра;

- принять меры по установлению личностей погибших, пострадавших и по оповещению их родственников о случившемся;

- перед началом осмотра его участникам должны быть разъяснены их права и обязанности, а также право делать замечания, которые, по их мнению, должны быть внесены в протокол осмотра;

- необходимо также предварительно определить границы зоны осмотра, куда должны быть включены участки, прилегающие непосредственно к месту ДТП, с таким расчетом, чтобы в них вошли, и впоследствии были зафиксированы в протоколе осмотра и на схемах к нему объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития и завершения ДТП. Это объекты, ограничивающие обзорность (здания, сооружения, заборы, придорожные насаждения, стоящие транспортные средства и т.п.), препятствия, которые могли вынудить участников дорожного движения изменить скорость и направление движения (например, дефекты на дороге), технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, указатели, дорожные знаки). Зона действия некоторых знаков может иметь значительную протяженность, поэтому следует особо отметить, в зоне действия каких знаков произошло ДТП.
Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат, относительно осей которой измеряются расстояния до характерных точек фиксируемого объекта. В качестве одной из осей координат могут быть использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная (без повреждений) кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющая ее продолжением.

Необходимо иметь в виду, что привязка фиксируемых объектов должна быть осуществлена к долговременным объектам (километровые знаки, архитектурные сооружения). Не следует использовать для этих целей дорожные знаки, дислокация которых может быть изменена, деревья и др. подобные объекты.

Вместе с тем на месте ДТП не всегда имеется четкая линия, образованная, например, бордюрным камнем. Кромки проезжей части во многих случаях покрыты грунтом обочины и четкая граница между ними не просматривается. Что же касается других типов дорог (гравийные, проселочные и т.п.), то они вообще не имеют четких границ, от которых можно было бы измерить точные расстояния до объектов дорожно-транспортной обстановки. Схожие условия характерны для зимнего времени, когда граница проезжей части не просматривается под слоем снега, наледи. В этих случаях необходимо в процессе измерений условно обозначить линию, от которой они будут производиться (в дальнейшем она будет именоваться базовой). Базовая линия проводится между двумя хорошо заметными объектами. Очень удобно обозначать ее на местности, натянув между выбранными объектами веревку, а еще лучше – полотно достаточно длинной рулетки. Время, затраченное на осмотр и измерения, значительно сократится, если набор измерительных и вспомогательных приспособлений будет состоять из рулеток различной длины, прочной бечевки длиной 40-50м. Базовая линия должна быть обозначена как можно ближе к фиксируемым объектам, поскольку при многократных измерениях расстояний от базовой линии, расположенной вдали от объектов дорожной обстановки, трудно контролировать перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии. Перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии является одним из непременных условий точности измерений.

К параметрам дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре места ДТП, относятся:

- ширина проезжей части и обочин;

- характеристика поверхности проезжей части;

- повреждения проезжей части и обочин (неровности, выбоины и т.д.);

- конфигурация перекрестков;

- размещение дорожных знаков и разметки;

- видимость и обзорность дороги;

- величина подъемов (спусков), поперечного уклона, глубина кюветов, радиусы закруглений;

- дорожные сооружения, придорожная полоса (кюветы, откосы).

Измерение ширины проезжей части в пределах, например, населенного пункта в большинстве случаев не вызывает затруднений, поскольку она ограничена четкими линиями бордюров.

При отсутствии бордюров либо в зимних условиях, когда проезжая часть находится под снегом, за ширину проезжей части принимается ее часть, не покрытая снегом. Если снег по краям открытой проезжей части укатан транспортными средствами, то в ширину проезжей части следует включать как открытую проезжую часть, так и участки по краям (либо по одному краю), укатанные транспортом.

Если проезжая часть полностью покрыта снегом, то за ее ширину принимается часть, где снег укатан колесами транспортных средств.

При наличии колеи, образовавшейся в результате движения транспортных средств, следует указать ширину каждой из них, глубину и особенности промежутков между ними, характер границы с проезжей частью (пологая, крутая).

В летних условиях, если края проезжей части занесены грунтом обочин, за ширину ее принимается часть, не занесенная грунтом. Однако в этом случае помимо размеров незанесенной проезжей части следует особо отметить пределы занесенных ее сторон, которые могут быть использованы для безопасного движения транспорта с той же скоростью, с которой можно осуществлять движение непосредственно по проезжей части. Эти размеры, которые естественно, будут превышать размеры видимой проезжей части, должны быть указаны на схеме. Для достижения большей объективности простановка этих и других размеров должна согласовываться с участниками осмотра.

Следы на месте ДТП можно подразделить на следующие:

- следы колес ТС (следы качения, торможения, скольжения с заносом и др.);

- следы (точечные и линейные) деталей ТС на преградах, дорожном покрытии, с которыми они взаимодействовали во время ДТП;

- следы отделившихся от ТС деталей, частей, а также различного рода веществ (осыпи стекла, полимерных материалов, сыпучий груз, потеки технологических жидкостей);

- следы от пострадавших;

- следы на ТС.

Важную роль в уяснении развития механизма дорожно-транспортной ситуации играют повреждения дорожного покрытия после совершенного ДТП.

Транспортное средство, взаимодействуя с различными объектами в процессе ДТП, оставляет на них поверхностные и вдавленные (точечные и динамические) следы. Исследование этих следов позволяет решать идентификационные и ряд диагностических задач, что дает возможность уточнить место контактирования объекта с ТС и направление его движения не только после, но и до такого взаимодействия.

Этот вид следов может быть сгруппирован следующим образом:

- царапины, наслоения, трассы, потертости на проезжей части дороги, образующиеся поврежденными частями ТС (тяги, рычаги и т.п.);

- повреждения дорожного покрытия при столкновении. Следы, возникающие во время столкновения, обычно короткие, но порой глубокие из-за развивающихся при соударении усилий. Иногда части транспортного средства отрываются при ударе и углубляются в покрытие дороги. Особенно это характерно при встречном либо боковом столкновении транспортных средств. По таким выбоинам зачастую может быть идентифицировано конкретное транспортное средство, а иногда они дают единственную возможность для определения точного месторасположения транспортного средства в момент удара;

- царапины, трассы, оставленные диском колеса ТС при повреждении шины и движении его на шине с недостаточным давлением;

- царапины, наслоения лакокрасочного покрытия, образующиеся при опрокидывании ТС.

Царапины как следы очень важны для определения положения ТС во время столкновения и особенно его перемещения после столкновения. Однако следует учитывать, что подобные следы могут появиться и при удалении поврежденных транспортных средств с места аварии. Их можно исключить из рассмотрения, опросив при необходимости лиц, управляющих послеаварийной эвакуируемой техникой. Обязательным условием эвакуации поврежденного транспорта является доставка его с места ДТП с полной погрузкой на другое транспортное средство-эвакуатор. Это делается для того, чтобы исключить образование дополнительных повреждений, как на месте происшествия, так и на самом поврежденном транспорте.

Тщательное изучение и сопоставление повреждений и материала покрытия с состоянием кузова и наоборот, можно использовать для определения не только пути перемещения транспортного средства, но и взаимного положения транспортных средств относительно друг друга и границ проезжей части.

Важное значение для расследования ДТП имеют следы в виде отделившихся от ТС частиц (ЛКП, стекол, почвы или грунта при ударе в момент наезда или столкновения). Качественная фиксация таких следов с указанием размерных характеристик, четкой их привязкой к ориентирам позволяет определить место контакта транспортного средства с препятствием, траекторию движения ТС после контактирования, а зачастую путем автотехнических расчетов установить скорость транспортного средства (при наезде на пешеходов, животных).

При наездах на людей на проезжей части с твердым дорожным покрытием могут образоваться следы от подошвенных частей обуви пешеходов, некоторые хорошо обнаруживаются на снегу и мягких грунтах. Следы обуви достаточно точно указывают на место наезда и направление приложенной силы. Вместе с тем, необходимо учесть, что подобные следы, из-за того, что они могут находиться на некотором расстоянии от места обнаружения других следов наезда, а также в связи с невозможностью их обнаружить в условиях темного времени суток, крайне редко фиксируются. Необходимо также обращать внимание на следы волочения тела пешехода (следы крови, мозгового вещества, отслоения пыли, грязи), отброшенные личные вещи потерпевшего (сумка, головной убор и т.д.). В таких случаях производится изъятие одежды, обуви, на поверхности которых могут остаться следы контакта с транспортным средством (повреждения ткани, вкрапления в одежду частиц ЛКП, микрочастиц (осколков) стекол, горюче-смазочных материалов, резины, отпечатки колес, облицовки, декоративных и других деталей передней части ТС.

Случаются ошибки, когда место наезда на пешехода устанавливается по расположению значительных пятен крови на проезжей части. Данное пятно, как правило, образовывается не в месте первичного контакта человека и автомобиля, поскольку тело пешехода после совершенного на него наезда отбрасывается на некоторое расстояние по ходу инерционного движения ТС. Кроме того, до прибытия СОГ на место происшествия перемещение пешехода в другое место после его падения на дорогу может иметь место в момент оказания ему помощи посторонними людьми, медицинскими работниками и по иным причинам.

Особой группой в расследовании дел указанной категории отстоят дорожно-транспортные происшествия в случаях, когда водитель транспортного средства скрылся с места ДТП, и в случаях, когда необходимо установить, кто из числа лиц, находившихся в салоне, управлял транспортным средством.

В таких случаях, как и при других ДТП, объекты следовой информации фиксируются, упаковываются, изымаются и хранятся в условиях неукоснительного соблюдения криминалистических требований работы с вещественными доказательствами.

Для названной выше группы дорожно-транспортных ситуаций характерно проведение комплексных исследований специалистами различных областей знаний.

В случаях, когда необходимо установить лицо, управлявшее транспортным средством при нахождении в салоне автомобиля нескольких лиц, особое внимание нужно уделить таким следам, как отпечатки пальцев рук, рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, следы и повреждения на различных деталях внутренней части салона (деформация рулевого колеса, приборной панели, стекол, пятна крови, микрочастицы (с этой целью тщательно исследуются одежда, чехлы сидений, ремни безопасности), волосы (исследуется обшивка крыши транспортного средства, стекла), место нахождение лиц после ДТП. При производстве комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы, изучив следы внутри автомобиля, направление действия сил на лиц, находившихся в нем на момент ДТП, а также характер и локализацию телесных повреждений, можно установить взаимное расположение лиц, которые находились в ТС в указанный выше момент.

Задачами осмотра транспортного средства являются:

- обнаружение и фиксация следов и повреждений, имеющих отношение к ДТП;

- определение технического состояния и функциональных характеристик ТС (рулевое управление, состояние шин колес, тормозная система, состояние осветительных приборов, стекол, зеркал заднего вида, положение рычагов КПП, переключателя и корректора света фар головного освещения);

- выявление неисправностей ТС, которые могли оказать влияние на дорожно-транспортное происшествие.
При расследовании уголовных дел о ДТП осмотр места происшествия проводится, как правило, до возбуждения уголовного дела, что допускается согласно ч. 2 ст. 173 УПК, и немедленно по получении информации о совершенном происшествии.

Специфика данной категории уголовных дел, как было указано выше, определяет тактику проведения осмотра места происшествия, к основным аспектам которой следует отнести:

  1. Описание места происшествия должно производиться в следующей последовательности: среда – дорога – автомобиль – водитель.

Каждый элемент этой системы подлежит тщательному исследованию, а развитие механизма конкретной дорожно-транспортной ситуации подвергается в ходе расследования комплексной оценке в совокупности характеристик всех этих элементов. Умение качественно закрепить свойства каждого элемента в отдельности, установить связи между ними и выявить нарушения этих связей, которые стали причиной или способствовали последствиям дорожно-транспортных происшествий, предусмотренным Уголовным законом – едва ли не самое основное требование, предъявляемое к специалисту в расследовании уголовных дел данной категории.

  1. Четкая и точная фиксация вещно-следовой обстановки места происшествия относительно элементов дороги (запрещается использовать во время измерений приборы, обладающие высокой степенью погрешности, такие, например, как дорожный меритель («курвиметр»), или пользоваться показаниями пробега километража на спидометре транспортного средства). Учитывая, что расстояния между исследуемыми объектами могут иметь большую протяженность, возможность погрешности значительно возрастает. Кроме этого, для осмотра места ДТП характерно большое количество измерений, зачастую на значительные расстояния, поэтому следует получаемые результаты согласовывать с участниками осмотра. При производстве фото-видеосъемки, помимо общих криминалистических правил необходимо детальные снимки конкретных объектов в обязательном случае дублировать узловыми снимками, где этот объект четко просматривается на фоне каких-либо постоянных дорожных ориентиров (линий разметки, кромки проезжей части и т.д.).

  2. Четкое распределение ролей каждого из участников осмотра.

  3. Увеличение первично установленной зоны осмотра и проведение в условиях места происшествия опытных действий (контрольное торможение, определение общей и конкретной видимости, обзорности и т.д.).

Следует иметь в виду, что проведение опытных действий позволяет избавить от необходимости проведения в дальнейшем следственных экспериментов, но только в том случае, когда они будут проведены в схожих условиях по состоянию на момент ДТП. Не во всех случаях такое возможно (изменение состояния освещенности, погодных условий, неисправность и механические повреждения транспорта, травматизм участников происшествия и т.п.). Кроме того, указанные действия очень схожи с экспериментальными и зачастую именно такой термин употребляется при составлении протоколов осмотра места происшествия, что подразумевает производство следственного эксперимента, проведение которого возможно только после возбуждения уголовного дела. А поскольку, как отмечалось выше, осмотр места ДТП проводится, как правило, до этого процессуального действия, то такое противоречие часто используется защитой подозреваемого (обвиняемого) с целью представить собранные доказательства, как добытые с нарушением норм УПК, а значит, не имеющие юридической силы. Поэтому, фактически экспериментальные действия в процессуальных документах, составленных до возбуждения уголовного дела, следует именовать опытными.

  1. Выработка в ходе исследования версий случившегося. Рабочих версий в ходе осмотра обычно возникает несколько и не следует отдавать предпочтение какой-либо одной из них, все версии важны. Однако при этом, находясь на месте происшествия, следует строго придерживаться тактических правил: нельзя оглашать выработанные версии кому бы то ни было, и требовать от работников соответствующих служб ОВД отказа от комментариев о развитии механизма ДТП посторонним лицам. Это правило следует соблюдать и на последующих этапах предварительного расследования.

  2. Необходимость проведения осмотра в темное время суток вынуждает следователя, дознавателя действовать в особых условиях, когда в темноте и даже при достаточно сильном искусственном освещении многие следы, видимые при естественном освещении, заметить крайне сложно. В таких случаях из тактических соображений практикуется проведение на месте происшествия дополнительных осмотров в светлое время суток. При этом до этого необходимо обеспечить сохранность следов (ограждение места происшествия дорожными знаками, сигнальными конусами либо выставление поста милиции). Дополнительные осмотры позволяют удостовериться в правильности проведенных ночью измерений, при необходимости уточнить (скорректировать) их, а также обнаружить новые следы: участие понятых и применение фото-видеосъемки обязательно.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации