Реферат - Основные тенденции и особенности развития международной торговли.Международные проекты Краснодарского края - файл n1.doc

Реферат - Основные тенденции и особенности развития международной торговли.Международные проекты Краснодарского края
Скачать все файлы (124 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc124kb.04.02.2014 01:00скачать

n1.doc





  1. Основные тенденции и особенности развития международной торговли.


Международная торговля – это особый вид торговли, в которой товары и услуги пересекают государственные границы стран.

Во всём мире международная торговля является частью повседневной жизни. Американцы ездят в японских автомобилях, французы пьют шотландские виски, шведы едят французский сыр, канадцы импортируют корейские компьютеры, русские покупают греческие апельсины. Мы все зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах. Существование международной торговли настолько привычно для сознания человека, что мы даже не задумываемся о том, почему возник и процветает мировой рынок.

Страны торгуют друг с другом в надежде получить выгоду от сделок. И они получают её, поскольку торговля позволяет государствам обменивать товары, которых у них избыток, на то, что им необходимо. Некоторые территории, в силу природно-климатических условий, могут производить то, что другим не доступно.

Покупателями и продавцами в международной торговле выступают частные лица, компании и государственные учреждения. Ввозимые в результате такой торговли в страну товары и услуги образуют её импорт, а вывозимые – экспорт.

Возникнув на заре экономических отношений, международная торговля достигает значительных масштабов и получает характер устойчивых товарно-денежных отношений только в начале 19 века.

Предпосылкой активной динамики торговли между странами послужило развитие в промышленно развитых странах (Нидерланды, Англия, Германия) крупного машинного производства.

Созданная индустрия ориентировалась на большие и регулярные объёмы импорта сырья из стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В то же время промышленно развитые державы экспортировали в эти страны в основном промышленные товары.

В современной мировой экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение.

Главными её функциями являются:

  1. определение объёма и структуры мирового производства;

  2. развитие международного разделения труда;

  3. посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

Международная торговля – источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она одна из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортёров и экспортёров.

Каждая страна старается получить максимальную выгоду, как от экспорта, так и от импорта. Но в то же время всем государствам необходимо выполнять определённые правила торговли, вырабатывавшиеся в течение десятилетий участниками внешнеэкономических сделок.

Центром, координирующим все процессы внешней торговли и поведение её участников, является государство. В этом случае говорят, что государство проводит свою политику.

Между государствами создаются международные торговые договоры, союзы, экономические организации, кодексы или своды единых правил торговли. Это удобно и необходимо для всех.

Однако различные государства различными способами регулируют внешнюю торговлю.

Международная торговая политика – совокупность способов регулирования экспорта и импорта товаров и услуг. Международная торговая политика имеет две противоположные формы – «свободную торговлю» и «полный протекционизм».

Свободная торговля – отсутствие установленных правительством барьеров в торговле между всеми участниками международной торговли (отдельными предпринимателями, фирмами, государствами).

Протекционизм – политика создания правительством для отечественных предпринимателей льготных условий деятельности по сравнению с иностранными.

Итак, свободная торговля предполагает неограниченное перемещение товаров и услуг через границы государств, а протекционизм, напротив, - наличие этих ограничений.

2.Международные проекты Краснодарского края.

    1. Управление развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае.


Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях всё в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех её субъектах.

Управление развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью, что сопровождается значительными организационными сложностями. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счёт разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в ещё большей степени – в субъектах Российской Федерации. В-третьих, осуществляется всё более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов.

Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае не претерпела коренных изменений по сравнению с существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться.

Управление развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае осуществляется в настоящее время по принципу децентрализации. Разработка комплекса законодательных документов, составляющих нормативно-правовую базу развития физической культуры и спорта на Кубани, за последние пять лет стала приоритетным направлением деятельности краевого департамента.

Нормативно-правовое обеспечение развития отрасли в Краснодарском крае включает в себя:

Другое важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъекте Российской Федерации – сохранение государственного отраслевого органа – Департамента по физической культуре и спорту.

Для оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае в настоящее время укрепляются связи краевого департамента с другими заинтересованными департаментами и управлениями, краевой департамент тесно взаимодействует с городским и районным, то есть муниципальными органами, на взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с краевыми и городскими федерациями по видам спорта и спортивными клубами.

Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников.

В Краснодарском крае за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли. Краевой департамент занимает активную позицию в налаживании взаимовыгодных отношений с коммерческими организациями. Все спонсорские средства строго контролируются, дабы они не были использованы не по назначению. Для этого они перечисляются в клубы через краевой Департамент по физической культуре и спорту.

Реальная значимость внебюджетных источников финансирования в Краснодарском крае пока уступает бюджетным поступлениям и тем более зарубежным аналогам, но курс на увеличение вклада внебюджетных поступлений в развитие физической культуры и спорта на Кубани чётко выдерживается.

Важный инструмент совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае – это распределение видов спорта по группам. Так, рассмотрев предложение межведомственной комиссии, коллегия Департамента своим постановлением утвердила перечень видов спорта на 2001 год по группам: А – 14 видов (акробатика, гребля, гандбол, лёгкая атлетика и т. д.); Б – 22 вида (альпинизм, кикбоксинг, хоккей и т. д.); В – 16 видов (баскетбол, плавание, футбол и другие). Критериями отнесения вида спорта к той или иной группе являются: развитие вида спорта в крае, успехи юных и взрослых спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России, наличие современной спортивной базы и квалифицированных тренерских кадров, представительство в сборных командах России и т. д. Распределение видов спорта по группам позволяет целенаправленно осуществлять приоритетность в их развитии и финансировании.

Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России – использование целевых программ. Целевые комплексные программы, разработанные и реализуемые на территории Краснодарского края, можно сгруппировать по следующим признакам:

Из числа наиболее интересных и эффективно реализуемых на Кубани следует отметить такие программы, как «Здоровье и физическое воспитание дошкольников и учащейся молодёжи Краснодарского края», комплексные планы подготовки спортсменов Кубани к участию в Олимпийских играх. Олимпиады среди сборных команд городов и районов Кубани, юношеские спортивные игры «Олимпийские надежды Кубани», Универсиады.

Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения. Подготовку специалистов для отрасли на территории Краснодарского края ведут несколько учебных заведений: Кубанская государственная академия физической культуры, Армавирский государственный педагогический институт, Сочинский университет курортного дела и туризма, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Ейский педагогический колледж и другие.

Один из важных современных моментов оптимизации управления развитием физической культуры и спорта – расширение международной деятельности. Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края совместно с Олимпийской академией Юга России является активным участником и катализатором ряда международных проектов в регионе. При его непосредственном участии были организованы и неоднократно проведены Игры народов Северного Кавказа, готовились Олимпийские игры стран, прилегающих к Чёрному морю, в Краснодаре уже 10 лет ежегодно проводятся Спартакиады ассоциаций городов Юга России и стран СНГ.

2.2 Формирование и развитие международного сотрудничества.

Региональное сотрудничество между странами-членами ЕС и Россией приобретает всё большее значение в отношениях сторон и выступает весьма перспективным полем для налаживания взаимодействия.

Международные связи Краснодарского края традиционно развиваются благодаря выгодному географическому положению. За исследуемый период была создана необходимая база для привлечения зарубежных инвесторов, обеспечения их эффективной работы в Краснодарском крае. В связи с активизацией деятельности международных структур в Черноморско-Средиземноморском регионе перспективным представляется сотрудничество с Евросоюзом. Краснодарский край может выступить форпостом в формировании отношений России и ЕС в регионе.

В постсоветской России Краснодарский край сохранил за собой важную роль, как в политической, так и в экономической областях. Ликвидация государственной монополии открыла возможность краю включиться в международную систему экономического партнёрства в качестве самостоятельного субъекта. Основу экономического потенциала Кубани составляют агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный комплексы, лесное хозяйство, деревообработка, промышленность строительных материалов. В крае реализуются крупные международные проекты с участием европейских партнёров. Соединяясь воедино, факторы экономики, географии и политики имеют возросшую нагрузку на Кубань, и необходимость для государства в целом, уделять повышенное внимание развитию края, в том числе его международным связям.

Начало 21 века стало очередным периодом активизации внешних связей края. Увеличивается количество официальных зарубежных делегаций, прибывающих с целью более детального знакомства с регионом или расширения уже существующих связей. Значительное место во внешнеполитических связях Краснодарского края заняли вопросы налаживания и расширения торгово-экономического сотрудничества. Немаловажное значение приобрели ежегодное участие в Ганноверской ярмарке, выставке недвижимости во Франции. Обмен парламентскими делегациями, открытие представительств европейских государств в Краснодарском крае и кубанских представительств за рубежом свидетельствуют об укреплении внешнеполитических связей Кубани с европейскими странами.

Крупнейшим торгово-экономическим партнёром Кубани является Италия. Преобладающими видами деятельности организаций с участниками из Италии стали торговля, производство мебели, столярных изделий, товаров народного потребления, техническое обслуживание сельхозтехники и оборудования, производство лакокрасочной продукции, реализация и покупка автомашин, запасных частей, организация сервисного обслуживания. Важное событие российско-итальянского сотрудничества – реализация международного проекта на территории Краснодарского края «Голубой поток». Развивается сотрудничество торгово-промышленных палат.

Германия входит в тройку крупнейших внешнеторговых партнёров края. Большинство предприятий с немецким участием расположены в крупных городах: Краснодар, Новороссийск, Сочи, Анапа. Кубань является сельскохозяйственным регионом. С начала реформ остро стоял вопрос о сельскохозяйственной технике. Около 70% импортной техники на кубанских полях – немецкая. Администрация края предпринимала различные меры для решения этого вопроса. В 2001-2003 гг. проведена работа по созданию в Краснодаре производства комбайнов немецкой фирмы «Клаас». Первый комбайн сошел с конвейера летом 2005 года.

Экономическое сотрудничество Кубани с Францией остаётся на стабильном невысоком уровне. К значительным проектам следует отнести совместное участие в строительстве нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, закупку сеялок «Конкорд», строительство завода по производству консервированного горошка и сладкой кукурузы в ст. Новотитаровской. Можно выделить несколько сфер деятельности, представляющих взаимный интерес: парфюмерная, импорт технологического оборудования для предприятий Кубани, производство и переработка сои, виноградство. На Кубани ещё не задействован в полную силу механизм сотрудничества с Французской республикой.

Развивается сотрудничество с Грецией. Неоднократно кубанские предприятия становились участниками выставок в Греции. Краснодарский край импортирует из Греции продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, а экспортирует чёрные и цветные металлы.

Кипр не относится к числу приоритетных торговых партнёров Краснодарского края, выступая лишь крупным инвестором в экономику края. Однако здесь следует учитывать, что вероятнее всего это кипрский капитал это не что иное, как бывший российский капитал, ныне возвращающийся на родину.


3. Структура экспорта услуг из России и импорта услуг в Россию.
Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствует о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, не адекватное её экономическим возможностям и политической значимости. За последние 15 лет Россия последовательно расширяла своё участие в мировой торговле. Согласно данным ВТО, мировой экспорт в 2006 г. составил 11762,5 млрд., что на 15% больше по сравнению с 2005годом, а мировой импорт – 12020,3 млрд. долл. США, что также на 15% больше по сравнению с 2005 г. Таким образом, доля России в мировом экспорте оценивается в 2,56%. Доля России в мировом импорте составляет 1,14%. Такое положение отражает достаточно ограниченный уровень вовлечённости страны в мировой товарообмен. Участие России в мировой торговле характеризуется следующими данными (таблица 1):

Таблица 1. Объём внешней торговли России, млрд. долл. В текущих ценах.

Год

1990

1995

2000

2002

2003

2004

2006

Оборот

Экспорт

Импорт

183,3

88,5

94,8

126,6

54,2

42,6

136,9

73

30,9

167,4

106,9

60,5

208,6

134,4

74,2

257,1

181,6

75,5

439,5

302

137,5


По абсолютному показателю «положительное внешнеторговое сальдо» Россия вполне уверенно вписалась в компанию таких стан, как Швейцария, Малайзия, Швеция, у которых в целом во внешней торговле на протяжении ряда лет наблюдалось превышение вывоза над ввозом. Важной предпосылкой стал мировой экономический подъём, начавшийся после длительного распада в 1990-1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошёл рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта. С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами, прежде всего с Европой, доля которой стабильно превышает 50%. Наблюдается рост торговли с азиатскими странами (Приложение1).

Из приведенных показателей видно, что основной торговый партнёр России – ЕС, на который приходится свыше половины экспорта и почти половина импорта. Основным внешнеторговым партнёром России среди стран мира на протяжении многих лет является Германия как по экспорту (доля 8-9%), так и по импорту (до 14-15%). Её лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобилей, видео- и аудиотехники, косметики, парфюмерии, мебели, обуви) при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. (Приложение 2).

Второй стабильный партнёр России по экспорту – США. Далее следуют Украина, Белоруссия, Италия, Нидерланды. К основным партнёрам по импорту следует отнести такие страны, как Белоруссия, США, Украина, Казахстан.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объёмы поступающей валюты, включает не более десяти позиций; сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Выход национального хозяйства России из кризисного состояния, формирование условий стабильного экономического и социального развития, особенно в перспективе, правомерно связываются с опорой на внутренние факторы роста, более последовательным и эффективным их использованием в сочетании с внешними факторами. Соблюдение этого требования позволит рационально улучшить структуру экономики, диверсифицировать экспорт, существенно уменьшая в нём долю сырьевых товаров и повышая удельный вес продукции высокой степени обработки, новых технологий, инновационных решений.

В последние годы, особенно с 2002 по 2003 г., наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и экономически развитых странах темпы прироста российского ВВП -5,8-7%. Более высокими были и темпы прироста внешней торговли страны (12-15%) по сравнению со среднегодовыми (7-8% за 1996-2005 гг.).

Это, с учётом предпринимаемых мер по концентрации усилий в структурообразующих областях промышленности (авиационной, автомобильной, судостроительной), усиление инновационных начал и внедрение нанотехнологий в известной мере обнадёживает и позволяет сделать прогнозную оценку развития макроэкономических показателей России в относительно продолжительный предстоящий период 2006 – 2015 гг., в сравнении с мировыми макроэкономическими индикаторами (ВВП, объём мировой и внешней торговли).

По предварительным статистическим данным за2006 г., объём суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) 48,7 трлн. долл., а в России – 925,4 млрд. долл.. Объём мировой торговли товарами и услугами достиг 25,4 трлн. долл., а объём российской внешней торговли – 468,4 млрд. долл. Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне 2%, а её доля в мировой торговле составила 1,8%, в том числе по экспорту – 2,4%, по импорту – 1,3%. Среднемировое соотношение объёма мировой торговли и суммарного ВВП – 52,2%, внешней торговли и ВВП России – 50,6%. Исходя из стартовых макроэкономических данных 2006 г., приведённых выше, попытаемся дать прогнозную оценку их развития и состояния к концу этапа – на 2015 г. в сравнении с общемировыми, опираясь на фактический тренд грядущего десятилетия с определёнными поправками. Предположим при этом, что существенных сдвигов в динамике соответствующих показателей мировой экономики не произойдёт.

В экономике России в годы прогнозного периода (2006-2015) необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых в пределах обозначенного срока маловероятна. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. В многомиллиардных расходах нуждается жилищно-коммунальная сфера – ремонт ветхого и аварийного жилого фонда, переселение проживающих там граждан. Безотлагательные и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически всех сфер производственной деятельности и основных научно-практических направлений. Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким уровнем экспортных цен на основные товары российского экспорта (энергоносители, чёрные и цветные металлы, минеральные удобрения и т.п.), как можно предположить, будет способствовать, во всяком случае, в первые 3-6 лет прогнозного периода, созданию условий для устойчивого финансирования, принятию названных и других необходимых мер. Некоторое ухудшение мирохозяйственной конъюнктуры возможно и вероятно в 2011-2015 гг. Дальнейшее повышение цен на экспортную продукцию маловероятно. Скорее всего они будут удерживаться на сложившемся уровне и, что более вероятно, иметь тенденцию к некоторому снижению. Такое снижение цен не может быть компенсировано увеличением объёма продаж. Это подтверждается тем фактором, что прирост экспортной валютной выручки за счёт повышения цен и увеличения реального объёма реализации соотносится в 2006 г. как 9 : 1.

Исходя из представленных посылок проведена прогнозная оценка макроэкономических показателей развития России в сопоставлении с мировым хозяйством в указанные годы. Авторами были разработаны два варианта динамики макроэкономических показателей по относительно более высоким и меньшим значениям, в каждом из них. При первом варианте прироста исходя из более высокой расчётной базы эти показатели составят 60,6 трлн. долл.; 1,33; 52,3 трлн. долл. и 970 млрд. долл., т.е. в 1,36 раза; 1,8; 2,1 и в 2,6 раза больше, чем в 2005 году. А при втором варианте прироста (3,2%; 5,9; 7,5 и 10%) и указанной выше базы – 61,5 трлн. долл.; 1,35; 54,4 и 1,05 трлн. долл., т.е. в 1,38 раза; 1,37; 2,2 и в 2,8 раза больше, чем в базисном году прогнозного периода.

Расчётные данные этого последнего варианта выводят нас на следующие сравнительные показатели по отношению к общемировым показателям (индикаторы): удельный вес ВВП России в ВВП мира – 2,2%, соотношение объёма российской внешней торговли ВВП – 78%, при среднемировом показателе – 88,5%. Есть определённые и достаточные подвижки позитивного характера, не обеспечиваемые пока качественными сдвигами в национальной экономике России. Но это можно считать обнадёживающим признаком.

Список используемой литературы:


  1. Авдокушин Е. Ф. «Международные экономические отношения».- М.: Инфра-М, 2005.- 351 с.

  2. Архипова А. И., Большакова А. К. «Экономика».- М.: Проспект, 2005.- 369 с.

  3. Воронин С. Э. «Правовой статус Олимпийского комитета России (общий, специальный, индивидуальный).- М.: Дис, 2001. – 580 с.

  4. Камаев В. Д. «Основы экономической теории». – М.: Инфра-М, 2004. – 381 с.

  5. Кузин В. В. «Оптимизация системы управления отраслью «физическая культура и спорт» в России в рыночных условиях». – М.: Инфра-М, 2005. – 387 с.

  6. Переверзин И. И. «Менеджмент спортивной организации»: Краткий курс. – М.: ФОН, 2000. – 162 с.

  7. Пузакова Е. П. «Международные экономические отношения». – РнД.: Норма, 2006. – 315 с.

  8. Рыбалкина В. Е. «Международные экономические отношения». – М.: Инфра-М, 2006. – 756 с.


Приложение 1.
Географическая структура экспорта России в 1992-2006 гг., % к итогу


Страна и регион

1992

1995

2000

2001

2004

2006

  1. Дальнее зарубежье

В том числе:

Европа

ЕС

ЦВЕ

США

Азия

Япония

КНР

Африка

Латинская Америка

  1. Ближнее зарубежье

В том числе

Белоруссия

78,2
58,2

38,3

17,3

1,4

15,2

3,1

5,3

1,1

0,7

21,8
3,2

82,1
52,9

32,8

14,7

5,7

18,9

4,5

4,3

0,9

2,6

17,9
3,7

86,6


35,8

17,3

4,6

-

2,1

3,4

-

-

13,4
3,7

85,4


36,9

16,6

4,2

-

2,4

5,6

-

-

14,6
5,3

82,1


36,2

11,5

3

11,5

2,1

6,4

4,4

1,2

17,9
5,7

86,1


56,6

-

3

-

-

5,2

-

-

13,9
4,3

Приложение 2.
Географическая структура импорта России в 1992-2006 гг., % к итогу


Страна и регион

1992

1995

2000

2001

2004

2006

  1. Дальнее зарубежье

В том числе:

Европа

ЕС

ЦВЕ

США

Азия

Япония

КНР

Африка

Латинская Америка

  1. Ближнее зарубежье

В том числе

Белоруссия

86,9
54,8

38,8

13,5

6,8

17,7

4

4,2

1,7

0,7

13,1
1,6

70,9
51,4

38,4

11

5,7

9,7

1,6

1,9

0,5

2

29,1
4,5

65,6
-

32,8

7,2

7,9

-

1,7

2,8

-

-

34,4
11,1

73,2
-

36,8

16,6

7,7

-

2

3,9

-

-

26,8
9,5

79,2
-

45,5

8,6

4,1

10,6

5

6,1

2

1,6

20,8
8,7

83,8
-

44

-

4,7

-

-

9,4

-

-

16,2
5,2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации