Шпоры по философии и методологии науки - файл n1.doc

Шпоры по философии и методологии науки
Скачать все файлы (682 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc682kb.03.02.2014 23:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки всех форм обучения 2008/ 2009 уч. год

  1. Генезис философии и специфика ее проблем. Структура философского знания, функции философии в системе культуры.

  2. Философия и наука.

  3. Культурные традиции и типы философского мышления Востока и Запада.

  4. Философия и национальное самосознание. Общественно-политическая и философская мысль Беларуси XI - начала XX вв.

  5. Онтология и метафизика как формы философского осмысления бытия. Основные формы бытия.

  6. Природа как предмет философского и научного познания.

7. Бытие и материя, основные этапы исторической эволюции представлений о материи.

  1. Современная наука о строении материи.

  2. Пространственно-временная организация материального мира.

  1. Динамизм бытия. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.

  2. Диалектика как философская теория развития. Мировоззренческое содержание основных принципов и законов диалектики, их методологическое значение в науке и практическом разрешении социально-экономических проблем.

  3. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма), их мировоззренческое и методологическое значение в экономических исследованиях.

  4. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность), их роль в экономической науке.

  5. Диалектика и синергетика: общее и особенное в предметном и методологическом аспектах.

  6. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез: его сущность, факторы и результаты.

16. Сознание как предмет философского осмысления, его структура и функции. Сознание и язык.

  1. Духовно-аксиологические параметры бытия человека. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.

  2. Современный антропологический кризис и проблемы биоэтики.

19. Общество как сложная социальная система. Основные сферы жизнедеятельности общества, их взаимосвязь.

20. Понятие социальной структуры общества и ее основные типы.

21. Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

22. Понятие социального прогресса, его критерии и противоречия.

23. Развитие общества как цивилизационный процесс. Современная техногенная цивилизация: противоречия развития и перспективы.

24. Основные парадигмы философского анализа культуры.

25. Особенности познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности. Специфика научного познания. 26. Рефлексивные системы (теория познания, методология и логика науки) как формы теоретического осмысления познавательных действий. Методологическое сознание.

  1. Проблемное поле философии науки. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.

  2. Понятие и основные аспекты науки. Наука как система знания, специфическая деятельность, социальный институт, производительная сила и форма общественного сознания.

  3. Проблема начала науки.

  4. Функции науки в современном обществе.

  5. Феномен квазинауки.

32. Объект и предмет, проблема и вопрос в структуре научного исследования.

33. Цели, задачи и условия конкретнонаучного исследования.

34. Понятие средства и метода научного исследования. Типология методов науки.

  1. Структура научного метода.

  2. Механизмы обоснования и критерии выбора научного метода.

  3. Критерии научности метода.

38. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне исследования.

39. Понятие концептуализации научного знания, ее функции и основные виды.

  1. Структура знания и специфика методологических проблем на теоретическом уровне исследования.

  2. Основные типы и виды аргументации знания. Специфика аргументации в социальном познании.

  3. Основания научного знания. Научная картина экономической реальности в исторической динамике.

  1. Стили научного мышления и их эволюция.

  2. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как системное выражение когнитивного потенциала диалектики.

  3. Основные дилеммы в осмыслении развития науки: индуктивизм и дедуктивизм, кумулятивизм и антикумулятивизм, интернализм и экстернализм.

  1. Феномен научной революции. Понятие и противоречия научно-технического прогресса. Экономика и научно-технический пpoгpecc.

  2. Этические нормы научной деятельности в контексте социальных ценностей.

  3. Эволюция организационных форм науки.

49. Критерии государственных научно-технических приоритетов и экономика.

  1. Проблема творческой свободы ученого.

  2. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

52 Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Проблемы методологии социально-гуманитарных исследований.

  1. Основные программы исследования общества в современной философии,

  2. Предмет и структура философии экономики. Основные этапы ее формирования.

  3. Философские проблемы регулирования экономики и экономического поведения человека.

56. Абдз1ралов1ч I. Адвечным шляхам. Дасьледзшы беларускага сьветагляду. Мн.: Навука i тэхшка, 1993.

57. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.

  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. Ч. 1. Возникновение и отличительные особенности науки.

  2. Декарт Р. Рассуждение о методе // Соч. В 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.

60. Койре А. От мира «приблизительности» к универсуму прецизионности // Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985.

  1. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.

  2. Кун. Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. (общая характеристика).

  3. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. (общая характеристика).

  4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.

  5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28.

  6. Ортега-И-Гассет X. Положение науки и исторический разум. // Что такое философия? М.: Наука, 1991.

  7. Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произв. В 5-ти т. М., 1956-1958. Т. 2.

  8. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. Глава 6. Порядок через флуктуации.

60. Пуанкаре А. Ценность науки. Часть 3. Объективная ценность науки // Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983.

  1. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс - Традиция, 2003. Глава III. Основания науки.

  2. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., Прогресс, 1986.

  3. Фрейд 3. Я и Оно / 3. Фрейд // Психология бессознательного. М.: 1989.

  4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

  5. Юнг К. Г. О психологии бессознательного // Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

  6. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

Литература

Берков В.Ф. Философия и методология науки. - М.: 2004; Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. - Ростов н/Д.: 2004; Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.: 2003; Лукашевич В.К. Философия и методология науки. - Мн.: 2006; Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. - М.:1996; Степин B.C. Философия науки. Общие вопросы. - М.: 2006; Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: 1996;

Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. - М.: 2006; Философия / Под ред. В.К. Лукашевич. - Мн.: 2002; Философия / Под ред. Я.С. Яскевич. - Мн.: 2006.


1.Генезис фил-и и специфика ее проблем. Структура фил. знания, функции фил-и в системе культуры.

Ф. возникла в VII—VI вв. до н.э. в Средиземноморском регионе - в Др.Греции и на сопредельных терр-ях. Мировоззр. системы, выработаные в Др.Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к фил-м. Чаще всего эти системы назвают предфшософией, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления.

Генезис (развитие) и его факторы: миф - обыденное сознание - зарождение науки. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин, главные из которых это: 1.Экономич.развитие: развитие произ. связей в связи с переходом от бронзы к железу. Они породили новые виды деятельности, что сказалось на всех сферах жизнедеят-ти о-ва. 2.Соц-полит перемены. Разрушение общины и родовых связей и утверждение рабовладельчества. Эк-е связи стали играть гл.роль, определять жизнь людей. Люди перестали принимать все на веру, стали опираться на опыт, знания, появл-ся наука, чел-к постепенно начинает отличать магические и немагические действия и постепенно начал исключать их. Его действия стан-ся более рациональными (рацио-разум).

В своем разв-ии Ф прошла след этапы: 1). Античная Ф (5 в до н.э - 5 в н.э). Вкл-ся Ф Др.Греции, Др.Рима. 2). Средневековая Ф (5-15 в н.э) 3). Ф Возрождения (15-16 в) 4). Ф Нового времени (17-19 в) 5). Современная неклассич-я Ф (с 19 в до нашего времени).

Предмет ф.-наиболее общ. законы развития и формы бытия природной, соц. и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Задача Ф - не описание явлений действит-ти, а познание их сущ-ти. Структура философского знания: Ф.знание включает в себе несколько крупных разделов, каждый из к-рых имеет свой относ-но самост. предмет:

1)Онтология - учение о бытии, осн.формах сущ-я природ., соц. и дух. реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику. 2)Гносеология (теория познания) - учение о проблемах природы познания и его возможностей, путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности. 3)Аксеология - уч. о природе и структуре ценностей, связи ценностей м/у собой 4)Праксеология - уч. о прктич. отношении чел. к миру, активности нашего духа 5)Фил. антропология - учение о человеке в многомерных его ипостасях.

6)Соц. Ф. - учение о специф-х ос-тях общ-ва, его динамике и перспективах, логике соц-х процессов, смысле и предназначении чел-й истории. Функции ф-и в системе культуры:

1)Одна из основных функций определяется на лингвистич. уровне - это выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе ф-х категорий, т.е. поиск общего в культуре, прежде всего в дул. культуре, и ее инструментальной составляющей. Ф. выражает содержание универсалий культуры преимущественно системой категории, данная функция ф-и является основополагающей ряда других функций:

2)Мировоззренческая - состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности.

^Методологическая - связана с выработкой в рамках ф. представлений об оптим.образе чел.дей-й в сфере познания, практики или коммуникации.

4)Гносеологическая - выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний.

5)Аксиологическая - предполагает выработку средствами ф-и критериев оценки значимости явлений природной, соц. или дух.реальности для человека, соц. группы или общества в целом. 6)Идеологическая - состоит в обосновании средствами ф-и идеологии как теоретич.системы, отраж-ей обществ.положение, цели, интересы и идеалы определенной соц.группы. 7)Праксиологческая - связана с выявлением и выработкой в русле ф-и смыслов, основных направлений, целей, средств и методов чел. деят-ти.

8)Критическая - состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практич.деят-сти, направляющих их по ложному или неоптим. пути. 9)Прогностическая - охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках ф-и, отражающих возможные состояния природ.бразований и общества, тенденции развития событий в различных сферах чел.деят-сти и глобальных процессов.
2. Проблема научности философии.

Нельзя однозначно решить вопрос, наука ли философия, потому что с одной стороны, даже вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно, между ними установились сложные взаимоотношения.

Наука строится на эксперименте и на создании такого знания, которое сохраняет свою истинность независимо от изменившихся условий человеческого существования. Научная истина как бы безразлична к человеку, она - объективна.

Философия тоже ищет объективную сторону. Ф не может строиться по естественно-научному образцу, она имеет свою меру точности и свою меру доказательности. Ф так же объективна, как и наука, в том смысле, что предметом философии является не субъективное ощущение человека, а объективная природа его отношения к миру.

Со времени возникновения науки и вплоть до начала XVII в. основной целью научной деятельности в социальном плане была выработка общего представления о мире и месте в нем человека. Благодаря знаниям человек становится выше другого не положением, не богатством, не родовитостью, не властью, а именно как человек, как личность. И это превосходство быстро обнаруживается в спорах, тяжбах, диспутах и дарует обладателю знаний уважение и почет сограждан, а следствием этого могут быть и богатство, и высокое общественное положение. Наука все более явно становится ориентированной не только на совершенствование техники, но и на развитие интеллектуального, творческого потенциала личности. Таким образом, в ходе научно-технической революции впервые за всю историю человеческой цивилизации интеллектуальное, духовное развитие личности становится ведущим фактором роста материального производства.

Несмотря на то, что невозм-но для всех философских учений признание единого предмета иссл-ния, м вычленить предметую область Ф, к-ая ист-ки изм-ся в границах, опр-х спецификой философского знания.


3. Культур.традиции и типы ф. мышления Востока и Запада.
ВОСТОК: Первые ф. учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и разв-сь в тесном переплетении с религ. воззрениями.

Ф. традиция Индии зародилась во II-I тысячелетии до н.э. Одной из первых систем индийской ф-и стала Веданта. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем, или чистом сознании - Брахмане. Реальный мир не имеет собственной сущности - это лишь иллюзорная реальность, за к-рой скрывается все тот же Брахман. В каждой чел.душе также имеется неизменная сущность, чистое сознание. Ведантисты считали, что чел.родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Др.Ф.системы Индии - буддизм, ведизм, локаята. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. Буддизм не является единым, существовали десятки его течений, в настоящее время более 300 течений. Б. - это идеология.

Расцвет ф-и Др.Китая приходится на 6-Звв. до н.э., когда со своими учениями выступили и другие мыслители. Основные, направления:

1)Даосизм - одна из самых известных школ древнекит. философов. Мир пребывает, согласно даосизма, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения состоят понятия "дао"(пути) и"дэ"(сила). Даосизм - все в мире находится в развитии. Даосизм постепенно превратился в религию.

2)Конфуцианство - порядок в общ-ве устанавливается благодаря правильному отношению чел. к природе и к другим людям. Концепция человеколюбия - сов-ть идей преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность. Конфуций: создал нравственное учение: 1. Забота о людях. 2. Золотая средина. 3. Человеколюбие.

3)Моизм - основан на идеях всеобщей любви, преуспеваемости и взаимной пользы. Особенности - в древнем Китае не было разделения труда между философами и политиками; отсюда прямая подчиненность ф-и полит, практике. Господ-щее место в Ф. заняли вопросы управления гос-вом, отношения между «верхами» и «низами», этики, ритуала и определили практич-й подход к жизни общ-ва. Сами философы были советниками или министрами у правителей. Ф. была обособлена от естествознания.

ЗАПАД: Античная Ф. (Др.Греч/Римск) начала склад-ся в VII в. до н.э. Форм-сь под влиянием восточн. мифологич. и ф.учений - 1-я попытка сформ-ть рац. картину мироздания. 4 этапа развития античной Ф.:

  1. Досократовский (7-6 вв. до н.э.) - вопросы об основах мироздания и источниках движения.

  2. Классический (5-4 вв. до н.э.) - анализ процессов познания, что такое сущность объектов, явлений, процессов. (Платон, Аристотель)

Платон первым сформулировал положение, согл. кот. всякая вещь и вообще все, что сущ-ет на свете, имеет свою идею. Идея вещи - указание на совокупность ее существенных свойств. Платон разработал учение об идеях как объективно сущ-щих сущностях всех вещей. Идеи первичны, они управляют миром, будучи тождественны бытию. Сущность отделена от конкретных вещей, явлений, процессов. Идеальное гос-во по Платону -это общество, состоящее из трех соц. групп: правитель, стратеги, производители. Методом познания у Платона является диалектика. Философия Плотона - первая рац-но, логически построенная система объективного идеализма.

По Аристотелю, основу всякого бытия составляет так называемая первая материя. Он считал.что душа присуща всем объектам живой природы. Она имеет 3 уровня: вегетативный— душа растения; чувственный—преобладает животных; разумный—присущ лишь человеку. Идеал государства—общество, к-рое опирается на част, соб-ть, на орудия труда, рабов и землю.

3. Эллинистический (3-2 вв. до н.э.) - вопросы, связанные с осмыслением места человека в обществе и государстве. В греческой Ф. - Эпикур. Вопросы о смысле жизни, нравственности, жизни и смерти, выживания в экстремальных ситуациях. Впервые были переосмыслены вопросы взаимоотношения человека и общества.

4. Римский (1 в. до н.э. - 529 г. н.э.) - продолжилась разработка тематики 3-го периода. Лукреций. Ни в одном из последующих периодов не терялась тематика, интенсивно разрабатываемая в предшествующий период.

Типы ф.мышления: смена эпох - античность, - ср.века, новое время, современность. В зависимости от направленности мышления:

  1. классическая Ф. - сист. целостность, завершенность, преобладание рац. объяснения мира, вера в науку, способность разума, переустройство мира на началах разума, вера во власть.

  2. неклассическая Ф. - иррациональная традиция (Шопенгауэр, Ницше), соц-псих. Программы (изменение мира) - марксизм, переосмысление приоритетов (аналитическая философия), экзистенциализм (психоанализ) - расширяется круг философской рефлексии.

Для Запада характерно рациональное начало, а для Востока иррациональное.

3. Ф - это эпоха, схваченная в мысли (Гегель) и вседа "дочь своего времени"(Фейербах)., это теория самосознания человееской культуры.

?Смена эпох в человеческой истории позволяет выделить ф. Античности, Ср. веков, эпохи

Возрождения, Нового времени, современную ф.

Общая ориентация определила клас-кий и неклас-кий типы ф.

Клас. ф(17-19вв) была ориент-на на системат-ю целостность, завершённость, основыв-ся на чувстве упорядоченности мироустр-ва.его гармонии, доступной рациональному постижению, убежд-ть в универс-ти методов познания, всеобщности принципов развития истории. Хар-на вера в науку.разум, прогресс. Высшей, абсол. ценностью явл. разум, к-рый рассм-ся и как познават-я спос-сть, и как ср-во объяснения мира и человека через уст-ние причинно-сл-х связей, и как ср-во переустр-ва и соверш-ия мира и человека, и как неисчерпаемый потенциал творчества.

В некл.ф. пр-т переоценка возм-ти рац-го постижения мира, расш-ся проблемное поле ф. исследования, объектом анализа ст-ся уникальные проявл-ия чел-го бытия, к-рые нельзя объяснить посредством рац-х абстракций - поток жизни, страх/тревога, одиночество, игра... Условно в некл.ф. м выделиь неск-ко программ:

*иррационалистическая традиция(Шопенгауэр, Ницше)

?социально-критическая, ориент-ая не только на объяснение, но и на изм-ие социума(марксизм, неомарксизм, постмарксизм)

*критико-анал-ая пр-ма, вкл-я в себя переосм-ие научно-рациналистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм, постпозитивизм, аналит-ая ф. ,структурализмО *экзистенциально-антрополого-психол-я пр-ма переосмысления ф. самосознания 9феноменология, герменевтика, психоанализ, экзистенционализм)

Ф пр-ки одновр-но возн-ла на 3-де и на В-ке.Становл-ие вост-й ф. пр-ло в двух традициях -кит-й и инд-й. Вост. мысль во многом близка античной - общее проблемное поле. В отл-ии от 3. (античной), вост. ф не стала полн-тью ОТК-ся от мифолог-й традиции, усложняет, развивает истины, отр-ые в мифах, привлекая для этого лог-й аппарат. Духовные искания 3 напр-ны в сторону поиска абсол. истины ( в период класс ф) и сути отдельных фноменов чел-го бытия - воли, страха, любви (в некл ф), а В - к поиску абсолбтного смысла вечности, слияния с вечностью.

Пафос рус и бел ф - в искании нрав-х основ жизни, справ-го её устр-ва. Клас. з ф свой пафос видела в большей степени в гносеологии и логике. Ф всегда определяла становление и развитие нац-го самосознания.

К концу 20 в новое почтение текстов рус и бел мысл-лей показало, что они принадл-т к общей традиции некл европ-го философ-ия. Во мн-х сл именно рус и бел мыслители обозн-ли и инициировали ключевые ф напр-ия, идеи и ходы мысли ф. поисков посл-х двух столетий, определив значимые повороты в становл-нии нац-го самосознания. Влияние на разв ф в России- ТВ-во Петра Могилы, деят-т лидера лат напр-ия Симеона Полоцкого (сторонник секуляризации - перехода от духовной к светской - культуре и обращения к человеку. В 18в - в контексте реформ Петра1, что в идейном плане опр-сь твор-м Феофана Прокоповича, ориент-го на рационал-ую интерпр-цию богословия и ф. 18-19в - идеи гуманизма, научности образ-ти (Ломоносов,Новиков,Радищев, галич. Начиная с Чаадаева рассм-ся осн пр-ма концептуализации "Россия и Запад" (р судьба пр-ся траг-й, забл-ся на истор-х дорогах). Обозн-я пр-ма ост-ся центр-й как для рус, так и для бел ф до сегодн-го дня.

Периоды истории бел ф мысли:

Тылковский - девятитомная 23анимательная ф" - систематизированное изл-ие учения Аристотеля в истолковании Фомы Аквинского; Казимир Лещинский (немат-го начала мира не сущ-т, обезглавлен и сожжён на костре, не верил в воскресение из мёртвых и страшный суд); Симеон Полоцкий (верил мир создан Богом и стоит на двух началах - матер-м и духовном, а чел-к причастен к обоим началам), Дунин-Мартинкевич, Кастусь калиновский. Фр богушевич. Янка Лучина. Алоиза пашкевич (тётка), янка Купала, я Колас Игнат Абдиралович(Канчевский) "Адвечным шляхам" в 1921г. в Вильне. Ивановский, Никольс*ий,Бернард Быховский, Александров, Вячеслав Семёнович Стёпин.

4. Философия и национальное самосознание.

Самосознания нации включает в себя:

осознание этнической общности и уважительное отношение к другим этносам; приверженность к национальным ценностям (языку, территории, народному творчеству); осознание социально-государственной общности; патриотизм;

сознание важности солидарности в национально-освободительной борьбе.

5. Онтология и метафизика как формы ф.осмысления бытия. Основные формы бытия.

Онтология -учение о бытии, осн-х формах сущ-я природ., соц. и дух. реальности, содержании категориальной сис-мы и наиболее общих законов, воспроиз-щих ее стр-ру и динамику. Осн.вопрос: что сущ-ет?

Метафизика - (термин предложил Андроник Родосский 1в до н.э. при систематизации произведений Аристотеля) способ мышления, предпол-щий рассм-е вещей как неизм-х и независ-х др.от др. и отрицание внутр. противоречий как источника развития. Ф учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.познания, человека, культуры. Ст-ся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире, (мета - за, за физикой). Предмет - бытие, мерой к-рого явл-ся реальность.

В среднев-й ф метаф-ка выступает как высшая форма познания бытия (фома Аквинский отожд-л метафизику и теологию(познание божественного)) Новоевроп-я метаф-ка объектом иссл-ия сделала природу, вся традиц-я проблематика рассм-сь через математ-е естествознание, метаф превр-сь в метафизику познания, основа - проблема абсолютной достоверности знания. (Декарт).

Бытие означает: 1)совок-сть матер-х образований (вещей, явл-й, проц-в) в их противопоставлении идеальному. 2)совок-сть всего сущ-щего "здесь"и "теперь". 3)способ сущ-я матер, и дух. образований, сост-щих богатство вещей, явлений и процессов реального мира.

4 основные формы бытия:

1)Бытие вещей - А У.бытие вещей, явл., проц. «первой природы» (объективн.и первичная реал-сти, сущ-шие млрд. лет до чела (био- и геосфера, атмосфера, ближний и дальний космос). 1.2. бытие произведенных чел-ом вещей - бытие «второй природы» (комплексная природ.-дух.-соц-я реал-сть, включ-я в себя созданные чел-ом предметы повседневн.обихода, техносферу, произв-ю и соц.инфраструктуру).

2)Бытие человека - 2.1. бытие чел-а в мире вещей (его сущ-е как "вещи среди вещей", связ-е с общ. для чела и вещей природы законами) 2.2. специфически чел-е бытие (жизнед-сть чел. во всей полноте ее проявлений, в единстве телесного (физич.), биолог, и соц. измерений. 3)Бытие фяговного(идеального)- 3./.бытие индивидуализированного дух-го (проявления сознания индивидуального чела). 3.2.бытие объективированного дух-го (формы материализации дух. образований (представлении о мире, Боге, добре, истине, справедливости и др.), порождаемые чел. культурой: знаково-символические естеств. и искусст. языки; произведения искусства; технические носители информации (книги, газеты, пленки, диски и т.д.). 4)Бытие социального - 4.1. бытие отдельного чела в общ-ве и истории - имеет много общего с соц. измерением спец-ски чел-го бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество) и жизнед-сти отдельного чел-а в рамках опред-го чел. сообщества и соц. группы в конкретную историч. эпоху, а также механизмы предопределенности его поведения и деят-ти спецификой общественно-исторических условий и активного возд-я с его стороны на ход историч. событий.

4.2 бытие общ-ва — это совок-сть проявлений его жизнед-ти как целостного организма в единстве матер.-производ. и дух. сфер, движущих сил и механизмов обществен но-историч.развития, культурно-цивилизационных явлений и процессов. Категория небытия озн-т св-во вещей и явлений не существовать, быть нереальными.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации