Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов - файл n1.doc

Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов
Скачать все файлы (257.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc258kb.04.02.2014 07:50скачать

n1.doc

  1   2   3


На правах рукописи
Кодинцева Наталья Михайловна

Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и

психологических особенностей студентов вузов


Специальность 19.00.07. – педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва - 2009
Работа выполнена на кафедре психологии ГОУ ВПО «Калужский

государственный университет им. К.Э. Циолковского»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Горбачева Елена Игоревна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Орлова Елена Александровна

кандидат психологических наук, профессор

Пахальян Виктор Эдуардович


Ведущая организация ГОУ ВПО «Смоленский государственный

педагогический университет»

Защита состоится 16 апреля 2009 г. в 15 часов на заседании Диссертационного

совета Д 212. 155. 06 при ГОУ ВПО «Московский государственный областной

университет» по адресу: 105055, Москва, ул.Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский

государственный областной университет» по адресу: 105055, Москва, ул. Радио,

д.10а.

Автореферат размещен на сайте www.mgou.ru

Автореферат разослан 15 марта 2009 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,
доктор педагогических наук, профессор Л.П. Крившенко


Общая характеристика работы
Актуальность исследования определена необходимостью современной высшей школой не просто обеспечивать студентам качест­вен­ное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития социальных компетентностей личности, позволяющих жить в обновленном обществе.

В этих условиях становится очевидной необходимость вузов ориентировать учебно-воспитательную деятельность на формирование и развитие у студентов компетентностей, относящихся к взаимодействию с другими людьми. Профессионально-образовательная среда должна стать инструментом социализации личности, выполняющим функции обогащения ее внутреннего мира, развития мотивационно-личностных ресурсов, направленных на повышение общей и социальной культуры.

Именно на этапе вузовского обучения наиболее активно происходит процесс развития компетентности социального взаимодействия, которую мы рассматриваем как один из видов социальных компетентностей, относящийся к компетентностям, связанным с взаимодействием с другими людьми (И.А. Зимняя).

Компетентность связывается с определенным видом деятельности. Компетентность социального взаимодействия связана с деятельностью в сфере социальных отношений и является интегральным свойством личности, обеспечивающим ее эффективное вхождение в социальный мир. Она способна помочь решению различного рода социально-психологических проблем, обеспечивает эффективную социальную адаптацию и обуславливает понимание социальных объектов в зависимости от социального опыта личности. Иными словами, это умение быть социально компетентным.

На сегод­няшний день сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление указанной проблемы:

– в зарубежной и отечественной науке сформировались подходы к определению сущности социальной компетентности (Ю.М.Жуков, И.А. Зимняя, Е.В.Коблянская, М.Д. Лаптева, Л.А. Петровская, Дж.Равен);

– выработаны концептуальные основы развития социальной компе­тентности личности профессионала (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Мар­кова, В.А.Мартынова, Ю.С. Юсупов, Н.В. Яковлева);

– накоплен опыт в исследовании отдельных личностных характеристик и психологических факторов, определяющих социальную компетентность студентов (И.А.Зимняя, О.Е. Козлова, Л.М.Эррера, Н.В.Яковлева); предпринята попытка выявления психологических условий и ограничений развития социальной компетентности как личностной характеристики в юношеском возрасте, в процессе профес­сионально-личностного самоопределения (Е.Е. Богданова, Е.Д. Бреус, Ф.Е.Василюк, В.А.Лабунская, Ю.А.Менджерицкая), а также разработаны основы классификации различных видов социальной компетентности и ее связи с профессиональной компетентностью (И.А. Зимняя, Дж.Равен, Н.В. Яковлева).

Более детального изучения требуют вопросы составляющих компетентности социального взаимодействия студентов с различными психологическими характеристиками на этапах профессионального обучения; необходимо определение уровней развития компетентности социального взаимодействия и разработка адекватных методик ее диагностики.

Это диктует необходимость целостного научного анализа проблемы развития данного вида компетентности и ее взаимосвязи с психологическими особенностями студентов в условиях вузовского обучения. В теоретическом плане – это проблема определения психологического содержания компетентности социального взаимодействия студентов, особенностей и средств ее развития. В практическом плане – разработка методики диагностики компетентности социального взаимодействия, исследование взаимосвязи уровней ее развития с психологическими характеристиками студентов и разработка рекомендаций по повышению эффективности методов развития данного рода компетентности в условиях вузовского обучения.

Теоретическая и практическая актуальность поставленных вопросов определили необходимость исследования взаимосвязи компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов.

Цель исследованияизучить взаимосвязь развития компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов в условиях вузовского обучения.

Объект исследования – компетентность социального взаимодействия студентов вузов.

Предмет исследования – взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов.

Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что компетентность социального взаимодействия на различных уровнях развития у студентов вузов может быть взаимосвязана с интеллектуальными и формально-динамическими характеристиками (уровнем общего интеллектуального развития, социального интеллекта и социальным аспектом темперамента).

Частная гипотеза: характер взаимосвязи между компетентностью социального взаимодействия и психологическими особенностями может изменяться у студентов различных специальностей.

Для проверки сформулированных гипотез определены следующие задачи исследования :

1.Провести теоретический анализ существующих подходов к изучению феномена компетентности социального взаимодействия в контексте реализации компетентностного подхода в высшем образовании с целью определения собственной исследовательской позиции, выбора методов и методик исследования.

2.Разработать модель компетентности социального взаимодействия студентов, методику ее диагностики и адаптировать возможности использования методики для студентов, обучающихся по различным специальностям.

3.Изучить особенности взаимосвязи компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов разных специальностей.

4.Разработать программу социально-психологического тренинга по развитию компетентности социального взаимодействия у студентов.

Организация и этапы исследования. Исследование проведилось в три этапа:

1 этап (теоретический, 2003-2004)был посвящен теоретическому анализу компетентности социального взаимодействия у студентов профессионального вузовского обучения, а также особенностей и методов ее развития.

На 2 этапе(эмпирическом, 2004-2006) была разработана методика диагностики компетентности социального взаимодействия (КСВ) на основе метода ситуационного тестирования и выделены три уровня развития КСВ: непродуктивный, нормативный или стереотипный и творческий.

На 3 этапе (экспериментально-обобщающем, 2006-2008) экспериментально изучалась взаимосвязь специальности обучения студентов, их интеллектуальных и формально-динамических характеристик (социально-развивающий компонент и профессиональная направленность образования, общее интеллектуальное развитие, социальный интеллект и социальный аспект темперамента) и компетентности социального взаимодействия студентов.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие диагностические процедуры: «Культурно-свободный тест на интеллектуальное развитие» Р. Кеттела (СFIT), российский вариант адаптации методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена под редакцией Е.С. Михайловой, опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ), методика измерения профессиональной мотивации К. Замфира в модификации А. Реана, а также авторские диагностические процедуры: методика диагностики компетентности социального взаимодействия на основе метода ситуационного тестирования (Опросник КСВ- 2 параллельные формы, анкета самооценки ресурсов социального взаимодействия, анкета оценки степени осознанности карьерных ожиданий студентов, экспертный опросник эффективности социального взаимодействия и тренинг по развитию КСВ.

Для установления соотношения уровня развития КСВ и степени влияния профессиональной направленности обучения и психологических особенностей студентов нами использовались методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий углового преобразования Фишера, критерий Розенбаума, U-критерий Манна-Уитни и критерий согласованности распределений Пирсона.

Эмпирическая база исследования. В исследовании прияли участие студенты четырех факультетов трех государственных вузов - гуманитарного, технического и сельскохозяйственного г. Калуги IV-V-х годов обучения и преподаватели этих вузов (КГПУ им. К.Э.Циолковского, КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана и КФ РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева). Общая численность выборки составила 202 человека.

Теоретическая значимость. В ходе исследования нами было конкретизировано научное представление о содержании понятия «компетентность социального взаимодействия» как системы интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих ресурсов (навыки, модели и способы социального поведения), обеспечивающих социальную активность и решение проблемных ситуаций социального взаимодействия в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений. Показано, что компетентность социального взаимодействия наиболее существенно проявляется в решении проблемных ситуаций социальной сферы. Данная работа вносит теоретический вклад в изучение взаимосвязи компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов. Исследование показало, что в условиях вузовского обучения развитию высшего (творческого) уровня компетентности социального взаимодействия способствует высокий уровень общего интеллектуального развития, социального интеллекта, профессиональная направленность обучения и расширение социально-развивающего компонента образовательных программ.

Научная новизна исследования.

1.Конкретизировано и дополнено содержание понятия «компетентность социального взаимодействия» применительно к студентам вузов как системы их интеллектуальных и поведенческих ресурсов. Разработана ее модель и методика диагностики, выделены три уровня развития компетентности социального взаимодействия студентов и определены их психологические характеристики: непродуктивный, нормативный и творческий.

2.Выявлен характер взаимосвязи компетентности социального взаимодействия на разных уровнях ее развития с психологическими особенностями студентов в условиях вузовского обучения. Показано, что высший (творческий) уровень ее развития взаимосвязан с интеллектуальными характеристиками студентов – их социальным интеллектом и уровнем общего интеллектуального развития, непродуктивный и нормативный уровни - с социальным интеллектом и социальным (коммуникативным) аспектом темперамента.

3.Установлено, что развитию компетентности социального взаимодействия студентов способствуют расширение социально-развивающего компонента образовательных программ, использование социально-психологических тренингов компетентностной направленности и специальность обучения, предполагающая активное взаимодействие с людьми.

4.Показано, что взаимосвязь компетентности социального взаимодействия студентов и их профессиональной компетентности проявляется через аспекты профессиональной компетентности (профессиональную направленность мотивов студентов и их карьерные ожидания).

5.Разработаны оригинальные методики, позволяющие дать психологически адекватную оценку интеллектуальных и поведенческих ресурсов, обеспечивающих переход к более высоким уровням развития компетентности социального взаимодействия у студентов, а также тренинговая программа по ее развитию.

6.Изучен характер взаимосвязи между психологическими особенностями студентов и эффективностью усвоения обучающего опыта тренинга. Наибольшая эффективность воздействия тренинга достигается при условии высокого уровня общего интеллектуального развития и социального интеллекта его участников.

Практическая значимость работы определяется возможностями широкого применения результатов и выводов исследования для социально-психологической работы со студентами вузов различной профессиональной направленности. На основании полученных данных могут быть разработаны практические рекомендации для психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие видов социальных компетентностей у студентов. Данные исследования могут быть также использованы педагогами, практическими психологами и кураторами групп для оптимизации процесса участия юношей и девушек в учебно-воспитательном процессе и общественной жизни вузов с целью их последующей успешной адаптации в обществе, эффективной ориентации на рынке труда и формированию активной жизненной позиции.

Предложенные в работе авторские методики исследования (Опросник компетентности социального взаимодействия (КСВ), анкета самооценки ресурсов социального взаимодействия, экспертный опросник оценки эффективности социального взаимодействия, анкета, характеризующая степень осознанности карьерных ожиданий выпускников, а также социально-психологический тренинг, направленный на совершенствование КСВ) могут быть использованы практическими психологами и педагогами в работе по социально-психологической адаптации студентов и в учебно-воспитательной работе в вузах.

Разработанные в научном исследовании методики могут быть также использованы специалистами по профессиональной ориентации студентов для специальностей, предполагающих активное взаимодействие с людьми.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Компетентность социального взаимодействия студентов - это система интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих (модели и способы социального поведения) ресурсов, обеспечивающих социальную активность и продуктивное решение проблемных ситуаций в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений.

2. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия студентов и их психологических особенностей проявляется в том, что основой интеллектуальных ресурсов для всех уровней ее развития является социальный интеллект, высший (творческий) уровень наиболее взаимосвязан с общим интеллектуальным развитием, непродуктивный и нормативный уровни более тесно взаимосвязаны с формально-динамическими характеристиками студентов – социальным аспектом их темперамента.

3. Развитие компетентности социального взаимодействия студентов-психологов, будущих экономистов-менеджеров, студентов-инженеров и студентов-зоотехников имеет свои особенности – оно взаимосвязано с аспектами их профессиональной компетентности (профессиональной мотивацией и карьерными ожиданиями), уровнем представленности социально-развивающего компонента образовательных программ, включая использование социально-психологических тренингов комптентностной направленности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогической психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского, кафедры философии и кафедры механизации сельского хозяйства КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также в ходе всероссийских научно-технических конференций, проводимых на базе КФ МГТУ. Материалы диссертационного исследования публиковались в сборниках тезисов всероссийских научно-технических конференций в 2004 и 2005 гг., в третьем номере журнала «Психодиагностика» (2006 г.), 9-м номере «Вестника Тамбовского Университета» (серия: гуманитарные науки, 2007 г.) и 12-м номере «Вестника ГУУ» (2008 г.)

Разработанные теоретические положения и результаты исследования используются в практических и лекционных занятиях по курсу общей и педагогической психологии для аспирантов КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана, а также в социально-психологической работе со студентами кураторами групп КФ РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева.

Результаты проведенного нами тестирования студентов зооинженерного и экономического факультетов КФ МСХА, позволившие определить уровень обладания ими навыками и знаниями межличностного и формального взаимодействия, активно использовались кураторами курсов для работы со студентами, в рекомендациях по выбору студенческих органов самоуправления, в частности старост групп. Результаты измерения уровней компетентности социального взаимодействия у студентов конструкторско-механического факультета КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана, а также участие автора диссертационного исследования во всероссийских научно-технических конференциях, проводившейся на базе данного вуза, публикации тезисов в научных сборниках конференций способствовали включению в учебные программы экономического факультета и аспирантуры КФ МГТУ с 2006 г. курса лекций по общей и социальной психологии.

Теоретическая и методологическая основа диссертации обеспечивается личностно-деятельностным подходом к анализу общения (Г.М. Андреева, Л.А.Петровская). Теоретическую основу исследования составили концепции личностного самопознания и саморазвития (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн);

положения о том, что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, труду (В.Н. Мясищев);

теории общего и социального интеллекта, обосновывающие взаимосвязь компетентности и интеллектуального развития личности (М.А. Холодная, Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг);

теории, обосновывающие связь социальной компетентности и профессионального становления (И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова);

концепции компетентности и компетентностного подхода в обучении (Ю.М.Жуков, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.А.Петровская, Б.Д. Эльконин).

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены теоретико-методологической обоснованностью применяемых психологических положений и категорий, использованием комплекса методов, релевантных предмету, гипотезам и цели исследования, применением адекватных исследованию методов математической статистики. Достоверность данных обеспечивается разработанными методиками по проверке валидности шкалы диагностики КСВ по внутреннему и внешнему критерию, а также оценкой конструктной валидности шкалы. Надежность методики вычислялась методом ранговой корреляции Спирмена, который позволил установить внутреннюю согласованность между ее шкалами.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе 2 в издании, рекомендованном ВАК.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и схемами.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации