Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребёнок к обучению в первом классе. Определение психологической готовности ребёнка к школе - файл n1.doc

Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребёнок к обучению в первом классе. Определение психологической готовности ребёнка к школе
Скачать все файлы (2023.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2024kb.01.02.2014 07:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Белова Т. В., Солнцева В. А.

Б 43 Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Определение психоло­гической готовности ребенка к школе. — М.: Издательство «Ювента», 2005. — 64с: ил.

УДК 37.015.324 (078) ББК74.00я7
Художественное оформление и макет Т. С. Шаляпина Художники В. А. Цепилова, П. А. Пименов

Из этой книги, написанной простым и доступным языком, вы узнаете, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, на каком уровне развития должны находиться его психические функции. Авторы расскажут об особенностях непро­стого периода, называемого мудрыми словами «старший дошкольный возраст». Вы пойме­те, как нужно относиться ко всем проявлениям незапланированной и далеко не всегда ра­дующей окружающих самостоятельности вчера еще спокойного и послушного чада.

Методики, представленные в книге, помогут вам самостоятельно найти слабые места в развитии ребенка и скорректировать их. Это позволит вам избежать многочисленных про­блем, связанных с обучением ребенка, а также сбережет ваши родительские (или препода­вательские) нервы.

Белова Татьяна Владимировна Солнцева Вера Александровна

Готов ли ребенок

к обучению в первом классе?

Определение

психологической готовности ребенка к школе

Ответственный за выпуск Ю. И. Веслинский

Литературный редактор Е. Л. Ерохмна

Художественный редактор Т. С. Шаляпина

Технический редактор Н. Г. Масленникова

Компьютерная верстка В. Н. Зиновьева

Корректор О. Б. Андрюхина

Подписано в печать 09 03 2005. Формат 84x108'/i6. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Печ. л. 4,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 5107,

Издательство «Ювента» (структурное подразделение ООО »С-инфо-|

125284 Москва, а/я 42

Телефон: (095) 796-92-93 Факс: (095) 796-92-99 E-mail: booksale@si.ru Адрес в Интернете: www.books.si.ru

Приобрести книги можно в магазине издательства по адресу:

Москва, ул. 1905 года, д. 10А Телефон: (095) 253-93-23 Часы работы: о 10 до 19 часов Выходные: воскресенье, понедельник

Отпечатано с готовых диапозитивов

в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ».

127473, Москва. Краснопролетарская. 16

Т. В. Белова, В. Д. Солнцева



Определение







психологической готовности ребенка к школе


УДК 37.015.324(078} ББК 74.00я7 Б 43

Уважаемые читатели!
Если Вы родитель, чье любимое детище готовится в ближайшем будущем стать первоклассником, — это Ваша книга.

Если Вы специалист, занимающийся подготовкой дошкольника к суровым будням школьной действи­тельности, — эта книга для Вас.

Если Вы специалист, занимающийся отбором детей в школу и принимающий на себя нелегкий груз ответ­ственности по определению их готовности к обуче­нию, — эта книга для Вас.

Если Вы студент педагогического колледжа или ВУЗа, ступивший на непростой и тернистый путь подготовки нашей будущей смены, — эта книга для Вас.

Эта книга поможет Вам избежать многих проблем, связанных с обучением ребенка в школе, и сбережет Ваши родительские (или преподавательские) нервы.


ISBN 5-85429-209-2
© Издательство «Ювента». 2005

© БеловаТ. В.,Солнцева В А 200;

Ориентация в окружающем мире

Дети седьмого года жизни должны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, обладать сведениями о предметах окружающего мира, иметь элементарные знания о закономерностях природных явлений, о своем ме­сте в окружающем мире (в семье, детском коллективе и т. п.).

Рекомендуемые вопросы

  1. Как тебя зовут?

  2. Сколько тебе лет?

  3. Как зовут твоих папу и маму?

  4. Где ты живешь? (Название города, поселка, села.)

  5. Какие ты знаешь времена года? (Какое у нас сейчас время года? Какие еще времена года ты знаешь? Какие ты знаешь дни недели? Какие ты знаешь месяцы? Какой месяц у нас сейчас?)

  6. В какое время года падает снег? (В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года листья на деревьях желтеют? В какое время года созревают ягоды?)

  7. Чем отличается день от ночи? (Чем отличается зима от лета? Что бывает на земле после дождя?)

  8. Каких ты знаешь домашних животных? Диких животных? Чем отличаются домашние животные от диких?

  9. Каких ты знаешь птиц? Чем отличаются птицы от животных?

10.Какие ты знаешь растения? (Какие ты знаешь цветы? Какие растения растут в огороде на грядке? Какие плоды растут на дереве в саду?)
Примечание

Правильными считаются ответы на вопросы 1, 3, если называются уменьшительные имена.

На вопросы 8, 9, 10 если называются 2—3 наименования. При этом в во­просе 8 ребенок не должен путать домашних и диких животных, а в вопро­се 10 должен различать фрукты и овощи.

По результатам опроса определяется итоговый уровень ориентации в окружающем мире. На основе подсчета количества знаков «+»опреде­ляется:

Развитие (сформированность) психических функций

Мышление

Специалисту, проводящему исследование, необходимо иметь в виду, что мышление — это неоднородный процесс, который состоит из операций и в своем развитии проходит несколько этапов. Поэтому прежде, чем начать диа­гностику, необходимо определить, какие именно виды и операции мышления нужно диагностировать.

Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллекту­альных нарушениях, таких, как задержка или отставание развития психических функций, но также и в его индивидуальных особенностях — например, таких, как неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению, неумение сосре­доточиться или организовать свою деятельность. Поэтому особенно важно опреде­лить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть. Задания, которые предлагаются ребенку, должны быть направлены на диагностику различных сторон мыслительной деятельности (продукта процесса самой деятельности) и исследо­вать различные виды мышления. Поскольку мышление предполагает ориентировку в соотношениях между предметами, то эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением и сло­весным описанием. Тем самым определяется и изучаемый вид мышления — на­глядно-действенный, образный, схематический, словесно-логический.

Рекомендуемые задания

1. Словесно-логическое мышление (рассказ по картинке)

  1. вариант. Ребенку показывают сюжетные картинки {КАРТОЧКА 1) и просят рассказать, что на них изображено (кто изображен, что делают изображенные на картинке люди, как можно назвать эту картинку). При наличии у ребенка затрудне­ния в составлении связного рассказа по сюжету картинки специалист может помочь ребенку, задавая наводящие вопросы.

  2. вариант. Перед ребенком раскладывают в случайном порядке 4 картинки (КАР­ТОЧКА 2 и КАРТОЧКА 3). На картинке должна быть изображена хоро­шо известная ему ситуация. Специалист просит ребенка разложить картинки по порядку, в соответствии с последовательностью изображенных на них событий и объяснить, почему он разложил их именно так.

Примечание

При анализе результатов в исследовании словесно-логического мышле­ния (задание 1) учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике событий. Если ребенок кладет карточку неправильно, то специалист может спросить ре­бенка, уверен ли он, что эта картинка (показывается, какая именно) лежит на своем месте, и почему именно так, а не иначе он ее положил. Если же ребенок не может обосновать свой выбор и не может правильно поло­жить картинку, тестирование заканчивается. В том случае, если ребенок исправляет ошибку, тест повторяется с другим набором картинок для то­го, чтобы проверить обучаемость ребенка. Это особенно важно как для расторможенных детей, так и для тех детей, с которыми по каким-то при­чинам не занимались развитием словесно-логического мышления. При обучении нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ре­бенком, проговаривая ее содержание. Затем анализируется содержание всего рассказа, придумывается его название. После этого ребенку пред­лагается разложить картинки по порядку. Как правило, большинство де­тей успешно справляется с заданием. Однако при наличии у ребенка се­рьезных интеллектуальных нарушений необходимо раскладывать картинки вместе с ним, объясняя ему при этом, почему та или иная кар­тинка кладется именно на это место. В конце совместно с ребенком вос­производится весь сюжет. При этом взрослый каждый раз указывает на ту картинку, о которой идет речь в данный момент.

В задании 1 знак «+» ставится в том случае, если ребенок правильно понимает смысл происходящих на картинке событий, правильно опи­сывает действия, выполняемые изображенными людьми, цель этих действий. Знак «—» ставится при непонимании общего смысла проис­ходящих событий, неправильной оценке характера выполняемых дей­ствий и конечной цели деятельности. Знак«+—» ставится при промежу­точном варианте.

2. Обобщение

Перед ребенком поочередно выкладывают картинки на каждой из которых изо­бражены четыре предмета (КАРТОЧКА 4 и КАРТОЧКА 5). Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на картинки, ко­торые я сейчас буду тебе показывать. На каждой из них изображено четыре предмета. Три из них имеют что-то общее, их можно объединить и дать им одно название, а один предмет будет лишний. Твоя задача — найти этот предмет и объяснить, чем он отличается от трех остальных».

Примечание

Выполнение задания оценивается знаком «+», если ребенок правильно объединяет изображенные предметы на картинках в группы по основ­ному признаку (овощи, цветы, птицы и т. п.) и может объяснить, чем «лишний» предмет отличается от остальных трех. Знаком «—» оценивается неумение ребенка выделить существенные и несущестоеиные признаки предмета, затруднение при объединении предметов в груп­пы, неумение дать выделенной группе общее название. Промежуточ­ный вариант, указывающий на недостаточную сформированность уме­ния ребенка выделять существенные и несущественные признаки предмета, оценивается как «+ --». В этом случае при допущении ребен­ком ошибки специалист должен помочь ребенку правильно объединить предметы в группы, объяснить ему значение существенных признаков предмета. При этом внимание обращается на обучаемость ребенка.

Память

Непосредственная, или механическая, память характеризуется объемом запо­минаемого материала, скоростью и точностью запоминания и длительностью хранения.

При определении школьной готовности исследуются такие виды памяти, как образная (зрительная) и (или) словесно-логическая (слуховая). При этом выбор при исследовании может ограничиться каким-то одним видом памяти или же, ес­ли результаты обследования не удовлетворяют специалиста, можно исследовать оба вида.

Рекомендуемые задания

1. Словесно-логическая (слуховая) память.

Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я назову тебе 10 слов, а ты должен внимательно их выслушать и постараться запомнить.

Слушай: дом, колесо, собака, лопата, чашка, колокольчик, огурец, каран­даш, воробей, дождь.

После этого специалист просит назвать те слова, которые ребенок запомнил.

Возможные варианты слов для запоминания:

  1. Медведь, стол, туча, краска, елка, луна, мороженое, коробка, платье, ложка.

  2. Камень, игрушка, снег, конфета, цветок, лиса, арбуз, тарелка, лужа, сорока.

  3. Лимон, курица, тетрадь, диван, клумба, ящик, автобус, ромашка, ботинок, свисток.

2. Образная (зрительная) память.

Перед ребенком выкладывают 10 картинок с изображением различных предме­тов: растений, животных, предметов домашнего обихода и т. п. (КАРТОЧКА 6). Важно, чтобы в наборе содержались разнообразные знакомые ребенку пред­меты. Специалист просит его запомнить, что изображено на картинке. Ребенок рассматривает картинки приблизительно в течение 2—3 минут. После этого кар­тинки убирают и просят ребенка назвать те предметы, которые были изображены на картинках.

Примечание

При анализе результатов учитывается способность ребенка к запо­минанию заданного материала. Объем непосредственной механиче­ской памяти определяется следующим образом: если ребенок вос­производит из 10 предложенных ему для запоминания стимулов (картинок или слов) 7 единиц, то такой результат оценивается как «средний уровень»; объем 5—7 единиц оценивается как уровень «ни­же среднего», объем 8—10 единиц оценивается как «высокий уро­вень» запоминания.

Внимание

Определяется уровень развития произвольного внимания, которое является необходимым условием успешности учебной деятельности.

При этом выбор при исследовании может ограничиться каким-то одним из предложенных вариантов определения уровня развития (сформированности) произвольного внимания или же, если результаты обследования не удовлетворя­ют специалиста, можно использовать оба предложенных варианта.

Рекомендуемые задания

1 вариант. Оценка уровня концентрации внимания

Специалист просит ребенка зачеркнуть на бланке (КАРТОЧКА 7) указанный в образце значок (ромб): «На этой таблице изображены различные фигурки. Ты должен просмотреть всю таблицу строчка за строчкой и зачеркнуть все ромбы (вот такой зна­чок, который изображен здесь на образце). Сделать это нужно как можно быстрее».

2 вариант. Оценка уровня устойчивости внимания

Специалист показывает ребенку рисунок, на котором изображены 10 перепле­тенных линий (КАРТОЧКА 8): «Ты видишь на рисунке переплетенные линии. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), но эти номе­ра не совпадают. Проследи глазами за каждой линией от начала до конца. Нель­зя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ты должен назвать номер ли­нии слева — там, где она начинается, а затем ее номер справа — там, где она заканчивается».

Примечание

1 вариант. При анализе результатов учитывается количество ошибок — пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков, а также время вы­полнения задания. При выполнении задания в течение не более 3—5 ми­нут и количестве ошибок не более 3 ставится знак «+» и уровень развития концентрации внимания оценивается как «высокий». Если вре­мя выполнения задания более 7—10 минут и (или) количество ошибок более 10, ставится знак «—» и уровень развития внимания оценивается как «низкий». При промежуточных вариантах ставится знак «+—» и ре­зультат оценивается как «средний уровень».

2 вариант. Анализируется время выполнения всего задания и количество ошибок в работе. При выполнении задания за 1—2 минуты и без ошибок ставится знак «+» и уровень развития концентрации внимания оценивает­ся как «высокий". При времени выполнения задания более 5 минут и (или) количестве ошибок более 3 ставится знак «—» и уровень развития внима­ния оценивается как «низкий». При промежуточных вариантах ставится знак «+—» и результат оценивается как «средний уровень».

Восприятие

Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что де­ти не умеют выделять информативные точки и рассматривают весь предмет цели­ком. Поэтому сам процесс восприятия у них может длиться достаточно долго. В результате затрудняется систематизация образов, что в дальнейшем может яв­ляться препятствием для успешной учебы в школе.

Низкий уровень развития восприятия при обследовании предметов может заклю­чаться в том, что действия восприятия у ребенка недостаточно интериоризированы, то есть для того, чтобы хорошо воспринять предмет, ребенок должен обязательно его потрогать, а для того, чтобы сравнить предметы, ребенок должен приложить их друг к другу. Без этих действий сформированный образ предмета может быть неточным.

Рекомендуемые задания (по методике «Эталоны» Л, Венгера) Используются таблицы с изображением различных фигур. Внизу дан эталон, ко­торый служит основой для 4 фигурок из 16, нарисованных в таблице (КАРТОЧКА 9). Специалист должен иметь вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям в процессе обучения.

Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Посмотри на эту фигурку (показывает эталон). Она спрятана среди других фигурок. На нее надеты допол­нительные украшения, чтобы ее труднее было найти, но ее форма осталась преж­ней. Найди ее в таблице».

После предъявления инструкции ребенку дается возможность хорошенько рас­смотреть эталон, а при необходимости даже провести рукой по его контуру. За­тем внимание ребенка переносится на таблицу, в которой он должен найти фигур­ку. Ему дается вырезанный из картона эталон, и он прикладывает его к разным фигуркам до полного совпадения с одной из них, которая и является искомой.

Тестирование проводится в четыре серии, по каждому из четырех представленных эталонов. Успешное выполнение каждой серии отмечается в протоколе знаком «+».

Следует обратить внимание на количество ошибок и на характер деятельно­сти ребенка. Если ребенок затрудняется в ответе и не может найти правильную фигурку, надо предложить обвести пальцем все контуры фигурок, сравнив с контуром эталона. Если эта помощь приводит к правильному решению, то ре­зультат оценивается как «+—». Можно сделать вывод о том, что действия вос­приятия плохо интериоризированы, а это для детей старшего дошкольного возраста является показателем отставания.

Такие задания являются не только диагностическими, но также развивающими и коррекционными (причем осуществляется коррекция именно того процесса, ко­торый нарушен у ребенка).

Примечание

Уровень восприятия оценивается как «высокий», если все четыре серии теста выполнены со знаком «+» или же три серии со знаком «+» и одна со знаком «+—». Уровень восприятия оценивается как «низкий», если все четыре серии выполнены со знаком «—» или же три серии со знаком «—» и одна со знаком «+—». Промежуточные варианты оцениваются как «средний уровень».

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации