Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. Часть 1 - файл n1.doc

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. Часть 1
Скачать все файлы (428.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc429kb.28.01.2014 11:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Степанищев А.Т.

С79 Методический справочник учителя истории. - М.: Гумани изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. — (Б-ка учителя истории).

15ВК 5-691-00554-5.

«Методический справочник учителя истории» - первое в России издание подобного типа. В книге раскрывается сущность методической терминологии, полезной учителю и студенту в практической работе и учебе. Справочник содержит описание ряда новых методик обучения.

Предназначен для учителей школ, лицеев, гимназий, студентов и преподавателей гуманитарных факультетов высших учебных заведений России и стран СНГ.

ББК 74.266.3

Моим школьным учителям Горбаневой Галине Уваровне, Коротоножкину Алексею Иосифовичу, Филатову Григорию Ивановичу посвящается
ВВЕДЕНИЕ

Современный этап жизни нашего общества оказался перелом­ным. Радикальные преобразования не обошли и историческую науку. Концепции, программы, планы изучения истории в обще­образовательных и высших учебных заведениях подверглись пе­ресмотру. В распоряжение школ и вузов поступили десятки видов новых учебников (только в Министерстве общего и профессио­нального образования Российской Федерации зарегистрировано более 40 учебников истории для школ), хрестоматий, сотни учеб­ных пособий, получают признание рабочие тетради и т.д. Но даже при таком изобилии источников исторической информа­ции методическое обеспечение по-прежнему не удовлетворяет ни учителей, ни учащихся.

Этот пробел в определенной мере восполнит «Методический справочник учителя истории», аналог которому не просматрива­ется с тех пор, как князь Владимир Красное Солнышко «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книж­ное» (Хрестоматия по истории России: В 4 т. - М., 1994. - Т. 1. С древнейших времен до XVII века. - С. 41).*

Предлагаемый методический справочник заметно отличается от традиционных справочников.

Во-первых, в нем значительная часть понятий и терминов вводится в научно-методический оборот впервые. Это «метод по­этапного изучения источников», «семинар-карусель», «сослагатель­ное наклонение в преподавании истории», «чтение самопринуди­тельное», «ярлычество в истории» и др.

Во-вторых, пояснения абсолютному большинству терминов Не ограничиваются лишь определениями. (Говоря словами Ила-




риона, «не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книж­ной сладостью».) Если термин обозначает методику, она получа­ет структурное раскрытие. Если термин обозначает методический нюанс или спектр, его объяснение доводится до уровня практи­ческой значимости. Если термин предназначен для того, чтобы его вспомнить, дается лишь определение и т.д.

В-третьих, большинство объяснений методической терми­нологии построено на материалах ныне действующих учебников и учебных пособий по истории, предназначенных для школ и вузов.

В-четвертых, справочник не идеологизирован в пользу прошлого, или настоящего, или какой-то одной исторической кон­цепции. Все пояснения, комментарии, утверждения обоснованы одним - констатацией и стремлением объективного улучшения преподавания исторических дисциплин в современной школе.

Абсолютное большинство предлагаемых в справочнике мето­дик носит прикладной характер. Но учитель, ознакомившись с ними, не должен тут же пытаться внедрить их в учебный процесс. Поверхностное восприятие приведет к поверхностному результа­ту. В этой ситуации учитель следует совету Диона Римского: «Все, что велишь подчиненным своим - как быть и что делать, - снача­ла выполни сам (курсив наш. - А.С.), потом же учи» (цит. по: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989. - С. 139).

По названиям отдельных статей может показаться, что они не имеют отношения к занятиям по истории (см., например: Анти­ципация; Избыточность информации; Недостатки традиционно­го чтения; Объем информации и т.д.). Это не так. Все статьи са­мым непосредственным образом связаны с методикой изучения исторических дисциплин. Проблемы, заложенные в них, в наи­большей мере проявляются именно в ходе исторического и мето­дического образования учащихся и студентов.

Несмотря на то что справочник - первое в истории России подобного типа издание, в нем широко использованы накоплен­ные предшественниками опыт и знания по данной проблеме, осо­бенно по части определений исторической и методической тер­минологии. Это в первую очередь словари: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1989-1991; Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1986; Словарь русско­го языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1985-1988; Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М., 1975; Со­ветский энциклопедический словарь. - М., 1986 и др. Не обой­дены вниманием современные книги из «Библиотеки учителя


истории», выпускаемой издательством «ВЛАДОС», в частности: Вяземский Е.Е. и Стреловая О.П. Методика преподавания исто­рии в школе. - М., 1999; Короткова М.В., Студеникин МЛ. Мето­дика истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999

и ДР-

Предлагаемый справочник можно и нужно подвергнуть кри­тике (но не критиканству). Объективно - потому что, как уже отмечалось, предлагаемое издание является первопроходцем. Субъективно - потому что статьи в нем могут затронуть самолю­бие отдельных авторов учебников и пособий, чьи материалы под­пали под методический негатив, учителей, чьи устоявшиеся деся­тилетиями взгляды не совпали с авторскими, студентов, которые вместо упорного труда ищут «облегченные» варианты учебы. Та­кое положение дел дает полное право любому читателю напра­вить критические стрелы в наш адрес. И если на их острие обна­ружится не яд обиды и оправданий, а искренняя забота о рефор­мировании преподавания истории, все предложения будут глубоко проанализированы и учтены в последующих изданиях справоч­ника.

АДЕКВАТНЫЙ (лат. ас1ае@иаШ$ - приравненный, равный) -вполне соответствующий, совпадающий; одинаковый, соответству­ющий исследуемому предмету, равный, тождественный.

Адекватное познание - познание, соответствующее реально­му объекту, согласующееся с объектом.

Соблюдение принципа адекватности в изложении и изучении исторического материала является непременным условием каче­ственной работы учителя и учащегося. В противном случае неиз­бежна путаница в цифрах, понятиях, персоналиях, событиях, со­поставлениях и т.д.

Авторы большинства учебников и учебных пособий стремят­ся максимально придерживаться принципа адекватности при ана­лизе тех или иных положений. К примеру, В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, ВА. Шестаков в книге «История отечества. XX век» (М., 1996), указав состав сил немецких и советских войск вдоль гра­ницы СССР в июне 1941 г. в дивизиях, назвали при этом общее количество солдат и офицеров, входящих в них с обеих сторон. Не сделай авторы этого, в тексте могла бы получиться заурядная путаница.

«Гитлеровская Германия и ее сателлиты сосредоточили вдоль границы СССР 190 дивизий (5,5 млн. солдат и офи­церов)... В западных приграничных военных округах СССР было сосредоточено 170 дивизий (почти 3 млн. бойцов и командиров)...» (с. 302).

Если бы счет велся только на дивизии, то выходило бы, что противник имел лишь 10-процентное преимущество. Поскольку авторы указали и численный состав этих дивизий, то очевидно и более точное преимущество немецкой стороны - процентов на 40-45.

Отдельные авторы учебников и учебных пособий сравнивают абсолютно не адекватные положения.

«После провала наступления на Курск немцы перешли к обороне, но удержать позиции не смогли. Начавшееся

контрнаступление советских войск, в котором приняли уча­стие пять фронтов, завершилось полной победой. Были ос­вобождены Орел, Белгород и Харьков. За 50 дней Курской битвы было разгромлено 30 отборных дивизий противника, из них 7 танковых. Враг лишился 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, 3,7 тыс. самолетов и 500 тыс. солдат. Потери совет­ской стороны в Курской битве также были очень велики: 254,5 тыс. убитых и 608,8 тыс. раненых, 1626 боевых само­летов, 5244 орудия и миномета, 6064 танка» (История Рос­сии. XX век / А.Н. Боханов и др. - М., 1996. - С. 458).

Приводимые в качестве сравнения наименования потерь не адекватны. Нельзя ставить знак равенства (в плане сопоставле­ния) между потерями боевых самолетов немцев и просто самоле­тов советских, орудиями немцев и орудиями и минометами рус­ских. Далее, у немцев - «враг лишился... 500 тыс. солдат (курсив наш. - АС)»; у русских - «потери советской стороны в Курской битве также были очень велики: 254, 5 тыс. убитых и 608,8 тыс. раненых (курсив наш. - АС.)». Таким образом, авторы пытались сравнить несравнимое, если учесть, что самолеты бывают различ­ных типов, в том числе и боевые, орудия и минометы даже по принципу действия, не говоря уже об условиях применения и эффективности воздействия, не настолько близки, чтобы одной стороне их учитывать, а другой - опустить. Некорректно также сравнивать потери войск (общие) с одной стороны, а убитых и раненых (раздельно) - с другой.

Просматривается в этой книге неадекватность при сравнении поставок США и Англией Советскому Союзу техники и воору­жения: англичане поставляли самолеты и «обещанные танки», а американцы - истребители, средние танки, легкие танки (с. 460). Таким образом, читатель должен сравнивать проценты постав­ленных Советскому Союзу английских самолетов с американски­ми истребителями, английских «обещанных танков» со средни­ми американскими и легкими танками.

Адекватность широко используется в изучении понятий и тер­минов, личностей, событий и т.д.
АКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. aktualis - деятельный) - действие, ^правленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации.

Актуализм - современный, настоящий, фактически существу­ющий.

Актуальность - действенность, соответствие запросам совре­менности.

Все виды и формы занятий по истории должны быть подвер­жены этому действию. Приступая к чтению лекции, проведению группового занятия, учитель в самом начале ориентирует уча­щихся на учебное использование (применение) изучаемых идей и положений к окружающей их действительности, независимо от того, какой период истории изучается. К примеру, ориенти­руя учащихся на понимание сущности столыпинской аграрной реформы, учитель предполагает в ходе занятия показать полез­ность переноса ее отдельных положений, пусть и не в чистом виде, в аграрные преобразования России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Естественно, при выполнении такого замысла занятие актуали­зируется, а учащиеся увидят необходимость использования ис­торического опыта почти столетней давности в современных условиях.

АЛОГИЧНЫЕ - противоречащие, неподдающиеся законам логики события, факты, действия личностей.

Алогизм - ход мысли, нарушающий правила логики; что-либо нелогичное, противоречащее логике.

Алогичность просматривается не только во многих реально происходивших исторических событиях и т.п. Часто грешат этим авторы современных учебников.

АА. Преображенский и Б.А. Рыбаков в тексте под заголовком «Битва на Калке» пишут:

«...В Киеве рассудили, что лучше встретить пришельцев (позднее по имени одного из монгольских племен их назо­вут татарами) подальше от родной земли, и приняли пред­ложение половцев. В поход снарядилось объединенное войс­ко (курсив наш. - А.С.) южнорусских князей.

Первые стычки с врагом породили у русских впечатле­ние о быстрой и легкой победе. Однако татары заманили русско-половецкие полки на неудобную местность у реки Калки и здесь преподали им предметный урок. Сделать это было не столь трудно, так как в русском войске не было согласия и единства. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими (курсив наш. - Л.С)» (Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: Учебник для 6-7 классов общеобразо-ват. учреждений. - М., 1999. - С. 70).


Изложение материала алогично: «снарядилось объединенное ойско» (объединение предполагает единую организацию, «обра-зование нечто целого из отдельных, самостоятельных частиц, еди-ниц; соединение воедино; сплочение» (Словарь русского языка: В т. - Т. 2. - С. 578), а в «войске не было согласия и единства». И перь вполне логичный вывод: нельзя то самое войско называть уединенным, ибо оно не отвечало его критериям.

Алогичность в учебниках часто возникает при попытках авто-ров усилить отрицательные характеристики фактов и событий прошлого, особенно советского времени в истории России. Так, характеризуя общественно-политический и социально-экономи-ческий строй в СССР, деятельность политического руководства государства, командования Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны, отдельные авторы в описании этого времени используют один цвет - цвет ночи: все было «не так», Но как же тогда случилось, что это «темное царство» одолело ощного противника, который оказался не по зубам всей Евро-е? И выходит - было все «не так», а страна победила. Настоя-ие историки знают, что так не бывает.

Подобные примеры можно встретить в главах и параграфах, освященных победе Красной Армии в годы Гражданской войны, восстановлению разрушенного хозяйства после Великой Отече-ственной войны и т.д.

В самой истории также имеет место большое количество ало-гичных примеров, причем многие из которых так и остались необъяс-енными. Так, при изучении походов Святослава в Византию (971-972 гг.) до сих пор не ясны алогичные действия князя (так, во всяком случае, кажется), не пожелавшего после ухода из Болгарии вернуться в Киев и оставшегося с частью войска зимовать на о. Бе-резань (такого в практике войн на Руси не было - зима могла оказаться страшнее войны). Обычно русичи начинали поход вес-ой-летом и заканчивали его возвращением в столицу к зиме.

Также не поддаются логике действия князя по дроблению остатков своего сильно ослабевшего к весне войска и отправке его по частям по Днепру в Киев. Печенеги перехватывали эти группы и без особых трудностей уничтожали их. Для талантли-вого полководца, коим уже прослыл Святослав, такие действия бЫли явно алогичными.

Алогичными кажутся действия монголо-татар, не дошедших до богатого Новгорода сотню верст и повернувших на юг, равно как и действия новгородского князя Александра Невского, чье княжество не было покорено монголо-татарами, но дань им пла­тило исправно.

Имеют место алогичные действия личностей. К примеру, пове­дение Н.И. Бухарина в середине 30-х гг. (Случай изложен в виде проблемной задачи.)

«В 1936 г., уже будучи в опале, Н.И. Бухарин выезжает в Париж по командировке и тайно встречается с меньшеви­ком Ф. Даном. Он, рассказывая ему, какие злодеяния тво­рит Сталин, говорит: «...Мы все лезем к нему в хайло...» То есть он хорошо понимает, что может дойти черед и до него, Бухарина. Но почему в таком случае Бухарин все же воз­вращается в СССР? Ведь он мог бы остаться за границей, сохранить себе жизнь и посвятить ее борьбе со Сталиным?»

Здесь явный алогизм: Бухарин мог сохранить себе жизнь, а он «полез к Сталину в хайло».

Алогизмы чаще всего используются при формулировании про­блемных вопросов и задач, их разрешении на различных видах занятий, активизации познавательной деятельности обучаемых (см. статью: Задача проблемная).
АЛЬТЕРНАТИВА (лат. акег - один из двух) - необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг дру­га возможностями.

Альтернативность в изучении истории используется с зарож­дения исторической науки. Но альтернативность альтернативно­сти рознь:

альтернативность в исторических исследованиях с целью обоснования вариантов события, факта, процесса, которые, на взгляд исследователя, могли бы иметь место вместо происшед­ших, - это одно, это альтернативность в истории (см. статью: Сослагательное наклонение в преподавании истории);

альтернативность в учебном процессе с целью обсуждения существующих различных точек зрения для выбора наиболее до­стоверной - это другое, вполне подходящее и приемлемое для учебы.

Альтернативность в учебном процессе проявляется в самых разных учебных ситуациях.

В.О. Ключевский, подвергавший критике историка К.Н. Бес­тужева-Рюмина за ошибочность в оценках многих событий, тем не менее демонстрировал ход его рассуждений в анализе и оцен­ке домосковской России без единой верховной власти, построен­ный на альтернативной основе.

«Среди разнообразных попыток объяснить происхожде­ние и смысл этого периода наиболее тверд и признан взгляд профессора Соловьева, объясняющего явления этого време­ни господством родовых отношений между князьями - по­томками Рюрика. Русская земля считалась родовой собствен­ностью князей, которые владели ею сообща, занимая от­дельные княжества по очереди, определявшейся степенью старшинства каждого князя, если посторонние влияния не нарушали этого порядка. Рядом с этим взглядом стоит мне­ние г. Костомарова, что Русь того времени есть племенная федерация, что ее распадение на княжества соответствует племенному делению русских славян и в нем имеет свой источник. Рассмотрев эти взгляды, г. Бестужев-Рюмин го­ворит, что он не доволен ни одним из них и надеется даль­нейшим изложением показать, что пестрота событий этого времени объясняется очень хорошо переплетающимся вза­имодействием многих начал» (Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. - М., 1989. - Т. VII. Курс русской истории. - С. 354-355).

Альтернативностью сегодня пронизана сама организация учеб-ного процесса: разнообразие программ, учебников, стандартов и т.д. Но на этом уровне альтернативность прерывается с выбором конкретной программы, приемлемого учебника, соответствующе-го стандарта. В изучении же курса истории она (альтернатив­ность) бесконечна.

Современный этап развития общества, а школа является его важнейшей составной, не может базироваться на жестком одно-образии. Изучение истории требует таких же подходов, как и жизнь, поскольку эта дисциплина формирует основные качества гражданина России. Поэтому несколько точек зрения на те или иные идеи, события, положения и выбор из них на основе обсуж-дения наиболее научных, оптимальных и приемлемых - одна из важных задач, решаемых учителем и учащимися.

Альтернативы проявляются при изучении хрестоматийных источников.

Дело в том, что одни и те же источники имеют различные переводы, что неизбежно приводит к альтернативам в оценках их важнейших положений и событий. Например, с первых дней изу­чения истории России в школе осуществляется выяснение исто-ков°в Древнерусского государства. Учителя и учащиеся обращают-ся к различным древним источником по истории Руси, главным из которых является «Повесть временных лет» Нестора.

Возьмем лишь одну, ставшую знаменитой фразу о призвании варягов в Новгород. Одни историки перевели ее так:

«Земля наша велика и обильна, а порядка (курсив наш. -А.С.) в ней нет. Придите княжить и владеть нами» (Хресто­матия по истории России: В 4 т. - М., 1994. - Т. 1. С древ­нейших времен до XVII века. - С. 25).

Другие - так:

«Земля наша велика и обильна, а наряда (курсив наш. -А.С.) в ней нет. Придите княжить и владеть нами» (Лес­ной С Откуда ты, Русь? - М., 1998. - С. 12).

Следуя первому переводу, многим кажется, что нашим пред­кам был свойственен беспорядок, с коим они справиться сами были не в состоянии, потому и обратились за помощью за море.

Если согласиться со вторым переводом, памятуя, что наряд -это «назначение в дело, в работу» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 2. - С. 465), то эта фраза обретает другой смысл: князя нет, наследников не осталось, власть отсутствует, поэтому, и это естественно, посланцы Гостомысла приглашают нового князя. Альтернатива налицо.

Альтернативы неизбежны при отработке исторической тер­минологии. Например, сквозной линией проходят через историю национальные отношения и их составная - национализм. Вот его определения.

«Национализм - (1) идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставле­ния своей нации другим, подчиняющая общечеловеческие интересы и ценности национальным интересам. Фашистс­кая идеология основывается на национализме; (2) проявле­ние чувства национального превосходства, идей националь­ного антагонизма, национальной замкнутости» (Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1988).

«Национализм - реакционная буржуазная идеология и политика, направленные к разжиганию национальной враж­ды и натравливанию одной нации на другую в интересах эксплуататорских классов. Национализм враждебен рабо­чему классу и всем трудящимся, он стремится затемнить классовое сознание...» (Словарь иностранных слов. - М., 1954).

«Национализм - идеология и политика, основа которых - идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общно­сти» (Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994).

«Национализм - распространенное понятие, обозначаю­щее приверженность людей интересам своей нации (этносу), ее культурным ценностям...» (Этнологический словарь. - М., 1996).

Какое из определений выбрать, какое взять за основу -вопрос, который непременно встает перед учителем и учащи­мся.

Хорошо вписываются в учебный процесс различные оценки из разных источников одной и той же даты. Например, при изу-чении уже упомянутой выше темы в качестве альтернативы мож-но использовать смысл даты «862 год».

В одном учебнике истории она упоминается как «нача­ло княжения Рюрика в Новгороде» (Сахаров А.Н., Бугапов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М., 1995).

В другом - характеризуется как «упоминание в лето­писном рассказе о призвании на княжение в Новгород ва­ряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора» (Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VII-XV вв. - М., 1995. -С. 264).

В третьем это событие названо «так называемым при­званием Рюрика с братьями» (История России с древней­ших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев и др. -М., 1996. - С. 60).

В четвертом названная дата не упоминается вообще (История СССР / Б.А. Рыбаков и др. - М., 1989) и т.д.

Альтернатива налицо:

Альтернативные положения для удобства анализа часто объе-диняются в одном отрезке текста.

1. «Как это ни странно, такое важное событие, как
принятие христианства, в русских источниках освещено
крайне смутно. Как ни странно, неизвестна даже точная
дата крещения Руси. Летопись дает 988 г., и именно с ней
был связан тысячелетний юбилей принятия христианства
Русью, отмеченный в 1988 г. Однако один ранний древне-
русский памятник («Похвала князю Владимиру» Иакова
Мниха) утверждает, что Владимир крестился на десятом
году после гибели Ярополка, что приходится уже на 990 г.
Христианские же восточные писатели Х1-ХП вв. позволя-
ют отнести крещение Руси даже на время между 987 и 989
гг.
(курсив наш. - А.С.)ь. (История России с древнейших
времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев и др. - М.,
1996. - С. 81).

2. «Дойдя до места, именуемого Игнач Крест, за 100 верст
от Новгорода, татары вдруг повернули вспять. Была ли тому
причиной приближающаяся распутица, опасался ли Батый
новых жестоких сражений, убедившись, что русские люди так
просто не сдаются? Или понесенные потери требовали попол-
нения поредевших отрядов?» (Преображенский А.А., Рыба-
ков Б.А.
История Отечества: Учебник для
6-7 классов общеобразоват. учреждений. -М., 1999. -
С. 72-73).

В текстах учебников и пособий имеет место переплетение двух и более проблем, изложенных на альтернативной основе.

«На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые, и зарубежные, и русские, в ХУШ-ХХ вв. создали и от­стаивали так называемую норманнскую теорию происхожде­ния Русского государства. Ее суть заключается в том, что госу­дарство на Руси было привнесено извне приглашенными кня­зьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры - именно так понимали варя­гов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их от­сталости, исторической обреченности и т.д. Эта теория неред­ко использовалась на Западе в периоды противостояния на­шей Родины и ее западных противников.

Ныне историки убедительно доказали развитие государ­ственности на Руси задолго до «призвания варягов». Одна­ко до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продол­жают настаивать на том, что варяги были скандинавами, ос­новываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемые ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.

Однако подобная версия полностью противоречит дан­ным летописи, помещающей варягов на южных берегах Бал­тийского моря и четко отделяющей их в IX в. от скандина­вов. Против этого говорит и возникновение контактов вос­точных славян с варягами как с государственным образованием в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же юж­ной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться (курсив наш. -А.С.)» (Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древ­нейших времен до конца XVII века. - М., 1995. - С. 35-36).

Распространенный вариант альтернативы - при подведении итогов по изученному разделу (теме) с постановкой вопросов к изложенным точкам зрения.

«Подведем итоги, поставим вопросы. В последнем разделе мы познакомились с историей стра­ны в тридцатые годы. По-разному оценивают этот период. Существует множество точек зрения. Остановимся лишь на двух.

Первая точка зрения. То, что произошло в тридцатые годы, - единственно возможное, неизбежное. Это и есть подлинный социализм, и другого быть не могло. К 1941 г. социалистическое общество в СССР в основном построено. Однако сторонники такой точки зрения должны признать, что такой социализм предполагает лагеря, массовые реп­рессии, подневольный труд. Признав это, они утверждают, что подобные жертвы неизбежны и оправданны конечным результатом - победой социализма. Имеется у них и несом­ненный козырь: энтузиазм советских людей, их трудовой и боевой героизм. Кроме того, они ссылаются на «искреннюю любовь простого народа к Сталину».

Интересно, что эту точку зрения разделяют как сторон­ники, так и противники социализма. Правда, последние уве­рены, что ничего хорошего в нем нет, тогда как первые пре­возносят «подлинный социализм».

земли. Государственной религией, вместо буддизма, был при­знан синтоизм, при этом традиционная японская идеология была сохранена.

Японцы избрали путь модификации общества в цивили-зационно-европейском направлении (овладение западными технологиями и передовыми методами труда, введение выс­шего образования по европейскому образцу, развитие замыс­ла о возможности перехода к парламентской системе и т.п.) с сохранением национального единства.

В условиях цивилизационного подхода в преподавании исто­рии аналоги становятся его обязательной составной частью (см. статью: Цивилизационный подход в преподавании истории).

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. апгларагло; апг,е - перед и сареге -брать) - предвосхищение, догадка: 1) теоретическое предвосхи­щение явлений или действий на основе исторического опыта; 2) предвзятое мнение, основанное на абстрактных соображениях и игнорирующее опыт, практику; 3) предвосхищение звучания слова без прочитывания нескольких последних букв в нем.

В изучении исторических дисциплин используются первое и третье определения. В данной ситуации мы рассматриваем анти­ципацию по третьему определению.

С первого класса дети приучены следовать советам учителей, полученным при обучении элементарному чтению: прочитывать каждое слово от первого до последнего знака. И это оправдано, поскольку обучаемые только-только входили в курс чтения.

Со временем дети превратились в подростков, затем в юно­шей и девушек. Они научились видеть за словами их смысл, «меж­ду строк» - подтексты и т.д., то есть у них выработались все основные предпосылки к развитию смысловой догадки. Однако полноценной реализации этих предпосылок мешает известная при­вычка - читать все «от и до» - каждое слово, слог, букву.

Историческая терминология сконструирована так, что часто по прочтении лишь первых, а иногда последних нескольких букв смысл того или иного слова становится достаточно ясным. Вот некоторые из них: крепостн(ичество; ой), самодержавие; ец; ав-ные), революц(ия; ионная; ионер); (предприниматель, (парла­мент, (землетрясение и т.д. Совершенно очевидно, что дочиты­вать эти слова от первой до последней'буквы нет смысла - он и так ясен.

Развить смысловую догадку доступно практически каждому учащемуся. Для этого, предварительно убедившись в наличии

названного недостатка чтения, необходимо отработать ряд доволь-но увлекательных упражнений.

1. Вставка вместо точек в словах новых слов. При правильном
решении этой задачи подобранное слово в сочетании с буквами,
стоящими слева и справа от него, образует другое, самостоятель-
ное слово.

Образец.

Сле...ка. Вместо четырех точек вставляется новое слово пень. Вместе с первыми буквами оно образует слово сле­пень, а вместе с последними буквами слово пенька.

Запомнив правила игры, приступайте к тренировкам. Вставьте вместо точек слова, состоящие из соответству­ющего количества букв, так, чтобы вставленное слово в со­четании сначала с буквами, стоящими слева от него, а затем с буквами, стоящими справа от него, образовывало два но­вых слова.

м...рь, дек...жа, элъ....ника, взгл..ро, оку....орез, со....ство. Не спешите читать следующую строку до конца, поду­майте, поразмыслите.

А теперь сверьте свои ответы с авторским вариантом (соответственно): уха, хан, брус, яд, лист, брат.

2. Вставка пропущенных букв в соответствующие слова.

Даны слова с пропущенными буквами: р-с-е-и-в-д-т-о, у-р-ш-н-е, с-м-д-с-т-л-т-е, ф-з-о-е-а-и-, т-т-и-о-к-, ш-в-н-з-, о-з-с, и-т-р-е-ц-я, н-е-д-и-, м-н-ц-п-л-т-т.

Порядок их дальнейшей отработки таков: подумали, проставили пропущенные буквы, сверили. Наш вариант от­ветов (соответственно): растениеводство, украшение, семи­десятилетие, физиотерапия, татуировка, шовинизм, оазис, интервенция, наездник, муниципалитет.

3. Восстановление названий книг, кинофильмов, телепередач и
т.д., по которым легко понять, какой содержательный характер носят

произведения: а) исторический; б) военный; в) мемуарный; г) пе­дагогический; д) фантастический; е) предпринимательский и т.д.

4. Разработка смысловых предложений из нескольких слово-
сочетаний.

Даны три словосочетания: научно-технический прогресс, изобилие благ, процветание человечества. Сформулируйте из них смысловое предложение.

же в начале XX века не были завершены расчеты по выкуп­ным платежам в соответствии с реформой 1861 г. Они давали казне еще 100 млн. рублей в год» (там же. - С. 21);

наряду... «Наряду с крупной промышленностью, общин­ным и частным аграрным сектором в России активно раз­вивалось мелкое и среднее предпринимательство в сфере ремесла, бытовых услуг и торговли» (там же. - С. 22) и др.

в) готовят к изменению хода мысли:

однако... «Для судебных процессов были характерны глас­ность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению госу­дарственного порядка и общественного спокойствия и при­ведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или ино­го лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновни­ков» (там же. - С. 10);

хотя... «Монархическо-правительственный лагерь в со­бытиях 1905-1907 гг. поддерживало свыше десяти полити­ческих партий и множество организаций, к ним примыкав­ших. Они, как правило, возникали в ответ на формирова­ние либеральных и социалистических партий и групп, которые совокупно рассматривались ими в качестве общего врага. Хотя еще в самом начале XX века прообразы таких партий начали появляться в столицах и в провинции. В 1900 г. в Петербурге возникло общество «Русская беседа»...» (там же. - С. 65);

с другой стороны... «С одной стороны, все пореформен­ное время аграрный сектор разваливался: к началу XX века средняя урожайность хлебов составила 39 пудов с одной десятины земли (1 пуд = 16 кг, 1 десятина = 1, 096 га) (хотя это в 1,5-2 раза ниже, чем в Европе). Но с другой - этот сектор был совершенно недостаточно вовлечен в рыночные отношения...» (там же. - С. 21);

тем не менее... «Продолжительный рабочий день (11-14 часов) не давал возможности повысить образовательный уровень. Тем не менее в рабочей среде стал появляться и слой, пусть узкий, квалифицированных работников с весь­ма высоким для своей среды культурным уровнем» (там же. - С. 25);

вместе с тем... «Председатель Совета министров П.А. Столыпин часто выступал в Думе. Его выступления представ­ляли собой программу, сочетавшую как перспективу реши­тельных экономических реформ, направленных на расшире­ние и укрепление права частной собственности, так и твер­дую убежденность в необходимости наведения порядка. Вместе с тем Столыпин искал контакта с умеренными либе­ралами, намечая перспективы расширения гражданских прав и свобод» (там же. - С. 59);

впрочем... «Программа-минимум - свержение самодер­жавия и установление демократической республики. Впро­чем, даже оппоненты Ленина были уверены, что демократи­ческая республика будет недолговечной и приведет к влас­ти пролетариат. Они делали вид, что не следует быть слишком щепетильными в средствах» (там же. - С. 71) и др.

г) готовят к формулированию выводов:

итак... «Итак, время, интеллектуальная самокритика, творческие усилия, любовь к истине только и дают шанс России» (там же. - С. 101);

таким образом... «Таким образом, задачи экономической модернизации (в данном случае - переход от традиционно­го аграрного общества к современному - индустриальному) должны были исторически решаться по двум направлени­ям: ускоренной индустриализации и развития свободного рынка» (там же. - С. 19);

в итоге (итогом)... «Итогом «военного коммунизма» ста­ло полное разрушение хозяйства, массовый голод и дегра­дация. Но советская власть удержалась» (там же. - С. 172) и др.

Слова-ориентиры и их назначение необходимо хорошо запом­нить.
7. Чтение текстов с зачеркнутыми окончаниями, слов.

Прочитайте первый текст (урезанный на 124 буквы). Сравните его с таким же, но в полном виде текстом (второй текст), и вы убедитесь, что отсутствие окончаний у многих слов на понимание смысла текста не повлияло.

Первый текст (урезанный): В окрестное Токио Действ 71 станц по прогнозиро землетряс. Их сооруже на­чал семь лет наз, когд японс парламе издал соответству за­кон. 20 таких станц находят на земн поверх, остальн - в сква-жи, глубо под зем. Станц имею сверхчувствитель электрон оборудо; вся информа, получае ими, поступ в специаль цент, где обрабатыва с помощ компью. За пять лет, с середины 1979 г. до середины 1984 г., аппараты стан'зарегистри 28 тыс под­зем толч различ сил.

Второй текст (полностью): В окрестностях Токио действует 71 станция по прогнозированию землетрясений. Их сооружение началось семь лет назад, когда японский парламент издал соответствующий закон. 20 таких станций находится на земной поверхности, остальные - в скважи­нах, глубоко под землей. Станции имеют сверхчувствитель­ное электронное оборудование; вся информация, получае­мая ими, поступает в специальный центр, где обрабатывает­ся с помощью компьютеров. За пять лет, с середины 1979 г. до середины 1984 г., аппараты станций зарегистрировали 28 тысяч подземных толчков различной силы.

8. Подбор слов, противоположных приведенным словам.

Поспешный - неторопливый; тусклый - яркий; агрессив­ный - миролюбивый и т.д.

9. Составление текстов описания исторических рисунков. По
завершении работы сравнение их с авторскими.

Обилие упражнений по выработке смысловой догадки позво­лит учителю более дифференцированно подобрать упражнения для учащихся в соответствии с их возможностями. Тем не менее желателен охват каждого из них всеми упражнениями.

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. аrticu1аге - расчленять, членораздель­но произносить) - совокупность работ (движение, изменение по­ложения) отдельных произносительных органов (губ, языка, мяг­кого неба, голосовых связок) человека, необходимых при образо­вании (произнесении) того или иного звука речи; отчетливое произношение.

Применительно к чтению артикуляция рассматривается как внутреннее проговаривание читаемых текстов.

Это явление присуще каждому человеку. Выяснить это не сложно.

Возьмите любой текст, читайте его про себя, и вы тут же «пой­маете» себя на том, что все прочитанное вами и слышится, и проговаривается.

Почему это явление, наблюдаемое в себе каждым человеком, считается недостатком? Потому что оно тормозит скорость чтения. Человек мыслит «несравненно скорее, чем, например, говорит», -отмечал Ф.М. Достоевский (Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. -]у! 1994. - Т. 13. - С. 247). Доказано, что скорость говорения в че­тыре раза меньше скорости работы мысли. Значит, если читать толь­ко как бы мыслью, подавив при этом проговаривание текста, то про­цесс чтения будет протекать в три-четыре раза быстрее. Вот где ог­ромный резерв времени!

Осознав необходимость подавления артикуляции, не рекомен­дуется стремиться к ее полному устранению во всех случаях уче­бы. При изучении иностранного языка, заучивании стихотворе­ний, подготовке выступлений и т.п. проговаривание является обя­зательным условием.

С внутренним проговариванием читаемых текстов бороться непросто. Однако даже среднеуспевающие учащиеся в состоянии подавить артикуляцию. Для этого требуется отработка ряда у п -ражнений.

1. Чтение текста про себя с одновременным простукиванием любого ритма, насчитывающего не менее восьми ударов. Удары по частоте соответствуют (примерно) частоте пульса.

При простукивании ритма соблюдаются следующие правила:

- простукивание производится твердым предметом (каранда­шом) по твердой поверхности (например, стола) в одно место;

- карандаш держится в руках без напряжения;

- при простукивании в активном движении находятся рука и плечо (локоть не лежит на столе).

При чтении текста с одновременным простукиванием ритма в процессе деятельности человека происходят изменения (по нара­стающей):

а. Либо понимается смысл текста, либо получается простуки-
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации