Конспект занятия по формированию связной речи детей с моторной алалией на тему Осень - файл n1.docx

Конспект занятия по формированию связной речи детей с моторной алалией на тему Осень
Скачать все файлы (525.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx526kb.04.02.2014 08:45скачать

n1.docx


Конспект группового занятия по формированию связной речи детей с моторной алалией (III ур.р.р.) 4-го года обучения
Этап логопедической работы: III (формирование высказывания как основной единицы речевого действия).

Этап по методике В.К.Воробьёвой: III (формирование навыков связной описательной речи).

Тема: «Осень»

Задачи занятия:

  1. Формировать умение составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на предметно-графическую схему.

  2. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».

  3. Формировать умение подбирать антонимы к прилагательным по лексической теме «Осень».

Оборудование: схемы для составления описательного рассказа (солнце, небо, листья, деревья, птицы, животные), корзина с листьями, разноцветные листья, мяч, магнитофон.

Лексический материал: осень, букет, листья, листопад; яркое, пасмурное, хмурое, осенние, разноцветные, оранжевые, опавшие, перелетные, зимующие, дубовый, кленовый, березовый; падают, летят, светит, греет, заготавливают.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Чтение отрывка из стихотворения Е.Трутневой «Осень». Тихо звучит спокойная музыка.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

О каком времени года говорилось в стихотворении? Назовите осенние месяцы.

Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»? «золотое платье у березы на плечах»?

  1. Основная часть.

2.1. Сообщение темы.

Сегодня мы поговорим об осени. Я к вам пришла с корзинкой, а корзинка с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ об осени.

    1. Составление предложений.

(Проговаривания хором и индивидуально)

- Вот первая картинка. О чем мы будем составлять предложение? /О солнце/

Какое бывает солнце? А как солнце светит и греет осенью? /Осенью солнце светит, но греет слабо. /

- О чем сейчас будем рассказывать? /О небе/

Что можно сказать про осеннее небо? /Небо осенью серое, пасмурное, хмурое./

- Какие осенью листья на деревьях? /Желтые, красные, оранжевые/

Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?/Разноцветные/

- А что можно сказать о деревьях? /Листья с деревьев падают на землю. Листопад./

Как понимаете слово листопад? Какими становятся деревья к концу осени? /Деревья становятся голыми./

А теперь давайте вспомним все, что говорили о деревьях. /Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые./

- О ком будем говорить? /О птицах/ Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? /Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами/

- Что делают осенью животные? /Животные готовятся к зиме. Заяц и белка меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку./

2.3. Физкультминутка.

Давайте поиграем! (Ритмичные движения под тихую музыку)

Осень, мы гулять идем /Дети топают носками ног, пятки на месте/

Листья сыплются дождем, /Поднимают и опускают руки/

Под ногами шелестят /Трут ладонями друг о друга,

И шуршат, шуршат, шуршат. постепенно убыстряя темп/

2.4. Игра «Соберем букет».

Посмотрите, какой листопад! (Логопед разбрасывает листья.)

Давайте соберем листья в букет! Посмотрите на свои листья. Букет, с какими листьями? /Букет с дубовыми, березовыми, кленовыми листьями/

2.5. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду кидать мяч и говорить слово, а вы подберите к нему антоним, т.е. слово-наоборот.

Осень ранняя – поздняя,

день веселый – грустный,

день солнечный – пасмурный,

небо голубое – серое,

небо светлое – темное,

солнце яркое – тусклое.

2.6. Составление описательного рассказа по схемам.

Посмотрите, осенний ветер разбросал все картинки! Помогите мне, пожалуйста, их собрать. Расположите их в том порядке, в котором я вам их показывала.

- Внимательно посмотрите на картинки и расскажите про осень, составьте рассказ.

Предметно-графическая схема






















Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелетные птицы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Заяц и белка меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку.

  1. Итог занятия

- Дети, что вам сегодня понравилось?

- Вы все хорошо отвечали на вопросы, правильно рассказывали про осень. Я хочу подарить вам осенние листья. Дома вы их раскрасьте и расскажите родителям об осени.
Литература:

  1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2007.

2) www.ivalex.vistcom.ru/zanatia492.htm/
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации