Кругова С.А. (сост.) Внимание методическое пособие - файл n1.doc

Кругова С.А. (сост.) Внимание методическое пособие
Скачать все файлы (468.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc469kb.04.02.2014 04:35скачать

n1.doc





Нижегородский государственный технический университет

Кафедра менеджмента


В н и м а н и е



методическое пособие


Нижний Новгород 1999


Составитель: Кругова С.А.


Внимание.

Данное пособие составлено для студентов, с целью оказания методической помощи при самостоятельном изучении темы «Внимание» в техническом ВУЗе. Методическое пособие содержит информацию о нейрофизиологическом механизме этого процесса

(по А.Р.Лурия , МГУ) , а также содержит основные сведения о свойствах внимания. Приведенные образцы методов изучения свойств внимания подобраны так, чтобы студент мог самостоятельно, без посторонней помощи провести хотя бы некоторые исследования этого познавательного психического процесса и выполнить упражнения по развитию своего внимания. Основная цель использования этих методов - создать искусственные условия для отделения одного из свойств внимания от других и увидеть его субъективное проявление. Более полное достижение учебных целей возможно только при непосредственном участии студента в проведении экспериментов на лабораторных занятиях.

Изучение темы «Внимание» имеет определенную ценность в связи с тем, что подверженность несчастным случаям на производстве напрямую зависит от наличия особых индивидуально-психологических свойств, например таких, как: концентрация внимания, скорость реакции и др.

Содержание

1. Понятие о внимании.

2. Определение внимания.

3. Факторы, определяющие внимание.

4. Физиологические основы внимания.

5. Виды внимания

6. Свойства внимания.

7. Развитие или тренировка внимания

8. Рекомендуемая литература

1.

Понятие о внимании.

Одним из свойств психики является ее избирательная направленность. Это свойство осуществляет избирательную ориентацию сознания и повышает эффективность текущей деятельности, т.к. делает возможным торможение других процессов. Если бы такой избирательности не было, количество не отобранной информации было бы так велико, что никакая деятельность не была бы возможна.

Например : человек может выполнить большое число различных движений, но он выделяет только немногие целесообразные движения, выполняя конкретную деятельность, и тормозит остальные; у человека возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для конкретной деятельности, а от остальных абстрагируется. Если бы не было торможения всех бесконечно всплывающих ассоциаций, то организованное мышление, направленное на решение той или иной задачи было бы недоступно.

Во всех видах сознательной деятельности должен иметь место процесс выбора основных доминирующих явлений. Такие процессы определяют явление, или предмет, на который человек обращает внимание, и наличие «фона» состоящего из тех явлений, доступ которых в сознание пока задержан. Но в любой момент, если появляется соответствующая задача, эти явления из фона могут перейти в центр внимания и стать доминирующими.

2.

Психический познавательный процесс , состоящий в : осуществлении отбора нужной информации , обеспечении избирательных программ действий и сохранении постоянного контроля над их протеканием называется вниманием.
3.

Факторы, определяющие внимание.

Можно выделить две группы факторов определяющих внимание человека, это: факторы внешнего поля, которые характеризуют структуру внешних раздражителей, доходящих до человека и факторы внутреннего поля, которые характеризуют деятельность самого субъекта.

Посмотрите, пожалуйста, на рисунки №1 и №2.






Какие фигуры привлекли Ваше внимание?




Почему?






Рис.№ 1.








Какая фигура привлекла Ваше



внимание? Почему?


Рис.№ 2.
Представьте, что Вы подошли к стеллажу с книгами и выбрали самую большую из них, в яркой обложке, некоторое время подержали в руках, прочли название и поставили на место. Определите, какой фактор внимания проявил себя, фактор внешнего или внутреннего поля? Представьте теперь, что Вы выбрали другую книгу, которая не отличается ни размером, ни яркостью обложки, но ее название Вас заинтересовало и Вы стали ее читать. Какой фактор определил направление Вашего внимания, фактор внешнего или внутреннего поля?


Табл.№ 1. Факторы определяющие внимание


Факторы внешнего поля Факторы внутреннего поля
1.Интенсивность раздражителя 1. Соответствие актуальным потребностям

2.Новизна раздражителя 2. Понятливость и доступность для понимания

3.Пространственные характеристики 3. Установка на внимание

4. Личностные особенности
Для понимания факторов, направляющих внимание человека, полезно было бы рассмотреть структурную организацию человеческой деятельности. Известно, что деятельность человека определяется потребностью или мотивом и всегда направлена на определенную цель. Мотив в некоторых случаях может оставаться неосознанным . Цель и предмет деятельности всегда осознаются. Известно, что именно этим цель действия отличается от средств и операций, которыми она достигается. Пока отдельные операции, из которых состоит действие, не автоматизированы, выполнение каждой из них составляет цель данного отрезка деятельности и привлекает особое внимание к себе (вспомните, как напрягается внимание начинающего работать с клавиатурой компьютера к каждому удару клавиш). Когда деятельность автоматизируется, отдельные операции, входящие в ее состав, перестают привлекать внимание. Они начинают протекать без осознания, в то время как основная цель продолжает осознаваться. Все это показывает, что направление внимания определяется психологической структурой деятельности и существенно зависит от степени ее автоматизированности .

Успешное завершение деятельности сразу же устраняет то напряжение, которое сохранялось у человека все время, пока он пробовал решать задачу или выполнять действие. Например: человек, опустивший письмо в почтовый ящик, тут же забывает о выполненном намерении, оно перестает его беспокоить. И наоборот, незаконченная деятельность или неуспешно выполненное задание продолжает вызывать напряжение и привлекать внимание, сохраняя его, пока задача не будет успешно выполнена. Таким образом, внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмам ее контроля. Это делает внимание одной из наиболее существенных сторон сознательной деятельности человека.

4.

Физиологические основы внимания.
Избирательный характер протекания психических процессов, который характерен для внимания, может быть обеспечен бодрственным состоянием коры головного мозга. Обеспечение такого оптимального тонуса коры головного мозга осуществляется восходящей активирующей ретикулярной формацией.

Восходящая активирующая ретикулярная формация доносит до коры возбуждения, которые возникают в результате работы экстерорецепторов ( доводящих информацию приходящую из внешнего мира). Кроме этого именно она доносит до коры импульсы, которые исходят от обменных процессов организма, реализуются влечениями и, таким образом, сохраняют кору головного мозга в состоянии бодрствования.

Опыты на животных показали, что раздражение стволовых ядер восходящей ретикулярной формации обостряет чувствительность животных, т.е. понижает их порог чувствительности. Кроме этого: становятся возможными более тонкие дифференцировки , которые ранее животному были не доступны, например дифференцировка изображения конуса от изображения треугольника. Кроме этого: становится возможной выработка условных рефлексов на подпороговые раздражения, на которые ранее условные рефлексы не вырабатывались. Если хирургическим вмешательством разрушить (перерезать) пути восходящей ретикулярной формации, то это приведет к исчезновению выработанных ранее условных рефлексов. Все это свидетельствует об избирательном влиянии восходящей ретикулярной формации на мозг. Обеспечение оптимального тонуса и бодрственного состояния коры осуществляется не только восходящей активирующей ретикулярной формацией. С восходящей активирующей ретикулярной формацией тесно связан аппарат нисходящей активирующей ретикулярной формации.
Работа нисходящей активирующей ретикулярной формации важна тем, что с ее помощью до ядер мозгового ствола доводятся те избирательные системы возбуждения, которые первоначально возникают в коре головного мозга и являются продуктом высших форм сознательной деятельности человека.



Избирательно активирующая роль внимания обеспечиваются нисходящей ретикулярной формацией. Анатомические данные показывают, что нисходящие волокна ретикулярной формации практически начинаются во всех областях коры головного мозга. Их началом служат нейроны как глубоких отделов многих зон мозговой коры, так и особые группы нейронов, которые в большинстве своем находятся в базальных узлах и лимбических отделах мозга.

Анатомические данные показывают, что такие нейроны нисходящей ретикулярной формации существенно отличаются от других нейронов, например от тех, которые реагируют на зрительные или слуховые раздражители, т.е. от нейронов ощущений. Нейроны нисходящей ретикулярной формации после небольшого числа повторений специфических раздражений (зрительных, слуховых и др.) перестают отвечать какими-либо разрядами на них. Такое явление называют «привыканием». Но, стоит только появиться любому изменению раздражителя, как эти нейроны отвечают на это изменение своими разрядами. Такое явление называют «пробуждением». Такие ответные разряды могут возникать в данной группе нейронов при изменении любых раздражителей (осязательных, зрительных, слуховых и т.д.). Характерно, что не только усиление, но и даже ослабление раздражителей или отсутствие ожидаемого раздражителя может вызвать активное действие этих нейронов. ( Например: при пропуске одного из ритмично поступающих разрядов раздражителя.) В связи с особенностями этих нейронов некоторые авторы (например, канадский нейрофизиолог Джаспер ), предложили называть их «нейронами новизны» или «клетками внимания».

У животных наиболее существенной частью большого мозга, которая играет важную роль в регуляции состояния готовности, имеют базальные узлы и медиальные отделы лимбической области. У человека такой ведущий аппарат, регулирующий состояние активности, находится в лобных отделах мозга.

Английский физиолог Грей Уолтер с помощью своих экспериментов показал, что каждое состояние активного ожидания ( например ожидание третьего или пятого сигнала, в ответ на который испытуемый должен был нажать кнопку) вызывает в лобных долях мозга особые медленные электрические колебания, которые он назвал «волнами ожидания». Эти волны резко усиливаются, если вероятность скорого появления ожидаемого сигнала возрастает, ослабляется, если вероятность сигналов снижается или полностью исчезает (когда, например, инструкция ожидать сигналов отменяется).

Результаты работ физиолога Ливанова М.Н. также можно привести как пример подтверждения того, что лобные доли регулируют состояние активности мозга.

Лабораторные исследования показали, что каждое интеллектуальное напряжение человека вызывает появление большого числа синхронно работающих точек в лобных долях мозга. ( Например: при решении арифметической задачи - умножении двухзначных чисел.) Это явление продолжается, пока остается напряжение, пока задача не решена, а после решения задачи – оно исчезает.

Состояние повышенного возбуждения в лобных долях мозга человека является источником тех импульсов, которые опускаются далее по волокнам нисходящей ретикулярной формации, к верхним отделам ствола и оказывают существенное влияние на их работу.

Итак, восходящая ретикулярная система лежит в основе биологически обусловленных форм активации – системы пищевых, оборонительных, ориентировочных рефлексов. ( На это указал известный советский физиолог Анохин П.К).

Нисходящая ретикулярная система активирует импульсы, возникающие в коре головного мозга, обеспечивает высшие формы избирательной активации организма по отношению: к конкретным задачам возникающим перед человеком и к сложнейшим формам его сознательной деятельности.

Возможно, что Вам известна такая форма рефлекторной деятельности, которая называется ориентировочно - исследовательским рефлексом (рефлекс «Что такое?»). Этот рефлекс проявляется в виде отчетливых электрофизиологических, сосудистых, двигательных реакций, появляющихся каждый раз, когда во внешней среде возникает что-нибудь необычное или существенное. К таким реакциям относится поворот глаз и головы в сторону нового объекта, реакция настораживания или прислушивания и т.д. Активирующая ретикулярная система с ее восходящими и нисходящими волокнами является нейро -физиологическим аппаратом, обеспечивающим эту, одну из наиболее важных форм рефлекторной деятельности.

При неоднократном повторении одного и того же раздражителя явление ориентировочного рефлекса скоро угасает, организм привыкает к этому раздражителю («привыкание»). Такое исчезновение ориентировочного рефлекса может быть временным явлением. Но небольшого изменения в раздражителе достаточно, чтобы ориентировочная реакция снова возникла («пробуждение»).

Лабораторные исследования показали, что если человек ожидает вспышки света, у него возникает изменение вызванных потенциалов (электрических ответов нейронов) в зрительных, т.е. затылочных областях коры головного мозга. А если он ожидает болевого раздражителя, - изменение электрических потенциалов возникает в сенсомоторной области коры. Если человек предупрежден, что в ответ на сигнал он должен реагировать движением правой руки, то ожидание этого сигнала вызывает изменение электрических явлений (электромиограммы) в мышцах правой руки, не вызывая таких же явлений в мышцах левой руки. Такое состояние готовности к определенному движению называется установкой на движение, а его объективные признаки носят строго избирательный характер. Эти факты показывают, что реакция активации, включенная в систему ориентировочного рефлекса, может носить строго избирательный характер.

Нарушения внимания – это одно из самых важных симптомов патологического состояния мозга. При поражении глубоких отделов мозга (например: лимбической системы), могут иметь место нарушения непроизвольного внимания, которые проявляются в виде общего снижения активности и нарушения ориентировочного рефлекса. Нарушения лобных отделов мозга сопровождаются нарушением высших форм внимания. Оно может сопровождаться нарушением ориентировочного рефлекса, либо непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание такого больного может быть даже повышенным, и он легко отвлекается на каждое побочное раздражение из внешней среды будучи не в состоянии выполнять какую-либо инструкцию и сосредоточиться на каком-либо действии. Характерно, что такой тип нарушения речевой регуляции ориентировочного рефлекса имеет место только при поражении лобных долей головного мозга и не встречается при поражении других отделов.
5.

Виды внимания.

В психологии различают три основных вида внимания:

1. Непроизвольное

2. Произвольное

3. Послепроизвольное.

Когда внимание привлекается непосредственно сильным, или новым, или интересным (соответствующим потребности) раздражителем, то можно говорить о возникновении непроизвольного внимания. Явления ориентировочного рефлекса, активации могут вызываться любым изменением в обстановке или ожиданием нового или существенного стимула. Они постепенно угасают в результате привыкания и снова появляются при изменении раздражителей. Все эти явления носят естественный характер и лежат в основе непроизвольного внимания. Механизм непроизвольного внимания у человека такой же, как и у животных и имеет общую нейрофизиологическую основу, это механизм ориентировочного рефлекса.

Произвольное же внимание свойственно только человеку. Человек может сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом, объекте произвольно, даже в тех случаях, когда в окружающей среде ничего не меняется. Явление произвольного внимания можно наблюдать и в интеллектуальной деятельности, когда человек сам ставит перед собой ту или иную задачу и именно она определяет дальнейшее избирательное течение его ассоциаций. Корни произвольного внимания человека следует искать в его общественно-историческом развитии.

Ребенок раннего возраста рассматривает окружающую среду блуждающим взором, не останавливая его ни на одном предмете. Далее: условный рефлекс помогает ему связать процессы кормления и ухода за ним с тем лицом, которое за ним ухаживает (мать или другой взрослый). Он начинает задерживать взор на нем и на предметах, на которые ему указывают, и даже тянет к ним руку. В это время его внимание еще непроизвольно. Продолжая общаться с матерью, внимание ребенка все чаще начинает подчиняться ее речевой инструкции. Со временем этот процесс переходит во внутренний план речи. Теперь ребенок сам себе может давать инструкцию и самостоятельно перемещать свое внимание. Этот этап и считается этапом рождения произвольного внимания. Далее внимание управляется внутренними, интеллектуальными схемами, которые являются продуктом сложного социального формирования психических процессов.

Произвольное внимание человека является социальным по происхождению и опосредованным внутренними речевыми процессами по своему строению.

Послепроизвольное внимание возникает после того, как произошло вхождение в деятельность, возник интерес, работа идет без дополнительных затрат энергии, стимулирования (например, чтение интересной книги ).


6.

Свойства внимания.

Как правило, при психологических исследованиях внимания ставится задача исследовать произвольное внимание, как наиболее сложную форму внимания. (Непроизвольное внимание, это такой вид внимания, который может существенно нарушаться только при массивных поражениях мозга, что обычно приводит к общему снижению активности) . Нарушения же произвольного внимания возникают при таких состояниях нервной системы, как: утомление, истощение, невроз. Кроме этого они могут происходить при проявлении индивидуальных особенностей личности, что может приводить к уменьшению продуктивности работы, снижению продуктивности при различной длительности работы и т.д. Поэтому изучение особенностей внимания имеет особое значение как для диагностики пограничных или патологических состояний, так и для прогнозирования эффективности деятельности человека, в том числе и профессиональной деятельности. Умение управлять вниманием своих подчиненных – важнейшее из ПВК (профессионально важных качеств) руководителя.
Перечислим свойства внимания:

  1. Колебание внимания.

  2. Объем внимания.

  3. Устойчивость внимания (временная характеристика).

  4. Переключаемость внимания.

  5. Распределение внимания.

  6. Интенсивность внимания.

7. Концентрированность внимания.

Если направление внимания периодически меняется (переходит с одного объекта на другой, затем снова направляется на первоначальный объект), то это явление называется колебанием внимания. Такое явление изучают с помощью так называемых двойственных изображений. Для примера рассмотрите рисунок № 3:







Рис.№ 3.

Внимательно рассмотрите это двойственное изображение. Что Вы видите? Сначала видите одно изображение, например «коридор», а потом возникает другое восприятие объекта, например « усеченная пирамида ». Если длительное время смотреть на рисунок, то эти изображения постоянно будут сменять одно другое. Таким образом , Вы наблюдаете явление колебания внимания, которое происходит непроизвольно. У одних людей таких колебаний в течение минуты происходит больше, у других меньше. При подключении произвольных усилий, например воли, мышления, можно обеспечить снижение количества колебаний.

Объем внимания – это число объектов, которые может охватить внимание в течение доли секунды. Таких объектов в объеме внимания может быть от 4 до 7 . Для изучения объема внимания используется специальный прибор – тахистоскоп (от греч. тахисто – быстрый, скопео – смотрю). Он позволяет предъявлять определенное число раздражителей на такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести взгляд с одного объекта на другой, т.е. исключается движение глаз, и это позволяет измерить число единиц, доступных для одновременного стимульного восприятия. Число ясно воспринятых предметов является показателем объема внимания. Обычно он не превышает 5 – 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

Устойчивость внимания - это продолжительность сосредоточенности на одном объекте. Устойчивость характеризует длительность внимания. Устойчивость противоположна отвлеченности внимания ( непроизвольному отклонению внимания от данного объекта).

Для изучения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из чередования отдельных букв. Каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение 5 или 10 минут вычеркивать 1 или 2 заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Устойчивость внимания выражается в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков. (При наличии желания можно апробировать этот метод используя газетный текст).

Переключение внимания означает волевое переключение с одного объекта на другой.

Распределение и переключение внимания можно исследовать с помощью следующей таблицы. Табл.№ 2.

8 9 24 20 15 6 19
4 5 12 1 24 13 23
14 18 17 22 2 11 6

22 11 7 21 8 3 9
2 7 16 23 19 16 3
13 1 21 5 10 25 17
15 10 18 20 4 14 12
1.Сначала находите черные цифры в возрастающем порядке и показывайте их ручкой:

1, 2, 3 и т.д. (Засеките время, которое потребовалось для выполнения этого задания) .

2. Теперь находите белые цифры, но уже в убывающем порядке: 24,23,22 и т. д. (Засеките время, которое потребовалось для выполнения задания)

  1. Теперь, глядя на рисунок, быстро находите, показывайте и называйте цифры в такой последовательности : черные – в возрастающем порядке, а белые – в убывающем порядке; 1-черный, 24-белый, 2-черный, 23- белый, 3-черный, 22-белый и т.д. (Засеките время, которое потребовалось на выполнение этого задания).

4. Суммируйте время по первым двум частям эксперимента. Сравните эту сумму с результатом по третьей части эксперимента. Что Вы можете сказать по этому поводу? Сумма по первым двум частям эксперимента меньше чем время в третьей части эксперимента. Чем больше разница между этими показателями, тем больше затруднений Вы испытывали при необходимости распределять внимание между двумя деятельностями и постоянном переключении внимания с одной деятельности на другую.
Распределение и концентрация (интенсивность) – это противоположные свойства внимания. Распределение означает разделение внимания в одно и то же время на многие объекты, а концентрация – сосредоточение только на одном объекте. Например; человек может сосредоточить свое внимание (концентрировать) на чтении книги, или выполнении какой либо другой деятельности, не обращая внимания на другие. Распределение внимания можно продемонстрировать с помощью следующего задания:

Одновременно сосчитайте, сколько крестиков, кружочков и квадратиков изображено на рисунке. Начните с верхнего рада таким образом: один крестик, один кружочек, два крестика, один квадратик, три крестика, два кружочка и т.д.

















Рис. № 4.


Концентрация (интенсивность внимания, или напряжение) показывает силу внимания. Немецкий психолог Марбе установил, что подверженность несчастным случаям на производстве напрямую связана с определенными индивидуально-психологическими свойствами человека. Он установил прямую зависимость травматизма от следующих причин : скорость реакции, концентрация внимания, и т.д.. Такая подверженность может быть следствием индивидуально-психологической предрасположенности , либо неблагоприятного психофизического состояния человека. Интенсивная внимательная работа продуктивней, чем работа при слабом внимании. Интенсивность внимания связана с его объемом: чем уже объем, тем интенсивней может быть внимание. Исследование к
онцентрации своего внимания можно провести с помощью методики «Перепутанные линии».

Рис.№5.
На бланке 25 перепутанных линий. Линии начинаются слева, а заканчиваются справа. Нужно проследить каждую линию слева направо, определить, где она кончается. Начните с линии №1, слева. Найдите где она закончится . Там, справа , у нее соответственно другой номер. Запишите его. Затем переходите к линии №2 . Аналогично с остальными линиями. Ответы записывайте по порядку: 1 – 15, 2 – 19, и т.д. Выполняйте задание зрительно, не водите по бланку указкой или пальцем. Продолжительность работы можно ограничить семью минутами. В таком случае можно оценить результат по 9-ти балльной шкале:
Табл.№ 3.



Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1




Кол-во

правильных

ответов 25 24 22-23 20-21 17-19 14-16 12-13 8-11 7



7.

Развитие внимания.

Внимание человека можно тренировать с помощью специальных упражнений. Например: выполнять задания по Табл.№ 2 и Рис.№ 4 , засекая время и фиксируя ошибки; или взять два газетных текста и вычеркивать в них одну букву горизонтальной чертой, а другую – вертикальной; или чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой и т.д., ориентируясь на рассмотренные выше свойства внимания и индивидуальные особенности своего внимания. Однако следует учесть, что такое свойство внимания, как объем внимания – тренировке не подлежит.
8.

Рекомендуемая литература :

1. Общая психология / Петровского А.В., М., 1977.

2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.- М., 1974.

3. Лурия А.Р. Внимание и память.- М., 1975.

4. Гоноболин, Внимание и его воспитание. – М., 1972.

5. Столяренко Л.Д., Основы психологии .- Ростов - на -Дону ,1997.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации