Развитие личности и развитие организации: сходство, различие, возможности управления - файл n1.doc

Развитие личности и развитие организации: сходство, различие, возможности управления
Скачать все файлы (251.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc252kb.01.02.2014 12:51скачать

n1.doc

  1   2


НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса

им. Н.Д. Демидова

РЕФЕРАТ


по дисциплине: «Организационное поведение»

на тему: «Развитие личности и развитие организации:

сходство, различие, возможности управления»

г.Узловая

Группа


Выполнил:



















подпись

Проверила:



















подпись


Тула – 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4

1.1. Структура личности и уровни развития 4

1.2. Процесс формирования и развития личности 8

2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 13

2.1. Организационное развитие 13

2.2. Изменения в организации 16

3. Путь к достижению эффективности, гармоничного развития личности и организации 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ

Любая социальная общность людей (семья, коллектив предприятия) испытывает на себе влияние внешнего мира, непосредственного окружения и своей внутренней среды. Производственное предприятие, торговая фирма постоянно анализируют изменения в непосредственном окружении (рынка сбыта, поведение конкурентов, динамику цен) и совершенствует систему управления своей организации. Стабильное развитие предприятия, рост его производственных и финансовых показателей позволяют повышать его экономические параметры, то есть применять наиболее желанную стратегию роста. Чаще всего приходится применять стратегию ограниченного роста – планировать медленное и острожное увеличение экономических и социальных показателей. И самые нежелательные изменения во внутренней среде предприятия происходят при стратегии «последнего средства» – положение предприятия стало столь угрожающим, что приходится сокращать численность работников. Переход к этой стратегии является симптомом возможной ликвидации фирмы. Внутренняя среда весьма изменчива, поскольку содержит различные переменные факторы: могут меняться цели деятельности организации в целом или её отдельных структурных подразделений, в этом случае часто бывает целесообразно изменить и структуру управления; новые цели потребуют изменения решаемых задач или технологий. Но главным источником изменений в любой модели управления являются люди, их взаимоотношения в процессе производства. Именно способность целенаправленно воздействовать на членов коллектива для достижения целей организации определяет талант руководителя и успешную деятельность организации.

Актуальность предоставленной темы заключается в том, что в настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

  1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

    1. Структура личности и уровни развития.

В самом общем виде личность – это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность – это внутренняя система саморегуляции человека1. Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность. В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

  1. Познавательная составляющая – включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

  1. Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

  1. Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Первый уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Второй уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Четвертый, высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации – идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации – это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли – это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения.

Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их – из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека.

Человек не является пассивным «носителем» тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, – это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого). Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»).

1.2. Процесс формирования и развития личности.

Каким образом различные аспекты и уровни функционирования, взаимодействуя между собой, образуют неповторимую целостную индивидуальность, как формируется человеческая личность? Процесс Нормирования и развития личности наиболее понятен при рассмотр­ении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности. Детерминанты личности – это группы факторов, предопределяющие нормирование и развитие личности. Наиболее исследованные детер­минанты – это биологические, социальные и культурные.

Биологические (наследственные, генетические, физиологические) тракторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определя­ет личность человека. Влияние социальных факторов не прекраща­ется и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процес­сы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют за человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокуль­турной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняют­ся и отличаются в разных странах. На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут ре­шающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступ­ления).

О соотношении основных подходов к формированию и развитию личности можно получить представление, анализируя рис. 1.



Рис. 1. Подходы к формированию и развитию личности.

Стадии развития личности. Этот подход рассматривает каждую человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Основные сторонники концепции разви­тия личности по этапам (стадиям) – 3. Фрейд, Э. Эриксон – опреде­ляют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Маслоу и К. Роджерс – как реализацию потребности в самоактуализации; Ж. Пиаже – как периодизацию умственного развития; Ш. Бюлер – как развитие интенций (намерений, целей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский – как процесс вхождения интеграции с социальной средой; В.И. Слободчиков – как становле­ние человеческой субъективности через рефлексию2.

Социализация это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Диалектическое единство адаптации, интеграции, самораз­вития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека взаимодействии с окружающей средой. Со временем люди меняются, и ход этих из­менений в какой-то степени устойчив и не случаен, а следовательно, предсказуем. Многие изменения будут полезными и желательными как для человека, так и для организации. Как сознательные, так и бессознательные стадии развития личности отмечены разнообразными кризисами переходных периодов.

Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса. В добавление личным теориям и моделям формирования личности, созданным социологами, существует специальная модель развития личности, разработанная теоретиком организационного поведения Крисом Арджирисом специально для организационной среды3. Он предложил модель работающего человека, которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты. Согласно Арджирису, человеческая личность в любом возрасте развивается (сознательно и бес­цельно) не столько от стадии к стадии, сколько в разной степени и по разным аспектам преобразуется на пути от незрелого до зрелого состояния, характеризующегося соотносительностью и субъективной значимостью набора из семи основных параметров для самой лично­сти (табл.1). Арджирис утверждает, что по мере приобретения людь­ми опыта и самоуверенности в своей работе они могут быть описаны, скорее всего, параметрами, соответствующими зрелому возрасту. Эта модель дает метод описания и измерения роста отдельной личности в условиях определенной организационной культу­ры и важные рекомендации для менеджеров, которые должны стараться стимулировать активность, независимость, карьерный рост личности и способствовать раскрытию ее способностей. К сожалению, Арджирис заявляет, что организации типично спроектированы для поощрения и вознаграждения «незрелости» и для подавления и наказания зрелости». Если он прав, то основной конфликт (несоответствие) существует между людьми с запросами зрелой личности и природой формальных организаций, в которых они работают. Это несоответствие является отправным моментом в понимании взаимодействия лич­ности (индивидуальными свойствами личности, ее установками, по­требностью самоактуализации) и требований организации (регламен­тацией деятельности, должностными инструкциями и т. д.).

Таблица 1.

Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса.

Характеристики «незрелого» возраста

Характеристики «зрелого» возраста

Пассивность

Активность

Зависимость

Независимость

Ограниченное число моделей поведения

Разнообразные поведенческие модели

Примитивные интересы

Глубокие интересы

Краткосрочные перспективы

Долгосрочные перспективы

Подчиненное положение

Главенствующее положение

Низкое самосознание

Более высокое самосознание и самоконтроль

Подход с позиций черт личности. Подход к формированию личности, основанный на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, ко­торое лучше всего отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования. Наи­более известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем4.

Черта личности является базовой единицей личности и представ­ляет широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя оп­ределенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охаракте­ризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

В последнее время среди теоретиков черт возникает консенсус относительно параметров «Большой пятерки» (0-С-Е-А-N: Откры­тость опыту – О, сознательность – С, экстраверсия – Е, добро­желательность – А, невротизм – N, или эмоциональная стабиль­ность), образующих пятифакторную модель. Данная модель под­тверждается факторным анализом слов, обозначающих черты личности, т. е. люди в разных культурах, говоря на разных языках, конструиру­ют личность в соответствии с пятифакторной моделью. В каждом из факторов «Боль­шой пятерки» выделили шесть специфических граней (более конкрет­ные компоненты, из которых складывается обобщенный фактор «Боль­шой пятерки»), которые оценивают по соответствующей шкале.

Специалисты в области черт личности полагают, что индивидуаль­ные оценки человека по параметрам «Большой Пятерки» остаются стабильными примерно после 30 лет. До этого возраста возможны зна­чительные изменения и рост оценок, что позволяет некоторым психо­логам утверждать, что, «подобно интеллекту и физическому росту, черты личности имеют свою точку полной зрелости. Развитие лично­сти не завершено до окончания третьего десятилетия жизни».

2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации