Шпоры по истории и философии науки - файл n1.doc

Шпоры по истории и философии науки
Скачать все файлы (1028.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1029kb.04.02.2014 04:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1 Философия и мировоззрение.

Философия: основной вопрос, предмет, функции в обществе. Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик. Она является самой древней наукой, насч. около 3 тысячелетий. В отличии от мифологии, с ее фантастическими образами и ориентацией на традиции, и в противоположность религии, основанной на вере и апелляции к сверхъестественному, содержанием философии является осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки. Термин “философия” имеет греческое происхождение от слов phileo – люблю, sofia – мудрость и получается как “любовь к мудрости”. Более точно “стремление к истине” или “поиск истины”. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты исходят, что первична материя и вторична идеальные процессы, считают, что мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. В 19 в. предметом философии становится изучение общих принципов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытие, но и методологией научного познания и практической деятельности. Современная философия изучает окружающий мир как многомерную и многоуровневую систему. Структурные элементы, онтология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, диалектика – учение о развитии, социальная философия – учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии.

Основные функции философии:

  1. Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему.

  2. методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.

  3. познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.

  4. социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.

Мировоззрение: структура и исторические типы. Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа М. - знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информационная но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через которую видится действительность. У. - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражающей действительность но и ориентирует на ее изменение. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Философия придает М. завершенный вид, которая объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека.

Два уровня мировоззрения: 1) чувственный как мироощущение и 2) рациональный – на уровне разума как миропонимания, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне, основывается на теоретических законах развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия, поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального. Мировоззрение дофилософского периода у первобытного человека представлена в форме: мифов, преданий, сказаний. Миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Позднее возникает Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса.(досократовская философия); Теоцентризм (Теос - Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм). Практика формирует м., определяет его содержание в связи с целевыми установками личности, социальной группы, класса …

Культурно- исторические предпосылки. Почему и когда возникает философия? Видимо тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты , неподдающиесяразрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, расширение контактов с другими народами, знакомство с другими верованиями. Появившиеся философы говорили теперь своим ученикам : не принимай все на веру, думай сам.

Теоретическая модель генезиса философии. Философия - любовь к мудрости. Hеобходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Hаличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически. Второй этап. Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Средневековье. Третий этап. Возрождение (ренессанс). Возведение человека в центр Вселенной. Четвертый этап (новое время). Философ, обосновывающий введение науки. Пятый - философия французского материализма (pазмеживание философии и науки). Hемецкая философия (критическое отношение ко всему). Философия 19 века (наука сама себе философия). Позитивная наука. Философ связан с развитием человека или науки.

Критерии научности:

Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых “самих по себе”. При этом происходит отвлечение от интересов индивида, и от всего сверх природного. Природу требуется познать из нее самой, предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими какие они ест,без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего – либо субъективного или сверхприродного;

Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Обыденное знание носит,помимо прочего, ссылочный характер, опирается на мнения, авторитет; в научном же знании не просто что- то сообщается, а приводятся необходимые основания,по которым это содержание истинно;

Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущьности,закономерностей объекта; Особая организация, особая системность знани; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия;

Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания,которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука. Ее предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками.

Общемировоззренческие и теоретико- познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Это делает философия. Философские произведения всегда удовлетворяют только известных лиц в известные эпохи, а других не удовлетворяют,- иначе сказать, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить.
2 Феномен мифологии. Культурно-исторические предпосылки зарождения философии.


На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Миф в переводе с греческого “рассказ, предание, слово”. Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах, их изучение, уяснения их места в составе культуры народов мира.

Мифология есть результат духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооружившись наукой и философией мысль родового человека рвалась к постижению сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Реальная жизнь тесно переплеталась с жизнью богов. Им приписывались человеческие пороки.

Суть мифологического феномена выявлена четко Г. Гегелем: “Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру”.

Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы: они ему имманентны по самой его сущности. (Удивительное явление – мифологический атеизм!)

Мифология являла образно-художественный способ объяснения или, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам.

В мифологии происходило очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Мифология вненаучная форма познания. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах.

Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства: сказки, легенды, предания. Никакая философия и наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они не уязвимы и бессмертны.

Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Философские воззрения Гомера находятся на почве мифологии. Уму принадлежит изречение: “Мы все – вода и Земля”. ОН не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такой вопрос выдвинул Гесиод (7 в. до н.э.) – крестьянский поэт, автор знаменитых трудов “Трудов и дней” и “Теогонии”. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии олимпийских богов.

“Родословная богов” начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб – начало мрака и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо – видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. – такова “Теогиния”, т.е. происхождение мира. После чего начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны – гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из таких титанов – Кроноса – берет начало новое поколение богов: сын Кроноса – Зевс в борьбе за власть отсекает у отца “мужское достоинство”, которое падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется богиня любви – Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения, она взяла к себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов. После - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающие героев, о которых повествует Гомер.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием: возрастала сила аналитического мышления, зарождались науки и философия, происходил процесс перехода от мифа к Логосу (корневая основа логики).


3 Философские школы Древней Индии.

Существуют две главные школы – индуизм и буддизм. Первая признает авторитет Вед, вторая отрицает. Обе нацелены на Просветление. Почти все философы искали Просветления через самораскрытие (за исключением материалистических школ, которые отвергают реинкарнацию).

Ключевая фраза: ЭТО ТЫ. Что означает открытие вашей сущности или истинной природы.

Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности.

Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии.

Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов, много голосов.

Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”).

Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов.

  1. Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований.

  2. Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.)

  3. Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды. Упанишады также были написаны в этот период и иногда называются Ведантой (окончание Вед). Упанишады “сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний. В “Упанишадах” полностью разработаны понятия атмана и брахмана.

  4. Эпический период (800 – 200г до н.э.), связан с эпическими поэмами “Махабхарата”, “Рамаяна”.

  5. Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать.

  6. Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.

Самое главное в индуизме и ИФ заключено в том, что они не провозглашали единого учителя, единую истину, единую мудрость – только множество.

Арийские веды. Индуизм вышел из древних ведических религий, которые были принесены в Индию народом, арийцами. До 4 в. до н.э. в индии не существовало письменности. Веды передавались устно в форме магических заклинаний. “Ригведа”, самая древняя (1500)- она древнее любого другого философского или религиозного текста.

Карма и система каст. Мы знаем, что с древнейших ведических времен в Индии сложилась система каст. Система каст – это свод правил в отношении социальной группы, к которой вы принадлежите, в отношении того, с кем вы можете разговаривать и работать. Принадлежность к определенной группы зависит от вашей предшествующей жизни, от состояния вашей кармы.

В основе своей эта система была придумана арийцами, когда они вторглись в Индию и назвали всех местных жителей DASAS (рабами).

Кармическая иерархия. На вершине располагались брахманы (жрецы), а в самом низу шудры, или слуги. Между ними войны (кшатрии) и торговцы (вайшии). Существует также непрекасаемые, которые полность в изоляции.

Основной вопрос о высшей реальности. “Упанишады”, которые иногда называют Ведантой, “окончанием Вед”, является наиболее полным философским выражением главного течения внутри индуизма. В этих текстах наиболее полно представлены понятия атмана и брахмана.

Индийская философия была философией жизни, в которой вы должны жить, пытаясь найти избавление.

Ортодоксальные индийцы очень рано пришли к теории четырех стадий, а именно: ученик, глава семьи, лесной житель и отшельник.

Существуют так называемые ашрамы, или места уединения, духовного очищения. Стадия отшельник имеет отношение к святым людям, ищущим относительного уединения леса, чтобы созерцать и медитировать.

Стадия ученика – период интенсивного обучения, главным образом “Вед”.

Стадия главы семьи – супружество, создание семьи, она ведет к материальному благополучиб и наслаждению.

Лесной житель – отказ от наслаждений и развлечений повседневной жизни, а также уход в созерцание и духовное пробуждение.

Конечная стадия – полностью отдача духовному развитию. Цель этой стадии – обретение мокши, или духовного сознания. Чтобы достичь этого человек должен полностью сосредоточиться на высшей реальности. Поиск абсолютной реальности не направлено против мира, а является стремление к истине, или мокше.

Высшая реальность, которая располагается в сердце Вселенной, называется Брахман. Все боги и все явления являются всего лишь проявлениями единого высшего бытия – Брахмана. Атман – это Брахман. Ваша истинная сущность есть абсолютная реальность.

Некоторые принципы философии ВЕДАНТЫ. Дхарма означает закон или истину, а также утверждение. Вся вселенная управляется дхармой. Она охватывает все и всех, от богов до животных и управляет этическим поведением каждого.

Мокша – подлинное духовное пробуждение, или истинное просветление. Она также означает освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей (самсары). Это цель, к которой ведут различные пути и которую буддисты называют нирваной.

Карма. Ваша карма – это результат ваших предшествующих действий, от которых зависит ваше будущее. Ваша карма – это вы сами. Карма подразумевает перемещение души и необходимость в конечном счете достичь мокши. Она закон вселенной. Она универсальная справедливость и истина.

Самсара – это постоянный поток перемен всего сущего или колесо жизни, смерти и возрождения.

Самсара – это тюрьма, в которой страдание и боль являются нормой и из которой бежать можно лишь по прошествию длительного времени и накопления кармы. Только через конечную реализацию своей истинной природы, или атмана, человек может избежать самсары.

Эпоха СУТР и шесть школ. Прежде всего название сутр связано с сутрами – краткими изречениями, которые легко было вспомнить.

5 индуистских школ:

  1. Ньяя (основатель Гаутама) Отстаивала строго логические правила суждения. (Ньяя – определение верного слова). В действителности они занимались в основном, самим познанием. Ньяя утверждает, что существует четыре источника знаний. Восприятие, вывод, сравнение и надежное доказательство.

  2. Вайшешика (Канада) Утверждала, что физическая реальность состоит из невидимых, неразрушимых атомов, которые имеют четыре разновидности. Атман – это Брахман.

  3. Санкхья (Капила) Отстаивала дуалистическую концепцию Вселенной. Отделение истинного Я, от того, каким оно кажется.

Во вселенной имеются две категории - Пуруша и Пракрити. Истори мира – это история двух этих начал. Пуруша (дух или атман), Пракрити (материя или первозданная природа)

  1. Йога Эта школа считает двигателем вселенной персонального бога. Философия и деятельность сочетаются в практике, стремящейся к гармонии. Разработанная йогой система медитации – это реальный практический путь к достижению Просветления. Цель – чистая реальность (Самадхи).Существует 8 ступеней к достижению (самодисциплина, достойное поведение, правильная поза, правильное дыхание, подавление ощущений, самоконцентрация, медитация, самадхи).

  2. Веданта Веданта означает “окончание Вед”, Адвайта – монизм, согласно которому реальность едина и неделима. Все, что существует есть Бог. 3 основных текста: Брахма Сутра, Упанишады, Бхагавад-гита. Брахман – это высшая реальность, чистое сознание, невыразимое. Шанкара утверждал, что Брахман и Атман – это одно и тоже и что Брахман является причиной мира, а сам мир – только проявление этой причины.

Джайнизм. Эта школа была основана Вардхаманом Махавирой (599-527 до н.э.). В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены. Правила поведения, определенные Джайной, имели целью освободится от колеса жизни (самсары) и включали в себя Три алмаза: Правильная вера, правильное учение, правильное поведение. Существовало также пять заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.

БУДДИЗМ. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины.

Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме. После чего он странствал 45 лет проповедуя свое учение и идею обретения нирваны. Тритий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры.

Дхарма заключала 4 истины: все существование наполнено страданием; страдание вызывает желание; возможно освобождение от страдания; дорога к освобождению.

Буддизм достиг большого успеха лишь в Китае и Японии Буддисты утверждают, что существует Анатман, или не-Я. Постоянство Я – это иллюзия. Существует непрерывность, связь одного существования с другим, но Я – это иллюзия, созданная совокупностью умственной и физической деятельности. Медитация – это способ приближения к чистому разуму. Вывод о буддизме:

  1. Отрицает авторитет Вед (и кастовую систему)

  2. Признает 4 истины

  3. Рассматривает Я как иллюзию

  4. Стремиться к нирване (угасанию) с помощью полного избавления от желаний, страданий 5. Отрешенность Будды.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации