Сумская Т.В. Укрепление бюджетного потенциала муниципальных образований (на примере Новосибирской области) - файл n1.doc

Сумская Т.В. Укрепление бюджетного потенциала муниципальных образований (на примере Новосибирской области)
Скачать все файлы (3103 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc3103kb.04.02.2014 07:02скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Институт экономики и организации промышленного производства

На правах рукописи

Сумская Татьяна Владимировна

УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Специальность: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация - региональная экономика)


Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель:

д.э.н., профессор С.А. Суспицын

Новосибирск - 2004

Введение 3
Глава 1. Методологические основы бюджетного федерализма
в свете проблем местного самоуправления 11


  1. Роль бюджетных ресурсов в системе управления развитием территории 11

  2. Основные методологические аспекты бюджетного федерализма... .20

  3. Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти: зарубежный опыт 34


Глава 2. Местное самоуправление в бюджетной системе России 53

  1. Этапы эволюции бюджетного федерализма в Российской Федерации 53

  2. Основные аспекты формирования бюджетов местного самоуправления 62

  3. Законодательное обеспечение формирования финансовой

базы местного самоуправления 68

* 2.4. Методика оценки структуры, устойчивости местных бюджетов

и эффективности субфедеральной бюджетной политики 93
Глава 3. Анализ качественных характеристик местных
бюджетов и оценка бюджетной политики в Новосибирской области 100


  1. Особенности формирования доходов и структуры расходов бюджетов территорий 100

  2. Анализ бюджетных коэффициентов муниципалитетов региона 109

* 3.3. Оценка субфедеральной бюджетной политики и ее влияния на
стимулы
экономического развития территорий 116

3.4. Актуальные направления совершенствования бюджетно-нало-
говых
отношений в части увеличения наполняемости местных бюджетов 125
Заключение 140

Библиография 148

Приложение 170

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одной из особенностей государст­венного устройства на принципах федерализма является многоуровневое по­строение бюджетной системы. Бюджетная система страны является производ­ной от ее административно-территориального устройства. За годы реформ в Российской Федерации произошли существенные изменения как в администра­тивно-территориальном устройстве, так и в бюджетной системе. Если взаимо­отношения между центром и субъектами Федерации в настоящий момент зако­нодательно урегулированы достаточно четко, то в отношениях между региона­ми и муниципальными образованиями существует множество нерешенных проблем, связанных, в первую очередь, с недостаточной проработанностью нормативно-правовых актов, регулирующих данный круг вопросов. На низовом уровне существует большое разнообразие и в организации местных органов власти, и в наделении их денежными фондами.

В настоящее время государственное бюджетное регулирование ориенти­ровано главным образом на сбалансирование лишь федерального бюджета. При этом усиливается централизация доходов на федеральном уровне в ущерб ре­гиональному и особенно местному. В то же время местные бюджеты - это ба­зовый уровень бюджетной системы, концентрирующий большую часть соци­ально значимых расходов. Проблема реформирования межбюджетных отноше­ний внутри субъектов Федерации приобрела особую остроту.

В этой связи разработка комплексного инструментария оценки структуры и устойчивости субфедеральных бюджетов, анализа влияния субфедеральных межбюджетных потоков на развитие территорий, предпринятая в настоящей работе, представляется актуальной.

Степень разработки проблемы. Научные аспекты диссертационного ис­следования формировались на основе изучения и анализа работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам значимости бюджетных ресур­сов в системе финансовых ресурсов территорий, бюджетного федерализма, ро­ли средств межбюджетного регулирования в формировании доходов и расходов территорий, важности института местного самоуправления в обеспечении ста­бильного функционирования государства, законодательного обеспечения функционирования органов местного самоуправления.

Важному значению бюджетных ресурсов в системе финансовых ресурсов территорий посвящены работы В. Горегляда, А.Г. Гранберга, В.И. Клисторина, A.M. Лаврова, А.С. Маршаловой, П.А. Минакира, А.С. Новоселова, В.В. Рудь-ко-Селиванова, В.В. Савалея, В.Е. Селиверстова, Р.И. Шнипера и др.

Теоретические аспекты бюджетного федерализма и проблемы совершен­ствования взаимодействия различных уровней власти рассматриваются в рабо­тах П. Кадочникова, В.И. Клисторина, В.Н. Лексина, С. Синельникова-Мурылева, И.В. Трунина, А.Н. Швецова, Л.И. Якобсона и др.

Роль средств межбюджетного регулирования в формировании доходов и расходов территорий Российской Федерации находит отражение в работах К.Ю. Багратуни, О. Богачевой, Е. Бухвальда, Е.В. Бушмина, А.Г. Игудина, A.M. Лаврова, К.Э. Лайкама, В.Н. Лексина, А.К. Ляско, Н.С. Максимовой, В.Г. Пан­скова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, О.С. Пчелинцева, И.А. Пыховой, В.Е. Сели­верстова, С.А. Суспицына, А.В. Улюкаева, В.Б. Христенко, А.Н. Швецова и др.

Анализу значимости института местного самоуправления в обеспечении стабильного функционирования государства посвящены работы Л. Велихова, А.Г. Воронина, М. Глазырина, Г.В. Курляндской, В.Н. Лексина, Н.В. Львова, А.С. Маршаловой, В.И. Матеюка, С. Митрохина, B.C. Мокрого, А.С. Новосело­ва, В.Г. Панскова, Л.И. Прониной, В.А. Рыжкова, О.А. Салова, А.И. Солжени­цына, А.Н. Швецова и др.

Законодательное обеспечение функционирования органов местного са­моуправления рассматривается в работах АГ. Андреева, М. Глазырина, А.Г. Игудина, В.И. Клисторина, СП. Кузнецова, Г.В. Курляндской, А.А. Лютенко,

B.C. Мокрого, В.Г. Панскова, И.А. Пыховой, Е. Сабурова, В.Е. Селиверстова, А.Н. Швецова, Н.Н. Шохина и др.

Вопросы регулирования межбюджетных отношений, их состояние и со­вершенствование в зарубежных государствах освещены в работах К.Ю. Багра-туни, Т. Д. Веспера, Гамсахурдиа, А. Дейкина, Б. Зайделя, Г.З. Крылова, Н.И. Лариной, В.Н. Лексина, А.А. Лютенко, И.В. Трунина, К.Х. Третнера, О. Чер-ковца, М.Ф. Чудакова, А.Н. Швецова, М. Шротена и др.

Значительный задел в исследованиях проблем бюджетного федерализма создан за рубежом. Следует отметить работы таких ученых, как Э.Б. Аткинсон (А.В. Atkinson), И. Дукачек (I. Duchacek), Д.Н. Кинг (D.N. King), Р.А. Масгрейв (R.A. Musgrave), В.Э. Оутс (W.E. Oates), Дж.Ю. Стиглиц (J.E. Stiglitz), Тибу (СМ. Tiebout), Р.Л. Уотс (R.L. Watts), Д.Дж. Элазар (D.J. Elazar) и др.

Целью диссертационного исследования является разработка методиче­ских подходов к обоснованию и оценке принципов и критериев укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований в рамках субфедеральной бюджетно-налоговой политики и выявление ее особенностей в концепции бюджетного федерализма.

В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:

  1. выявить особенности и основные принципы бюджетного федерализ­ма с позиций укрепления местного самоуправления в бюджетной системе госу­дарства;

  2. обосновать предложения по формированию системы бюджетного федерализма в Российской Федерации на основе анализа основных моделей межбюджетных отношений в федеративных государствах и учета положитель­ного зарубежного опыта для российской практики в сфере укрепления бюджет­ного потенциала муниципальных образований;

  3. разработать подходы к формированию региональной бюджетной по­литики в РФ и выявить актуальные направления ее совершенствования, базиру­ясь на исследовании процесса становления и развития бюджетно-налоговых от­ношений в России;

  1. выявить условия формирования финансовой базы местного само­управления на основе анализа законодательства, регламентирующего деятель­ность местных органов власти;

  2. разработать методику анализа формирования доходов и расходов ме­стных бюджетов, включающую инструментарий расчета бюджетных коэффи­циентов и регрессионный анализ;

  3. оценить степень бюджетной устойчивости и исследовать влияние субфедеральной бюджетной политики на развитие территорий с использовани­ем предложенной методики на материалах Новосибирской области.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются бюджетные отношения между федеральным и региональным уровнями власти, а также бюджетно-налоговые отношения между регионом и входящими в его состав муниципальными образованиями. В качестве объекта исследования вы­ступают муниципальные образования Новосибирской области (административ­ные районы и города областного подчинения).

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретиче­ской основой исследования явились труды отечественных и зарубежных уче­ных по региональным социально-экономическим проблемам, зарубежному и отечественному опыту становления и развития бюджетного федерализма, во­просам регулирования межбюджетных отношений, проблемам местного само­управления в федеративных государствах, официальные материалы, законода­тельные акты, нормативно-правовые документы, а также специальная и обще­экономическая литература. В ходе исследования использованы системный под­ход, компаративный и регрессионный анализ. При решении поставленных в ис­следовании задач задействованы экономико-математические, статистические, балансовые методы, конкретизированные в методике анализа структуры и ус­тойчивости бюджетов и оценке влияния бюджетной политики на экономиче­ское развитие территорий.

Информационная база исследования. В качестве информационной ос­новы исследования использовались официальные статистические материалы Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Новосибирского областного ко­митета государственной статистики, Администрации Новосибирской области.

Научная новизна исследования. В рамках диссертационной работы по­лучены следующие наиболее важные научные результаты, выносимые на защи­ту и определяющие научную новизну и значимость проведенного исследова­ния:

  1. В результате анализа законодательной базы и особенностей функцио­нирования федеральных, региональных органов власти и органов местного са­моуправления в Российской Федерации, а также на основе изучения зарубеж­ной практики функционирования федеративных государств предложена струк­тура организации управления и самоуправления на территории, а также выяв­лены параметры, определяющие способность поселения реализовать статус му­ниципального образования.

  2. Предложена методика анализа структуры и устойчивости региональ­ных и местных бюджетов с использованием разработанных бюджетных коэф­фициентов и применения агрегированных показателей разброса, позволяющих выявить тенденции изменения бюджетных характеристик.

  3. Разработан методический подход к исследованию влияния субфеде­ральной бюджетной политики на стимулы экономического развития регионов и муниципальных образований.

  4. На основе проведенного комплекса расчетов выявлены особенности формирования доходов и структуры расходов местных бюджетов (на примере Новосибирской области), и дана оценка влияния бюджетной политики выше­стоящих органов власти на стимулы экономического развития территорий.

Практическая значимость работы состоит в возможности использова­ния предложенных в диссертации подходов при разработке, реализации бюд­жетной политики и оценке ее результативности с позиции субфедеральных вла­стей. Предложенная методика анализа региональных и местных бюджетов по­зволила осуществить группировку муниципальных образований Новосибир­ской области по удельному весу различных категорий доходов и направлений использования имеющихся бюджетных ресурсов. Кроме того, на основе ис­пользования данной методики было выполнено структурирование муниципаль­ных образований Новосибирской области по степени их платежеспособности как в статике, так и в динамике

Разработанный методический подход к исследованию влияния на терри­ториальное развитие субфедеральной бюджетной политики дал возможность охарактеризовать межбюджетные отношения на субфедеральном уровне с точ­ки зрения преодоления асимметрии в бюджетной обеспеченности муниципаль­ных образований, а также выявить наличие стимулов у муниципалитетов Ново­сибирской области к увеличению собираемых на территории области доходов.

На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы Российской Федерации в части разграничения доходов и увеличения наполняемости местных бюджетов: предложена структура организации управления и самоуправления на террито­рии, позволяющая распределять функции управления и бюджетные ресурсы на различных уровнях территориальной системы; разработан комплекс мероприя­тий по разграничению налоговых доходов в пользу местных органов власти и др.

Основные положения и методические разработки использовались авто­ром в исследованиях, проводимых Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», по проекту «Городские жители и вла­сти на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять»; в исследованиях, проводимых в соответствии с планом НИР

ИЭОПП СО РАН по теме «Теоретические основы региональной экономической и социальной политики»: «Бюджетная региональная политика и экономическое развитие регионов России» (2000), «Проблемы и задачи укрепления бюджетно­го потенциала муниципальных образований (на примере Новосибирской и Ир­кутской областей)» (2001); в исследованиях, проводимых по грантам РГНФ «Субфедеральная экономическая политика в России: эмпирический анализ» (2000-2001), РФФИ «Экономическое развитие регионов в условиях мягких бюджетных ограничений» (2001-2002); молодежному гранту СО РАН «Роль института местного самоуправления в системе бюджетного федерализма» (2003-2004). Материалы диссертации использовались и используются при про­ведении практических занятий по курсу «Математические модели экономики» на экономическом факультете Новосибирского государственного университета, при чтении курса «Экономика Сибири» и проведении практических занятий по курсу «Регионоведение» в Сибирской академии государственной службы, при чтении курса «Экономическое прогнозирование» в Сибирском университете потребительской кооперации.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на методологическом семинаре отдела территориальных систем ИЭОПП СО РАН «Проблемы и задачи укрепления бюджетного потенциала му­ниципальных образований», на 10 научно-практических конференциях и семи­нарах, имеющих международный, всероссийский и межрегиональный статус: научная конференция «Современное общество» (Омск, 1999); международная Зимняя школа-семинар молодых экономистов Сибири, Дальнего Востока и стран СНГ (Новосибирск, 2000); конференция молодых ученых «Региональная экономика России» (Москва, СОПС, 2000); семинар-тренинг региональных экспертных команд Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» (Санкт-Петербург - Пушкин, 2000); конференция молодых ученых, посвященная 100-летию со дня рождения М.А. Лаврентьева (Новоси­бирск, 2000); межрегиональная научно-практическая конференция «Темпы и

пропорции социально-экономических процессов на российском Севере» (Апа­титы, 2001); научно-методическая конференция «Теория и практика становле­ния шгститутов рынка в постсоветской России» (Новосибирск, 2001); конфе­ренция молодых ученых СО РАН, посвященная М.А. Лаврентьеву (Новоси­бирск, 2001); Summer University of Central European University, course "Intergovernmental Fiscal Relations and Local Financial Management", Budapest, 2002 (Летний университет Центрального европейского университета, курс «Межбюджетные отношения и управление местными финансами», Будапешт, 2002); конференция «Региональная наука» (Москва, 2002); конференция моло­дых ученых СО РАН, посвященная М.А. Лаврентьеву (Новосибирск, 2003).

Публикации. По теме исследования опубликовано 22 работы общим объемом 22 п.л.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего 25 таб­лиц и 7 рисунков. Основной текст работы изложен на 153 страницах машино­писного текста, включает 19 таблиц, 3 рисунка, библиографический список со­держит 218 наименований.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации