Конспект занятия. По реализации образовательной области Познание - Р. Р подготовительная группа Тема: Град на реке Тобол Цикл: История родного города - файл n1.doc

Конспект занятия. По реализации образовательной области Познание - Р. Р подготовительная группа Тема: Град на реке Тобол Цикл: История родного города
Скачать все файлы (52.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc53kb.09.01.2014 16:13скачать

n1.doc

НОД. По реализации образовательной области «Познание – Р. Р»

подготовительная группа

Тема: «Град на реке Тобол»

Цикл: История родного города.

Тема: «Град на реке Тобол».

Цель: Обеспечить условия для знакомства детей с историей родного города.

Задачи:

«П»- Создать условия для расширения знаний детей о городе: город старый и современный, его история, названия первых улиц, традиция народа – осенняя ярмарка. Способствовать формированию системы знаний детей об истории Кургана, умению рассказать о старом, современном городе, легенде возникновения города. Содействовать формированию у детей интереса к народным традициям, воспитанию чувства гордости за родной город, привязанности к родному городу.

«Р»- Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме, развивать связную речь, умение согласовывать в роде, числе, падеже слова в предложении, продолжать совершенствовать выразительные стороны речи при чтении стихотворений.

«С-К»- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и нормы поведения.

«Х-Э»- развивать восприятие художественной литературы, музыки.

«Ф»- Формировать двигательную активность.

Словарная работа: Царево городище, поселение, Курганская слобода, городничий.

Методические приемы:

Наглядный: демонстрация иллюстративного материала старого города, Царева городища, улиц, достопримечательностей современного города, фотографий, работа с надписями улиц.

Словесный: беседа по вопросам, стихи о Родине, рассказы детей об истории возникновения города, о Царевом городище, о старых улицах Кургана, рассказы «Мой родной город», песня о Кургане.

Игровой: рус. нар. игра «Петушиные бои», игра на народных инструментах.

Интеграция с другими областями:

1. Деятельность общения: беседа о старом городе, истории возникновения, рассказ о Царевом городище, рассказы детей «Мой любимый город» (достопримечательности Кургана).

2. Познавательно-речевая деятельность: рассказ воспитателя о присвоении городу статуса г. Курган.

3. Музыкально-художественная деятельность: стихи о Родине, песня о Кургане, игра на музыкальных инструментах, музыкальное сопровождение для ярмарки.

4. Игровая деятельность: игра «Петушиные бои».

Оборудование: панно из голубого шелка – река Времени, фотографии, иллюстрации старого, современного города, название улиц старого, современного города, шапочки петухов, народные инструменты, иллюстрации для создания Царева городища, нарисованный частокол, надпись Курган, лавки для ярмарки, самовар, сладости, платки для песни.

Ход НОД

Структурный этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

I Орг. момент

На стене иллюстрации, фотографии Зауральского края (природа), старого г. Кургана.

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку. Пройдите, посмотрите и скажите, о чем мы будем беседовать с вами?

1. В каком краю вы живете, как он называется?

2. Как называется город, в котором мы живем?

3. Чем для вас является Курган?

4. Вслушайтесь в слово Родина. Какие слова вы слышите в нем?

-Так значит, что такое Родина?

-Послушайте, как прославляют Родину в стихах.



Мы будем беседовать о г. Кургане, потому что на фотографиях изображен наш город.

Наш край называется Зауралье.

Мы живем в г. Кургане.

Курган – это наша малая Родина.

Родня, род, родственники, родословная, родители, родинка, родная, родился, породнился.

Родина – это то место, где мы родились и где живем.

1. У каждого листочка, у каждого ручья, есть главное на свете, есть Родина своя.

2. Для ивушки плакучей – нет реченьки милей, для беленькой березки – опушки нет родней.

3. И там, где мы родились, и там, где мы живем, страну свою большую, мы Родиной зовем.

II Основная часть

Введение в тему.

-Не сразу наш город был таким, каким вы его видите на иллюстрациях. Давайте вспомним историю, как возник г. Курган. Пройдемся по историческим местам нашего Зауралья, совершим путешествие. Вы любите путешествовать?

-Сегодня легкий ветерок приглашает вас в необычное путешествие во времени, в историю. Совершить это путешествие нам поможет волшебная «Машина времени».

Звучит музыка. Закройте ладошки – это двери нашей «Машины времени» и полетели.

Читаю отрывок из стих-я К.Симонова «Родина»:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал».

-Вот эта необычная музыка и стихи привели нас в наш край, какой он был в древности.

Открывается панно на реке Времени.

-Что вы видите на стене, что это вам напоминает?

-Перед нами река Времени, она поможет нам в нашем путешествии. Будем делать на ней остановки, станции.

1 станция «Историческая».

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-Да, вспомните историю возникновения нашего города и расскажите ее.

-Посмотрите, как выглядело это поселение (показ иллюстрации). Помещаю на р. Времени. Давайте отметим название на нашей р. Времени.

-Это городище было обнесено стеной, частоколом – это такие бревна, заостренные сверху. Почему жители делали такое ограждение?

-Давайте построим такое ограждение и мы.

-Вот таким был наш город в далеком прошлом, который потом стал называться Курганской слободой. Позже наш город получил статус города и стал называться Курганом.

-Отправляемся на следующую станцию. Звучит музыка. Закрывайте ладошки, мы прибыли на 2 станцию.

2 станция «Игровая» появляется на р. Времени.

-Что за станция такая, станция то игровая. Если хочешь пошали. Играем в старинную игру «Петушиные бои».

-Поиграли, отдохнули, дальше в путь пора. Звучит музыка, закрыли ладошки и прибываем на следующую станцию.

3 станция «Улицы Кургана» » появляется на р. Времени.

-В каждом городе есть глава, который управляет этим городом. Подумайте, кто управлял городом тогда?

Звучит музыка, входит городничий, у него названия улиц старого города и современного.

Городничий (взрослый): -Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Вы пришли ко мне в город однажды, а я здесь человек важный. Кто из вас знает, как первого городничего (меня) величают?

-Был в моем городе ночью погром, названия улиц разбросаны кругом. Вы, ребята, помогите, улицы древнего Кургана отыщите!

Названия улиц лежат на столе (вперемешку современные и старые).

Гор.: Молодцы! Историю своего города знаете. А я ничего не знаю про ваш современный город, расскажите мне о нем.

Гор.: Не зря я трудился, не зря я старался. Город за столько веков развивался.

Вижу, хорошо знаете свой город. Наверно его прославляете?

Гор.: Город свой любите, прославляете, а народные традиции, праздники моего времени отмечаете?

Гор.: Тогда я приглашаю вас на знаменитую мою ярмарку того времени – Дмитриевскую.

В старом Кургане были небольшие заводы: мыловаренный, свечной, маслобойный, кожевенный. Что на них изготавливали и где продавали, как вы думаете?

Гор.: Ярмарок тогда в году было три: Алексеевская – в марте, Дмитриевская – в октябре, ноябре, Рождественская – перед Рождеством. Ярмарки проходили весело и задорно, с прибаутками, да с шутками. Люди любили принаряжаться, да повеселиться на ярмарке.



Ответы детей.

Закрывают ладошки, совершают действия руками, как бы полет.

Это длинная, широкая полоса голубого цвета, похожа на речку.

Вспомним какую-то историю.

Когда-то, очень давно, на месте города не было ни домов, ни дорог. Стоял непроходимый лес, край был красивый, богатый, в лесах водилось много зверей, росли грибы, ягоды и протекала глубокая, красивая, полноводная река Тобол. И приехал в этот край первый житель – это был Т.Невежин. Ему понравилось это место, он, со своим сыном, начал строить дом. Вскоре к ним в гости приехали родственники, его друзья и тоже остались жить и строить себе жилье. Так появилось поселение. И называлось оно Царево городище.

Помещают на реке надпись «Царево городище».

Такое ограждение жители придумали, чтобы враги не смогли попасть в их поселение.

Выполняют из заготовок (нарисованные, вырезанные бревна), помещают вокруг Царева городища.

Надевают шапочки петухов, которые лежат под стульчиками. Становятся парами плечом к плечу, головами отвернувшись друг от друга, на одной ноге подпрыгивая, толкают друг друга в плечо, затем меняются местами.


Раньше городом управлял городничий.

Иван Петрович Розинг.

Отыскивают и помещают на р. Времени улицы старого Кургана в один столбик, современного – в другой. Дети находят улицу Береговая, Троицкая помещают на р. Времени, рассказывают о них.

Раньше в Царевом городище было две улицы Береговая и Троицкая, которые проходили вдоль р. Тобол. Улицы были с деревянными, одноэтажными домами, тогда не было кирпича, и строили дома из дерева. Дороги были земляными, асфальтом тогда не покрывали. Если лил дождь, то дороги были грязными. Царево городище выглядело серым, унылым и мрачным.

Рассказывают о достопримечательных местах города, как выглядит (о пл. им. Ленина, о р. Тобол, о привокзальной площади, о городском парке).

Например: В Кургане есть площадь, она называется пл. им. Ленина. Площадь большая, красивая, современная. На ней проходят праздники, парады. На площади есть Дворец пионеров, главная почта Кургана, кинотеатр Россия. Недалеко от кинотеатра находится Вечный огонь – мемориал погибшим во время ВОВ, куда приходят курганцы, чтобы почтить память погибших земляков. Они погибли, сражаясь за то, чтобы мы сейчас жили счастливо и мирно. Вечный огонь горит в их честь.

Мы в своем городе хорошо и радостно живем и вам про него песню споем (исполняют песню о Кургане).

Отмечаем праздник Рождества, Масленицу, Пасху.

В старом Кургане на заводах изготавливали кожу, масло, мыло, свечи. Выделывали шкуры дом. животных и получали кожу, варили мыло, сбивали из молока масло. А продавали эту продукцию на ярмарках.

Выходит молодец – ребенок. Красны девицы, да добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на Дмитриевскую ярмарку отправляйтесь!

Выходят дети, берут народные инструменты (трещотки, колокольчики, бубенцы). Играют на народных инструментах.

III Заключительная часть

-А какая же ярмарка без сладостей. Лавка сладостей, лавка радостей. Для кого петушок, для кого кренделек, для кого запашистый чаек.

Звучит музыка.

Красна девица (девочка):

Эх ты чай, чай, чай, ты нас кумушка встречай. Прибауткой привечай, горячим чаем угощай!

Дети угощаются чаем с бубликами, петушками-леденцами.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации