Шпоры по педагогике (теория обучения) - файл n1.docx

Шпоры по педагогике (теория обучения)
Скачать все файлы (67.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx68kb.04.02.2014 03:46скачать

n1.docx

  1   2   3

1. Общее понятие о дидактике. Категории.

Д. – это часть пед.науки, которая изучает цели , содержание, методы, средства, организацию процесс обучения.

Объект – процесс образования и обучения, предмет – закономерности процессов обучения и образования. Задачи – проблемы цели, проблемы содержания образования и обучения, проблемы методов обучения, проблемы учета знаний, проблемы мотивации и потребности в знаниях.

Категории:

  1. Обучение – целенаправленный, уравляемый процесс овладения ЗУН под руководством учителя, по формированию нравственной личности.

  2. Процесс обучения – это развитие обучения во времени и пространстве с учетом фактов, условий; характерные черты (целенаправленность, двусторонний процесс обучения, совместность деятельности учителя и учащхся).

  3. Преподавание – деятельность учителя по организации познавательной деятельности ученика с целью обеспечить усвоение ЗУН в необходимом объеме, способов учебной дея-ти.

  4. Учение – целенаправленная, осознанная дея-ть ученика по овладению ЗУН приемами рационально познания, нравственными ценностями.

2. Сущность процесса обучения. Его психологические основы.

Часто обучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика I ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Ведь если ученик не будет прилагать ответных усилий, знания у него не появятся. Таким образом, "обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности".

Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность.

Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Естественной научной основой теории обучения является теория выведенная Павловым и Сеченовым (человек познает мир мозгом). На основе рефлексов формируется способность человека отражать внешний мир. В отличие от животных у человека есть 2ая сигнальная система (речь, а значит мышление), раздражителем является слово.

3. Его гносеологические (методологические) основы процесса обучения.

В основе отечественной теории образования лежит материалистическая теория познания.

Познание – это отражение объективного мира в нашем сознании (но оно не зеркальное, а проходит через процесс ряда абстракций), который отражен в законах, понятиях и т.д.

Человек перерабатывает свои знания в понятия. Наши знания об окружающем мире все время уточняются. Источник наших знаний – чувства.

Процесс познания бесконечен, как и процесс обучения.

Ученик не открыв каких-либо научных истин, а усваивает уже накопленные наукой представления, понятия, закономерности и т.д. Материалестическая теория познания показывает, что отображаемое не зависит о нашего сознания и определяется восхождением от живого наблюдения к абстрактному мышлению и от него к практике.

4. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Процессы обучения явл. противоречивыми, поэтому движущей силой теории обучения явл. противоречия.

Основным противоречием явл. между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся, также противоречия между житейским опытом и научными знаниями, между прежним уровнем знаний и новым, между знаниями и умением их использовать, между требуемым и достигнутым уровнем отношений учеников к учению и обучении.…. Основное противоречие явл. движущей силой процесса обучения, т.к. оно неисчерпаемо как и сам процесс познания.

Закономерности:

1.двусторонний характер;

2.активность;

3.зависимость содержания образования от развития науки и техники, и гос.целей;

4.обучение ведет за собой развитие.

5. Дать хар-ку функций учебного процесса.

1. Образовательная (заключается в окружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике).

2.Развивающая (правильно поставленное обучении всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности).

3. Воспитательная (взаимодействие учители и ученика, учитель является примером для него, внешний вид, общение…)

4. Организующая (постановка, целей, этапы их достижения…..)

5. Стимулирующая (похвала, отметки, контроль за процессом обучения).

32. Требования к организации учета и контроля знаний.

1. Предварительный контроль направлен на выявление ЗУН по предмету или разделу, которые будут изучаться.

2. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Проводиться с помощью систематического наблюдения за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности.

3. Тематический контроль - осуществляеться переодически по мере прохождения новой темы, раздела, цель- систематизация знаний учащихся, проводиться на повторительно-обощающих занятиях.

4. Итоговый контроль проводиться в конце четверти, полгодия, учебного года, по формам делиться на индивидуальный, групповой и фронтальный.

7. Понятие принципа обучения. Дать хар-ку.

Принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется учитель и ученик в процессе обучения, вытекающие из сущности процесса обучения и познания.

Правило – это основанное на общих принципах описание пед. деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Правило это часть принципа.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой.

Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила – его отдельные стороны. Осн. принципы: доступности, восприятия знаний (подготовка к восприятию знаний); наглядности (восприятие знаний); систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности (формирование знаний); прочности (закрепление знаний); связи теории с практикой (применение на практике) …(контроль)

8. Принцип научности. Примеры.

Этот принцип предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Так же в соответствии с этим принципом педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты, доказывать свою точку зрения, работать с научной и учебной литературой.




10. Принцип наглядности.

Является одним из важнейших , лежащих в основе организации процесса обучения. Каменский – «золотое правило дидактики».

Наглядность обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстрация , лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место занимает применение схем, слайдов, наглядных пособий, карт, схем. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образов. учреждении условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий и т.д.

11. Принцип прочности.

Содержит в себе итоги теоретических поисков и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие.

Сущность: закрепление усвоенных знаний в их памяти и в возможном более длительном сохранении приобретенных ЗУН. Пути реализации: 1. закрепление изложенного на уроке учебного материла путем беседы, организация упражнений и технических задач. 2. регулярное проведение различных видов повторений изученного в конце урока, с целью предупреждения забывания и закрепления изученного материала. 3. требования осмысленного запоминания материала, который предполагает установление логических связей между усвоенным и новым материалом.


12. Принцип сознательности и активности.

Сознательность означает ясное понимание учащимися конкретных целей работы осмысленное усвоение изучаемых явлений и фактов. Умение применять знания в практической деятельности. Активность в обучении предполагает большую учебную работу, стремление в овладении знаниями. Главным и основным средством реализации является формирование у учащихся мотивов обучения. Для реализации данного принципа необходимо постоянно раскрывать перед учащимися конкретные цели обучения, для чего им это надо, для чего пригодится. Существенную роль играет обучение учащегося правильной организации рабочего места, планирование своего труда, включать учащихся в процесс конструирования и составление чертежей изготавливаемых изделий.


13. Принцип доступности.

В основе принципа лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Доступность заключается в применяемых учителем методах обучения и связана с условиями протекания процесса обучения, доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, зависит от организации учебного процесса. Для реализации данного принципа нужно следовать правилам: от легкого к трудному ,от известного к неизвестному, от простого к сложному.

14. Принцип систематичности и последовательности.

Сущность: учебный материал по своему объему и научный кабинет по своему объему должен соответствовать познавательным возможностям учащихся, а практические знания задания производительный круг должны определятся исходя из уровня предшествующей трудовой подготовки и физическим возможностям учащегося. Доступность в обучении технологии определяется наивысшей границей познавательных возможностей учащегося с постепенным повышением этой границы. Пути реализации: 1. использование современных активных методов и приемов обучения. 2. учет индивидуальных познавательных возможностей учащегося. Дифференциация в подборе трудовых знаний. Существенную роль в доступности учебного материала играет правильное его дозирование. На доступность влияет также организация учебного труда и отдыха учащегося, а также соблюдение таких правил как от простого к сложному от неизвестного к известному.


16. Связь теории с практикой.

При рассмотрении этого принципа нужно иметь в виду что идет речь не о связи обучения и труда, а о соотношении теории с практикой в самом процессе обучения. Практика в обучении используется, как средство познания на ней основываются практические методы обучения, упражнения, лабораторные. Главным средством реализации данного принципа является соединение теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе выполнения практических работ ученики овладевают конкретными представлениями о технических явлениях и объектах для последующего научного обобщения и формирования научно-технических понятий. Во время практики проверяется достоверность знаний производится закрепление и углубление технических знаний формируются технологические умения и навыки. Педагогические требования: 1. сохранение системы и логики технических наук. 2. при организации практической работы теоритичекие сведения должны подчинятся логике производственного процесса, технологической последовательности его выполнения. 3. трудовые действия учащегося должны опираться на научно-технические знания и обосновываться ими.

43. Характеристика признаков классно-урочной системы.

Из всех известных форм обучения наибольшее распространение получила и классно-урочная форма Яна Амоса Каменского.

Основные черты:

1. состав учащихся примерно одного возраста и уровня развития, подготовленности (что составляет класс)

2. каждый класс работает в соответствии со своими годовыми планами (планирование деятельности)

3. учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных последовательных частей (урок)

4. каждый урок посвящен одному предмету.

5. постоянное чередование уроков (расписание)

6. руководящая роль учителя , учитель управляет процессом обучения.

7. применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. К нему предъявляются дидактические и воспитательные требования.

17. Принципы по Занкову.

Основу системы обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:

1. обучения на высоком уровне трудности - характеризуется тем, что раскрываются духовные силы ребенка, им дается простор и направление. При этом иметься в виду трудность, связанная с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры.

2. быстрого темпа в изучении программного материала, это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, самое важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями.

3. осознания школьниками процесса учения, вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности, важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, необходимость овладения мыслительными операциями(сравнение, анализ, синтез…).

4. целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых, т.к. на них обрушивается лавина тренировочных упражнении, это необходимо для преодоления неуспеваемости школьников

18. «Содержание образования». Осн. Теории.

С.О. - это систематизированные ЗУН, которыми обладает ученик за все годы обучения в школе и опыте творческой деятельности. Система ЗУН и опыт творческой деятельности формируют научное мировоззрение человека, обеспечивает ему возможность самообразования и непрерывности образования.

- теория утилитарного отбора образования (Спенсора) 19век.

- теория материального образования (Руссо), главная идея необходимость практических ЗУН, что бы человек мог быстрее адаптироваться.

- теория формального образования (Песталоцци,Гербардт) – теория развивающего обучения, развитие всех форм мышления, но само содержание не важно, необходимость развития мышления и воображения.

- материально-прогматическая теория (Дж. Дьюи, 20в)- в основе лежит метод проектов.

- К.Д. Ушинский считал, что учитель не должен учить ученика, а должен помогать учиться.

19. Критерии отбора содержания в совр. школе.

Отбор содержания образования основывается на принципах:

1. соответствия содержания образования потребностям общества;

2. соответствия содержания обр-ния уровню развития науки.

3. единства содержательного и процессуального компонентов.

4. единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

5. гуманизации содержания образования, личностно-ориентированный подход;

6. соответствия содержания образования материальной базе школы.


20. ГОСТ

Все содержание образования раскрывается в государственном образовательном стандарте – это образовательный документ, система параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности. В Госстандарте общего среднего образования выделяют 3 уровня:

1.Федеральный компонент позволяет сохранять на территории РФ единое образовательное пространство - предусмотрено дисциплинами обязательными для всех учреждений.

2.Национально-региональный компонент учитывает особенности и потреьности народов населяющих РФ, этот компанент сохраняет своеобразие культуры.

3. Школьный компонент представляет собой некоторые дисциплины, вносимые в учебный план с учетом потребностей получателей образования и возможностей образовательного учреждения.


21. Учебные планы.

Документ, раскрывающий Госстандарт. У.п. –это государственный документ, включающий в себя перечень предметов образовательной области, образовательные компоненты, количество часов на каждый предмет в неделю, время каникул и практик…

Виды планов:

Базисный- это основной гос. нормативный документ , служит основой для разработки типовых и рабочих уч.планов и исходным документом для финансирования школ. Утверждается Мин.Обр. России.

Типовой- носит рекомендательный характер, разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается Мин.Обр.России.

Рабочий, составляется администрацией обр. учреждения , в нем учитываются нормативы Госстандарта и базисного уч. плана.


22. Учебная программа.

- Это гос.документ, который раскрывает содержание учебного предмета, последовательность изучения тем и примерное количество часов отводимых на изучение школьной темы.

Структура:

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание

  3. Критерии оценивания

  4. Наглядные пособия

  5. Тематический план

  6. Библиография….

Типовые программы разрабатываются на основе требований Госстандарта относительно той или иной области. На его основе разрабатываются рабочие учебные программы.

Авторские программы, учитывая требования Госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

23. Учебники и учебные пособия.

Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб. Учебник в себе несет ряд функций: информационную, контрольно-корректурную(самоконтроль, контроль, восполнение пробелов), трансформационную (преобрзаование научного материала для соответствия возрастным способностям).

Учебное пособие— учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания какой-либо темы.

Требования:

- научность

- наглядность

- санитарно-гигеенические нормы (качество бумаги, краски, размер шрифта)

- лаконичность

- связь теории с практикой

- логичность и последовательность

- соответствие учебным программам.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации