Реферат - Каналы передачи информации - файл n1.docx

Реферат - Каналы передачи информации
Скачать все файлы (38.1 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx39kb.11.01.2014 10:31скачать

n1.docx



Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральский Государственный университет им А.М. Горького

Факультет журналистики
Каналы передачи информации

Реферат

студентки 1 курса 102 группы

Проверил

Олешко В.Ф.

Екатеринбург

2008

Общество во все времена нуждалось в информации, и с первобытного времени мало что изменилось, вопрос только стоит только в объеме информации. Сегодня он так велик, что человеку для нормального функционирования в обществе необходим столько информации, что только из окружающей среды и из общения с другими людьми он ее получить не может. Но человек, будучи существом общественным, имеет общие со своим окружением интересы и потребности, поэтому большая часть требуемой информации общая для некой группы людей. Так появляется понятие массовой информации. Процесс обмена информацией – коммуникация, а процесс обмена массовой информации – массовая коммуникация.

На этом этапе можно говорить о возникновении журналистики, основной функцией которой является обеспечение людей информацией посредством коммуникации.

В процессе эволюции журналистики она приобретает довольно четкий круг функций, в которые входят социализация (что не было изначально характерно для журналистики), индивидов, групп населения и целых поколений, то есть усвоением ими социально-культурного опыта предшественников. Это происходит через общение, то есть через массовую коммуникацию, что способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействия. И здесь главной, как отмечает Корконосенко, является информационная природа журналистики, потому что в других социетальных системах категория информации не является главной.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Существуют некие элементы и этапы процесса коммуникаций.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

  1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

  2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

  3. Канал, средство передачи информации.

  4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Рассмотрим каналы передачи информации. Их условно делят на две группы: каналы личной коммуникации и каналы неличной коммуникации.

Каналы личной коммуникации характеризуется тем, что между отправителем информации и получателем (двое и больше лиц) происходит непосредственное общение, то есть во время процесса коммуникации они меняются местами друг с другом. Это может быть общение лицом к лицу, телефонный разговор, переписка в чатах, блогах. В СМИ тоже присутствует этот тип коммуникации, когда зритель может дозвониться в студию или как-то по-другому выразить свое мнение (один из самых ярких примеров, телевизионное ток-шоу).

Каналы же неличной коммуникации характеризуются тем, что личного контакта или обратной связи нет. Часто такая информация выражена невербально. Это создание определенной атмосферы, действие (движение) или бездействие, даже молчание несет с собой определенную информацию и является способом коммуникации. Информация, транслируемая СМИ, адресуется недифференцируемой аудитории. Этот вид коммуникации представлен в средствах печатной рекламы (газеты, журналы, отправления прямой почтовой рекламы), электронных средствах рекламы (радио, телевидение) и иллюстративно-изобразительных средствах рекламы (щиты, вывески, плакаты).

Хотя личная коммуникация часто эффективнее массовой, использование средств массовой информации становится причиной для возникновения личных каналов коммуникации. Массовая коммуникация влияет на личные отношения и поведение благодаря тому, что к получателю информации она доходит в два этапа: "Часто поток идей, сообщаемых радио и печатью, устремляется к лидерам мнений, а от них - к менее активным частям населения".

Перейдем непосредственно к СМИ как каналам коммуникации. И если средствами пражурналисткой деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации – прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн). Сегодня уже можно говорить и о новом канале коммуникации – Интеренет, который, безусловно, поглощает большую часть передаваемой информации и постоянно расширяет свою аудиторию, но так как нет четкого понимания функционирования Интернет в системе СМИ, мы его рассматривать не будем.

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться по всему миру, так и в небольших регионах (областях районах, округах). При этом, чем меньше территория распространения СМИ, тем процент передачи информации по личным каналам (то есть присутствие диалога с аудиторией) выше, а, следовательно, процесс коммуникации происходит активнее.

Печать приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Для восприятия печатной продукции человеку не нужен «посредник», поэтому он может быстро и во всем объеме ознакомиться с содержанием издания (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Есть возможность «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

Печатные издания наиболее удобны в использовании, они, как правило, не занимают много места, не требую дополнительных приспособлений для эксплуатации, мобильны. Считывание информации происходит избирательно, в темпе и ритме, удобном читателю, есть возможность отвлечься, вернуться к материалу позже, перечитать его еще раз, делать пометы.

Однако печать проигрывает электронным СМИ по одному из важнейших параметров коммуникации – оперативности. Радио и телевидению намного легче делать новые выпуски, чем газете создавать новый номер. Стоит учитывать и разницу в часовых поясах, когда местная пресса оказывается оперативнее общенациональной. Поэтому издательская информация имеет собственные особенности. Как отмечает Корконосенко, газетные тексты более аналитичны, они предполагают абстрактность мышления, активную работу, интеллектуальное напряжение, не говоря уже о банальной грамотности. То есть человек делает большие затраты энергии на декодирование информации, не говоря уже про считывание скрытых смыслов и подтекстов.

Так же плюсом печатных изданий является то, что они лучше всего хранят информацию годами без видимого разрушения.

Что же касается коммуникатора, то и на него накладываются определенные ограничения: жесткие требования к стилю и точности словоупотребления, тщательность в работе над словом, четкость выводов и обобщений, постоянная проверка имен, фамилий, цифр, дат, цитат. К тому же журналист печатного издания должен уметь использовать способ пассивной коммуникации – оформление собственного материала.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Сегодня технически возможно передавать почти все типы звуков— звучащую речь, музыку, шумы. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические возможности запись и воспроизведение звука в режимах «стерео» и «квадро», часто намного увеличивает способность передавать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценического действия, музыкальных произведений. На радио активно используется монтаж, «цитирование» и «перемонтаж» старых передач, что создает особую картину мира. Единственный канал восприятия у радио – слух, поэтому звук используется по максимуму. «Усложнение» содержание звука ведет к повышенной информативности, а так же снижает затраты усилий на декодирование послания.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и «слушанием—смотрением» его по телевидению. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, — это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно- музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения.

Но, как и у печати, у радио есть свои минусы. Радио является диктатором в том смысле, что оно четко регламентирует порядок выхода передач в эфир, их ритм, темп. Поэтому невозможно отложить прослушивание понравившейся передачи на удобное время. Это предопределяет усиленную ориентацию на вкусы, привычки и особенности аудитории. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Еще одной особенностью является то, что человек может совмещать прослушивание передач с другими действиями, что практически невозможно делать при чтении и затруднено при просмотре телевизора. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом процессе на предприятиях, радио в жизни домохозяйки, молодой матери и т.д.). Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлекательных клипов.

Так же радио исключает возможность «отложенного чтения», так как слушатель выбирает одну передачу из многих, которые строго регламентированы по времени выхода и отсекает все остальные, идущие параллельно на других волнах вещания. Что тоже ведет к более внимательному изучению аудитории и подстройкой под нее.

Что же касается журналистов, то трудность для более полной передачи информации составляет невозможность показать какой-то объект. Корконосенко указывает, что радиожурналист – актер, он должен привлечь слушателя своим голосом, интонацией, тембром, интересной темой. Весьма серьезные требования предъявляются и к языку журналиста. На радио не существует случайных фраз, каждая из них направлена на сохранение внимания разнообразной аудитории. Поэтому деформации подвергаются жанры: короткие информации группируются по темам, репортажи часто идут в прямом эфире, а радиофельетон приобретает больше выразительности по сравнению с газетным.

Важно и то, что радио позволяет слушателю стать равноправным участником коммуникации посредством звонков в студию, SMS-сообщений, Интернета. Человеку открывается доступ в прямой эфир, когда он гипотетически может изменить содержание передачи. Такой возможности у печати нет, так как отзыв на материал публикуется в лучшем случае в следующем номере издания.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. То есть коммуникационные возможности у телевидения намного богаче, нежели у радио и печати. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте).

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы — «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд. Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое использование крупного плана, темпоритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывается иным, близким по типу к «митингу миллионов». Стоит сказать, что сегодня появилась новая разновидность телевидения – кабельное. Оно имеет особенность узконаправленных печатных СМИ и радио: ему не надо заботиться об удовлетворении информационных потребностей всех слоев населения. Они выбирают только один какой-нибудь социум и работают на него. При этом между людьми, включающими специализированный канал и журналистами существует собственный язык символов, знаков, декодируемый только этой группой людей.

Специфика восприятия аудиторией телевизионной информации требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к составлению программ (хотя сейчас уже появляются технологии, позволяющие индивидуально менять сетку вещания определенных каналов).

Телевидение еще больше, чем радио имеет возможность создания прямого контакта с аудиторией, с отдельными ее представителями, когда любой может послать письмо в редакцию программы «Квартирный вопрос» и стать героем одного выпуска.

Требования же к журналисту на телевидении выше, потому что он должен успевать следить за всеми техническими новинками, чувствовать исходную специфику телевизионной журналистики. Он должен быть и режиссером, и оператором, и монтажером.

Телевидение так же имеет большую степень воздействия на аудиторию, так как уровней воздействия на нее у телевидения больше, что может использоваться различными властными и финансовыми структурами в их целях.

Сегодня количество каналов передачи информации увеличивается. Если раньше, например, информационные агентства работали только на СМИ, то теперь они стали самостоятельным каналом передачи информации, так как их новостные ленты стали доступны всем людям.

Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При этом у аудитории в практике контактов с разными коммуникационными средствами складываются свои предпочтения и мотивации, учесть которые также полезно журналистам.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем — желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио прежде всего удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.

Если учитывать эти мотивы и предпочтения, то можно сказать следующее. Для деятельности прессы должно быть характерным сводное представление событийной информации, сопровождающееся серьезным комментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая. Журналисты радио обязаны прежде всего оперативно освещать события дня (и в первую очередь — последних часов), причем активным фоном этой информации может быть музыка или другая информация «культурного досуга». Тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения свободного времени прежде всего. Но, в то же время, они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

Журналисты, обладая такими мощными каналами воздействия на аудиторию всегда должны помнить об ответственности, которая лежит на них за все, что они напишут, скажут, покажут. Используя всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем самые активные коммуникаторы прошлых лет - священнослужители, учителя. Но это уже вопрос об этике журналиста и свободе слова, творчества.
Список литературы

  1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М.: Аспект пресс, 2002

  2. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000

  3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Издательство МГУ, 1995
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации