Культурология как наука - файл n1.doc

Культурология как наука
Скачать все файлы (107 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc107kb.04.02.2014 02:51скачать

n1.doc



СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………3

1 Объект и предмет культурологи. Задачи и методы культурологи ….…………..4

2 Этапы становления и развития культурологического знания ..………………….7

3 Культурология как комплексная интегративная дисциплина..…………………11

4 Связь культурологи со смежными социальными и гуманитарными

дисциплинами …………………………………………………………………… 13

Заключение ………………………………………………………………………..15

Список литературы ……………………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ


Есть ряд предметов, возникших на стыке наук, - культурантропология, философия культуры, социология культуры. И, тем не менее, культурология стоит в этом ряду особняком. Сегодня существуют, по крайней мере, три основных взгляда на культурологию. Первый видит в культурологии комплекс наук, изучающих культуру. Второй отводит культурологии место вспомогательного раздела внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры. И третья точка зрения, наиболее нам близкая, полагает, что культурология - это самостоятельная наука, со своим предметом, методологией и определенным местом в системе гуманитарного знания.

Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения.


1 Объект и предмет культурологи. Задачи и методы культурологи


Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новейшего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в ХХ столетии. Впервые термин “культурология” ввел в употребление выдающийся немецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913г. Спустя 16 лет американский социологи Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями “социология” и “экология человека”. Однако в значении, близком к вышеприведенному, впервые употребил этот термин в 1939г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лесли Уайт. Он трактовал культурологию как “ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам”.

Объектом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система. Объект культурологи - целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их синтезирования в более или менее четко очерченную предметную область данной науки.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики технологии функционирования социального опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики. Предметом изучения культурологи являются:

- различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;

- человечество как целое;

- сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

- личность как носитель культурных качеств, субъект культурной деятельности;

- специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

- особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: определение места культуры в системе бытия; выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку; исследование многомерного строения культуры, обусловленного ее функциями в жизни и развитии человечества; проявление сущности культуры в ее существовании, т.е. в многообразии конкретных культур, которые существуют в социальном пространстве и социальном времени, филогенезе (развитие мира в целом) и онтогенезе (индивидуальное развитие организма); описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. В качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную.

Культурология использует все методы социогуманитарного познания, а также вырабатывает и специфические методы культурологических исследований.

Методы культурологических исследований:

- диахронический (рассмотрение хронологической последовательности и возникновения, развития и проявления фактов, явлений, событий мировой и отечественной культуры);

- синхронический (совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий);

- сравнительно-исторический (сравнение в историческом разрезе многочисленных явлений культурного комплекса и проникновение в их сущность);

- биографический (анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира);

- семиотический (изучение культуры как знаковой системы);

- структурно-функциональный (разложение исследуемого объекта культуры на составные части и выявление внутренних связей, обусловленности и соотношения между ними);

- частные методы конкретных дисциплин (описание, классификация, наблюдение, интервью, опросы и т.д.);

- моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры для выявления его наиболее существенных черт);

- интуиция (прозрение, озарение).

2 Этапы становления и развития культурологического знания


Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания исследующая феномен человеческой культуры. Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии в особую научную дисциплину произошло лишь на рубеже XIX - XX веков.

Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных традиций, обрядов, верований. Вплотную подошли к формированию теории и истории культуры гуманисты возрождения, которые обратились к изучению историко-культурного идеала своей эпохи - "золотого" века античности. Именно тогда, благодаря истории изучения языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий и идей, которые затем включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории культуры (идея исторической эпохи, как сложного, взаимосвязанного целого, понятие "исторический контекст" и вытекающие из него методологические требования учёта условий, места и времени происходившего события; это также и осознание многоликости и разнообразия историко-культурного процесса, постановка проблематики рассмотрения предмета истории).

С XVIII века философы и историки начинают обращать внимание на культуру как на специфический предмет изучения. Это связано с именами таких мыслителей как Дж. Вико (1668-1744), И.Г. Гердера (1744-1803), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и других. Просветители XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их достижения, сделали важный шаг вперёд, к формированию культурологической мысли. Их оригинальным вкладом явилась выработка идеи "бесконечного и неуклонного прогресса человеческого рода" (Гердер). Просветительское движение широко стало применять понятие "культура", в связи появлением особой дисциплины внутри философии "философии истории". Вольтер понимал под этим термином универсальное обозрение человеческой культуры.

Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического процесса является признание множества разных видов и форм культуры, расположенных в определённой последовательности и образующих в совокупности единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция выражалась преимущественно в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель, Вильгельм Гумбольдт, Маркс и Энгельс, Карл Ясперс).

Теория культурного полицентризма. Данные концепции базируются на представлении об историческом круговороте - общество в целом, или отдельные его сферы движутся по замкнутому кругу. В XIX веке возникла теория культурного полицентризма: каждая культура возникает, развивается и погибает; единой общечеловеческой культуры нет, отсутствует преемственность между предыдущей и последующей культурой. У ряда мыслителей XIX-XX вв. эта идея сочетается с положением об абсолютной замкнутости и непроницаемости различных культур.

В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических типов (Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский (Европейский), два Американских типа - Мексиканский и Перуанский, погибшие насильственной смертью.

Данные типы вытеснили и сменили друг друга в истории. Для каждого характерны лингвистическая общность и почти все они исчерпали свои творческие возможности. Данилевский пишет: подобно живым организмам, типы в истории находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Данилевский поддерживал идею обособленных, локальных исторических типов. Взаимодействие между культурами он описывает сельскохозяйственными терминами: прополка, прививка, почвенные удобрения. Всегда можно найти ряд агрессивных типов, таков Западно-Европейский по отношению к славянским.

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, Данилевский считал славянский тип, наиболее выраженный в Русской культуре. Свою концепцию Данилевский изложил в серии статей, вышедших сборником в 1869 году - "Россия и Европа".

На западе, эта концепция, получила известность благодаря Освальду Шпенглеру, который также опирался на идею локального существования культур (1918 год "Закат Европы"). Шпенглер показывает, что история - это совокупность независимых друг от друга культур; каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба. Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно. Культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизации. Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская, Западно-Европейская, Майя. Западная культура - "Фаустовская" - умирает и своё место в исторической последовательности должна занять новая - Русско-Сибирская. Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению, механической работе. Для Греко-Римской культуры, это была эпоха Эллинизма; для Западной Европы - XIX век, с которого начинается его деградация. цивилизация, как противоположность культуре, сравнивается Шпенглером с "мёртвой протяжённостью", "бездушным интеллектом", поэтому люди XX века должны избавиться от культурных претензий и заниматься голым "техницизмом" и "интеллектуализмом".

Подобный пессимизм был обусловлен кризисом в Германии, душевной депрессией и моральным упадком, охватившим Европу начала XX века, в результате Первой Мировой войны.

Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества ("Исследование истории", 1934-1961). Он показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций. Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущее начало цивилизации - "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство". Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". Иногда "меньшинство" не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели. Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.

Однако основные идеи и концепции культурологии сложились в ХХ веке благодаря деятельности таких исследователей как Н.А. Бердяев, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, М. Вебер, А. Тойнби, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, М. Бубер, К. Леви-Стросс, А. Мень, П. Сорокин, С. Аверинцев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин и др.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского учёного-антрополога Лесли Уайта (1900-1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса. Именно с использования Уайтом в 1949 году в книге "Наука о культуре" слово "культурология" вошло в широкий обиход.

В настоящее время культурология ещё находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов.
3 Культурология как комплексная интегративная дисциплина


Культурология представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и нор, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

Культурология появилась на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры. Это позволяет нам говорить о интегративном характере культурологии.

По причине множественности культурных феноменов в настоящее время существуют различные концепции культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин систематизирующих знания о культуре как специфическом и уникальном феномене. Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру, т.е. теория культуры, где культура становиться объектом научного постижения как некий самобытный и универсальный феномен. Третий подход рассматривает культурологию как самостоятельную междисциплинарную науку. В отличие от второго подхода, здесь речь идет не о методе, а о включении в теорию культуры общего плана истории. Иначе говоря, через культуру, которая раскрывает глубинный мир психологии людей и народов, можно показать действие механизмов истории, сокровенные тайны человеческого бытия, приоткрыть завесу над совокупным творчеством человеческого рода.

Вот что писал, например, в свое время Н. А. Бердяев: "Но вместе с тем это падение (античности) в свете истории нашего времени учит нас не только о смертности культуры, не только о том, что культура переживает моменты зарождения, расцвета и умирания, но также и о том, что культура есть начало вечности, потому что, поистине, изумителен тот результат, что не только этот великий древний мир пал и настал период варварства и тьмы, которыми характеризуются первые времена средневековья, века VII, VIII и IX, которые были периодами варваризации, но вместе с тем навеки веков осталась культура". Наверное, он был прав: чтобы понять культуру, нужно рассматривать ее в развитии, единстве и противоречивости различных процессов и тенденций в ней.

4 Связь культурологи со смежными социальными и гуманитарными дисциплинами


Культурология есть интегральное выражение гуманитарного знания. Гуманитарное знание - это знание, относящееся к обществу и человеку, всему "человеческому" - тому, что им сотворено. Но знание это, разносторонне. Ведь чтобы понять человека, мало перечислить факты, относящиеся к его поведению. Надо еще объяснить их. Н. А. Бердяев сформулировал такую мысль: когда мы изучаем древние эпохи, они предстают перед нами какими-то безжизненными. Приводится множество фактов, а образ эпохи не воскрешается, не воссоздается. Чего-то недостает. Чего именно? Будто в изложении отсутствует живая душа. Нам хочется реально, конкретно, зримо представить человека той эпохи. Как он думал? Что переживал? Чему отдавал предпочтение? Но для того чтобы осуществить такой анализ, надо привлечь философию, социологию, психологию весь комплекс гуманитарного знания.

Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.

В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука.

Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, например экономикой, социальными отношениями и политикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Объектом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система. Объект культурологи - целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики технологии функционирования социального опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Культурология использует все методы социогуманитарного познания, а также вырабатывает и специфические методы культурологических исследований. Методы культурологических исследований: диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, биографический, семиотический, структурно-функциональный, частные методы конкретных дисциплин, моделирования, интуиция.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания исследующая феномен человеческой культуры. Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии в особую научную дисциплину произошло лишь на рубеже XIX - XX веков. Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных традиций, обрядов, верований. С XVIII века философы и историки начинают обращать внимание на культуру как на специфический предмет изучения. Это связано с именами таких мыслителей как Дж. Вико (1668-1744), И.Г. Гердера (1744-1803), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и других. Однако основные идеи и концепции культурологии сложились в ХХ веке благодаря деятельности таких исследователей как Н.А. Бердяев, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, М. Вебер, А. Тойнби, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, М. Бубер, К. Леви-Стросс, А. Мень, П. Сорокин, С. Аверинцев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин и др. В настоящее время культурология ещё находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов.

Культурология представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Культурология есть интегральное выражение гуманитарного знания. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов, приближающиеся к уровню художественного произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

2 Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

3 Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

4 Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. М., Издательство «Альфа», 2001.

5 Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. - Москва, 1998.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации