Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи - файл n1.doc

Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Скачать все файлы (1108 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1108kb.04.02.2014 03:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Оценка

Курсовой работы

КУРСОВАЯ РАБОТА


по специальной психологии
на тему «Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Исполнитель:

Студентка 51 группы V курса

Педагогического факультета

Специальность «Дошкольное

образование. Логопедия »

___________________________

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры психологии

__________________________

Витебск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР 6

1.1 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 6

1.2 Природа и генезис детской тревожности 8

1.3 Основные направления современной игровой терапии 16

ВЫВОДЫ 25

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР 27

2.1 Методика констатирующего эксперимента 27

2.2 Результаты и анализ полученных данных 32

2.3 Программа игровой коррекции «Тревожность» 39

ВЫВОДЫ 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 49



ВВЕДЕНИЕ


Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии - одна из важнейших задач практической психологии образования. Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра, использование которой в психологической практике основывается на определенных теоретических подходах отечественной и зарубежной психологии [5, с.8].

Наиболее системными и целостными являются подходы к использованию игры для развития личности, основанные на теоретических традициях психоанализа (М. Клейн, А. Фрейд), гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Лэндрет), культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепции психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Каждый из подходов реализовал в игровой терапии свое собственное представление о психологической сущности игры и механизмах ее коррекционно-развивающего воздействия, в каждом из подходов была разработана своя концептуальная схема и система понятий.

В настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, недирективной (клиент-центрированной психотерапии, в понимании К. Роджерса и В. Экслайн) и «терапии отреагирования».

Также в настоящее время продолжается совершенствование методов игровой терапии, повышение требований к их использованию, дальнейшее дифференцирование ее техник с учетом показаний, условий работы и особенностей клиентов [5, с.9].

Игровая психотерапия является эффективным средством при решении самых разнообразных детских проблем, в том числе при детской тревожности.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений [20].

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, тревожность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля [21].

Объект исследования: тревожность у детей дошкольного возраста с ТНР.

Предмет исследования: игротерапия как средство коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.

Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературы по теме исследования;

  2. Представить типологию игротерапии;

  3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;

  4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.

Методы исследования:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации