Григорьева Т.А. Программа по русскому языку для детей с тяжёлыми нарушениями речи 6-11 класс - файл n1.doc

Григорьева Т.А. Программа по русскому языку для детей с тяжёлыми нарушениями речи 6-11 класс
Скачать все файлы (298.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc299kb.04.02.2014 06:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

РУССКИЙ язык

VI—XI классы





МИНСК

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ 2006

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь

Автор-составитель Т. А. Григорьева

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ 1

ПРОГРАММЫ 57

РУССКИЙ язык 57



Учебное издание

ПРОГРАММЫ

специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским языком обучения, для детей с нарушением слуха

РУССКИЙ ЯЗЫК VI-XI классы

Нач. редакционно-издательского отделаГ. И. Бондаренко.Ред&кторИ. Н. Jla- панец. Художественный редактор И. А. Усенко. Компьютерная верстка А. Н. Киселева. Корректор Ю. А. Яковченко.

Подписано в печать 21.09.2006. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,3. Тираж 955 экз.

Заказ 31.

Издатель и полиграфическое исполнение: Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. ЛИ № 02330/0133300 от 30.04.2004; ЛП № 02330/0148779 от 30.04.2004. 220004, Минск, Короля, 16.

© Министерство образования Республики Беларусь, 2006 © Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 2006

ммтмммммммм$ммммммм

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы для детей с особенностями психофизического развития — обучение языку с учетом антропоцентрической парадигмы, словесно-рече­вому общению с использованием коммуникативно-деятельност- ной технологии.

В обучении языку, так же как и другим учебным предметам, следует руководствоваться положением Закона «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (о специальном образовании)»: «...получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей.» (статья 10).

Пропедевтический курс в начальной школе в определенной мере обеспечивает формирование представлений о языковых ка­тегориях и создает предпосылки для продуктивного изучения языка в средних и старших классах. Начиная с VI класса курс «Русский язык» призван формировать представление о лингвис­тике (науке о языке) и о речи как способе функционирования языка. В курсе представлены две взаимосвязанные части: языко­вая (лингвистическая) и речевая (коммуникативная). У уча­щихся должны формироваться представления о языковых кате­гориях, лингвистические понятия, понимание коммуникативной ценности каждого из них, их значения для речевого общения и познания законов языка. В рамках курса дети углубляют по­нимание грамматических категорий: слово, состав слова (корень, приставка, суффикс, окончание; однокоренные слова), части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоиме­ние, имя числительное, наречие, предлог, союз), признаки час­тей речи (род, падеж, число, время, вид, лицо), предложение, члены предложения (главные и второстепенные члены предложе­ния, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоя­тельство; однородные члены), способы связи слов в предложении (управление, согласование, примыкание); овладевают знаниями о других категориях (местоимения личные и притяжательные, числительные порядковые и количественные), о правописании (большая буква в именах собственных, в начале первого слова в предложении), о знаках препинания в предложении (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, двоеточие, тире, запятая).

Обучение языку в VI—XI классах призвано на базе представ­лений о языковых категориях сформировать лингвистические понятия, понимание коммуникативной ценности каждого из них, значения для речевого общения и познания законов языка и па­раллельно с этим обеспечивать целенаправленное усвоение рече- ведческих понятий и способов их реализации в речевом общении.

Важную цель изучения курса «Русский язык» в VIXI клас­сах составляют овладение языковыми нормами языка (морфоло­гической, синтаксической, словообразовательной, лексической, орфографической, пунктуационной, в определенной мере ор­фоэпической и акцентологической), активизация речевой дея­тельности учащихся с учетом этих языковых норм, развитие культуры их устной и письменной речи.

В связи с этой целью решаются задачи:

    1. обеспечение оптимального использования языка в различ­ных видах речевой деятельности: слушании, чтении с губI, чте­нии, говорении, письме;

    2. развитие языковой способности (языкового чутья);

    3. развитие аналитико-синтетических способностей детей: умения находить языковые явления в текстах, абстрагироваться от конкретных лексических значений и определять граммати­ческий смысл, сравнивать языковые категории по форме, значе­нию, функции, включать их в контекст собственной связной речи (описания, повествования, рассуждения), понимать номина­тивную и текстообразующую роль частей речи;

    4. развитие коммуникативных умений, обеспечивающих ак­тивное речевое общение в разных сферах деятельности; побужде­ние к высказываниям на темы школьной, семейной, обществен­ной жизни, живой и неживой природы и др.;

5) совершенствование умений соблюдать речевой этикет, вы­бирать адекватное речевой ситуации речевое поведение, поль­зоваться специально отобранным материалом, представленным в виде диалогических единств, сгруппированных по коммуни­кативному намерению вокруг функций:

На межпредметной основе в обучении языку решаются за­дачи развития интеллектуальных способностей, формирования логической грамотности, эмоционально-познавательного отноше­ния к миру, расширения культурно-образовательного кругозора детей, содействия их социально-бытовой адаптированности. Уро­кам языка отводится особая роль в формировании Я-концеп- ции ребенка, так как на них он овладевает средствами объекти­визации субъектности, своего внутреннего мира, своих потреб­ностей и предпочтений.

В программе реализованы общедидактические и специальные дидактические принципы (научности, связи теории и практики, доступности, наглядности, прочности, активности и самостоя­тельности, коррекционной направленности, интенсификации ре­чевого общения), идеи развивающего обучения, педагогики со­трудничества (гуманизации, трудной цели, опоры, рефлексии, быстрого темпа прохождения материала).

Структура программы подчинена системно-описательному принципу, а расположение учебного материала — линейно-опере­жающему.

Содержание материала дифференцировано по классам. Учи­телю предоставлена возможность варьировать сроки прохожде­ния тем в течение года.

Отбор языкового материала осуществляется с учетом следую­щих принципов:

В основу языковой части курса (блок «Язык») положен утвердившийся в современной лингвистике традиционный взгляд на языковое явление: значение, форма, функция, их взаимо­связи и зависимости.

Эта установка требует повышенного внимания к семантичес­кой стороне языка, к выявлению «скрытой от глаз» внутренней сути языковых явлений, объяснения ученикам, что языковым значением обладают не только слова, но и другие единицы язы­ка (морфемы, синтаксические конструкции). Внимание учеников обращается на смысловое наполнение типичных моделей, схем, конструкций. Каждое изучаемое явление анализируется не изо­лированно, а во всем многообразии его связей с другими языко­выми явлениями и закономерностями.

Логика и методика подачи лингвистического материала ори­ентированы на осознание ситуации и целенаправленности (с уче­том адресата) непосредственного или опосредствованного обще­ния (взаимодействия) с собеседником.

Система многоаспектного семантико-стилистического и ло­гико-грамматического анализа позволяет школьникам овладеть методами осмысления языка, определения функций, строения и значения его единиц.

Единый процесс обучения языку делится на определенные этапы, каждый из которых имеет свои цели, задачи и лингвис­тический материал для изучения.

I этап (VI класс) рассматривается как обобщающий и углуб­ляющий полученные в начальной школе сведения о языке, как подготовительный к систематическому курсу языка. Его содер­жание составляют темы: «Текст»I, «Предложение», «Словосоче­тание», «Лексика», «Фонетика», «Орфоэпия», «Орфография», «Язык и речь».

Новыми для учащихся будут названия некоторых разделов, но представление об их значении опережающе формировалось на уроках языка в начальной школе и на индивидуальных заня­тиях по развитию слухового восприятия* и коррекции произно­шения.

Изучение сложных предложений и простых, осложненных однородными членами, обособленными членами, вводными сло­вами, обращениями и междометиями, должно обеспечивать уча­щемуся с особенностями психофизического развития прежде все­го понимание смысла, выражаемого такими конструкциями в любом тексте, призвано снимать трудности, испытываемые при восприятии неадаптированного текста.

Все языковые явления детьми наблюдаются, анализируются, воспроизводятся на материале, который организован как строи­тельный для самостоятельных высказываний и отражает «жизнь языка в речи», подтверждает смысл функционирования языко­вых единиц.

Предполагается систематическая реализация внутрипредмет- ных связей (углубленное повторение), что в полной мере учиты­вает особенности мышления и памяти детей с особенностями психофизического развития.

Коммуникативная часть содержания программы (блок «Речь») имеет отчетливо выраженную практическую направлен­ность. В ней получило отражение понимание речи как опреде­ленного вида деятельности человека. Осуществление этой части программы связано с обеспечением восприятия высказываний и их создания (порождения) в устной и письменной форме, реа­лизацией соответствующих речевых действий (умений). Единые для всех, они конкретизируются по классам в соответствии с различием параметров разновидностей речи (стиль, форма, типо­вое и конкретное содержание, строение, объем).

Обеспечивается основа для формирования учебных действий: анализа языкового материала, смысловых и языковых правил строения текста. Формирование связной речи обеспечивает прак­тическое применение правил в учебно-коммуникативных си­туациях.

Комплекс коммуникативных умений включает:

Задачам формирования речеведческих знаний и развития ре­чи соответствуют следующие структурные элементы содержания: текст, типы текстов, стили речи, жанры, формы речи, речевая задача, речевая ситуация, микротемы, план, сложный план, языковые средства выражения мыслей, правила создания текста, средства межфразовой связи, цепная и параллельная связь.

У учащихся формируется понятие «текст». Они усваивают типы и технику определения содержания текста (тема, ее раз­витие, адресат, ключевые слова, опорные предложения). Учащие­ся работают с разными типами текстов (рассуждение, описание, повествование); знакомятся с классификацией стилей речи (раз­говорный, художественный, официально-деловой, научный, пуб­лицистический), жанрами (сказка, рассказ, басня, загадка и др.); совершенствуют владение формами речи (диалог, монолог).

Обеспечивается развитие конструктивных способностей уча­щихся (собственная речевая продукция как результат осознанно­го аналитического подхода к порождению речевого высказыва­ния). При воспроизведении и создании всех видов текстов со­вершенствуются умения:

Предусмотрено создание текстов с дифференцированной опо­рой (по данному плану, по теме, по опорным словам, по сюжет­ному ряду, по опорной картинке, по личным наблюдениям, по прочитанному тексту, по «рассыпанному» тексту, по данной части текста) и самостоятельно; обеспечивается овладение вида­ми изложения (подробное, сжатое, выборочное); используется редактирование текстов как вид речевой деятельности, обнару­живающий степень сознательности усвоения и владения языко­выми нормами.

Предполагается овладение способами создания текстов не только на уроках в начале года, но и в процессе усвоения языко­вых закономерностей, изучение которых организуется на тексто­вом материале и имеет целью достижение уровня самостоятель­ной реализации в речи усвоенных языковых закономерностей. Таким образом, изложенные в разделе «Текст» требования в каждом классе практически реализуются в целостном процессе языковой подготовки учащихся с особенностями психофизичес­кого развития.
Программа ориентирует учителя на систематический монито­ринг усвоения материала, обеспечивающий повышение эффек­тивности обучающе-коррекционных мер. Заботой учителя в те­чение всех лет обучения языку является совершенствование качеств речи учащихся: содержательности, ясности высказывае­мой мысли, внятности (чистоты), точности, логичности, правиль­ности, выразительности, богатства, уместности.

Материал программы сгруппирован в
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации