Конспект занятия. По реализации образовательной области Познание - Р. Р подготовительная группа Тема: Т.С. Мальцев - файл n1.doc

Конспект занятия. По реализации образовательной области Познание - Р. Р подготовительная группа Тема: Т.С. Мальцев
Скачать все файлы (51.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc52kb.09.01.2014 14:17скачать

n1.doc

НОД. По реализации образовательной области «Познание – Р. Р»

подготовительная группа

Тема: «Т.С. Мальцев – хлебороб Зауралья»

Цикл: Жизнь замечательных людей.

Тема: «Т.С. Мальцев – хлебороб Зауралья».

Цель: Обеспечить условия для знакомства детей со знаменитыми людьми родного края, их трудом, значимостью деятельности хлебороба для сельского хозяйства.

Задачи:

«П»- Создать условия для расширения знаний детей о Т.С. Мальцеве – народном академике, создателе системы посева с/х. культур. Познакомить с его биографией, с трудом хлебороба, чьи руки растят хлеб. Способствовать формированию системы знаний детей о выращивании хлеба. Содействовать воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, разумного вмешательства человека в процессе выращивания хлеба, привитие гордости за нашего земляка.

«Р»- Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме, развивать связную речь, умение согласовывать в роде, числе, падеже слова в предложении, продолжать совершенствовать выразительные стороны речи при чтении стихотворений.

«С-К»- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и нормы поведения.

«Х-Э»- развивать восприятие художественной литературы, музыки.

«Ф»- Формировать двигательную активность.

Словарная работа: сеют, боронят, молотят, веют, хлебороб.

Методические приемы:

Наглядный: иллюстративный материал о Т.С. Мальцеве, иллюстрации о выращивании хлеба, полевых работах по временам года, иллюстрации хлебобулочных изделий.

Словесный: беседа по вопросам, стихи, рассказы детей, поговорки и пословицы о хлебе, рассказ воспитателя о биографии Т.С. Мальцева.

Игровой: игра на образование однокоренных слов, игровое упражнение «Зернышки».

Интеграция с другими областями:

1. Деятельность общения: работа по вопросам, рассказы детей о выращивании хлеба.

2. Познавательно-речевая деятельность: рассказ воспитателя о биографии Т.С. Мальцева, знакомство с системой выращивания с/х. культур.

3. Музыкально-художественная деятельность: стихи, пословицы, песня о хлебе, игра «Зернышки».

4. Познавательно-исследовательская деятельность: работа с посевами пшеницы, выдвижение гипотезы.

5. Практическая деятельность: развитие тактильных ощущений.

Оборудование: портрет Т.С. Мальцева, иллюстративный материал о деятельности академика, о выращивании хлеба по временам года, муляжи и иллюстрации хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, мука пшеничная, ржаная, зерно пшеницы, ржи, пророщенные семена пшеницы, ржи.

Ход НОД

Структурный этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

I Орг. момент

Песня: «Ты запомни, сынок золотые слова. Хлеб – всему голова, хлеб – всему голова».
-О чем прозвучала песня?

-Как вы понимаете слова «Хлеб – всему голова».


Дети под музыку входят в группу и встают полукругом. Перед ними стоят два стола.

В песне поется о хлебе.

Мы не можем без него обойтись. Без него голодно. Хлеб нужен всем: людям, животным, птицам. Его можно продать и купить что-то другое.

II Основная часть

-Сегодня мы поговорим о хлебе.

-Из чего пекут хлеб?

-Как получают муку?

-Посмотрите на зернышки, возьмите их в руки и опишите.


-Зерна из пшеницы мелют в муку. Потрогайте, какая она?

-Сравните муку ржаную и пшеничную. Из каких зерен получили?

-Посмотрите на булки. Какой это хлеб?
Сколько труда надо приложить, чтобы хлеб появился у нас на столе, сколько времени!

-Посмотрите на иллюстрации на стенде. Какое время года изобразил художник?

-Как вы догадались?


-Возьмите картинки, рассмотрите и поставьте их к тому времени года, к которому они подходят.

-Куда машины увозят зерно с поля?
-Куда зерно везут с тока?
-Вот, видите, какой длинный путь – в три времени года проходит зерно, чтобы оказаться белым и серым хлебом на столе.
Физкультминутка (звучит легкая музыка)

-Мы с вами зернышки в земле.
-Летом теплое солнышко пригрело, дождик полил.

-Росток потянулся к солнышку, становился все выше, крепче, зеленее.

-Появился колосок.

-Подул ветер суховей, солнце сильно припекло, поникли наши колоски.

-Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку, качаются на ветру.
-Дети, сегодня я расскажу вам о замечательном человеке Т.С. Мальцеве.

Жил в нашей Курганской области, в с. Мальцево, замечательный хлебороб Т.С. Мальцев. Родился он в бедной крестьянской семье. С ранних лет был приучен к многотрудной крестьянской работе: пахал, сеял, убирал урожай. Рос Терентий Мальцев любознательным, все его занимало и интересовало. И очень переживал, когда отец не пускал его в школу. Старый, неграмотный отец боялся, что сын, научившись грамоте, уйдет от земли, бросит привычное крестьянское дело. Но мальчик полюбил землю, прирос к ней на всю жизнь. Он самостоятельно научился читать, писать и страстно полюбил книги. Ни на минуту не покидали его думы о земле. Почему земля-кормилица, так мало родит хлеба? Хотелось поскорее ответить на этот вопрос, а пришлось потратить многие годы. После первой мировой войны Т.С. Мальцев на своем участке земли заложил первую опытную деляну. С этого начался его трудный путь в науку. Крестьяне недоверчиво относились к опытам своего односельчанина, посмеивались над ним, что даже в большие церковные праздники он ходил за плугом, чтобы не упустить сроки посева. Богатый урожай на земле Мальцевых, убедил крестьян в пользе опытнической работы. На первом же собрании Т.С. Мальцева избрали главным полеводом, доверили ему самое главное богатство – землю. После второй мировой войны Т.С. Мальцев посеял пшеницу по-новому – без пахоты; после поверхностной обработки земли. Но урожай оказался выше, чем при обычной вспашке. Он ставит опыт за опытом, вырабатывая свою систему земледелия. Одной из основных черт которой была безотвальная вспашка земли. Слава о курганском земледельце разнеслась по всей России и дальше. К Т.С. Мальцеву приезжали за опытом люди со всей страны и из-за рубежа, и он щедро делился своими знаниями. Ему присвоили звание почетного академика Всесоюзной академии с/х наук. Т.С. Мальцев был дважды героем Советского Союза, шесть орденов Ленина и много медалей украшали его грудь. Долгую жизнь, почти сто лет, прожил Т.С. Мальцев. Видно Господь наградил его за добрые дела.
Опытническая работа.

-Мы с вами тоже провели опыты, посеяли пшеницу в три контейнера:

1. Посеяли в сухую землю и поставили на свет.

-Чего не хватило зернам?

2. Посеяли в сырую землю и поставили в темный шкаф.

-Чего не хватило зерну?

3. Посеяли, поливали, поставили на солнце.

-Что получилось?

-Так что же нужно растениям для роста?
А сейчас поиграем (игра на образование родственных слов).

-Назови хлеб ласково.

-Крошки хлеба какие?

-Квас из хлеба называется…

-Посуда для хлеба…

-Прибор для резки хлеба…

-Кто выращивает хлеб?

-Кто печет хлеб?

-Как называется завод, где выпекают хлеб?

-Как называются изделия из теста?
-Вот сейчас мы с вами и пойдем в хлебобулочный отдел магазина.

-Что пекут из муки?


-Какие пословицы вы знаете о хлебе?

-Как надо относиться к хлебу?

Хлеб пекут из муки.

Муку получают из зерна.

Пшеничные зернышки – светло-коричневые, толстые, твердые, маленькие. Ржаные – тонкие, длинные, серые, твердые.

Мука – белая, серая, мягкая, шелковистая.

Белая из пшеницы – пшеничная мука. Серая изо ржи – ржаная мука.

Из пшеницы – пшеничный, белый хлеб. Изо ржи – серый, ржаной хлеб.
Художник изобразил три времени года: весну, лето, осень.

Весной – копают, пашут, удобряют, сеют, сажают.

Летом – рыхлят, пропалывают, поливают, травят вредителей.

Осенью – убирают урожай с огородов и полей.

Трактор с плугом и сеялкой – весна.

Поливальная машина, самолет распыляет отраву – лето.

Комбайн, машины с зерном, ток, элеватор – осень.

Зерно увозят на ток. Там его сушат и веют.

Зерно везут на элеватор, там его сортируют и хранят.


Приседают, обхватив колени руками.

Поднимают руки.

Встают, руки над головой.
Делают «домик» над головой.

Опускаются на пол, расслабляют плечи, руки, роняют голову.

Встают, руки вверху «домиком», раскачиваются.
Подходят к стенду с иллюстрациями о Т.С. Мальцеве.


В контейнере никаких всходов нет.

Им не хватило влаги.

В контейнере всходов мало, вытянулись, желтые.

Зерну не хватило света.
Всходы дружные, зеленые, крепкие.

Растениям нужны свет, тепло, влага, земля.


Хлебушко, хлебушек

Хлебные

Хлебный

Хлебница

Хлеборезка

Хлебороб

Хлебопек

Хлебозавод

Хлебобулочные изделия

Хлеб серый и белый, сушки, баранки, батоны, печенье, пряники…

-Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

-Вот он хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом на каждый стол он пожаловал, пришел.

-В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло, сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

-В нем земли родимой соки, солнца луч веселый в нем. Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.
-Нет хлеба – так и нет обеда.

-Без соли – не вкусно, без хлеба – не сытно.

-Май холодный – год хлебородный.

-Много снега – много хлеба.

-Хлеб – всему голова.

-Хлеб – наше богатство.
Бережно, не крошить, не бросать, брать столько – сколько съешь.


III Заключительная часть

-Я приглашаю вас всех в кафетерий.

Дети пьют чай с хлебобулочными изделиями и делятся впечатлениями об их вкусе.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации