Колесникова А.В. Планирование банковской деятельности как элемент системы управления розничным бизнесом - файл n1.doc
Колесникова А.В. Планирование банковской деятельности как элемент системы управления розничным бизнесомДоступные файлы (1):
n1.doc
Планирование банковской деятельности как элемент системы управления розничным бизнесом Колесникова А.В. Планирование банковской деятельности как элемент системы управления розничным бизнесом - "Управление в кредитной организации", N 3, май-июнь 2010 г. – 31 с.
В период экономической нестабильности катализатором выхода банковской системы из кризиса может стать развитие розничного банковского бизнеса. В статье предлагаются методологические приемы построения системы планирования - от выбора стратегии развития розничного бизнеса до построения процесса текущего управления деятельностью посредством системы финансового планирования.
Оглавление
Основные элементы стратегического планирования
Бизнес-план - детализация стратегических целей
Мероприятия, составляющие бизнес-план
Система финансового планирования как управленческая технология
От стратегии - к тактике
Альтернативность планирования
Факторы, тормозящие развитие ритейла в России
Приложение
Содержание
Основные элементы стратегического планирования 3
Бизнес-план - детализация стратегических целей 4
Стратегические цели банка 4
Мероприятия, составляющие бизнес-план 6
Система финансового планирования как управленческая технология 10
От стратегии - к тактике 10
Система планирования 11
Альтернативность планирования 12
Факторы, тормозящие развитие ритейла в России 13
Низкая капитализация 13
Значительная сегментация населения по доходам 13
Концентрация банковского капитала 14
Недоверие к банковской системе 14
Недостаток опыта и статистических данных 15
Низкоэффективная маркетинговая политика 16
Описание финансового плана 17
Роль стратегии для любой крупной компании в настоящее время трудно переоценить. В период экономической нестабильности и дефицита ликвидности у коммерческих банков все большее значение в существующих условиях высоковолатильного российского банковского рынка приобретает стратегическое ориентирование на развитие розничного направления бизнеса. Действительно, при достаточном уровне доверия к банковской системе только розничные клиенты могут обеспечить банку диверсификацию рисков и наиболее долгосрочный ресурс (имеется в виду, в частности, устойчивая часть пассивов в виде вкладов до востребования). Обратим внимание также на то, что развитие кредитования населения, в свою очередь, способствует увеличению товарооборота в стране, стимулирует производство и рост экономики. Розничный рынок отличается подвижностью и высоким уровнем конкуренции, поскольку тиражируемые розничные продукты легко копируются и запатентовать ноу-хау здесь сложно.
Основные элементы стратегического планирования
Стратегия развития розницы предполагает в общем-то только две основные стратегии: экономия на издержках или контроль качества.
Обе эти стратегии развития розницы предполагают, таким образом, более глубокую проработку текущего состояния розничного бизнеса и прогнозируемых результатов, то есть вопросов, которые решает такое направление, как бизнес-планирование деятельности.
Верхним уровнем бизнес-планирования банковской деятельности, в том числе и розничного направления, должна стать разработка стратегических целей. Стратегические цели банка могут быть сформированы по шести основным направлениям, представленным на
рис. 1.
На основании стратегических целей для составления бизнес-плана выявляются наиболее приоритетные задачи развития розничного бизнеса на ближайшие два-три года (заданный горизонт планирования).
Бизнес-план - детализация стратегических целей
Приведенные ниже основные проблемы в настоящее время не решены или недостаточно решены в большинстве российских банков, поэтому могут служить иллюстрацией детализации стратегических целей, включаемых в бизнес-план:
- децентрализованное развитие розничного бизнеса (региональный, продуктовый разрез) и, как следствие, ограничение по управляемости розницей как отдельным бизнес-направлением;
- незначительная роль маркетинга в процессе принятия управленческих решений, отсутствие качественной маркетинговой стратегии;
- отсутствие единой технологической схемы предоставления услуг, что мешает продавать в точках продаж максимально полный набор услуг, включая также и смежные услуги, такие как страхование, финансовые консультации, управление активами и т.д.;
- смешение экономических и учетных функций и, как следствие, большие объемы работ по поддержанию внутренней отчетности и контролю;
- отсутствие единого программного обеспечения и, как следствие, сложная схема обслуживания клиента;
- неэффективность точек обслуживания населения:
ограниченный режим работы точек обслуживания;
неудобство расположения рабочих мест по продаже розничных услуг;
отсутствие общих стандартов обслуживания клиентов;
- отсутствие системы мотивации продавцов, направленной на заинтересованность каждого в общем результате (прибыли) банка.