Шпаргалки.Готовые ответы на экзаменационные вопросы - файл n1.doc

Шпаргалки.Готовые ответы на экзаменационные вопросы
Скачать все файлы (74.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc75kb.04.02.2014 04:09скачать

n1.doc

28.Акцентуації та психопатії. Критеріїї дифдіагностики. Класифікація психопатій за походженням.

29.Етапи психологічного обстеження у спеціальній психології

30.Структура психологічного висновку за результатами психологічного дослідження у спеціальній психології .

31. Методики дослідження пізнавальної сфери дітей

32. Методики дослідження особистості у спеціальній психології

33.Спостереження за грою як метод спеціальної психології

34. Особливості ігрової діяльності дітей з розумовою відсталістю.

35. Особливості ігрової діяльності дітей з РДА

36. Метод кольорових виборів: можливості використання в спеціальній психології

37.Класифікація ЗПР за походженням

38.Викривлений психічний розвиток

39.Дифіцитарний тип психічного розвитку

40. Пошкоджений психічний розвиток


28.Акцентуації та психопатії. Критеріїї дифдіагностики. Класифікація психопатій за походженням.Акцентуация - крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера сильно усилены. Психопатия, - устойчивая аномалия характера, определяет всю психическую подобие индивидуума и мешает его социальной адаптации.  Психопатии характерны: выраженность патологических особенностей характера, тотальность психопатических особенностей человека и стабильность психических особенностей человека. Критерии дифдиагностики : опрос , наблюдение, Основным дифференциально-диагностическим критерием должно служить то, что до появления психопатоподобных изменений при тех или иных заболеваниях развитие личности было нормальным. .  К. Леонгард выделяет щепетильны, либо ананкастични; демонстративные, или истерические; застревая и возбуждающие акцентированные личности в связи с преобладанием тех или иных свойств характера. Вторая группа (гипертимные, дистимични, тревожные, эмотивная, аффективно-лабильные и аффективно-экзальтированные особистосит) выделена по особенностям темперамента. Классификация психопатий: гипертимная — преобладание приподнятого настроения; дистимная — склонность к депрессии; циклотимная — чередование фаз хорошего и плохого настроения; лабильная — резкая смена настроения под влиянием ситуации; астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность; сензитивная — повышенная впечатлительность; психостеническая — высокая тревожность, нерешительность; шизоидная — отгороженность, эмоциональная холодность; эпилептоидная — вязкость мышления, склонность к злобно-тоскливому настроению; паранойяльная — повышенная подозрительность, стремление к доминированию; истероидная — склонность к притворству, привлечению внимания; неустойчивая — склонность легко поддаваться влиянию окружающих; конформная — недостаточная критичность и инициативность.
29. Етапи психологічного обстеження у спеціальній психології состоит этапов: подготовки, сбора, обработки, интерпретации фактических данных и формулировки висновків.На подготовительном этапе изучают состояние исследуемой проблемы, проводят предварительные наблюдения, беседы, анкетирование, определяют цель и задачи исследования. Важным элементом этого этапа становится гипотеза - представление о ожидаемый результат дослідження.Все выходные моменты вызывают планирования исследования, выбор контингента и количество испытуемых, места и времени проведения опытов, техническое оснащение, получение предварительных экспериментальных данных, формы протоколов, план количественной (статистической) и качественной обработки и интерпретации даних.На этапе сбора фактических данных используют эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы и т.д.). Экспериментальные данные фиксируют в протоколе, что должно быть достаточно полным и целеустремленным, включая регистрацию всех необходимых параметров экспериментальной ситуации и психических властивостей.Етап обработки данных предусматривает количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных даних.На последнем этапе исследования осуществляют интерпретацию данных и формулировка выводов, устанавливают их соответствие или несоответствие исходной гипотезе, обнаруживают новые вопросы и проблемы, на основе которых формируют программу исследованиявідповідність чи невідповідність вихідній гіпотезі, виявляють нові питання та проблеми, на основі яких формують програму дослідження.
30.Структура психологічного висновку за результатами психологічного дослідження у спеціальній психології . Этап обработки данных предусматривает количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных. интерпретируют данные и формулируют выводы, устанавливают их соответствие или несоответствие исходной гипотезе, обнаруживают новые вопросы и проблемы, на основе которых формируют программу исследования. К количественным методам относятся, например, определения средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции) факторный анализ, построение графиков, гистограмм, схем, таблиц, матриц и т.д. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других досліджень.До интерпретационных методов принадлежат генетический метод анализа психологических данных в процессе развития - с выделением стадий, критических моментов, противоречий и т.д., а также структурный, системный метод, который предусматривает установление связей между всеми психическими свойствами индивида. Последний заключается в реализации личностного подхода, когда все психические свойства рассматривают в целостной системе.
31. Методики дослідження пізнавальної сфери дітейАнкетирование, опыт через наблюдение, тестирование, беседа; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента); теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта с детьми, статистическая обработка результатов исследования. Исследование самооценки (методика Дембо - Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял) представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Изучение влияния мотивации на познавательную деятельность, изменений деятельности в зависимости от актуализации у ребенка различных мотивов 2.   Изучение генезиса самой познавательной сферы в разные периоды детства :в этих исследованиях подразумевается, что познавательная деятельность изменяется под влиянием воздействия обучения и воспитания, но само по себе это влияние, как правило, экспериментально не варьируется.3.   Изучение влияния формирования познания на становление личности. 

32. Методики дослідження особистості у спеціальній психології Наблюдение- метод получения психологической информации, заключ. в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений Автобиографический метод, Беседа Тестирование.Класичическая типология вкл: 1)личностные опросники, 2)тесты на интеллект, 3)комплексные тесты. тесты делят на: вербальные и невербальные методики.Вербальные методики. по степени доверия к суждений можно разделить на "прозрачные" и "завуалированные". "прозрачные" методики минимально эффективны, -респондент имеет возможность манипулировать их результатами.найболее часто применяемые "прозрачные" методики: Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Шкала проявления личностной тревожности Личностный 16-факторный опросник Г. Кеттела, Тест дифференцированной самооценки функционального состояния ,Дифференциально-диагностический опросник ЯВЛЯЕТСЯ. А. Климова , методика "Ценностные ориентации" М. Рокича Тест диагностики эмоциональных состояний Басса-Дарки Тест измерения мотивации достижения. Мехрабіана методика "Исследование самооценки" К числу вербальных "завуалированных" методик : Индикатор типов Майерс-Бриггс (МВТІ), Методику определения поведінських стратегий человека в конфликтной ситуации К. Томаса, Патохарактерологічний диагностический опросник А. Е. Личко Миннисотский многоаспектный личностный опросник личностные опросники Г. Айзенка EPI, PEN Невербальные методики. Психомалюнок помогает исследовать важные этапы жизни индивида, проникнуть в его внутренний мир и символично отбить его с помощью формы и цвета. К наиболее известных невербальных методик относятся: Цветовой тест М. Люшера Психогеометричний тест; , Тест тематической аперцепції Х. Моргана и Г. Мюррея Міокінетичний психодіагноз Мера и Лопеца Тест мозаики семь квадратов Х. Хектора ,методика "Незаконченные предложения" Сакса и Сиднея , а также рисуночные методики: Рисунок несуществующего животного , Дом-дерево-человек , Автопортрет, методика "Нарисуем свой характер" Комплекс тематических рисунков Т. С. Яценко

33.Спостереження за грою як метод спеціальної психологіїНаблюдение за игрой приводит к выявлению в ней роли воображения, мышления, воли. В игре, находит себе выражение специфическая направленность личности, ее отношение к окружающему, подчиняющее себе все частные психологические проявления и функции. Проявляясь в игре, способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется.

34 Особливості ігрової діяльності дітей з розумовою відсталістю.Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Пагубно отражается игре депривация, возникающая когда уо реб пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Маленькие уо дети, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. реб одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным уо дошкол также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением .на ряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду. наличие неадекватных действий. в процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Без специального обучения игра у уо не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

35. Особливості ігрової діяльності дітей з РДА Предметно-манипулятивная игра основной вид игры аутичных детей. У аутичного реб предмет отделен от той функции, для кот предмет создан. Реб не дифференц предм и материалы по возможностям их использ, действует с ними, не учитывая из свойства. Интерес к соц миру самостоят не проявл. и не становится важным мотивом в жизни аутичного реб. Он не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр. Предм игра не переходит в процессуал и сюжетную.. Сенсорная игра- Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в целеустремленности. Отсюда вытекает цель проведения с ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя и эмоционального контакта между педагогом и ребенкомТакой ребенок не умеет договориться с другим человеком.
36. Метод кольорових виборів: можливості використання в спеціальній психології представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Разработка связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека В основе лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным. показательно переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Синий  Зелёный Красный   Желтый Фиолетовый   Коричневый   Черный   метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент, особенно эффективный при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния в специальной психологии. Независимо от особенностей контингента обследуемых, методика позволяет лучше понять канву эмоциональных переживаний у больных при пограничных психических расстройствах. 
37.Класифікація ЗПР за походженням 4 основных варианта ЗПР конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. - соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении- психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. - церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. группа "А" - в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизмагруппа "Б"- доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройстваДети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивное.церебрально-органического генеза, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР.


38.Викривлений психічний розвиток наблюдается наиболее выраженная асинхрония: сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. К основным расстройствам относятся энергетическая недостаточность, нарушения инстинктивно-аффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений. Сочетание резкого дефицита психической активности с болезненной гиперестезией и страхами в восприятии окружающей реальности является фундаментом для возникновения защитных аутистических установок.Связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития. Плохо формируется разграничение собственного «я» и окружающего мира. Наиболее уязвимыми оказываются те стороны развития восприятия, речи, мышления, которые формируются под воздействием предметной практики. Дефицит предметного синтеза приводит к изоляции между гнозисом, действием и речью.  Ряд психических особенностей детей с ранним аутизмом, в том числе мышления, представляется вторичным, отражающим аутистическую направленность. При аутизме наиболее отчетливо выступают явления асинхронии формирования отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это углубляет картину «искаженности» развития.
39.Дифіцитарний тип психічного розвиткуразвитие в условиях отсутствия или недостаточности функций зрения, слуха, речи, двигательной сферы, а также при комплексных нарушениях. Нарушения в деятельности отдельных анализаторов могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты психики в целом. моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др..По классификации P.M. Боскис, среди детей с недостаточностью слуха выделяются: 1) глухие: а) рано оглохшие, б) поздно оглохшие; 2) слабослышащие: а) с относительно сохранной речью, б) с глубоким недоразвитием речи. По современной классификации выделяют: а) слепых, б) ослепших, в) слабовидящих.Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта. Следствием перечисленных особенностей дефицитарности указанного ряда психических процессов является тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления процессов обобщения и отвлечения.Клинико-психологическая структура такого дефицитарного типа развития личности включает ряд общих признаков Важное место в формировании патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки.
40. Пошкоджений психічний розвиток Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Ее этиология связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга.Систематика органической деменции, особенно в детском возрасте, представляет значительные трудности ввиду множественности патогенетических факторов, обусловливающих сложное сочетание явлений повреждения и недоразвития в ее клинико-психологической структуре, разной экстенсивности поражения, вариабельности его локализации.. Виды органической деменции классифицируются и по этиологическому критерию (эпилептическая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и др.)Весьма характерны нарушение критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее даже у детей старшего возраста.даже при негрубой степени органической деменции обучение этих детей при прочих равных условиях представляет большие сложности, чем обучение детей, страдающих дебильностью.Эпилептическая деменция формируется при так называемой эпилептической болезни, при которой помимо судорожных припадков имеются специфические особенности мышления, эмоциональной сферы, личности в целом, проявляющиеся в общей психической тугоподвижности, вязкости мышления и аффекта, полярности эмоций  Элементы асинхронии развития проявляются в ретардации формирования высших психических функций.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации