Ответы на экзаменационные вопросы ГЭК 2011 - файл n1.doc

Ответы на экзаменационные вопросы ГЭК 2011
Скачать все файлы (477.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc478kb.01.02.2014 11:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
01 Предмет и место ТГП. Место ТГП в системе юридических наук.

Предмет: процесс возникновения, становления и развития государства и права - общие закономерности данного процесса; взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Предмет ТГП, как и отдельные составляющие его содержание части с течением времени изменяется и развивается. Место ТГП в системе юр.дисциплин: в зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки и дисциплины. С историко-правовыми науками взаимосвязь теории государства проявляется, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма представители ТГП не могут обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обойтись также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) углом зрения и в хронологическом порядке. Глубокие связи ТГП прослеживаются также и с теоретико-правовыми науками - философией права, социологией права, правоведением. И это вполне понятно, имея в виду не только общность объектов и близость предметов их изучения, но и сходство методов их исследования. ТГП имеет глубокие и многосторонние связи с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами. По отношению к каждой из них ТГП выступает в качестве своеобразной синтезирующей и обобщающей науки. Она способствует приведению в некую логическую систему всего накопившегося в течение веков знания о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно-правовой информации, содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. ТГП имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что не только теория государства и права оказывает воздействие на эти отрасли знаний, но и сама, в свою очередь, подвергается с их стороны определенному влиянию.
02 Система прав и свобод человека и гражданина

Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др. Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).

Личные (естественные) права направлены на охрану естественных личных благ человека (право на жизнь, на личную неприкосновенность, т.е. на охрану чести и достоинства, право на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода передвижения и др.). В качестве приоритетных общепризнанными являются социально-экономические права личности, определяющие ее нормальную человеческую жизненность, ее жизнеспособность. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Политические права обеспечивают личности пользование избирательными правами, ее участие в референдуме, в управлении государственными делами, свободу ее политической деятельности, свободу выражения мнения по всем вопросам общественной жизни (в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, демонстрациях, митингах и т.д.), свободу протестных действий (право на общественный протест). К числу политических прав принадлежит право на гражданство, на его приобретение и выход из него, его восстановление. Ядром политических прав в правовом государстве является право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Культурные права личности ориентированы на удовлетворение ее духовных потребностей, интересов и включают в себя право на свободное вероисповедание, достойное образование, право на пользование ценностными достижениями культуры, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, музеями и др.), право на свободу научного, технического, художественного творчества.
03 Понятие и сущность государства.

Гос-во – опр. способ организации об-ва, основной эл-т полит. системы, организация публичной политической власти над обществом, выступающей его официальным представителем, основывающая свою деятельность на праве, с помощью гос. аппарата, средств и мер принуждения.

Гос-во - совокупность официальных органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации.

Гос-во – субъект международного права

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый (господствующий класс), общечеловеческий (компромисс интересов различных классов и социальных групп), религиозный, национальный, расовый (доминируют религиозные, национальные, расовые интересы) подходы к сущности государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основать охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
04 Право в системе социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. В зависимости от особенностей их возникновения и реализации выделяют 5 разновидностей: Нормы морали - это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы. Ритуалы представляют собой обычаи, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах. Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями. Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Право и мораль. Мораль - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Единство: 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения; 3) как и нормы права, нормы морали исходят от общества; 4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру; 5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества. Отличия: 1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития общественных взглядов и идеалов; 2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных же нормах - общественное мнение; 3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в силу внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть человека и общественная оценка поведения людей; 4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, чем та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.); 5) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Понятие технических норм. Все несоциальные нормы, куда, помимо сугубо технических, входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Если социальные нормы регулируют социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой.

05 Признаки государства.

1) наличие публичной власти, выделенной из общества (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия); 2) система налогов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос. аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); 3) территория: гос-во – единая политико-территориальная организация, связанная с территорией, на которую распространяется её власть (земля, воздух, море + спец. объекты: консульства, морские суда под флагом и т.д.); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела; 11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.
06 Частное и публичное право.

Основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. Различие между частным и публичным правом состоит в том, что частное право децентрализовано регулирует отношения между индивидами и их объединениями, защищает интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях с иными лицами, а сами эти взаимоотношения характеризуются юридическим равенством их участников по отношению друг к другу. Децентрализованное регулирование частноправовых отношений указывает на область свободы - автономии личности, автономии воли, частной инициативы индивидов и их объединений, которая состоит в их возможности самостоятельно определять: использовать или не использовать свои юридические права, вступать в договорные отношения или отказываться от своего участия в подобного рода отношениях. Публично-правовые отношения характеризуются юридическим неравенством их участников, одним из которых всегда является государство в лице определённых государственных органов, должностных лиц, наделённых соответствующими властными полномочиями, распространяющимися на контрагента этих отношений – противоположную сторону. Публичное право регулирует соответствующие отношения, например, между личностью и государством, централизовано. Централизованное регулирование указывает на область необходимых, установленных государственной властью императивов в поведении и деятельности субъектов права. Публичное право призвано служить интересам всего общества в целом. В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права, к отраслям частного права — гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.
07 Демократическое государство

Демокра́тия - политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Признаки: 1)провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 2) население принимает участие в формировании и осуществлении государственной власти; 3) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; 4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 5) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; 6) доминируют методы убеждения, компромисса; 7) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; 8) верховенство закона; 9) выборность, сменяемость центральных и местных органов государственной власти; 10) гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; 11) принцип разделения властей. Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. В современной государствоведческой практике демократизм государственности оценивается с учетом следующих критериев: не сведена ли мажоритарная система к формальному большинству, без учета прав личности и меньшинства; применяется ли принцип равенства комплексно — не только как равные возможности для всех, но и как обеспечение реальных условий их осуществления с учетом социального положения, образования, здоровья; гарантированы ли все гражданские права не только большинству, но и меньшинству, а также отдельным гражданам, включая лиц, находящихся в оппозиции к существующему истеблишменту, правительству; существуют ли равные права для меньшинств, связанных общим языком, этнической принадлежностью, религией, культурой, философскими и политическими взглядами; каково положение наименее благополучных слоев или групп общества; каковы возможности непосредственного участия гражданина в принятии касающихся его решений; как реально обеспечивается свобода слова, информации и мнений; как обеспечивается свобода объединений и возможность осуществления общественных и личных интересов; каковы конституционность и законность, обеспечивающие права граждан; действительно ли наличествует власть права, а не людей; наличествует ли в данном обществе демократическая обстановка, основанная на доверии народа государственной власти и власти народу; полностью ли гарантируется частная жизнь гражданина; всегда ли готова государственная и политическая система к открытому исправлению допущенных ошибок; является ли данная система достаточно восприимчивой и способной откликаться на запросы, потребности, инициативы и требования народа. Демократический характер государства закреплен в целом ряде конституционных положений. Это, например: возложение на государство, его органы и должностных лиц обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ч. 1 ст. 3); закрепление за народом права осуществлять свою власть (реализовывать суверенитет) как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); признание референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было (ч. 4 ст. 3); закрепление принципа разделения властей (ст. 10); идеологическое и политическое многообразие (ст. 13); конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации