Специфика становления культуры Древнего Египта - файл n1.rtf

Специфика становления культуры Древнего Египта
Скачать все файлы (20.8 kb.)

Доступные файлы (2):
n1.rtf121kb.12.08.2004 21:11скачать
Allbest.ru Home.html1kb.07.10.2008 18:56скачать

n1.rtf

1. Специфика становления культуры Древнего Египта.

При изучении культуры Египта необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению некоторых ее особенностей. С образованием классовых отношений она стала средством идеологического воздействия на сознание эксплуатируемых масс в целях укрепления и возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества. Пути развития египетской культуры были в значительной степени обусловлены ее постоянной зависимостью от религии, что было связано с общим сравнительно медленным развитием египетской культуры. Застойность характера древнеегипетского рабовладельческого строя объясняется тем, что основа его хозяйства – земледелие – было построено на искусственном орошении, которое требовало сохранения общины, в то же время сохранение религиозного объяснения мира препятствовало, например, объяснению явлений природы. (6).

Культура Древнего Египта в значительной степени определяется спецификой становления Египетского государства, географическими и этнографическими факторами. Поэтому, необходимо осветить историю государства Египта, прежде чем характеризовать его культурные достижения.

Историю возникновения и развития государства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжение времени – свыше 4 тысяч лет.

Египетское государство возникло на северо-востоке Африки. Основной частью его являлась долина Нила, от первых порогов до Средиземного моря, но оно включало также Аравийское нагорье на востоке (между Нилом и Красным морем) и часть Ливийского плоскогорья на западе.

Сами египтяне называли свою страну «Черная земля», подчеркивая этим плодородие ее почвы, в противоположность «Красной земле», то есть пустыне. Что касается наименования «Египет», то оно было дано этой стране греками и представляло собой искаженное поэтическое обозначение древней столицы – Мемфиса – Хетт-ка-Птах, то есть «Крепость духа (бога) Птаха». Когда европейские ледники окончательно растаяли (примерно, 12-15 тысяч лет назад), климат Северной Африки начал изменяться, и прежние степи стали все больше и больше превращаться в пустыни. Узкая долина Нила (от 4 до 20 км в ширину) расширялась лишь на самом севере, где река расходилась бесчисленными рукавами, впадавшими в Средиземное море, образуя дельту. Египет превратился в огромный оазис, сжатый с двух сторон пустынями. Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье.

Однако не надо забывать, что для того, чтобы Египет превратился в житницу древнего мира, потребовался (как и в других странах ирригационного земледелия) огромный труд многих поколений земледельческого народа.

Прочное освоение египтянами болотистой долины Нила начинается с новокаменного века (неолита), в основном в V тыс. до н. э. и продолжается в медно-каменный век (энеолит) в конце V и в IV тыс. до н. э. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли в неолитическом и энеолитическом Египте подрывало устои первобытнообщинного строя. Движимое имущество (рабы, инвентарь, скот) стало переходить в частную собственность, первоначальный матриархат стал уступать место патриархату. Большую роль начинают играть соседские отношения, складывается сельская община, появляются зачатки рабовладения. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках статуэтки людей со связанными руками и слуг, выполняющих те или иные работы (например, водоносы).

Сдвиги в социальных отношениях неизбежно вызвали переход от племенного устройства к государству. На первых порах образовалось несколько десятков номов (по-египетски – «сепатов») – мелких государственных образований. Каждый из номов представлял собой город с окрестными селениями и полями и специальным местным культом бога-покровителя (или чаще семейства богов). Стоявший во главе такой области правитель («номарх»), который превращался постепенно из вождя племени (или союза племен) в настоящего царька, распоряжался земледельческими работами (особенно ирригационными), а также военным делом и культом.

Усиливающаяся знать стремилась к созданию более прочного государственного аппарата для подавления рабов и рядовых общинников. Сперва образуется два значительных государства: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны согласно традиции осуществил царь Верхнего Египта Менес (Мина), подчинивший Нижний Египет около 3000 г. до н. э. и основавший I династию объединенной страны. Столицей стал г. Абидос. Период правления первых двух династий носит в науке название Раннего царства (ок. 3000 – 2800 гг. до н. э.). С этого времени летописцы начинают вести счет времени по годам правления царей. Раннее царство послужило вступительным этапом к длительному периоду Древнего царства (около 2800 – 2250 гг. до н. э. – время правления III- VI династий). Древнее царство характеризуется большим сплочением страны и усилением централизации. Столицей страны, начиная с царствования Джосера (родоначальника III династии – начало XXVIII в. до н. э.) становится Мемфис – могучая крепость, основанная еще Менесом на границе Нижнего и Верхнего Египта (к юго-западу от современного Каира).

Царская власть необычайно усиливается, египетский фараон («великий дом»), утрачивая функции вождя, постепенно превращается в деспота. Эти сдвиги получили идеологическое обоснование. Если в Месопотамии обожествление царей носило лишь спонтанный характер, то в Египте оно сохранялось на всем протяжении его истории.

Фараон именовался «добрым богом», сыном Ра (бога Солнца). В полном его распоряжении находились рудники и каменоломни, он руководил внешней торговлей. По приказу фараона население сгонялось на общественные работы для удовлетворения личных потребностей фараона. Фараон управлял страной с помощью огромного и сложного бюрократического аппарата. Среди рабов различались две категории: порабощенные (баку) и подвластные (хему).

Фараоны Древнего царства оставили после себя память, главным образом, как строители мощных каменных гробниц, сохранившихся свыше четырех тысячелетий, вплоть до наших дней. Они верили, что сохранение в целости их мертвых тел обеспечит им бессмертие, поэтому тратили большие средства на пышное погребение. Внешний вид каменных царских усыпальниц подавляет своей величественной простотой, внушая подданным представление о незыблемости царской власти1. К концу Древнего царства наблюдается ослабление центральной власти и усиление сепаратизма в различных номах. Процесс децентрализации все более и более усиливается, и в XXIII в. до н. э. Египет распадается на несколько самостоятельных мелких государств, ведущих междоусобные войны друг с другом. Полная политическая раздробленность Египта продолжалась около двух столетий (примерно, с середины XXIII до середины XXI столетия до н. э.). Раздробление страны вызвало большие затруднения. Связи с соседними странами нарушились, и слышатся жалобы на набеги азиатских бедуинов. Все более насущной стала необходимость нового объединения. Главный центр Древнего царства – Мемфис пришел в упадок, и правившая там VIII династия не в состоянии была возглавить борьбу за новое объединение. Зато усилились другие центры – Гераклеополь (в северной части Верхнего Египта) и Фивы (на юге страны). Между царями двух соперничающих династий (X и XI) происходит ряд военных столкновений, которые завершаются победой Фив, превратившихся в столицу объединенного Египта. С этого времени начинается период Среднего царства (около 2050 – 1750 гг. до н. э. – XI – XII династий). Рост производительных сил и расширение обмена все более и более способствуют имущественному расслоению.

Наряду со знатью выдвигаются средние слои населения – «сильные неджесы», то есть простолюдины. Это были разбогатевшие земледельцы и ремесленники, ведущие самостоятельное хозяйство и порой приобретающие рабов.

Наибольшего экономического расцвета и политического могущества достигло Среднее царство при XII династии (2000 – 1775 гг. до н. э.). Основателем ее был Аменемхет I, принявший ряд мер по укреплению единства страны. Несмотря на достигнутые успехи, фараоны XII династии не могли добиться такой степени могущества, как неограниченные властители Древнего царства.

Они не рисковали тратить большую часть государственных средств на свои личные потребности. Воздвигнутые ими пирамиды строились не из тесаного камня, а из более дешевого материала – кирпича – и дошли до нашего времени в виде бесформенных холмов.

При следующей, XIII династии вновь начинаются развал и междоусобные войны. О глубине социальных конфликтов, потрясавших страну, сообщает нам памятник художественной литературы – «Речение Ипусера». Автором его является вельможа, который повествует о восстаниях безродных людей, разгроме государственного аппарата. За народным восстанием последовало вторжение в Египет азиатов – гиксосов, пришедших из Сирии и Палестины и без особого труда покоривших Египет. Гиксосы, будучи разноплеменной ордой, восприняли язык и культуру Египта и обложили Египет данью. Господство их длилось свыше 100 лет. Представители XVII династии победили гиксосов (1580 – 1558 гг. до н. э.).

Вслед за этим событием образовывается Новое царство, которое просуществовало около пяти веков (1580 – 1085 гг. до н. э.). В это время правили XVIII, XIX и XX династии. Период Нового царства характеризуется огромными переменами во всех сферах хозяйства, связанными с широким развитием связей не только с ближайшими соседями, но и с более отдаленными странами Азии, Африки и отчасти Европы (Крито-Микенского мира). Этот период связан с имущественным расслоением населения Египта, который, в свою очередь явился следствием огромного количества завоевательных походов (Яхмос I овладел крепостью Шарухен в Палестине; Тутмос I дошел до реки Евфрат). На некоторое время устанавливается мирная политика (Тутмос II, Хатшепсут – женщина-фараон – жена Тутмоса II). Тутмос III приступил к активным завоеваниям (захват Сирии, Палестины, Митанни, часть Эфиопии). После целого ряда завоевательных войн наступил мирный период, связанный с правлением Аменхотепа III (1408 – 1372 гг. до н. э.). Оживляются дипломатические и торговые связи Египта.

Переписка с зависимыми правителями и независимыми царями азиатских стран ведется клинописью и почти всегда на аккадском языке, считавшемся в то время международным. К концу царствования Аменхотепа III влияние Египта ослабевает.

Аменхотеп IV проводит религиозную реформу, заменяет культ Амона культом Атона (солнечного диска). Создается новая столица Ахетатон («Горизонт Атона»), верховным жрецом которой становится сам фараон.

Но для такого религиозного перелома, перехода от политеизма к монотеизму в Египте не было подходящих условий и со смертью Аменхотепа IV его зять – Тутанхамон стал восстанавливать старые порядки. Последующие фараоны довели до конца реставрацию прежних порядков в стране, поставив перед собой задачу укрепления позиций Египта в Передней Азии. Вновь начинается эпоха войн (Сети I, Рамсес I, Рамсес II).

Период, следующий за Новым царством, носит название Позднего или Ливийско-Саисского (XI – VI вв. до н. э.). В начале этого периода вновь усиливаются центробежные тенденции. При последних фараонах XXII династии, а также при XXIII и XXIV династиях дробление страны достигает высшей степени. В VIII и VII вв. до н. э. несколько раз вторгались в Египет цари Куша (Эфиопии), которые стали претендовать на господство в долине Нила, а также ассирийские цари совершили три набега в долину Нила. Ассирийские и эфиопские завоеватели взаимно ослабляли друг друга. Этим воспользовались правители крупнейшего центра северного Египта – Саиса. А в VI веке до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом. В 332 году до нашей эры Египет подчинили себе македоняне во главе с Александром Македонским. С этого времени начинается процесс эллинизации Египта, его культуры. Александр Македонский был объявлен сыном бога Ра. Был установлен культ нового бога – Сараписа, который соединил в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Александрия стала культурным центром Греко-восточного мира. Следующий период связан с Римской империей, когда в 36 году до нашей эры Египет был превращен в римскую провинцию. Пестрое в этническом отношении население Египта не имело единой религии: это и солнечные культы, вера в демонов и магические силы, вера в римских богов. Много было последователей иудаистских течений и христианства, которое распространяется на территории Египта в I нашей эры. Показательно, что в первые века новой эры копты – потомки коренных жителей Египта – исповедали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранялась вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII веке принесли туда ислам.

2. Искусство Древнего Египта.

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.

а) архитектура

Выдающимися архитектурными постройками Египта, несомненно, являются пирамиды. Они являются средоточием достижений древнеегипетской науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

В пригороде Каира – Гизе – находятся 3 крупнейшие пирамиды Египта – фараона Хеопса, Хафра и Менкаура, отнесенные греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывают около 80 пирамид. Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса: ее высота 146. 6 метров, длина основания 233 метра. Она сложена из 2300000 каменных блоков, массой около 2, 5 тонн каждый. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, ее форма означала вечность, а отношение граней – Божественную Гармонию Вселенной.

В эпоху Среднего Царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего Царства был переосмыслен и усовершенствован. Пирамиды в эту эпоху строились довольно редко (в основном из кирпича, а не из камня; гораздо меньшие по размерам) и уступили место гробницам, высеченным в скале (например, храм Менхутотепа I был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы). Осуществлялось и большое городское строительство. К началу же I тысячелетия до нашей эры для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды2.

б) скульптура

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них выдвигается своей неповторимостью знаменитый большой сфинкс из Гизе. Каменный лев с головой человека, имеющей портретное сходство с фараоном Хафрой, высечен из целой скалы (длина – 57 метров, высота – 20 метров). Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощал божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчина в 40-50-летнем возрасте, женщина – в 20-25-летнем. Точно передавалось социальное положение человека. Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV век до нашей эры).

в) живопись

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона.

Это проявлялось в:

Следует отметить, что в Древнем Египте не было почвы для индивидуального творчества, так как практически все памятники искусства носили религиозно-культовое назначение, и их создание было строго охвачено кольцом канона.

Высокого уровня достигло в Древнем Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения, отделанные драгоценными камнями.

г) литература

Литература Древнего Египта представлена различными жанрами: поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания, гимны в честь богов, мифы. Наиболее древние тексты – это молитвы богам и хозяйственные записи. В мифах рассказана вся история появления богов и их жизни. Непревзойденным шедевром древней прозы является повесть «История Синухета». Следует также отметить «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д. Иногда в литературных источниках Египта звучат сомнения в истинности религиозно-мифологической картины мира, в ценности загробного существования.

В «Песне арфиста» сказано: «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им нужно, и наши сердца успокоить»(13). Однако в другом произведении выражена твердая убежденность в существовании загробного мира.

Это «Похвала Смерти». Там говорится: «время, как сон, промелькнет и «Добро пожаловать!» - скажут в Полях Заката пришельцу» (там же).

д) музыка

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - «удовольствие, наслаждение» и обладала, как полагали египтяне, лечебной силой, если инструменты были верно подобраны.

Из музыкальных инструментов бытовали: «мизмар (тип лютни), аргуль (двойной кларнет), саламийя (флейта), дарабукка и хока (барабан), рикк (бубен), кусат (тарелочки)» (8). Музыка сопровождала все обряды, массовые празднества и была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире.

Заключение.

Итак, культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Несмотря на то, что вся история египетской культуры была тесно связана с религиозно-магическими воззрениями египтян и определена классовым разделением общества, именно она впервые привлекла внимание «к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям, к такому чувству как материнство, и высоко подняла его в образе Изиды с младенцем Гором» (6).

Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV веку до нашей эры), украшают набережную Невы в Санкт-Петербурге.



1 Более подробно о назначении и конструкции пирамид будет рассказано далее.

2 Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации